Конституция РФ - основной закон государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция РФ - основной закон государства



Рассматривая Конституцию Российской Федерации как нормативно-правовой акт, следует, прежде всего, отметить, что Конституция РФ является основным законом Российской Федерации.

Принципы и положения Конституции РФ являются обязательными на всей территории Российской Федерации для всех государственных органов, общественных объединений, всех граждан Российской Федерации, а также лиц, постоянно либо временно проживающих на территории России

Более того, в Конституции РФ определяется само государственное устройство Российской Федерации, его политическое устройство, а именно принцип разделения властей, в частности, полномочия, функции и структура каждой из ветвей власти в отдельности. Определены в Конституции РФ и основные права и свободы человека и гражданина, которые гарантируются на территории Российской Федерации и охраняются государством.

2. Обеспечение широкого круга основных правовых положений страны было бы невозможно без особого юридического верховенства Конституции Российской Федерации над всеми иными нормативно-правовыми актами России. Именно юридическое верховенство Конституции РФ позволяет ей не просто устанавливать, но и гарантировать обеспечение всех ее принципов и положений.

Установление в ч. 2 ст.4 Конституции РФ 1993г. принципа ее верховенства на все территории России, прежде всего, заключается в том, что ни один закон, ни один нормативно-правовой акт не может быть принят на территории Российской Федерации, если он, либо какая-то его часть противоречит положениям Конституции РФ

Именно Конституция РФ определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные государственные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о соответствии конституций республик Российской Федерации Конституции РФ

3. Также следует отметить, что положение Конституции РФ как основного закона страны подчеркивает ее высшая юридическая сила. Это юридическое свойство отличается по содержанию от принципа верховенства и закрепляется в ст. 15 Конституции РФ.

Высшая юридическая сила Конституции РФ означает не только то, что законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

ДРУГОЕ ПОНИМАНИЕ ОТЛИЧИЯ ВЕРХОВЕНСТВА И ВЫСШЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ: ВЕРХОВЕНСТВО – ВОЗГЛАВЛЯЕТ СИСТЕМУ, А ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА – НИ ОДИН АКТ НЕ МОЖЕТ ЕЙ ПРОТИВОРЕЧИТЬ.

4. Конституция РФ - база текущего законодательства

К числу юридических свойств Конституции Российской Федерации относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Наряду с этим, Конституция РФ часто предусматривает необходимость принятия нормативных актов, развивающих и реализующих ее положения. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:

1) Прямо указывает виды федеральных конституционных законов или федеральных законов, требуемых для регулирования определенных вопросов.

Конституцией РФ предусмотрены следующие ФКЗ:

а) о порядке разрешения вопросов, связанных с принятием в РФ нового субъекта РФ, образованием в ее составе нового субъекта, изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ

б) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ

в) об образовании в составе РФ нового субъекта РФ

г) об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ

д) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официального использования

е) о референдуме РФ

ж) о режиме военного положения

з) о чрезвычайном положении. В ч. 1 ст. 56 Конституции говорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным ФКЗ, так и ФКЗ о чрезвычайном положении;

и) об Уполномоченном по правам человека

к) о порядке деятельности Правительства РФ

л) о судебной системе РФ

м) о Конституционном Суде РФ

н) о Верховном Суде РФ

о) об отдельных частях судебной системы - об общих судах, арбитражных судах, о военных судах и др.

п) о Конституционном Собрании

Добавим к этому, что Конституция РФ конкретно предусматривает принятие многих федеральных законов, например федеральные законы «О гражданстве», «О военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О статусе столицы РФ», «О порядке выборов Президента РФ» и другие.

Существует 2 точки зрения по поводу соотношения Конституции и конституционных законов:

1) конституционные законы – подконституционные акты и должны соответствовать Конституции

2) Они становятся на одну ступень с Конституцией и образуют как бы Макроконституцию.

Федеральные конституционные законы:

1) принимаются только по кругу вопросов, обозначенных в самой конституции

2) являются подконституционными актами и не могут вносить коррективы в саму Конституцию

3) могут оцениваться на предмет их несоответствия конституции. Так было с ФЗ «О внесении изменения и дополнения в ФКЗ «О референдуме РФ»» (ныне утратил силу). Этот закон был оспорен оппозицией в Конституционном Суде РФ и был признан соответствующим Конституции РФ.

 

2) Использует указание на то, что определенные отношения регулируются федеральным законом, не называя конкретный по наименованию или содержанию акт. Так, согласно ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, закрепляющей право частной собственности на землю, «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона». В принципе, данный вариант применяется весьма широко в действующей Конституции РФ - гораздо больше, чем предшествующими основными законами, подчеркивая, что регулированию общественных отношений посредством формы «закона» отдается предпочтение перед иными видами нормативных актов.

3) Говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, согласно ст. 43 Конституции РФ, посвященной праву граждан на образование, Российская Федерация «устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты», ясно, что для этого необходим соответствующий нормативный акт.

4) Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст. 46 Конституции РФ, «решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд», очевидно, что применение нормы без специального закона попросту невозможно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.009 с.)