Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития



 

План:

1. Определение учебной деятельности (Эльконин)

2. Компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, самоконтроль, самооценка)

3. Конкуренция с другими видами деятельности.

 

 

Учебная д-ть является ведущей в мл шк в-те.

Предополагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий. По опр Эльконина трижды общественна: по содержанию(усв соц-культ опыта), по смыслу (соц значима и соц оцениваема) и по форме(регулир соц нормами и правилами).

 

В процессе учебной деятельности осуществляют­ся отношения ребенка с обществом, происходит формирование как основных его личностных ка­честв, так и отдельных психических процессов. Продукт учебной д-ти – самоизменение учащегося.

 

Эффективность формирования учебной деятель­ности зависит от содержания материала, конкретной методики обучения и форм органи­зации учебной работы школьника. Ученик должен знать: что, зачем и как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, только поступивший в школу, на это еще не способен — он приобретает эти навыки в процессе учебной дея­тельности.

 

Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов рассматривают учебную деятельность как единство нескольких компонентов — учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки.

 

Учебная задача – усвоение общего способа действий применительно к определенной предметной области научных понятий. Учебную задачу надо отличать от конкретно-практической. Например, за­дача «выучить стихотворение» отличается от зада­чи «научиться заучивать стихотворение». Выпол­нив первую, конкретно-практическую задачу, ребенок чему-то научится, но вряд ли в следующий раз будет заучивать стихотворение более рациональ­ным способом. Во втором же случае перед ребен­ком стоит действительно учебная задача, решение которой может быть достигнуто разными способа­ми.

В учебных задачах, в отличие от практических, процесс не может быть вычеркнут, ибо он и есть ее непосредственный результат. Вот почему при орга­низации учебной деятельности в начальных клас­сах учитель должен обращать особое внимание на процесс, на способы выполнения действий, на их четкое осознание.

 

Самоконтроль - это сличение, соотнесение учеб­ных действии с образцом, который задается извне. В школьной практике обучение контролю идет пу­тем прямого подражания учителю, а формирование контроля осуществляется стихийно, путем совершения бесчисленных проб и ошибок. Контроль по результату и способу действия (потом перерастает во внимание к процессу уч д-ти). Ф-ция оценки – заключение об усвоении обобщенного способа действий.

 

Самооценка — это оценивание своей деятельно­сти на разных этапах ее осуществления. Самая важ­ная функция самооценки — регулятивная.

 

Выделя­ют два вида самооценки:

ретроспективная — оценка достигнутых ре­зультатов своей деятельности («Хорошо или плохо я сделал?»);

прогностическая — оценка человеком соб­ственных возможностей («Могу я справиться с за­дачей или нет?).

Как показали исследования, от самооценки за­висит уверенность ученика в своих силах, его отно­шение к допущенным ошибкам, трудностям учеб­ной деятельности. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учении, боль­шей самостоятельностью. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой, они не уверены в себе, боятся учителя, ждут неуспеха, на уроках предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение.

 

К сожалению, родители и учителя часто сравни­вают детей с разными возможностями. Ставя в при­мер ребенку, который неважно учится, другого, бо­лее одаренного или трудолюбивого, они пытаются повысить успеваемость первого, но вместо ожидае­мого результата это приводит к снижению его самооценки. Гораздо эффективнее действует сравне­ние ребенка с самим собой: если ему сообщить о том, насколько Он продвинулся но сравнению с прежним уровнем, это может оказать благоприятное влияние на его самооценку и стать предпосылкой повыше­ния уровня учебной деятельности,

Необходимо помнить и о том, что существуют конкурентные отношения между учебной деятель­ностью и другими сферами жизни ребенка (увлече­ния, игры, компьютер). Учебная деятельность не становится ведущей автоматически.

 

Интерес к учебе может быть потерян по ряду причин:

• позиция школьника не находится в опреде­ленных отношениях с содержанием процесса обу­чения, в результате чего для многих ребят важным является не то, чем занимаются, а то, что происхо­дит в школе;

• снижение мотивации к учению.

 

47. Психологические особенности младшего школьника.

 

План:

 

1. Место в периодизации Эльконина.

2. Мотивационная сфера (Леонтьев)

3. Самосознание

4. Новообразования

5. Структура учебной деятельности (Эльконин).

 

 

В периодизации Эльконина.

 

Социальная ситуация развития – «ребенок – социально значимый взрослый»

 

Учебная деятельность (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия – интеллектуализация – ведущая деятельность.

Центральной линией развития выступает интеллектуализация, и соответственно формирование опосредованности и произвольности всех психич процессов. Восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на мнемические средства, речь становится произвольной.

Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости

 

Возникновение представления о себе как «не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлинной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими – новообразование.

 

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.


Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.


А ) Внутренние мотивы:
1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;


2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).


Б) Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

САМОСОЗНАНИЕ.
От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

Центральное новообразование – словесно – логическое мышление, вербально – дискурсивное мышление,произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь.

 

В рамках деятельностного подхода следующие новообр:

o Анализ – выделение в целом его частей, единиц. Теоретич и эмпирич.

o Рефлексия – рассмотрение и осознание человеком своих действий. Формальная и содержательная.

o Планирование – кол-во шагов и вариантов реализации действия, кот можно предусмотреть во внутреннем плане в процессе выполнения действия. Пошаговое и планирование целостного д-я.

Развитие самооценки: устойчивая, адекватная – у школьников с высоким уровнем сформированности учеб. д-ти.

Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:

1. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.

2. учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

3. учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);

4. действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

5. действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

 

Итак, в младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей.
Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Она направлена на усвоение системы научных понятий, коренным образом трасформирующих сознание ребенка и все его псих ф-ции.
Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка.

48. Основные психологические новообразования подросткового возраста.

План:

1. Центральное новообразование - чувство взрослости (и его виды).

2. Другие характерные новообразования.

3. Различные направленности личности подростка.

4. Акцентуация характера. Степень акцентуации. (Настя пошла нахуй, ей помог СЭР Пол)

5. Центральные задачи подросткового возраста.

6. Понятие подросткового эгоцентризма.

 

Центральное новообразование подростничества – "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

 

Взрослость бывает социоморальная (участие в заботе о семье), интеллектуальная (самообр..) и внешняя (развлечения, взр во внешнем виде, манере пов…)

 

Развитие самосознания, формирование "Я-концепции" (система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".)

 

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.028 с.)