Программа к государственному экзамену по БЖ 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа к государственному экзамену по БЖ



Программа к государственному экзамену по БЖ

 

Теоретические основы безопасности человека

Понятие об опасности и безопасности. Виды опасностей. Источники, причины их возникновения. Классификация опасностей (природные, техногенные, социальные, смешанные). Объекты безопасности, их взаимообусловленность. Безопасность жизни как наука. Предмет, методология, теория и практика безопасности. Системный подход к анализу статистики и причинного комплекса опасных ситуаций. Безопасность и теория риска. Классификация опасных ситуаций по критериям риска и уровню управления.

2. Основы общей теории безопасности. Современный взгляд на общую теорию безопасности

Безопасность как условие и потребность жизни человека. История вопроса. Безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Уровень безопасности.

Формирование теории безопасности, ее цель и задачи, требования к содержанию. Основные категории и понятия общей теории безопасности. Принципы обеспечения безопасности

 

Современный комплекс проблем безопасности жизнедеятельности

Исторический опыт России и зарубежных стран. Условия безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху. Понятие "современный комплекс проблем безопасности жизнедеятельности". Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности. Демографический взрыв. Понятие устойчивого развития.

 

Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности

Законодательство РФ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Федеральные целевые программы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Международные соглашения. Местное и региональное законодательство.

Понятие "комплексная безопасность образовательного учреждения" и системы обеспечения безопасности. Система мер по достижению безопасности образовательной и производственной деятельности. Формы и методы работы по организации безопасности объектов образования. Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся и персонала, обеспечение безопасности в учебном заведении

 

Органы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Система органов обеспечения безопасности. Система правоохранительных органов РФ: задачи и функции по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Органы госнадзора, государственные инспекции, общественные организации в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности. Мероприятия, проводимые государством по защите населения от всех видов опасностей. Система и организация подготовки населения России в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование опасных и чрезвычайных ситуаций. Средства, способы, сигналы оповещения населения о чрезвычайных и опасных ситуациях.

 

Основы национальной безопасности

Понятие национальной безопасности, национальных интересов. Взаимозависимость безопасности страны, общества, государства, личности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Источники международных опасностей, причины их возникновения, характеристика, превентивные меры. Пути решения проблем безопасности жизнедеятельности. Сферы национальных интересов России и задачи обеспечения национальной безопасности. Демографическая обстановка в России, и ее влияние на безопасность государства. Продовольственная безопасность в стране и в мире. Экономическая, энергетическая и финансовая безопасность.

 

Информационная безопасность

Понятие информационной безопасности. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности РФ. Основы государственной политики, международная деятельность и законодательство в области информационной безопасности. Основные факторы и ключевые проблемы информационной безопасности.

Информационные технологии и здоровье. Негативные последствия глобальной информатизации общества, расширение средств массовой информации и рекламы, их дестабилизирующее воздействие на человека.

Безопасный отдых и туризм

Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов. Подготовка, проведение и обучение правилам безопасного поведения в них. Способы обеспечения жизнедеятельности при вынужденном автономном существовании.

Международный туризм. Ориентирование на местности, в незнакомом городе. Действия при происшествиях за границей. Акклиматизация человека к новым природным условиям. Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях.

Пожарная безопасность

Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий. Пожарная охрана в Российской Федерации. Классификация и причины пожаров. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению. Последствия пожаров. Статистика и прогнозирование. Система оповещения о пожаре. Действия и правила поведения при пожаре. Способы и приемы тушения огня. Характеристика основных огнетушащих веществ. Техника, используемая для тушения пожаров. Способы эвакуации населения. Защита предприятий и населения от поражающих факторов пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности. Соблюдение мер пожарной безопасности в образовательном учреждении. Обязанности учителя. Действия учителя и учащихся при пожаре.

Социология безопасности

Современные социологические теории насилия, конфликтов, безопасности. Природа конфликтов в обществе. Причины социальных конфликтов. Виды конфликтов. Факторы асоциального поведения. Факторы, влияющие на безопасность личности и общества. Культура безопасности как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры в системе обеспечения общественной безопасности.

Гражданская оборона

Система Гражданской обороны в РФ, её структура и задачи. Нормативно-правовое обеспечение гражданской обороны. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Организация эвакомероприятий для населения. Организация мероприятий в области гражданской обороны в образовательном учреждении. Задачи учителя.

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Средства обеззараживания и санобработки. Технические средства разведки и контроля. Разведка очагов поражения и путей безопасной эвакуации. Защитные сооружения гражданской обороны.

 

20. Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности

Курс ОБЖ в школе: актуальность изучения курса, цели изучения, проблемы, содержание. Нормативно-правовое обеспечение предмета. Положение статей Конституции РФ об обучении населения правилам безопасности жизнедеятельности. Закон "Об образовании". Законы Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

Интегративный характер курса ОБЖ. Связь курса ОБЖ с другими предметами общеобразовательной школы. Знания по проблемам безопасности в содержании школьных предметов.

Особенности обучения предмету ОБЖ в условиях Приангарья.

 

21. Методические основы обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности

Формы организации учебно-воспитательного процесса по ОБЖ. Понятие "форма организации обучения". Классификация форм обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения. Урок, экскурсия, практическая, самостоятельная работа, внеклассная работа как формы организации учебно-воспитательного процесса по ОБЖ.

Требования к уроку ОБЖ: дидактические, воспитательные, развивающие, психологические, организационные, гигиенические, этические, управленческие. Проектирование уроков разных типов, самоанализ урока. Проблема воспитания у школьников культуры безопасности.

Компетентность в области основ безопасности. Формирование личности как важная цель курса ОБЖ.

 

Здоровье и его составляющие

Основные понятия и определения здоровья. Здоровье как состояние и свойство организма. Значение здоровья для отдельного человека и состояние здоровья населения России.

Виды и уровни здоровья. Критерии и группы здоровья. Этапы формирования здоровья. Составляющие здоровья: генетический фактор, окружающая среда, образ жизни, уровень медицинского обслуживания. Мотивация и здоровье. Физиологические пробы определения здоровья. Паспорт здоровья. Понятия "здоровье" и "болезнь", статическое и динамическое здоровье. Переходные состояния от нормы к болезни, "третье состояние" (предболезнь). Профилактика болезней как биологическая и социальная проблема. Проблемы мониторинга здоровья. Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся.

Репродуктивное здоровье

Значение репродуктивного здоровья для обеспечения благополучия личности, общества и государства. Репродуктивное поведение и его безопасность. Правовые, экономические и психофизиологические аспекты взаимоотношений полов. Брак и семья. Роль семьи в системе здорового образа жизни человека.

Профилактика ранней (подростковой) и нежелательной беременности. Средства и способы контрацепции. Роль семьи и школы в мотивации создания благополучной семьи. Государственная политика обеспечения воспроизводства населения и демографической безопасности государства.

 

29. Основы профилактики заболеваний различного генеза

Понятие об эпидемическом процессе. Три звена эпидпроцесса (возбудитель, путь передачи, восприимчивый организм). Классификация инфекционных заболеваний. Пути распространения и механизм передачи инфекционных заболеваний. Иммунитет, его виды (врожденный и приобретенный, естественный и искусственный, активный и пассивный). Способы профилактики инфекционных болезней, противоэпидемические мероприятия.

Причины возникновения и распространения инфекционных заболеваний в физкультурно – спортивной практике. Пути передачи инфекции. Инфекционные заболевания, передаваемые через одежду, обувь, снаряжения, личные вещи, через спортивное оборудование. Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний.

 

30. Основы личной гигиены

Содержание понятия "личная гигиена" на уроках ОБЖ в 5-7 классах. Влияние социально-экономических условий жизни на личную гигиену. Гигиеническое поведение человека в различных жизненных ситуациях. Личная гигиена спортсмена. Закаливание, виды, физиологические основы и гигиенические принципы, механизм воздействия на организм

Одежда, обувь свойства и назначение. Типы одежды и обуви. Основные гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.

 

31. Санитарно – эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений.

Гигиенические требования к внешней среде: гигиена воздушной и водной среды. Эпидемиологическое значение почвы.

Гигиенические требования к школьным помещениям и классам. Основные гигиенические требования к строительным материалам, напольным покрытия, спортивному инвентарю, оборудованию. Естественное и искусственное освещение школьных помещений, требования к отоплению и вентиляции. Требования к спортивно-оздоровительным сооружениям: лесопаркам, пляжам, к полям для хоккея, катания на коньках, к открытым и искусственным водоемам.

32. Средства восстановления и повышения работоспособности учащихся и преподавателей в образовательном процессе

Работоспособность и факторы, ее обусловливающие. Образовательный процесс и стресс. Стратегия и методы борьбы со стрессом. Гигиенические особенности двигательной деятельности лиц разного возрастно-полового состава: детей, подростков, лиц среднего и пожилого возраста, гигиенические особенности мышечной активности женщин. Гипокинезия и гиподинамия.

Необходимость формирования мотивации к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.

 

33. Безопасность пищи и питания

Современные представления о здоровом питании. Биологические опасности, связанные с пищей. Генно0модифицированные продукты. Уровни воздействия техногенных факторов на организм человека в процессе употребления продуктов питания. Обеспечение государством продовольственной безопасности России.

 

34. Понятие о вредных привычках, причины их возникновения, распространённость.

Социально – педагогические предпосылки формирования вредных привычек. Предупреждение вредных привычек. Патология влечений и их преодоление.

Алкоголь – особо опасный тератоген. Биохимическое, биологическое и физиологическое действие алкоголя на организм (детей, подростков, беременных и кормящих женщин). Алкоголизм и потомство. Социальные последствия алкоголизма.

Курение. Компоненты табачного дыма и их влияние на дыхательную, нервную и сердечно – сосудистую системы. Активное и пассивное курение.

Профилактика вредных привычек, болезненных пристрастий. Организация мероприятий, программ в поддержку идей здорового образа жизни, по профилактике курения и алкоголизма среди подростков.

 

35. Социальные аспекты наркомании и токсикомании. Психически активные вещества в жизни людей – их позитивные и негативные стороны. Наркомания и токсикомания. Общие понятия. Стадии развития нарко- и токсикоманий. Первые признаки наркомании и токсикомании. Причины употребления наркотиков подростками. Факторы риска наркотизации подростков. Основные наркотические средства, их характеристика, признаки употребления. Классификация: опийная группа; средства, относящиеся к группе "гашиш", изготавливаемые из конопли; группа стимуляторов; группа галлюциногенов; группа психотропных препаратов; группа ингалятов.

 

Первая медицинская помощь

Понятие "неотложные состояния". Причины и факторы их вызывающие. Принципы оказания первой помощи в зависимости от ситуации. Виды медицинской помощи. Основные понятия об асептике и антисептике.

Понятие об умирании и смерти. Умирание как динамический процесс, его фазность: терминальные состояния (предагональный период, терминальная пауза, агония, клиническая смерть). Биологическая смерть, признаки.

Травмы. Общее понятие о травмах. Виды травм: механические (переломы, ушибы), термические (ожоги, отморожения), химические, радиационные, комбинированные, электротравмы. Изолированные, множественные, сочетанные и комбинированные травмы. Общие принципы оказания первой помощи при травмах.

 

37. Закрытые повреждения

Ушибы, растяжения, разрывы связок и мышц, вывихи, сотрясения. Понятие о травматическом токсикозе (синдром длительного сдавливания мягких тканей). Особенности течения закрытых повреждений у детей.

Переломы, их признаки. Особенности оказания первой помощи при открытых и закрытых переломах. Транспортная иммобилизация, основные требования к ней. Стандартные и подручные средства иммобилизации. Лестничная шина Крамера, шина Дитерихса (гибкая). Техника и правила наложения шин на верхнюю и нижнюю конечности. Транспортная иммобилизация при переломах бедренной кости, костей коленного сустава, голени, голеностопного сустава, стопы, костей плечевого сустава, костей лучезапястного сустава и кисти. Переломы позвоночника: иммобилизация при переломе шейного, грудного, поясничного отделов; костей таза, челюстей.

Черепно – мозговые травмы, характеристика. Коматозное состояние и последствия комы. Аспирация. Экстренная помощь пострадавшему в состоянии комы. Правила транспортировки.

38. Раны.

Понятие о ранах. Виды ран, осложнения, первая медицинская помощь при ранениях.

Кровотечения, опасность кровопотери. Виды кровотечений, наружные кровотечения (капиллярное, венозное, артериальное), внутреннее кровотечение. Неотложная помощь при этих видах кровотечения.

Понятие о десмургии. Виды повязок: укрепляющие, давящие, иммобилизирующие, повязки с вытяжением. Мягкие повязки. Перевязочный пакет. Повязки на голову ("чепец"; крестообразная повязка на затылок и заднюю поверхность шеи). Повязки на глаза, нос (пращевидная повязка), на верхнюю конечность (спиральная повязка на палец, повязка на кисть - "перчатка"; повязка на область локтевого сустава ("черепашья"), на грудную клетку и живот, на нижнюю конечность.

Способы временной остановки кровотечения: наложение давящей повязки; пальцевое прижатие артерии к кости; максимальное сгибание конечности в суставе; наложение кровоостанавливающего жгута. Техника наложения жгута, оценка правильности наложения жгута. Остановка кровотечения подручными средствами.

Травматический шок, основные причины его вызывающие, фазы шока, основные противошоковые мероприятия на месте происшествия.

 

39. Термические повреждения.

Термические воздействия и их характеристика. Термические ожоги: признаки, характеристика. Степени ожогов. Правило "девятки". Понятие об ожоговой болезни. Ожоговый шок: лёгкий, тяжёлый и крайне тяжёлый. Противошоковая терапия. Принципы оказания первой помощи при ожогах.

Солнечный удар. Теплоотдача и теплообразование. Понятие о тепловом ударе. Клинические проявления. Первая медицинская помощь.

Отморожения. Характеристика. Признаки отморожения по степени проявления повреждения, неотложная помощь.

Электротравма и поражения молнией. Виды поражения электричеством. Особенности действия электрического тока на организм. Понятие о низковольтной травме и высоковольтной, основные проявления, доврачебная помощь. Поражение молнией. Неотложная помощь.

 

Утопление и отравление.

Виды утоплений: истинное, асфиксическое, клинические проявления. Последовательность проведения реанимационных мероприятий. Правила поведения на воде. Самопомощь при судорогах в воде. Помощь утопающему.

Принципы оказания первой помощи при попадании инородных тел в глаза, уши, дыхательные пути.

Острые отравления. Бытовые отравления: случайные, суицидальные. Принципы оказания первой медицинской помощи при острых отравлениях лекарственными средствами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, угарным газом.

Алкогольные отравления. Внешние признаки алкогольного опьянения. Первая медицинская помощь. Отравления ядовитыми грибами. Съедобные и условно съедобные грибы. Симптомы острого отравления. Первая медицинская помощь и лечение.

Отравления при укусах ядовитых змей и насекомых. Виды ядовитых змей в нашем регионе. Основные признаки и неотложная помощь при укусах змей, пчёл, ос, клещей.

 

Программа к государственному экзамену по БЖ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.004 с.)