В управлении судном с глубоководным оборудованием на буксире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В управлении судном с глубоководным оборудованием на буксире



При производстве глубоководных исследований с помощью буксируемых глубоководных, подводных, аппаратов (ПА) в абиссальных районах океана следует учитывать глубину погружения ПА (до 6·106 м и более), незначительную его относительную скорость (до 3 узлов) по профилю, необходимость стабилизации его расстояния от дна (10÷20 м), влияние глубоководных течений на ПА и кабель-трос (КТ), соединяющий НИС с ПА, их массу и объём, а также влияние ветровых и волновых воздействий на НИС при низкой динамичности последнего, причем последний фактор существенно снижает эффективность руля НИС и его управляемость.

При синтезе алгоритмов управления НИС с ПА на буксире возникает необходимость решения двух основных взаимосвязанных задач: определения отклонения ПА относительно заданной линии профиля в горизонтальной плоскости, удаления ПА от поверхности дна водоема; управления движением НИС с целью формирования оптимальных управляющих воздействий на рули НИС для минимизации отклонений ПА от линии профиля и работой траловой лебёдки для обеспечения заданного удаления ПА от дна.

Движение ПА в горизонтальной плоскости относительно профиля представимо выражением вида

y a(t)= y c(t)+ y ac(t), (5.16.1)

где y c(t) − отклонение НИС от заданного профиля, а y ac(t) − отклонение ПА относительно НИС.

Уравнения движения ПА в вертикальной плоскости достаточно удовлетворительно описывается выражениями вида

(m + m x)(d 2 x T/ dt 2)+ R (g н, v от) cos g н= =0,5 C x rS Mx(v отdx т/ dt)2,   (5.16.2)
(m + m z) d 2 z т/ dt 2+0,5 С z rS Mz(dz / dt)2– – R (g н, v от) sin g н= GWP,   (5.16.3)

где m − масса ПА, p − плавучесть (плотность) ГА; m x, m z.− составляющие присоединенной массы вытесненной ПА воды по осям OX и OZ; C x, C z − коэффициенты сопротивления воды движению ПА по тем же осям; S Mx; S Mz − площади проекций ПА соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскостях; r − плотность воды; v от − скорость НИС относительно воды; W − его водоизмещение; m − масса ПА; g к, g н − угол между путевой скоростью и касательной к КТ в точках его соединения с НИС и ПА соответственно. А так как КТ образует гибкую связь НИС с ГА, то уравнение (5.16.1) следует откорректировать с учетом динамики КТ. Учитывая значительную инерционность системы в целом, уравнения равновесного состояния КТ можно представить в виде

х т/ l = c (gк, g н), (5.16.4)
z т/ l = b (g к, g н), (5.16.5)

где l = varia − длина КТ, стравленного за борт НИС. Линеаризация уравнений (5.16.1), (5.16.2), (5.16.3) и (5.16.4) приводит к выражениям, описывающим отклонения точек позиционирования и скоростей ПА по горизонтальной (вдоль линии профиля) и вертикальной координатам. Движение ПА в вертикальной плоскости зависит от глубины D h его погружения и скорости движения v от НИС, что показано на рис. 5.16.1

Рис. 5.16.1

Положение ПА на заданном удалении D h 1 от дна водоема достигается путем формирования управляющих воздействий на траловую лебёдку, изменяя длину стравленного за борт КТ, и описывается выражением вида

dx 1/ dt = A 1 X 1+ B 1D l, (5.16.6)
min (g 1D v x2+ g 2D x 2+ g 3D v 2+ g 4D z 2+ R D l 2) dt, (5.16.7)
     

при 1= А 1 Х 1+ В 1D l и X (0) = X 0, с которым закон изменения D l в функции от D v x, D x, D v z и D z принимает вид функционала, D l =D l 0(D v x, D x, D v z, D z), здесь q i (i =1, …, 4) и R – весовые коэффициенты.

Оптимум управления, по результатам моделирования, достигается при D l 0= K P X 1=– R –1 В т РХ 1, где К р − матрица коэффициентов оптимального регулятора состояния траловой лебёдки, а R − решение уравнения Риккати

A т1 P + PA 1PB 1 R –1 B т1+ Q =0, (5.16.8)

здесь Q − матрица весовых коэффициентов q i Результаты моделирования процесса управления положением ПА относительно дна, рельеф которого с уклоном до 45 относительно горизонта, приводят к выражению

dx 1/ dt =(A 1B 1 K p) x 1+ Q 1 g (t), (5.16.9)

Таким образом, задача алгоритмизации процессов управления ГФК в контуре бокового отклонения ПА от заданной траектории состоит в формировании оптимального управления НИС в поперечном направлении (v y), естественно при сохранении v x= const и D h 1= const, но выражения описывающие поведение КТ и v z ПА, представляются дифференциальными уравнениями в частных производных.

Исследования на возможность упрощения, линеаризации и разностно-дифференциальной аппроксимации исходных уравнений в частных производных подтвердили допустимость, с достаточной для практических целей, использования линейных дифференциальных уравнений, что позволяет перейти от краевой задачи к задаче Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений порядка (2 n –2) с постоянными коэффициентами (при разбиении КТ на (n -1) участков). Тогда решение задачи управления ПА в горизонтальной плоскости принимает вид x = AX (t)/ dt + Bv y, где Х − вектор состояния ПА; А − матрица размерности (2 n –2)´(2n–2); В − вектор размерности (2 n –2). Таким образом, решение задачи управления ПА в горизонтальной плоскости реализуемо по функционалу

J =0,5 (X т QX + v) dt,   (5.16.10)

где Q − матрица весовых коэффициентов размерности (2 n –2)´(2 n –2), параметры которой выбираются с учетом требований по допустимому отклонению D y и D z на отрезке времени D t. Функционал J ® max при оптимальном управлении U *º v yc, но U *= – B Т KX, где матрица коэффициентов K оптимальных обратных связей системы управления по вектору X, получаемая решением алгебраического матричного уравнения вида

На рис. 5.16.2 приведены кривые зависимости натяжения Т, глубины Δ у и расстояния Δ х между ПА и судном-буксиром от скорости буксировки при фиксированной длине кабель-троса 6000 м. Натяжение Т вточке крепления к судну (у буксирной лебедки) уменьшается с увеличением скорости до 4 м / с и нарастает при дальнейшем увеличении скорости буксировки. При этом ПА с глубины 6 000 м всплывает до 1000 м, но расстояние между аппаратом и судном увеличивается.

Рис. 5.16.2 Рис. 5.16.3

Здесь показано, как изменяются натяжение Т в точке крепления кабель-троса к судну, длина L кабель-троса и расстояние Δ х между ПА и судном с увеличением скорости буксировки при поддержании постоянной глубины погружения ПА на 6000 м. С ростом скорости буксировки до 2 м / с необходимо увеличить длину кабель-троса до 13000 м. Вид статических конфигураций кабель-троса длиной порядка 6000 м в вертикальной плоскости при скоростях буксировки 0,25; 0,5; 1,0 м / с (кривые 1, 2, 3соответственно) иллюстрируется на рис. 5.16.3.

Особенность движения кабель-троса при буксировке ПА заключается в том, что оно происходит с малыми боковыми и вертикальными скоростями по сравнению со скоростью продольного перемещения кабель-троса. Для любой его точки соблюдаются условия V z(t, s)<< V x(t, s); V y(t, s)<< V x(t, s); m z(t, s)<< m x(t, s); m y(t, s)<< m x(t, s). Ho и скорость поступательного продольного движения практически никогда не превосходит 2 м / с. Кроме того, стремятся, чтобы буксировка протекала плавно, без резких силовых воздействий на кабель-трос.

При этих условиях допускается раздельный анализ динамики движения кабель-троса в вертикальной (продольное движение) и горизонтальной (боковое движение) плоскостях. Уравнения продольного движения записываются в виде

дV x(t, s)/ дt = = q 1(s) дV x(t, s)/ дs + q 2(s) дm x(t, s)/ дs + q 3(s) m x(t, s)+ q 4(s) V rx(t, s);  
дV y(t, s)/ дt = = q 1(s) дV y(t, s)/ дs + q 2(s) дm y(t, s)/ дs + q 3(s) m y(t, s)– q 4(s) V ry(t, s);    
дm x(t, s)/ дt = дV x(t, s)/ дs; дm y(t, s)/ дt = дm y(t, s)/ дs, (5.16.11)
       

а бокового

дV z(t, s)/ дt = = q 1(s) дV z(t, s)/ дs + q 2(s) дm z(t, s)/ дs + q 3(s) m z(t, s)– q 4(s) V rz(t, s);  
дm z(t, s)/ дt = дV z(t, s)/ д s, (5.16.12)
     

где

q 1(s)=2 M Vrm0 /(m + M); q 2(s)=(T 0 MV 2rm0)/(m + M);  
q 3(s)=(T 0/ дs + k ф0 V 2rm0)/ mM [(k ф0+ k r0) V rm0+ ωm y0]/ m (m + M);  
q 4(s)=(k ф0+ k r0)/(m + M); q 5(s)= ω /(m + M).  

Все коэффициенты q i(s) рассчитываются при постоянных значениях гидродинамической скорости V r0, ее касательной составляющей V rm0и неизменном во времени натяжении кабель-троса, определяемого выражением вида

T 0(s)= (m y0 ω + k r0 V rmo) ds.  

Дифференциальные уравнения (5.16.11) и (5.16.12) в частных производных решаются при начальных m х(0, s); m у(0, s); m z(0, s); V x (0, s); V y (0, s); V z (0, s), а также граничных условиях на нижнем m x(t, L); m y(t, L); m z(t, L)и верхнем концах кабель-троса, причем последние играют роль управляющих воздействий и складываются из соответствующих проекций скорости движения судна-буксира и изменения длины кабеля L в результате работы буксирной лебедки:

V x(t, 0)= V cx(t)– дL sin θ (t, 0)/ дt;  
V y(t, 0)=– дL cos θ (t, 0)/ дt;  
V z(t, 0)= Vcz (t) – дL cos θ (t, 0)/ дt.  

Численное решение уравнений динамики кабель-троса может быть получено методом конечных элементов, который позволяет путем дискретизации пространственного аргумента перейти от краевой задачи в частных производных к задаче Коши и системе обыкновенных дифференциальных уравнений. Ниже приводятся некоторые результаты исследований.

На рис. 5.16.4 приведены кривые изменения продольной и вертикальной скоростей движения ПА относительно их начальных установившихся значений, а также приращения координат Δ х и Δ у центра масс ПА в результате изменения длины кабель-троса на величину Δ L.

Рис. 5.16.4

Основные параметры движения ПА в вертикальной плоскости демонстрируются на рис. 5.16.5. (Основные параметры движения ПА в плоскости XZ: h – глубина, zТ – удаление ПА от дна, x Т и h-z Т – координаты центра тяжести ПА, R – натяжение кабель-троса в точке О, γ к и γ н углы между касательной к кабель-тросу и осями x и x 1 соответственно).

Уравнение движения ПА в плоскости XZ удовлетворяет условиям

(m + m x)(d 2 x т/ dt 2)+ R (g н, v от) cosg н=0,5 C x rS Mx(v отdx т/ dt)2, (5.16.13)

и

(m + m z) d 2 z т/ dt 2+0,5 С z rS Mz(dz / dt)2R (g н, v от) sin g н= GWP, (5.16.14)

где учитываются масса m и плавучесть p ПА, составляющие присоединенной массы m x и m z воды по осям OX и OZ, вязкость C x и C z по тем же осям, площади проекций S Mx и S Mz, плотность r воды, скорость v от и водоизмещение W НИС.

Рис. 5.16.5

А так как кабель-трос (КТ) образует гибкую связь и система крайне инерционна (v от£3 узлов), то уравнения равновесного состояния КТ представимы в виде

х т/ l = c (g к, g н),и z т/ l = b (g к, g н). (5.16.15)

Положение ПА на заданном удалении D h от дна обеспечивается при выполнении условия

dx 1/ dt = A 1 X 1+ B 1D l, (5.16.16)

а минимизация колебаний D h – по функционалу

min (g 1D v x2+ g 2D x 2+ g 3D v 2+ g 4D z 2+ R D l 2) dt. (5.16.17)

Оптимум управления по результатам моделирования процессом управления положением ПА относительно дна, с учетом регулирования состояния траловой лебедки, достигается при выполнении условия D l 0= K P X 1=– R –1 В т РХ 1, A т1 P + PA 1PB 1 R –1 B т1+ Q = 0, для рельефа дна с углом наклона до 45°, моделирование управлением описывается выражением dx 1/ dt = (A 1B 1 K p) x 1+ Q 1 g (t), где учитываются матрица Q 1 параметров модели ПА и функция g (t), характеризующая рельеф дна. Движение ПА в плоскости по координате y учитывает отклонение y c(t) НИС относительно профиля и отклонение y ac(t) ПА относительно НИС

y a(t)= y c(t)+ y ac(t). (5.16.18)

Таким образом, задача алгоритмизации процессов управления ГФК в контуре бокового отклонения ПА от заданной траектории реализуема по функционалу

J =0,5 f (X т QX + v) dt,   (5.16.19)

где Q – матрица параметров, учитывающих требования на допуск D y (t) и D z (t).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.021 с.)