Развитие таможенного законодательства в советский период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие таможенного законодательства в советский период.



В советский период первым принятым кодексом был Таможенный кодекс СССР 1928 г. Далее его сменил Таможенный кодекс СССР 1964г. Следующий Таможенный кодекс СССР был принят в 1991г. Следующим шагом в истории таможенного права можно считать начало 90-х годов прошлого столетия. В эти годы были приняты: Таможенный кодекс РФ 1993г. и Закон РФ от 23.05.1993г. №5003-I «О таможенном тарифе». В 2003г. был принят ныне действующий Таможенный кодекс РФ. Учеными было отмечено, что с принятием этого кодекса «… представляется возможным говорить о смене эпох в области международных экономических отношений, о начале перехода от «таможни для правительства» к «таможне для участников внешней торговли».

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Руководил таможенным делом образованный в 1864 году в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, таможенная система в России практически была разрушена. В начале 1918 года возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов.

 

29 мая 1918 года СНК издал Декрет «О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти.

 

Декретом СНК от 29 мая 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП); последний в соответствии с Декретом СНК от 11 июня 1920 года был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ).

 

К НКВТ перешли все функции в области управления таможенным делом. 12 ноября 1920 года СНК РСФСР издал Декрет «О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров», который послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 года.

 

Декрет СНК от 31 марта 1922 года утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. Руководимые ГТУ таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты.

 

В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1918-1921 годы) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары.

 

Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими государствами.

 

С переходом к НЭПу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям, возникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 году к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной службы в государственном управлении.

 

9 марта 1922 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, а 13 июня 1922 года - первый Советский тариф по вывозной торговле.

 

Декретом СНК от 23 февраля 1922 года был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК). В его компетенцию входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов и другие.

 

Правовой статус ТТК уточнялся в Таможенном уставе 1924 года и Таможенном кодексе 1928 года. С переходом в начале 30-х годов к административным методам регулирования внешней торговли и с реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК значительно снизилась. Этот орган прекратил свое существование в 1964 году.

 

12 декабря 1924 года Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР, явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ, законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов.

 

Согласно ст. 1 Устава, таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи, как в центре, так и на местах, через входящее в его состав Главное таможенное управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные учреждения. Главное таможенное управление разрабатывало платы всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения к ним, а также организовывало и руководило борьбой с контрабандой на территории СССР.

 

Таможенный устав предусматривал возможность создания отделений ГТУ в союзных республиках. В 1925 году в соответствии с планом реорганизации таможенного аппарата на местах на территории СССР было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений.

 

Оформление экспортно-импортных грузов, а также контроль за перемещаемым через границу имуществом осуществляли таможни первого и второго разрядов. Таможни третьего разряда имели право на указанные действия, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой международных почтовых отправлений.

 

Таможенный устав 1924 года устанавливал сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом (НКВТ - ГТУ - уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ - районные таможенные инспекторские управления - таможни и таможенные поты).

 

Принятый в 1928 году Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время видна тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. В частности, Таможенный кодекс 1928 года не предусматривал на территории СССР районных таможенных инспекторских управлений.

 

В период с 1929 по 1932 год все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932-1934 годах был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года был утвержден новый Таможенный кодекс. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление.

 

Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой.

 

Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ.

 

Наиболее радикальный этап реформирования системы таможенных органов приходится на начало 1986 года, когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля пари Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) - самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно.

 

Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством - постановлением Совета Министров СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган - Совет Министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы.

 

В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции.

 

Проведение досмотра и таможенного оформления грузов осуществлялось непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей досмотровой комиссией. Эти комиссии создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий.

 

Однако практика организации досмотровых комиссий не получила распространения. Таможенный кодекс 1991 года уже не предусматривал возможности их создания.

 

Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 году, внесли существенные изменения в организацию таможенного управления.

 

Предусматривалось создание двух координационных органов - Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе и международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган - региональные таможенные управления - таможни.

 

Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет. Существенно изменились его функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 года, несмотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом.

 

Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами. Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного регулирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.017 с.)