Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Газы не нефтяного происхождения ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
К газам не нефтяного происхождения следует отнести биологический газ, светильный (бытовой) газ и генераторный (древесный) газ. Биологический газ образуется в результате процесса гниения биомассы (растения, жидкий и стойловый навоз и т.д.) без доступа воздуха. Остаток – высокоценное сельскохозяйственное удобрение. Основной компонент высококалорийного биогаза – метан. Светильный газ получают из каменного угля путем сухой перегонки при высокой температуре без доступа воздуха. В зависимости от сорта используемого угля и вида коксования состав газа и его теплота сгорания оказываются различными. В целом газы коксования отличаются большим содержанием водорода Н2 (25...50 %) и меньшим содержанием метана (15...35 %). Поскольку теплота сгорания единицы объема водорода меньше, чем метана (соответственно 9,37 и 35,8 МДж/м3), эти газы отличаются меньшей теплотой сгорания и являются среднекалорийными. Кроме того, в их состав входит в количестве 10...20 % и более СО, имеющий объемную теплоту сгорания лишь немного большую (12,03 МДж/м3), чем у водорода. Количество азота N2 и его производных в светильном газе значительно (10...20 %), в небольших количествах присутствуют также СО2 (3...6 %), О2 (до 1 %), Н2S и пары воды. Для повышения теплоты сгорания светильного газа он может быть подвергнут обогащению (метанизации). При метанизации газы СО и Н2 в присутствии катализатора (Ni и др.) обращаются в метан. Генераторный газ получают в специальных установках – газогенераторах. В качестве сырья могут быть использованы древесина и древесные части растений, уголь, торф, ореховая скорлупа, шишки, коробочки хлопчатника, кукурузные початки и т.п. Основные рабочие компоненты – угарный газ СО (25...30 %) и водород. Однако из-за содержания в генераторном газе негорючих составляющих – азота (50 % и более) и углекислого газа СО2 (до 10...15 % и более) – он является весьма низкокалорийным топливом (объемная теплота сгорания 3,8...5,0 МДж/м3), поэтому при его использовании мощность конвертируемого двигателя неизменно падает до 2,5…3 раз. Рассмотренные газы могут быть применены как в двигателях с искровым зажиганием, так и в дизелях. Растительные масла Растительные масла не поддаются однозначному химическому определению. Существуют различия не только между маслами различных растений, но и в зависимости от места происхождения – между маслами одного вида растений. Основными компонентами растительных масел являются триацилглицерины (до 95…97 мас. %) – сложные полные эфиры глицерина (синоним – триглицериды), а также диацилглицерины и моноацилглицерины. Ацилглицерины содержат в своем составе молекулы различных жирных кислот (преимущественно C16 и C18, как насыщенные, так и ненасыщенные с одной-тремя двойными связями), связанные с молекулой глицерина C3H5(OH)3.
Растительные масла обладают высокой плотностью (900…1000 кг/м3) и вязкостью, на порядок превышающей вязкость стандартного ДТ, низкой испаряемостью и температурой самовоспламенения (выше аналогичной для ДТ всего на 20…50 °С), цетановое число находится в пределах 30…50 ед., теплота сгорания – до 36 МДж/кг. Исходя из указанных свойств, растительные масла (рапсовое, пальмовое, подсолнечное, соевое, хлопковое, арахисовое, касторовое и многие другие) неприемлемы для двигателей с искровым зажиганием, но могут быть с успехом применены в качестве топлива для дизельных двигателей. Благодаря высокому содержанию кислорода (до 10…12 мас. %) топлива на основе растительных масел обладают высокими экологическими свойствами. Температура сгорания оказывается существенно ниже, чем у ДТ, в результате чего снижается эмиссия NOx. Кислород топлива способствует более полному сгоранию, поэтому значительно уменьшается содержание CH и сажи (C) в отработавших газах. Практически полное отсутствие серы сводит к нулю содержание сернистых газов и кислот, а отсутствие ПАУ – канцерогенов. При попадании в почву растительные масла практически полностью разлагаются микроорганизмами в течение одного месяца. Однако благодаря низкой термоокислительной стабильности растительных масел в камерах сгорания дизелей наблюдается повышенное нагарообразование, а в системах топливоподачи – отложение смоло- и лакосодержащих веществ. Коксуемость 10%-го остатка большинства растительных масел выше, чем у ДТ, и составляет обычно 0,4…0,5 %. Кроме этого, растительные масла обладают неудовлетворительными вязкостно-температурными характеристиками (вязкость слишком велика – 50…80 сСт при 20 °С), что ставит перед необходимостью предварительного подогрева топлива.
Наилучшим образом растительные масла и их производные можно использовать в качестве добавок к нефтяному топливу для дизелей. Уже сейчас в ряде европейских стран (в частности в Германии в соответствии с DIN 51606) на сеть заправочных станций поставляется топливо на базе рапсового масла, называемое биодизелем,которое обозначается буквой B, а цифра при букве означает процентное содержание биодизеля: В5 содержит 5 % биодизеля и т.д. Для биодизеля в странах ЕС разработан также специальный стандарт EN 14214. Кроме этого, стандарт EN 590 допускает содержание 5 % биодизеля в обычном топливе. Благодаря описанным выше положительным свойствам биодизель рекомендуют к применению большинство ведущих автопроизводителей Европы и США. Более того, в этих и других странах мира существуют программы по производству и использованию растительных масел в качестве компонентов топлива, в том числе и как способ “утилизации” отработанного масла жаровен пищевой промышленности (хлебопекарен, ресторанов и т.п.), которое после переработки становится сырьем для получения дизельного топлива. Помимо использования смесевых топлив ДТ с растительными маслами хорошую перспективу имеют топлива, получаемые прямой этерификацией масел с метиловым (или этиловым) спиртом, в результате которой получают метиловый (или этиловый) эфир соответствующего масла. К примеру, из 1050 кг рапсового масла и приблизительно 150 кг метанола получают около 1 т метилового эфира рапсового масла и 200 кг глицерина. После проведения реакций этерификации (при 60…90 °C) полученный продукт очищают от продуктов омыления (для снижения нагарообразования) и воды, которая способствует образованию свободных жирных кислот в топливе и повышает его коррозионную агрессивность. Метиловый эфир рапсового масла (биодизель B100) очень близок по свойствам к стандартному ДТ [5]: его плотность 877 кг/м3, вязкость 8 сСт при 20 °C, ЦЧ – 48 ед., L 0 – 12,6 кг возд./кг топл., Q н – 37,8 МДж/кг, температура самовоспламенения 230 °C, температура застывания минус 21 °C и коксуемость 10 %-го остатка в пределах 0,3 %. Этиловый эфир того же масла близок по свойствам к среднетяжелому ДТ с вязкостью около 30 сСт при 20 °C. Содержание серы в эфирах не превышает 0,01 мас. %. Получаемые таким образом топлива могут подаваться штатной топливной аппаратурой дизеля, а рабочий процесс в цилиндре протекает аналогично стандартному ДТ. Скипидар и аммиак Скипидар и аммиак обладают весьма высокой детонационной стойкостью, поэтому наилучшим образом они могут быть использованы в двигателях с искровым зажиганием, в дизелях – только при условии проведения мероприятий, повышающих самовоспламеняемость топлива и температуру конца сжатия. Скипидар, или терпентинное масло – бесцветная прозрачная жидкость с острым запахом, температурой кипения 150…170 °С и плотностью 855…863 кг/м3. Температура воспламенения паров скипидара достаточно низка – 32…35 °С, а температура самовоспламенения находится в пределах 250…300 °С. Главной составной частью скипидара является пинен (C10H16 альфа- и бета-структуры), относящийся к группе карбоциклических соединений (терпенов). Он имеет одну двойную связь и легко окисляется кислородом воздуха. Содержание пинена в скипидаре обычно варьируется в пределах 60…80 %. Другие значимые компоненты скипидара – 3-карен (10…20 %) и дипентен (около 5 %); остальные – камфен, лимонен, терпинолен, цимол, мирцен, кариофиллен и др. содержатся в нем в относительно малых количествах [46]. Таким образом, состав скипидара достаточно сложен и зависит от вида сырьевого источника.
Способов производства скипидара известно достаточно много: живичный скипидар получают отгонкой летучей части живицы (сосновой, еловой, лиственничной, кедровой и т.д.) при производстве канифоли; экстракционный скипидар выделяют отгонкой из смолистых веществ, извлекаемых растворителями (бензином) из щепы пневого или стволового осмола; сульфатный скипидар выделяют путем конденсации паров, образующихся при варке хвойной древесины в производстве целлюлозы; гидролизный скипидар – побочный продукт гидролизных производств и т.д. Скипидар является ценным органическим растворителем, широко применяется в производстве красок и в медицине. Объемов производства скипидара в настоящее время явно недостаточно для его широкого применения в качестве топлива для ДВС, а цена его достаточно высока (около 100 руб. за литр). Однако в крайнем случае скипидар может быть применен как самостоятельное топливо или в смеси с нефтяными фракциями. Аммиак (NH3) – наиболее перспективен, поскольку его сырьевая база практически не ограничена (азот воздуха и вода). Наличие мощной ядерной энергетики может служить ресурсом для производства аммиака. При термическом разложении его в камере сгорания получаются азот N2 и водород, который собственно и дает экзотермическую реакцию. При нормальных условиях аммиак – газ, температура кипения его – минус 33,35 °С, плотность жидкой фазы при данной температуре – 681 кг/м3. Жидкий аммиак хранят при давлении 2,0 МПа или при атмосферном давлении и температуре ниже минус 34 °С. Положительным свойством аммиака следует считать исключительную детонационную стойкость (ОЧМ – 111, ОЧИ – 132, ЦЧ – 0), что позволяет повысить степень сжатия и тем самым частично компенсировать его низкую скорость сгорания. При использовании аммиака необходимо принимать меры к турбулизации заряда в цилиндре двигателя и обеспечить повышенную мощность искрообразования (с применением плазменного разряда). Более перспективным представляется сжигание не чистого аммиака, а так называемого бинарного топлива, т.е. смеси аммиака с гидразином – N2H4. Детонационная стойкость бинарного топлива несколько меньше, чем у аммиака, однако процесс сгорания такого топлива протекает более интенсивно. Теплота сгорания аммиака в 2,5 раза ниже, чем бензина, что пред-определяет повышенный массовый расход топлива, поэтому вместимость топливных баков должна быть увеличена. Аммиак ядовит, а жидкий аммиак вызывает сильные ожоги, что предъявляет повышенные требования к технике безопасности при работе с ним. Токсичность ОГ при работе на азотоводородных топливах меньше, чем на нефтяных и даже спиртах, поскольку продукты на выходе – азот и вода. Моторные масла при контакте с аммиаком практически не изменяют своих свойств.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.58 (0.014 с.) |