Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии



Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предметом социальной психологии выступают социально-психологические явление и процессы, представляющие собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Социальная психология, изучая условия и специфику формирования, развития и функ ционирования общественной психики и сознания людей, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения общественным - сознанием объективной действительности, экономических и социальных отношений.

Методы социально-психологического исследования (наблюдение, эксперимент, изучение и анализ документов, опрос, тестирование, социометрия и др.; методы активного социально-психологического обучения: дискуссионные методы, игровые методы, тренинг и др).

История возникновения и развития социально-психологических идей.

1-й этап. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются китайские и греческие ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Суньцзы, Уцзы, Конфуций и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.

2-й этап. В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Толквиль, Н.Я. Данилевский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов — общения и взаимодействия представителей различных общностей.

3-й этап. В середине XIX века за рубежом появились три социально-психологические теории — «психологии народов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В.Вундт), «психологии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Л ебон), «инстинктов социального поведения» (В. Макдаугалл), — которые послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка методологических и теоретических основ социальной психологии.

4-й этап. В 20-40-е годы XX века социальная психология постепенно начинает превращаться в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей. Внутри социальной психологии начинают зарождаться и в 60-90-е годы наиболее продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др. К сожалению, в СССР социальная психология в 30-50-е годы по политическим причинам практически не развивалась.

Тема 2. ОБЩЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ: КОММУНИКАЦИЯ, ПЕРЦЕПЦИЯ, ИНТЕРАКЦИЯ

Общениесложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностими совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией ивыработку единой стратегии взаимодействия.

Средства коммуникации

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства и невербальные средства общения.

В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком, образованности человека. Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоций и отражать истолкование ситуации.

Они делятся на:

Оптико-кинетические (жесты, мимика, позы. Походка и др.).

Паралингвистические (имнтонация, громкость, тембр, тон, ритм, речевые паузы и др.).

Экстралингвистические (смех, плачь, слезы, кашель, вздохи и др.).

Организационно-временные характеристики общения.

Визуальный контакт.

Социальные группы

Условные Реальные

 
 

 


Естественные Лабораторные

 

 

Большие Малые

       
   

 


Стихийные Устойчивые Становящиеся Развитые

 

Рис.1. Классификация социальных групп (по Г.М. Андреевой)

 

Условные и реальные группы.

Условные группы – это группы, объединенные по какому-то общему признак, например, по возрасту, по полу.

Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.

Большие и малые.

Малые группы – это небольшие по составу общности людей, связанных реальным взаимодействием и реальными взаимоотношениями.

Малые группы делятся на становящиеся и развитые.

Большие группы— это общности людей, существующие в масштабах общества (страны) и в отличие от малых групп основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов между людьми.

Большие группы в свою очередь делятся на стихийные и устойчивые.

Психология большой социальной группы

Большие социальные группы – это общности людей, отличающиеся от малых группы наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные и сплоченные зачастую меньше, а иногда даже сильнее и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Большие социальные группы обычно имеют ярко выраженные особенности:

- они постоянно развиваются и совершенствуются;

- они имеют сугубо специфические интересы;

- они вырабатывают набор социальных норм для себя и своих членов и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешнее взаимодействие;

- они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.

Большие социальные группы делятся на устойчивые (организованные) и стихийные (неорганизованные) группы.

Устойчивые группы характеризуются длительностью существования, закономерностью возникновения и развития с точки зрения социальной истории, занимающие определенное место в системе общественных отношений конкретного типа общества. Это социальные классы, этнические группы, половозрастные группы и т.п.

Особенности психологии социальных классов

Классы – это большие, организованные группы людей, занимающие строго определенное место в исторически сложившей системе экономических и социальных отношений конкретного общества (государства).

Психология класса включает в себя его потребности, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения традиции.

Психологические особенности этнических групп

Под этнической общностью обычно понимается совокупность людей, объединенных такими признаками, как единство исторического развития, территории, языка, культуры и психического склада. В основе существования этнической общности лежит осознание ею своей целостности, выражаемой понятием “Мы” по сравнению с понятием “Они”.

Национальная психика имеет свою структуру:

1. Структурообразующая сторона:

- национальное самосознание;

- национальный характер;

- национальный темперамент;

-национальные чувства и настроения;

- национальные традиции и привычки.

2. Динамическая сторона (особенности национальной психики):

- мотивационно-фоновые;

- интеллектуально-познавательные;

- эмоционально-волевые;

- коммуникативно-поведенческие.

Стихийные группы – это случайно возникшие, существующие кратковременно, в которых люди включены в общее эмоциональное пространство. Это толпа, масса, публика (аудитория).

Толпа – относительно кратковременное и бесструктурное скопление множества людей, обладающие огромной силой воздействия на общество и его жизнь.

Классификация малых групп

1.Классификация малых групп по уровню развития (по А.В. Петровскому):

1) коллектив – это группа высокого уровня развития.

Максимальная социальная значимость деятельности и максимальная степень опосредования межличностных отношений деятельностью;

2) просоциальноя ассоциация.

Максимальная социальная значимость деятельности и минимальная степень опосредования межличностных отношений деятельностью;

3) корпорация.

Максимально антиобщественный характер деятельности и максимальная степень опосредования межличностных отношений деятельностью;

4) социальная ассоциация.

Максимально антиобщественный характер деятельности и минимальная степень опосредования межличностных отношений деятельностью;

5) диффузные группы.

Отсутствие опосредования межличностных отношений деятельностью вследствие отсутствия этой деятельности.

2.Классификация малых групп по общественному статусу:

1) формальные (официальные) группы, имеющие юридические права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, цели деятельности задаются из вне;

2) неформальные – не имеют юридически фиксированного статуса, но характеризуются сложившейся системой межличностных отношения (дружбы, симпатии и др.). Цели неформальных групп возникают на базе личных интересов участников;

3. Классификация малых групп по значимости:

1) референтные – это реальная или условная группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой хотел бы стать. Ее цели, ценности, нормы становятся для него значимым образцом для подражания;

2) группа членства – эта группа, в которую реально включен индивид, но которая не связана с его системой ценностей, социальных установок (рассматривается только как место пребывания человека).

Теории лидерства

1.Социологические теории:

1) “теория черт”;

2) ситуационная теория;

3) “теория определяющей роли последователей”.

2. Психологические теории (в рамках психоанализа, бихевиоризма и др.).

Стиль лидерства (руководства) – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы.

Классификация стилей лидерства (по К. Левину):

1.Авторитарный стиль.

2.Демократический стиль.

3.Попустительский стиль.

 

Социализация личности

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социально-культурного опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, которая начинается в рождения. Выделяется три сферы, в которой осуществляется это становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Механизмы социализации

Социально-психологические механизмы социализации -это неорганизованные воздействия среды на микроуровне, благодаря которому внешние регуляторы, групповые нормы переводятся во внутренний план.

Неосознаваемые механизмы:

1) внушение – особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, неагрументированного воздействия одного человека на другого;

2) заражение - бессознательное подверженность индивида определенным психическим состояниям, оно проявляется путем передачи определенного эмоционального состояния;

3) подражание – способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит воспроизводства индивидом черт и образцов, демонстрируемого поведенияp;

4) идентификация – отождествление индивида с другим человеком в результате чего происходит воспроизводства поведения, мыслей, чувств другого человека.

Осознаваемые механизмы: референтная группа, авторитет, престиж, полуляронсть.

Стадии социализации

1. Дотрудовая стадия.

· ранняя социализация от рождения до поступления в школу;

· стадия обучения.

2. Трудовая стадия – охватывает период зрелости человека.

3. Послетрудовая стадия.

Институты социализации – это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают трансляторами социального опыта (семья, школа, трудовые коллективы, неформальные группы и объединения и др.).

Структура аттитюда

1. Когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки).

2. Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта).

3. Поведенческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предметом социальной психологии выступают социально-психологические явление и процессы, представляющие собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Социальная психология, изучая условия и специфику формирования, развития и функ ционирования общественной психики и сознания людей, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения общественным - сознанием объективной действительности, экономических и социальных отношений.

Методы социально-психологического исследования (наблюдение, эксперимент, изучение и анализ документов, опрос, тестирование, социометрия и др.; методы активного социально-психологического обучения: дискуссионные методы, игровые методы, тренинг и др).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.037 с.)