Перспективы развития информационных систем на оао ржд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития информационных систем на оао ржд



1.РЖД и R-Style создали устройство, которое будут использовать обходчики вагонов, работники станций и другие железнодорожники. С помощью него РЖД сможет перевести в электронную форму последние операции, выполнявшиеся «на бумаге».

2.АС ЭТД — Автоматизированная система электронного технологического документооборота.

Функции и задачи:

— Повышение достоверности и оперативности данных в автоматизированных системах;

— Увеличение персональной ответственности за ввод данных в автоматизированные системы.

3. ОСКАР-М (ТЭП) — Оперативная система контроля и анализа эксплуатационной работы – модифицированная. Функции и задачи:

· Автоматизированное формирование таблиц эксплуатационной работы дороги;

· Сравнение с плановыми показателями;

· Анализ и динамика эксплуатационной работы по различным параметрам и периодам;

· Срезы оперативной информации по интересующим параметрам;

· Формирование архивных данных.

4. Программный модуль учета, расследования и анализа случаев технологических нарушений (КАСАНТ). Система гарантировала единство порядка учёта и расследования случаев отказов технических средств во всех функциональных хозяйствах, на всех железных дорогах ОАО «РЖД», существенно повысила достоверность и оперативность сбора информации за счёт «безбумажной» технологии процесса. За последние три года КАСАНТ позволила поэтапно перейти на единую систему учёта и анализа отказов в работе технических средств.

5. МРМР — Мобильное рабочее место руководителя.

Цели:

• Обеспечение автономной работы руководителя ОАО РЖД с данными (отчетностью и аналитическими данными);

• Обеспечение информацией руководителей РЖД по установленному перечню данных;

• Сокращение времени на мониторинг и анализ ключевых показателей за счет консолидации представленной информации.

6. АСКИН — Автоматизированная система контроля инвентарных номеров вагонов. Функциональные возможности:

• Формирование видеоизображений, содержащих инвентарные номера вагонов;

• Распознавание 8-мизначных инвентарных номеров вагонов по сформированным видеоизображениям;

• Формирование пономерного списка поезда;

• Визуальный контроль оператора соответствия распознанных номеров видеоизображения инвентарного номера;

• Формирование отчетов о принятых составах;

• Экспорт сформированных отчетов и информационной системе предприятия.

Экспертные системы. Предпосылки создания и назначение экспертных систем. Понятие формализуемых и неформолизуемых факторов. Структура экспертной системы. Примеры использования экспертных систем.

Экспертные системы - это интерактивные автоматизированные системы управления, способные вести активный диалог с пользовате­лем и не только отвечать на поставленные вопросы, но и анализиро­вать ситуацию, комментировать и пополнять знания, вырабатывать решения.

Объективно необходимым методическим инструментом автоматизированных человеко-машинных систем принятия оптимальных управленческих решений (АСПУР): является ЭС. Наличие такой системы обеспечивает сокращение срока внедрения научных разработок, повышает их практическую значимость. Учитывая большое число неформализуемых факторов, которые приходится использовать при выработке управленческих воздействий, в ряде случаев, может оказаться целесообразным использование экспертных систем обеспечения и поддержки принятия решения. Данные системы являются эффективным средством для управления в условиях случайных изменений системных параметров грузовой станции {производительности ПРМ, простоя транспортных средств, использования емкости складов) и нечеткого задания ряда неуправляемых параметров (прогнозируемых объемов грузовой работы).

Практический и теоре­тический интерес к ЭС объясняется тем, что они позволяют решать задачи оперативно-технологического класса, не поддающиеся форма­лизации. Кроме того, нередко реализовать оптимизационные решения практически невозможно из-за многих допущений, которые приходит­ся принимать при постановке задач, и ограниченности временных ресурсов и мощности технических средств.

При эксплуатации ЭС появляется возможность накапливать знания в процессе общения с экспертом, адаптировать на этой основе анализ в изменяющихся условиях, обес­печивать ЛПР информацией о примерах принятия решений в той или иной подобной ситуации. При наличии ЭС в память ЭВМ закладываются данные на основе опыта специалиста (или Совета специалистов), с которым ЛПР могло бы в диалоговом режиме обсу­дить решение возникшей проблемы.

При эксплуатации ЭС поддержки решений возни­кают задачи, которые целесообразно решать с помощью математиче­ских оптимизационных методов. В то же время в рамках системы оптимизационного моделирования на этапах выбора типа моделей, количества критериев оптимальности и их значимости, анализа полу­ченных решений эффективным является использование возможностей ЭС.

В ЭС не только используется база данных, но и строится база знаний о том, как пользоваться имеющейся информацией для решения поставленных перед транспортно-грузовым комплексом задач.

Структура экспертной автоматизированной системы (ЭАС) включает в себя блоки анализа проблем, подбора моделей и принятия решений, диалоговые процессоры взаимодействия с пользователем (начальником станции, главным инженером,) диспетчером, оператором ПРМ, приемосдатчиком) и разработчи­ком системы, интерпретатор правил, базы данных, знаний и целей, а также другие блоки, обеспечивающие процесс выработки управляющих воздействий.

В области планирования и опера­тивного управления выделяют три типа интеллектуальных систем, составляющих основу ЭС:

§ вопросно-ответные системы, взаимодействующие с базами данных на ограниченном естественном языке;

§ расчетно-логические системы, позволяющие, автоматически выби­рать методы решения задач и формировать программу в предметной области;

§ ЭС, позволяющие обобщать, хранить, использовать знания и опыт, накопленные высококвалифицированными специалистами.


56 Понятие и этапы создания экспертных систем. Работа, выполняемая на стадиях создания. Понятие “Фрейма” в экспертных системах. примеры использования экспертных систем.

Экспертные системы - это интерактивные автоматизированные системы управления, способные вести активный диалог с пользовате­лем и не только отвечать на поставленные вопросы, но и анализиро­вать ситуацию, комментировать и пополнять знания, вырабатывать решения.

В области планирования и опера­тивного управления выделяют три типа интеллектуальных систем, составляющих основу ЭС:

§ вопросо-ответные системы,

§ расчетно-логические системы,

§ ЭС, позволяющие обобщать, хранить, использовать знания и опыт, накопленные высококвалифицированными специалистами.

При проектировании ЭС получил признание принцип быстрого прототипа, когда разработчики системы сразу не ставят целью выдать конечный продукт. Такой прототип должен продемонстрировать пригодность разработок инженера по знаниям. Рассмотрим краткое содержание отдельных этапов.

На этапе идентификации определяются участки проектирования и их роли: идентифицируется проблема, характеризуется проблемная область - объект управления, уточняются ресурсы и цели; устанавли­ваются источники знаний, осуществляется содержательное описание проблемы, например планирование и управление маневровой работой на грузовой станции. Задача идентификации целей - формулирование стратегической цели.

На стадии концептуализации эксперт, инженер по знаниям экс­плицирует (поясняет) ключевые понятия, отношения между объектами и харак­теристики. На этой стадии устанавливаются: типы доступных данных; содержание выходных результатов; идентификация подпроблем общей пробле­мы; стратегии и гипотезы; характер взаимодействия между объектами предметной области; виды отношений; характер ограничений и состав знаний.

На этапе формализации ключевые понятия и отношения, введен­ные на этапе концептуализации выражаются на некотором формаль­ном языке. Завершает этап описание процесса решения рассматриваемой пробле­мы на предложенном формальном языке - определяются состав и способы представления знаний. В процессе формализации знаний выполняется построение модели исследуемой проблемы. На этапе выполнения создается один или несколько прототипов ЭС. После завершения первого прототипа необходимо расширить круг задач для разра­ботки следующей версии ЭС, расширить базу знаний, которые необхо­димо структурировать.

При тестировании осуществляется оценка выбранного способа представления знаний на всей ЭС. Выявляются ошибки и недостатки функционирования при вводе-выводе, правил вывода, управляющих стратегий. Тестирование осуществляется в лабораторных условиях.

В процессе опытной эксплуатации определяется пригодность системы для конечного пользователя. После опытной эксплуа­тации может потребоваться не только модификация (программы, данные), но и изменение устройства ввода-вывода. На этом этапе осуществляется возврат от этапа тестирова­ния к этапу формализации. Объясняется это необходимостью измене­ния системы представления знаний. Возврат на этапы идентификации и концептуализации связан с переформулированием решаемых задач.

Ключевым понятием представления знаний в ЭС является фрейм. Фрейм - система знаний для представления некоторых стандартных стереотипных ситуаций, в том числе, модулей - процедур. Системы фреймов образуют инте­грированную модель - поисковую информационную сеть. Фрейм рассматривается как модуль представления знаний. Незаполненные части фреймов - слоты. Наличие слотов придает свойство адаптивно­сти модели.

В зависимости от содержания и физической природы управляемо­го технологического процесса различают различные виды фреймов. Например, фрейм "назначение" описывает производственный цикл - процесс подачи и уборки вагонов на грузовом фронте или адресова­ние грузов на складе; фрейм "распределение" - расформирование состава вагонов; фрейм "закон" моделирует процесс расчета или реализации некоторых аналитических зависимостей и т. д.

Эффективным инструментом для решения перечис­ленных задач являются ЭС, так как многие из этих задач не поддаются формализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.011 с.)