Архитектура и проблемы градостроительства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура и проблемы градостроительства



Промышленный переворот всего за столетие коренным образом изменил города воздействием новых социально-экономических процессов и новых систем производства. Города развивались в небывалых темпах. В Англии, где урбанизация началась ранее всего, население Лондона за 19 столетие увеличилосьв6 раз /ок. 1 млн. жителей в 1801 году, 6.5 млн. – к концу столетия/, в Манчестере оно выросло с 75 тыс. до 600 тыс. Почти так же быстро рос Париж – с 500 тыс. в 1801 году до 3 млн. в 1901 году. Особенно динамичным был рост американских городов – Нью-Йорк за столетие увеличил свое население с 33 тыс. до 3.5 млн.; основанный в 1833 году Чикаго к 1850 году имел 30 тыс. жителей, к концу столетия – 2 млн. В России бурный прирост городского населения начался после реформы 1861 года – за сорок последовавших за ней лет оно увеличилось с 74 до 133 млн. человек. При этом население С.-Пе-

тербурга выросло втрое – с 500 тыс. до 1.5 млн. человек. Такая динамика породила множество новых проблем – социально-функциональных, коммуникационных, санитарно-гигиенических, правовых, - выходивших за традиционные границы градостроительного искусства и компетенции архитекторов. Профессия утрачивала свое былое влияние на формирование макропространств города и его крупных составляющих. Разваливалась комплексность решения городских проблем.

 

После достижений позднего классицизма, основывавшихся на всеохватывающем контроле централизованной власти над развитием городов, наступил кризис идей градоформирования на фоне мощного количественного разрастания городской среды. Последнее, как правило, было стихийным или подчинялось простейшим закономерностям, более зависевшим от механизмов управления недвижимостью и техники землеустройства, чем от всесторонне осмысленных концепций организации пространства. Во второй половине 19 века в большинстве стран стало складываться градостроительное законодательство, все более жестко регулировавшее развитие населенных мест на основе санитарно-гигиенических норм и принципов функционирования развивавшегося транспорта. Новые законы и нормы также не выходили за пределы утилитарного. Даже немногие крупнейшие проекты, такие как перепланировка Парижа, Вены, Барселоны, основывались на трансформации композиционных стереотипов классицизма.

 

Самым значительным градостроительным предприятием века, породившим множество подражаний, была реконструкция Парижа, которую в период “Второй империи” возглавил с 1852 года префект департамента Сены барон Ж.-Э. Осман. Главной задачей реконструкции стало создание сети коммуникаций, обеспечивающих удобные связи между главными узлами городской жизни и районами города, разделенного руслом Сены. Основными ее элементами стали два диаметра, прорезающих город с запада на восток и с севера на юг. Систему объединили несколько концентрических бульваров и дополнили звездообразные локальные структуры в восточной и западной частях города, расходящиеся от площади Звезды /ныне де Голля/ и площади Наций. К системе были подключены железнодорожные терминалы. Прокладывались новые прямые улицы, большая протяженность которых снимала проблему завершенности перспектив. Увеличивалась их ширина /минимальная – 19 м, Елисейских полей – 60 м, бульвара Обсерватории – 90 м, авеню Императрицы – ныне авеню Фош – 140 м/. Регулярные ряды деревьев вдоль бульваров /а ими становились почти все реконструируемые и новые улицы/, единообразная обстройка единой высоты завершали образ столицы, управляемой сильной властью.

 

Именно последнее более всего впечатляло и сделало “османновский” Париж образцом реконструктивных мероприятий во множестве столичных и просто крупных городов Европы и Америки во второй половине 19 века. Предметом подражания и воспроизведения становились, однако, частности, получившие статус знаков столичности – прямые широкие бульвары с непрерывной регулярной обстройкой, улицы, стягивающиеся к площадям. Системность замысла, осуществленная в Париже, осталась для того времени уникальной.

 

Другим эталоном столичности /возникшим под влиянием работ в Париже/ стал перестроенный центр Вены, столицы Австро-Венгерской империи. По указу императора Франца-Иосифа были снесены бастионы, подкова которых, концами упиравшаяся в берег Дунайского канала, охватывала историческое ядро города0- Старую Вену. По проекту архитекторов Зикардсбурга и Ван-дер-Нюлля с 1858 года на освободившихся местах прокладывался широкий бульвар, по сторонам которого как обособленные монументы расставлены крупные общественные здания. Главным звеном в этой цепи стал комплекс императорского дворца – Хофбург, который проектировал Г. Земпер. Бульвар превратился в экспозицию разнородных вариаций архитектуры выбора. Чрезмерность открытых пространств, несоизмеримых с пространственными величинами старого города, отсутствие связи между зданиями-монументами и окружением резко критиковал архитектор Камилло Зитте /1843-1903/. Он предложил создать перед главными объектами соразмерные им пространства площадей, дополнив систему домами и аркадами. В книге “Художественные основы градостроительства” /1889/ Зитте развернул сравнительный анализ города конца 19 века, поставленного в полную зависимость от решения утилитарных проблем, и центров городов европейского средневековья и Ренессанса с их средой, несущей гуманные ценности. Альтернатива современному состоянию виделась ему как возвращение к естественной живописности городских пространств, подчиненной непредвзятому осмыслению конкретных ситуаций и соблюдению соразмерных человеку величин, что имело известный отклик у архитекторов на рубеже столетий. Но главная заслуга Зитте – утверждение художественных начал градостроительного искусства, необходимости рассматривать город как предмет художественного творчества, своего рода Gesamtkunstwerk /28/.

 

Для крупных городов 19 век остался, однако, прежде всего, временем стихийного роста, которому противопоставлялись усилия по “регуляризации”, носившей, чаще всего, характер внесистемный и практически всегда – утилитарно-рассудочный. Обычным ее приемом стала застройка по канве равномерной прямоугольной уличной сети, иногда дополненной диагональными направлениями. Повсеместно используемый при создании и развитии американских городов, этот прием стал обычным и в Европе. Здесь примером его наиболее последовательного применения стала Барселона. План ее, основанный на планировочной сетке, параллельной морской набережной и распространяющейся на 22 квартала в глубину, создал в 1859 году инженер Ильдефонс Серда, автор термина “урбанизация”. Сетку прорезают два диагональных проспекта, которые пересекаются в центре.

 

Менее тривиальны градостроительные идеи 19 века, связанные с созданием малых поселений, противопоставленных неуправляемой урбанизации. Начало положили просвещенные предприниматели, выводившие свои фабрики из хаотических конгломератов промышленных зон и трущоб, складывавшихся в периферийных зонах крупных городов. При фабрике, вынесенной за пределы городской территории, создавался поселок с жилищами для рабочих и традиционным комплексом городских учреждений /церковь, школа, больница, богадельня, торговые лавки и пр./. Затраты патернализма окупались повышением производительности труда и всесторонним контролем за рабочей силой, попавшей в полную зависимость от работодателя, который был также владельцем жилья и системы обслуживания. Такие поселки получали обычно живописную структуру, подчиненную рельефу места, и малоэтажную застройку с придомовыми участками, объединенную в кварталы.

 

Одним из наиболее ранних поселков такого рода стал Салтейр в Йоркшире, Англия, построенный Титусом Салтом в 1853 году для рабочих его текстильной фабрики. Использование протяженных сблокированных домов, традиционных для английских городов, продиктовало здесь относительно жесткую организацию плана. Более свободна следующая характеру средневековых селений организация поселков Борнвилл близ Бирмингема /1879-1895, фабрикант-владелец Кедбëри/ и Порт-Санлайта близ Ливерпуля /с 1886, фабрикант Ливер/. Оба они имели население около 4 тыс. человек и застраивались коттеджами с архитектурой в духе “Движения искусств и ремесел” или “рустических” построек Р.Н. Шоу. Поселки непосредственно соприкасались с промышленными комплексами. В 1870-е подобные поселения стала строить в Германии близ Эссена знаменитая фирма Круппа. Началось их строительство и во Франции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.005 с.)