Раздел 2: Методика изучения отдельных курсов безопасности жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2: Методика изучения отдельных курсов безопасности жизнедеятельности



Тема 1. Методические особенности обучения БЖ в начальной школе (1-4 классы).

Психологические особенности младших школьников. Дидактические особенности обучения безопасности жизнедеятельности в 1-4 классах. Учебники безопасности жизнедеятельности для 1-4 классов. Методические особенности изучения вопросов, касающихся: здорового образа жизни, правил гигиены, режима дня, охраны и укрепления здоровья; природы как условия жизни людей; правил дорожной безопасности, безопасного поведения на улице, в быту, на водоемах, противопожарной безопасности.

Тема 2. Методические особенности обучения БЖ в основной школе (5-9 классы).

Психолого-возрастные особенности учащихся 5-9 классов. Структура программ по курсу «Безопасность жизнедеятельности» в основной школе. Выделение времени на изучение безопасности жизнедеятельности за счет регионального и школьного компонента базисного учебного плана. Методические особенности обучения безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах. Методика изучения разделов «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»; «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Методика проведения занятий по гражданской обороне.

Тема 3. Методические особенности обучения БЖ в средней школе (10-11 классы).

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Методика изучения раздела «Основы военной службы». Организация и проведение учебных сборов с юношами 10-го класса (40 часов учебного времени). Организация и проведение итоговой аттестации по безопасности жизнедеятельности. Организация профильного обучения безопасности жизнедеятельности.

Раздел 3: Информационные и коммуникационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности

Тема 1. Педагогическая технология проектного обучения БЖ.

Проектная технология обучения безопасности жизнедеятельности, ее педагогическая ценность. Типология учебных проектов в обучении безопасности жизнедеятельности. Этапы проектного обучения безопасности жизнедеятельности.

Тема 2. Педагогическая технология игрового обучения БЖ.

Игровая технология обучения безопасности жизнедеятельности, педагогическая ценность игровой технологии. Основные этапы игровой технологии. Дидактические особенности применения игровой технологии в обучении безопасности жизнедеятельности.

Тема 3. Педагогическая технология модульного обучения БЖ.

Модульная технология обучения безопасности жизнедеятельности, ее педагогическая ценность. Понятие «модуль», виды модулей. Модульная программа и учебный элемент. Технологические карты урока безопасности жизнедеятельности для учителя и учащегося.

Список основной и дополнительной

Литературы к экзамену

1. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

А) Основная литература

1) Безопасность жизнедеятельности: Программно-методический комплекс для преподавателей и студентов педагогических вузов / Авт.-сост. М.В. Головачев. – Н.Новгород: НГПУ, 2002. – 125 с.

2) Безопасность жизнедеятельности: Учебник (Гриф Министерства образования) / Под ред. Э.А. Арустамова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 496 с.

3) Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. С.В.Белова. – М.: Высшая школа, 2001. – 485 с.

4) Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (Гриф Министерства образования)/ Под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2005. – 302 с.

5) Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: Учебно-методический комплекс / Авт.-сост. А.В. Неделяева. – Н. Новгород: НГПУ, 2007. 43 с.

6) Буянов В.М. Первая медицинская помощь. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: Медицина, 1986. – 192 с.

Б) Дополнительная литература

7) Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 254 с.

2. Дисциплина «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности».

А) Основная литература

1) Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях: Кн. Для учителя / И.К. Топоров. – М.: Просвещение, 2000. – 96 с.

2) Безопасность жизнедеятельности: Государственные образовательные стандарты. Библиографические источники. Наглядные пособия / Авт. - сост. С.В. Петров. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 128 с.

3) Основы безопасности жизнедеятельности: Программы общеобразовательных учреждений: 1-11 классы / Под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2006.

4) Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2007.

5) Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 285с.

6) Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И. Мишин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.

7) Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

8) Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.

9) Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому / В.В. Краевский. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 36 с.

10) Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб / В.С. Леднев. – М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.: ил.

11) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

12) Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. / Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

 

Б) Дополнительная литература

1. Емельянчик В.К. Ваши шанс избежать беды: Учеб. Пособие / Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / В.К. Емельянчик, М.Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002. – 240 с.: ил.

2. Крючек Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в образовательном учреждении / Н.А. Крючек, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2003. – 80 с.: ил.

3. Ксенозова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учеб. Пособие / Г.Ю. Ксенозова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.- 128 с.

4. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: Методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. – 96 с.: ил.

5. Лукьянов Е.А. Сборник вопросов и задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы / Е.А. Лукьянов, Данченко С.П. – СПб: СПГУПМ, 1998. – 80 с.

6. Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5-11 классы / С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2004. – 92 с.

7. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл. / А.А. Михайлов. – М.: Дрофа, 2004. – 80 с.: ил.

8. Михайлов Л.А., Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения 5-6 классы: Пособие для учителя. / Л.А. Михайлов, А.В. Старостенко. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 240 с.

9. Наследухов А.В. Дидактические материалы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: 10-11 кл.: К учебникам М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, А.Т. Смирнова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов под ред. Ю.Л. Воробьева / А.В. Наследухов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 192 с.

10. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / Авт – сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2005.

11. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы / Авт. – сост. Е.Л. Гордияш. – Волгоград: Учитель, 2007.

12. Основы подготовки к военной службе: Метод. материалы и док.: Кн. для учителя / Сост. В.А. Васнев, С.А. Чиненный. – М.: Просвещение, 2003.

13. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности / Авт. – сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук и др. – М.: Дрофа, 2001. – 160 с.

14. Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И. Мишин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.

15. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 48 с.

16. Севрук А.И. Мониторинг качества преподавания в школе: учеб пособие. – М.: педагогическое общество России, 2005. – 144 с.

17. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: кн. Для учителя / В.Я. Сюньков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 78 с.: ил.

18. Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы / Авт. – сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 1004. – 48 с.

19. Титов С.В. Тематические игры по ОБЖ: Метод. пособие для учителя / С.В. Титов, Г.И Шабаева. – М.: ТУ Сфера, 2005. – 176 с.


Приложение 1.

Вопросы и задания для включения в экзаменационные билеты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.014 с.)