В управлении судном в режиме буксировки сейсмокосы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В управлении судном в режиме буксировки сейсмокосы



Буксировка объектов речного и морского базирования зависит от надводной и подводной их парусности, скорости буксировки и пространственной протяженности объектов относительно направления курса, ветра и течений. Значительные габариты объектов морской геофизики обусловили специфику их транспортирования в процессе сбора информации.

Поиск источников минерального сырья в Мировом океане потребовал как новых средств передвижения в реальных условиях состояния окружающей среды (атмосферы и гидросферы), так и новых способов и средств разведки и добычи сырья.

В процессе геофизических исследований дна водоема часть геофизического оборудования (источники и приемники сейсмоколебаний, глубоководные гидроакустические, фото и телевизионные средства) буксируются научно-исследовательским судном (НИС). При этом закон управления НИС необходимо реализовать с учетом:

а) возможности его коррекции по отклонению НИС от заданной линии профиля за счет влияния окружающей среды как на само НИС, так и на буксируемую им аппаратуру;

б) помехозащищенности алгоритма управления для ограничения числа перекладок руля;

в) работоспособности в условиях квантования измерений во времени и задержки в получении информации, а также систематических ошибок измерений;

г) необходимости производить процесс управления из любого начального состояния в условиях случайных ошибок измерений и ограниченности информации об объекте управления.

НИС, как объект управления по профилю (по траектории), пренебрегая углом дрейфа b, описывается уравнением вида

y (t) = q (t) y (t)+ h (t) U з(t), (5.17.1)

где y (t) − отклонение НИС от заданной траектории; U з(t) − управляющее воздействие к курсовым поправкам относительно заданного путевого угла D y з; q (t) и h (t) − коэффициенты управления. Коррекция движения осуществляется по результатам сравнения заданного значения отклонения y з(t) с фактическим (полученным по результатам измерений) y и(t). Следовательно, между последовательностями сравнений y з(t) и y (t и) U з(t)= const, а с учетом подверженности y (t i) воздействию помех x (t i),

y u(t i)= y з(t ix (t i), (5.17.2)

но так как переменные состояния наблюдаемы лишь в моменты t i сравнения, то

y (t i+1)= q (t i) y (t i)+ h (t i) U з(t i), (5.17.3)

а разностное уравнение определяется в виде

y (t i+1)= a (t i)[ y з(t i)– y u(t ix (t i)+ q (t i) y (t i)]. (5.17.4)

Для классов распределений, близких к нормальному, оптимальную помехозащищенность обеспечивает алгоритм

a i= g i j z, и Y = z /(1– f), j z=0 при ½D y i½£ z и j z= sig n (D y) (5.17.5)

при ½D y i½> z, здесь f (0£ f £1) – параметр близости распределения к нормальному; i – номер измерения; ± z – ширина зоны чувствительности (z = ks, здесь k – коэффициент энтропии, а s – среднеквадратическое значение ошибок измерения). Из соображений помехоустойчивости, минимизации числа перекладок руля и гистерезиса переменной состояния, равного 2 z, ширину зоны допустимо ограничить величиной энтропии помех c £2 z. Теперь скорость сноса V сн и компенсация угла сноса y комп могут быть определены по разности между истинным и заданным значениями скорости:

V сн= V истV з. (5.17.6)

За произвольное время t z движения судна в зоне 2 z среднее значение

V сн= V z+ V зY, (5.17.7)

где V z=2 z / t z, а V зY – измеренное значение скорости, перпендикулярное к касательной профиля.

Величина компенсации сноса НИС D y комп определяется из

D y комп =D y р–Dyз, (5.17.8)

где результирующее воздействие, определяемое из

sin D y p=(½ V зY½+½ V сн½)¤ V з. (5.17.9)

Таким образом, закон управления НИС по заданному профилю принимает вид

U з= K Dj f 1(Dy)+kuy f 2(D y) (D y) d t+D y комп, (5.17.10)

где

f 1(D y)=D y +sup, если 2 Nz £D yK Dy<ê¥ê,
f 1(D y)=D y n, если 2(n –1) z £D yK Dy£2 nz при D y <0,
f1(D y)=D y n-1, если 2(n –1)z £Dy K Dy£2 nz при D y >0,
f 1(D y)=D y suh, если –¥£D yK Dy2 Nz ê;
N =(N +1) k, k =1, 2,..., 2 N;
f 2(D y)=1, если 0£D yK Dy£2 z и
f 2(D y)=0, если 2 z £D yK Dy<¥.

Здесь N − число зон шириной 2z, D y sup − ограничение управляющей стратегии D y з; D y n, D y n+1 − определяются по переходному процессу переменной состояния; K Dy, K Dy − коэффициенты регулирования стратегии управления, а k uy – масштабирующий коэффициент усиления.

Повышение точности сейсмических исследований ограничивается качеством управления НИС в условиях нестабильности V yсн, V zсн буксируемой аппаратуры, в частности сейсмокосы (СК), выполняющей функции решетки рецепторов сейсмических колебаний, в вертикальной и горизонтальной плоскостях, ее отклонения от линии профиля до 300÷400 м (при 48¸96 канальной СК и протяженности 3¸6 103 м) и более.

При значительных боковых течениях, даже при условии точного движения судна-носителя по профилю, следует также учесть незначительную скорость буксировки (до 6 узлов) и глубину погружения буксируемой аппаратуры (12÷18 м), что значительно ухудшает управляемость НИС. Уточнение положения СК в горизонтальной плоскости позволяет оценить и устранить статические ошибки, возникающие из-за наклона отражающих границ, шумов гидродинамического обтекания и вибрации.

Значение требуемого отклонения y 0 НИС от заданного профиля для СК с n группами рецепторов (пьезоприемников сейсмоколебаний) определяется значениями азимутальных углов j (s) (угол между направлением на север и касательной к СК в точке s i) в нескольких точках СК. Отклонение от заданного профиля любой точки s i СК определяется по

y (s)=D y с+ sin [ j (s)– g ] ds, (5.17.11)

где g − путевой угол профиля; D y c − отклонение НИС от заданного профиля.

Зная положение n точек s i СК, её отклонение определяется по формуле

y i=D y c+D y i, (5.17.12)

где D y i= sin [ j (s)– g ] ds.

Условие близости s i к заданному профилю определяется по формуле

(1/ n) (2 y 0+D y i)/2=0, (5.17.13)

откуда требуемое отклонение НИС от заданного профиля определяется по формуле

y 0=(–1/2 n) D y i, (5.17.14)

тогда координату СК относительно профиля можно оценить по формуле

y (s)= y a+ sin [ j (s)–g] ds, (5.17.15)

а функцию j (s), определяющую зависимость азимутального угла от соответствующей j -й точки СК (линейной решетки рецепторов) по информации от датчиков азимутального угла j j в нескольких точках СК оценивается полиномом вида

j (s)= j (s) j j, (5.17.16)

здесь l j(s) = (s– s 0)(ss 1)... (ss n)(s js 0)(s js 1)... (s js j–1)(s js j+1)... (s js n). Интерполяционный полином степени n проходит через (n +1)-ю точку (s j, j j). В процессе управления сейсморазведочным НИС совокупность действия внешних сил и влияние буксируемой СК значительной (до 3·103 м и более) протяженности проявляются как многомерные и нестационарные внешние возмущения, не поддающиеся измерениям и влияющие на динамику НИС.

Модель динамики сейсморазведочного НИС в общем случае удовлетворительно соответствует выражению

X DM(t)= F DM{ X DM, U m(t), P m}, (5.17.17)

где X DM – вектор состояния модели; U m(t) – вектор управления моделью, P M – вектор постоянных параметров модели с учетом влияния буксируемой СК. В реальных условиях поведение НИС, как правило, отлично от его модели, а наблюдаемая мгновенная разность между векторами состояния объекта X D(t) и модели X DM(t) имеет вид

E (t)= X D(t)– X DM(t) (5.17.18)

и описывается выражением вида

(t)= Ф { X (t), X м(t), U (t), U м(t), P (t), P м(t)}+ { X (t), t }, (5.17.19)

где функция Ф (·) =F {X(t), U (t), P (t)}– F { X M(t), U M(t), P M(t)} – может обладать основными свойствами объекта, т. е. нелинейностью и нестационарностью. После ряда преобразований

E (t)= A M E (t)+ B M(t) U E(t)+ W E(t), (5.17.20)

где W E(t) – функция обобщенных возмущений, а A M и B M – матрицы параметров модели.

Ошибка управления e x(t) по заданной траектории, определяется разностью между заданным X z(t) и истинным X (t) состояниями НИС

e x(t)@ e xM(t)+ e xE(t), (5.17.21)

где e xM(t) – отклонение модели от заданной траектории, а e xE(t) – взаимное отклонение модели и объекта от заданной траектории. Тогда решение задачи управления сейсморазведочным НИС можно представить в виде

U (t)= r об{ X z(t), e x(t), P (t), t }, (5.17.22)

но U (t)= U M(t)+ U E(t), где U M(t)= r M{ X z(t), e xM(t), P M, t }, U E(t)}= r E { E (t), A M, B M, W E(t), t }, r M – оператор управления в контуре с эталонной моделью, а r E – оператор управления в контуре с линейной моделью отклонения объекта и эталонной модели относительно последнего.

Модель динамики сейсмического НИС в общем случае удовлетворительно соответствует выражению

X DM(t)= F DM{ X DM, U m(t), P m}, (5.17.23)

где X DM(t) – вектор состояния модели, U m(t) – вектор управления моделью, P m – вектор постоянных параметров модели с учетом влияния сейсмокосы.

E (t)=XD(t)– X DM(t), (5.17.24)

Мгновенная разность между векторами состояния модели и её объектом функционально зависит от

E (t)/ dt = Ф { X (t), X м(t), U (t), U м(t), P (t), P м(t)}+Z{ X (t), t }, (5.17.25)

а после ряда преобразований принимает вид

E (t)= A M E (t)+ B M(t) U E(t)+ W E(t). (5.17.26)

Ошибка управления e x(t) по заданной траектории зависит от отклонения модели от заданной траектории e xM(t) и отклонения e xE(t) модели от объекта

e x(t)@ e xM(t)+ e xE(t). (5.17.27)

Тогда решение задачи управления сейсмическим НИС представимо по

U (t)= r об{ X z(t), e x(t), P (t), t }, (5.17.28)

с учетом влияния сейсмокосы справедливо U (t)= U M(t)+ U E(t).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.014 с.)