Развиваем графические умения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развиваем графические умения



Важнейшую роль в'подготовке детей, к письму/играет освое­ние ими» разнообразных, изобразительных-; графических, умений. Наблюдения показывают, что у части детей формируется непрат ильный навык обращения, с, пишущими предметами, (каранда­шом^ фломастером,, ручкой). Он проявляется? в следующем:

— неправильное положение пальцев, Ребенок держит карант дащ «щепотью», собрав пальцы «.горсточкой» или сжав руку в кулак. При этом часто карандаш-лежит не на. среднем пальце, а на указательном- и т. д.;,

— неправильное.положение, пальцев относительно пишущего предмета. Ребенок дер^кит, карандаш либо слишком далеко,. либо очень близко к нижнему: пишущему кончику;

— неправильное положение руки. Кисть вывернута так,, что верхний^конец карандаша.ила рунки. ориентирован не на плечо пишуще^ руки, а в сторону или от себя. При этом кисть, и

°коть зависают над столом;.

91 — слишком сильный (чаще) или слишком слабый (реже) на­жим при рисовании и письме, напряженное сжимание пишущего предмета;

— неправильная поза. Ребенок горбится, наваливается грудью на стол, опускает левый локоть на колено, изгибается, подклады-вает под себя ногу и т. д.

Наблюдательный воспитатель может быстро обнаружить и предупредить формирование неправильного навыка. Для уточне- " ния своих наблюдений можно использовать и специальные зада- > ния. Например, предложить ребенку нарисовать карандашом од­ним движением окружность диаметром 3 — 3,5 см (по образцу). Если кисть слабо развита и ребенок склонен ее фиксировать на плоскости, он не справляется с заданием: рисует вместо круга овал, рисует окружность значительно меньшего размера или рису­ет ее в несколько приемов, периодически передвигая руку. Пока­зательным для определения фиксированности кисти является пре­имущественное рисование ребенком на листе бумаги очень ма­леньких предметов.

О недостаточной работе пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если при этом он постоянно поворачивает лист, не меняя направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, необходима соответствующая тренировка пальцев и руки. Иначе отставания в письме могут быть значительными. Поэтому систематический контроль взрослого за ребенком является условием предупрежде­ния неправильного формирования двигательного стереотипа.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подго­товки к письму? Это прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование -рисование орнаментов, узоров (рис. 10). При этом ребенок прак­тически осваивает изображение различных элементов узора, поз­нает приемы расположения элементов на плоскости (сверху, сни­зу, справа, слева, над, под, посредине и т. д.), учится правильно определять направление линий и движения руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно), знакомится с ритмическим, композиционным построением орнаментов, развивает глазомер, Все это имеет самое непосредственное отношение к подготовке к письму.

Положительное влияние на подготовку руки ребенка к пись­му оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использо­ваться готовые альбомы для раскрашивания. Воспитателю необхо­димо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Нередко можно видеть целые альбомы, раскрашенные ребенком небрежно, без соблюдения контуров изображений, отдельными штрихами, ломаными линиями и т. д. Надо приучать детей не спешить, рас­крашивать старательно, в несколько приемов, чтобы избежать пе­реутомления. Можно предложить детям раскрашивать одну кар­тинку по очереди. Пока один раскрашивает, другой успевает от­дохнуть.

Большую роль в развитии графических умений выполняют

ные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выпол-Ра3 ся под руководством воспитателя (рис. 11). Он показывает,

гона выполняется, контролирует параллельность линий, их кДКоавление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Долж-

выполняться и правила штриховки: не выходить за контуры 2,Ь1гуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между мми (°но не Должно превышать 0,3 — 0,5 см).

Для упражнения в штриховке могут использоваться готовые онтурные изображения предметов, рисование изображений с по-к° дующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов. Я работе с шестилетками в настоящее время успешно использу­ются линейки-трафареты геометрических фигур, фигурные линей-и (лекала). Вначале дети ощупывают трафареты указательным и средним пальцем. Затем, положив трафарет (фигурную линейку) на лист бумаги, левой рукой прижимают его к бумаге, а правой карандашом обводят контур фигуры. После того как дети научи­лись обводить контуры фигур, они приступают к их штриховке. Способ штриховки показывает воспитатель.

Учитель-новатор Е. Н. Потапова успешно применяет работу с линейками-трафаретами и штриховкой в подготовке к письму ше­стилеток. Она советует составлять с помощью трафаретов целые картины (праздничный салют, аэродром, метро). Каждая картин­ка обыгрывается с детьми, обсуждаются способы штриховки. Рас­стояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы. Основные направления штриховки: сверху вниз, слева на­право (но не справа налево!), снизу вверх. Линии могут быть прямыми, наклонными, волнистыми и т. д. У каждого ребенка должен быть свой альбом для штриховки.

Для развития точности и уверенности движения руки ис-

пользуются игры, в которых детям необходимо проводить парал-

лельные линии в определенном направлении. Например, игра «От

дома к дому». На доске или на листах бумаги в разных местах

(слева-справа, вверху-внизу) рисуются разноцветные домики. За-

дача ребенка — точными прямыми линиями соединить между со-

бой домики одинакового цвета или формы. При этом линия

должна рисоваться одним росчерком, по возможности прямо, за-

'ем параллельно ей рисуется такая же линия так, чтобы все

мики были соединены ровными дорожками. Ребенок вначале

Лит линию просто пальцем, выбирая направление, а затем

фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действие товами: «От домика к домику, от домика к домику» (рис. 9).

Игра «Кто быстрее — кто ровнее?» упражняет детей в точно-

и координации графических движений. Она может проходить

соревнование двух групп детей. У каждой команды — доска,

на которой воспитатель рисует мелом две вертикальные линии и

оединяет их вверху горизонтальной линией слева направо. Зада-

— сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллель-

горизонтальные линии. Побеждает та команда, у которой ми проведены ровнее и быстрее. Доски алогично проходит игра «Парашютисты». В верхней части

[ рисуется несколько разноцветных точек (это парашюти-

93 сты), внизу небольшой круг — место их приземления. Задача: точ­ными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов (рис. 9).

Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписыва­ние в квадрат различных изображений (овалов, линий, крючков треугольников). В тетрадях в линейку воспроизводятся элементы письма (рис. 12). Графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо.

В начале каждого занятия надо показать детям (на доске или на листе бумаги), как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем это движение отрабаты­вается, имитируется в воздухе. Потом дети воспроизводят отрабо­танное движение, обводя по пунктирной копии образец элемента и самостоятельно.

Через 2 — 3 минуты непрерывного письма (ребенок обычно за это время заполняет одну-две строки) следует перерыв: физ­культурная пауза, рассматривание работ, затем заполняются еще две строки.

На следующем занятии, через два дня, опять воспроизводит­ся на трех-четырех строках прежний элемент. Осваивать более одного элемента в неделю не следует. Занятия проводятся три раза в неделю.

Постоянно надо следить за позой ребенка во время письма. Мебель должна соответствовать его росту, при этом согнутые в коленях под прямым углом ноги твердо стоят на полу или под­ставке. Расстояние от тетради до глаз устанавливается так: рука, согнутая в локте, опирается на стол, а кончики пальцев касаются уголка глаза. Свет падает слева.

Чтобы у детей не пропал интерес к занятиям, они могут проходить в виде игры «Лесная школа». Дети принимают на себя роли лесных зверушек, а воспитатель становится медведем-учите­лем. В игровой роли дети выполняют разные графические зада­ния: зарисовывают узоры на бумаге в клетку, пишут письма друг другу с помощью разных условных значков, воспроизводят знако­мые элементы письма, разнообразные способы штриховки.

Для развития графических навыков в старших группах хоро­шо иметь доску, на которой дети пишут мелом, цветными мел­ками.

Закладка ажурная

Полоску бумаги складываем вдвое, делаем под углом над­резы, разворачиваем и отгиба» ем уголки через один.

Закладки с аппликацией Рис. 1. Делаем закладки в подарок школьникам.

Логические таблицы (варианты)

(ОНО-ОНО-0-0)

дпо о"

ОД-ОД

оноонооо

опл-оппл

Продолжи узор

Рис. 14. Упражнения на развитие логического мышления.

ГЛАВА 6. ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ!

Подготовка к школе предполагает умение воспитателя на-йтподать за развитием детей. Без этой информации невозможно сушествить эффективное педагогическое воздействие на ребенка, яать рекомендации родителям по его подготовке к школе в семье. Умение контролировать ход развития ребенка — неотъемлемое профессиональное качество современного воспитателя.

Какие методы изучения готовности детей к школе может использовать воспитатель в своей практической деятельности? Этот вопрос интересует многих педагогов. Попытаемся найти на него ответ в дневниковых записях уже знакомой читателю воспи­тательницы Натальи Петровны Зотовой. Приведем запись содер­жания ее разговора на эту тему с близким другом, детским пси­хологом Сергеем Ивановичем Скуратовым.

ИЗ ДНЕВНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ

выявляем тожовност теяенш к ояучешю в шкале

Посмотрите, какие замечательные рисунки нарисовали де­ти! — говорю я Сергею. — Это прохожие, которых можно встре­тить на улице, по дороге в детский сад. Какие смешные и забав­ные лица, фигуры, движения! Вот нарядная женщина, с каким достоинством она держится! А это — мужчина в очках, с усами, с портфелем, сразу видно, что он спешит на службу.

— А знаете, Наташа, что по рисункам можно многое сказать о развитии воспитанников. Помните, вы меня спросили о том, как определить, готов ли ребенок к школе? А сегодня уже сами начали такую диагностику. Ученые всего мира солидарны в том, что рисование — это деятельность, в которой находит отражение

ичность ребенка, проявляется уровень его психических процес­сов, интеллектуального и социального развития. По характеру ри­сунка можно судить о психическом состоянии ребенка, о задерж-х или отставании,в развитии и даже об отношениях с окружаю­щими.

Замечено, что доминирование в рисунке светлых и насыщен-

гонов указывает на высокий жизненный тонус и оптимизм.

широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предва-

совЬНЫХ набр°сков и последующих, изменяющих сюжет дори-

^часто говорит об уверенности и решительности... он v дивительно, как раз такие рисунки у нашего Павлика. А сгтйт,Нас.,в группе настоящий лидер и действительно очень на-

тавыи, решительный, быстрый.

тии т ли Ребенок отстает от сверстников в умственном разви-

Рисуетп ° [ обычно затрудняется в выборе темы изображения,

своболш Ш * Те же пРеДметы> не создавая сюжет. В рисунках на

тему у него нет общего замысла, фантазии, творчест-

10» г

ва. Бедность и нечеткость представлений об окружающем ярко проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей пред мета, в неполном изображении. Цветовая гамма невыразительна Особую трудность для умственно отсталого ребенка представляет объяснение своего рисунка. В зависимости от степени интеллек туального снижения эти недостатки проявляются в большей или меньшей степени.

— Вы сказали, что по рисунку можно судить даже о том, как складываются отношения ребенка с окружающими. Мне трудно в это поверить.

— А между тем это так. Например, если предложить ребенку рисунок на тему «Я в детском саду», то он обычно рисует себя рядом со сверстниками или с одним из детей, с кем поддержива­ет хорошие, дружеские отношения. Если же ребенок рисует себя только с игрушками или изображает в стороне от детей, это свидетельствует о каком-то неблагополучии, неудовлетворенности ребенка своим положением среди сверстников.

Очень интересные данные можно получить, анализируя ри­сунки на тему «Моя семья». Здесь имеют значение порядок и близость расположения фигур, их размеры и особенно место, где нарисовал себя ребенок: между родителями или рядом с одним из них. Замечено, что при конфликтных отношениях в семье фигу­ры родителей разъединяются большими промежутками, как бы разобщаются, не объединяются совместными действиями. Ребе­нок рисует себя рядом с тем из родителей, с которым у него более близкие отношения.

— А как по рисунку судить, готов ли ребенок к школе? Как можно истолковать детские рисунки с этой позиции?

— По рисункам можно определить уровень общего развития ребенка, его социальной осведомленности, состояние графиче­ских навыков, наличие умения осуществлять поставленную цель. Рисование фигуры человека входит во многие диагностические методики определения школьной зрелости ребенка. Созданы це­лые «наборы» возможных вариантов изображения в рисунке чело­века, по которым исследователь или воспитатель может судить о школьной зрелости детей.

оягеяеляем школьную з?елост

Посмотрите, это человеческие фигуры из известного чеш­ского теста на определение школьной зрелости — теста Керна -Ирасека (рис. 13).

— Какие интересные рисунки! Но как их оценить?

— Сначала немного о самом задании, которое получает реб< нок. На листе бумаги ему предлагают нарисовать мужчину (*"а1 рисуй дядю»). Во время рисования дополнительных пояснен* ребенку не дается. После того как рисунок закончен, он оцен вается с учетом оценочной шкалы рисунков. Наиболее высокую оценку получают рисунки, стоящие под номерами 1 и 2 (высо. балльная оценка). Самая высокая оценка ставится за рисунок, котором фигура мужчины легко узнаваема, т. е. изображены г

е части: голова, туловище, конечности. Голову с туловищем сое-е няет щея. Соблюдены пропорции тела. На голове ребенок изо-йоажает волосы, возможна шапка, шляпа, уши. На лице глаза, боови, рот, нос. Верхние конечности заканчиваются кистью с

гольцами. Отражены характерные признаки мужской одежды. Та­кой рисунок говорит о высоком уровне развития представлений ребенка о человеке, подтверждает его наблюдательность, умение отражать свои впечатления в рисунке.

— Наверное, вот эти рисунки моих детей можно оценить высоким баллом.

— Да, на один балл ниже оценивается следующий по шкале рисунок. Посмотрите, здесь тоже соблюдены все требования: фи­гура легко узнается, пропорции правильны, присутствуют все ча­сти лица, но могут быть некоторые недостатки: отсутствие волос на голове, шеи, пальца на руке.

А остальные фигуры, начиная с третьей (и особенно четвер­тая и пятая), свидетельствуют о недостаточной школьной зрело­сти. Подобные рисунки в шестилетнем возрасте свидетельствуют о значительном отставании в развитии. И по тесту Керна — Ира­сека заслуживают самых низких баллов, а именно 4 и 5. Потому что высшая оценка в этом тесте — это 1.

— А ведь и среди наших рисунков есть такие, к сожалению, которые по этому тесту заслуживают трех баллов. Значит, эти дети неподготовлены к обучению?

— Не совсем так, хотя характер рисунка ребенка говорит нам о многом в его развитии, все-таки сделать заключение о школь­ной зрелости только по рисунку невозможно. Поэтому тест Кер­на — Ирасека состоит из нескольких заданий. Ребенку надо, ско­пировать рукописную фразу типа «Он ел суп».

— Но ведь дети еще не умеют писать и читать!

— Правильно. Цель этого задания в другом: выявить, как подготовлен ребенок к будущему письму, т. е. умеет ли он анали­зировать графическое изображение, выделять его элементы (от­дельные слова, буквы) и копировать изображение. Задание выяв­ляет, насколько созрела двигательная моторика руки ребенка и т. д. Вот оценочные варианты выполнения задания (рис. 13).

— Я вижу, самую высокую оценку — 1 или 2 балла — получа­ет ребенок, если фразу можно прочитать, буквы образуют слова, по своей величине они близки к образцу и написаны достаточно ровно. А самые низкие оценки — 4 и 5 баллов — получают дети, которые уловили сходство с образцом только в 1 — 2 буквах, у них видимость письма или просто каракули.

— Да, такие работы говорят о значительном отставании в звитии моторики. А теперь последнее задание: срисовывание

группы из десяти точек, расположенных в форме пятиугольника, йот образец, а это варианты оценки (рис. 13). При выполнении такого задания ребенок проявляет свои возможности в простран-венной ориентировке и точности выполнения инструкции.

Если подсчитать сумму баллов по выполнению ребенком

( трех заданий, то в 3 — 5 баллов оцениваются задания, вы-

лненные детьми, обладающими высокой степенью школьнойзрелости, от 5 до 9 баллов оцениваются задания, выполненные среднезрелыми детьми, и от 10 и более, баллов — незрелыми деть* ми. Многие исследователи отмечают, что данный тест позволяет ; в 70% случаев правильно определить возможность начала школь^ ного обучения, т. е. готовность ребенка к выполнению новьй задач.

— Значит, можно и ограничиться этим тестом? Выполнил задание хорошо — иди учись.

— Нет, все не так просто. Этот тест нам дает «сигнал» о том что по уровню функционального развития ребенок может вклю­читься в новые, более сложные условия школьного обучения. Но •> ведь нам очень важно прогнозировать, насколько успешно будет' это обучение, что нужно сделать в дошкольном возрасте, чтобы вовремя предупредить возможные отставания в школе. Особенно* важно выявить прогнозы умственного, волевого, социально-лич­ностного развития. Для этого используются методы, которые, до­полняя результаты теста Керна — Ирасека, позволяют определить возможную успешность обучения ребенка в школе.

суямм о% обучаемости?шн/м.

— Думаю, для воспитателя может быть полезна методигеД используемая для определения обучаемости детей, т. е. способно-;, сти ребейка следовать выдвинутым правилам, принимать и выЯ полнять задание педагога, контролировать свою деятельносямЯ позиции заданных требований. Задание выполняется одновремен- *' но всеми детьми или подгруппой. Смысл его: на тетрадном листе

в линейку каждый ребенок в течение 10 минут простым карандаЯ шом пишет в определенной последовательности палочки и чер­точки (I — II — III — I — II — III и т. д.). Правила: соблюдать по­следовательность, не писать на полях, писать через строку и не прерывать последовательности чередования палочек и черточек" при переносе знаков с одной строки на другую.

— Как воспитателю оценить работы?

— Выделены несколько уровней выполнения данного зада* ния. Показателем высокой обучаемости служит такое выполнен ние, при котором ребенок принимает задание полностью, помни! о всех его компонентах до конца работы. Действует сосредото­ченно, энергично, примерно в одинаковом темпе. Если допускает ошибки, то либо вовремя их замечает в процессе работы, либо устраняет при ее проверке. Не спешит сдать работу воспитателку просматривает ее, вносит поправки, стремится, чтобы работа вМ1| глядела аккуратной. Таким образом, характер выполнения задИ ния свидетельствует о самостоятельности ребенка, осознанности его действий, способности проверять работу с позиции предья** ленных требований.

О среднем уровне готовности ребенка к учебной деятельно^ сти в школе свидетельствуют такие характеристики, как: полно^" тью принимает задание, в целом помнит о нем до конца занятия» по ходу работы допускает отдельные ошибки, но сразу их н' замечает и не устраняет. После выполнения работы в основно*

й ло просматривает ее и исправляет отдельные из допущенных цибок, остальные часто не замечает. Качество оформления ра­боты мало заботит ребенка, хотя он стремится получить хороший

Ре —А как обычно выполняют данное задание дети, недоста­точно подготовленные к школе?

— Недостатки проявляются уже на этапе принятия задания: оебенок либо принимает только часть инструкции воспитателя и затем не может ее сохранить до конца (нарушает порядок знаков, не соблюдает их последовательность при переносе), либо сразу же отходит от инструкции и действует по своему усмотрению, не ориентируясь на указания воспитателя. И в том и в другом случае дети не замечают допущенных ошибок, не исправляют их, по окончании работы сразу же отдают ее воспитателю, не выражая интереса к тому, правильно или нет они выполнили задание.

Чтобы суждение об обучаемости каждого ребенка было более точным, детям предлагают задание: «Найди и подчеркни ошиб­ки». Заранее надо заготовить листы бумаги, на которых специаль­но допущены различные ошибки, например, нарушена последова­тельность палочек (I — III — I — II — I — I — II — III), внесены новые элементы (I — II — III — ПП — I —), пропущены черточки между палочками или поставлен другой знак (I = II — III I = II), при переносе на новую строку непрерывность элементов прерва­на и строка опять начинается с I —.

— Значит, воспитателю необходимо допустить ошибки в основных правилах задания?

— Правильно. Это нужно, чтобы выявить, насколько осо­знанно.ребенок принял задание, учитывает ли все правила, заме­чает ли их нарушения. В шести строках, которые предлагаются детям для проверки, наряду с неправильными, обязательно долж­ны быть отрезки строк, выполненные с полным соблюдением всех правил. В тетради должен быть выписан шифр правильного выполнения задания, т. е. записано точное количество ошибок, Допущенных по каждому правилу, например: нарушение правиль­ной последовательности элементов — 6 ошибок, нарушение чис­ленности элементов — 5, пропуск или замена черточек — 3 и т. д., и приведен образец правильного выполнения задания.

— Наверное, это нужно будет для того, чтобы быстро проа­нализировать работы детей, сравнивая их с образцом?

— Да, каждую работу ребенка воспитатель сравнивает с шиф­ром и ведет подсчет: сколько ошибок заметил и подчеркнул ребе­нок, какие и сколько пропущены. Оценка ставится по тем же юказателям, но учитывается полнота осознания ребенком правил выполнения задания и умение замечать их нарушения. Такой ^ализ помогает выявлять детей, успешно справившихся с зада-™рмг (подчеркнули все ошибки), детей, которые выполнили зада­ние со средним качеством (т. е. заметили не менее половины допущенных ошибок), и тех, кто плохо справился с заданием ^подчеркнули менее половины ошибок, указали на ошибки там,

Де их нет, или пропустили ошибки на какое-то одно правило). ~~ А как предложить такое задание детям?

113 — Когда они выполнят первое задание, сделайте неболь перерыв (10—15 мин). Затем покажите детям конверт. привлечь к нему внимание детей, сказав, например: «Сего школу, так же как и мы, играли дети соседнего детского садь Вот их работы. Нужно проверить, правильно ли выполнили де^ задание. Сейчас я вам раздам работы, и будем, как в школ»1 проверять ошибки. Но сначала давайте вспомним, как надо вь! полнять задание». Когда дети вспомнят общие требования к зад»^ нию, предложите им взять цветные карандаши и подчеркнуть ^ места, где допущены ошибки. На доске можно показать на одном примере, как подчеркивать, а затем напомнить ребятам, что ну^-. но внимательно просмотреть каждую строчку от начала до конца"

— А если дети будут спрашивать, правильно или нет они исправляют и где надо подчеркнуть?

— Помогать им не следует. Идти лучше от игровой роли: «Ты же учитель, решай сам!» Во время работы нужно наблюдать за детьми, отмечать в списке, кто как выполняет задание: сосре­доточенно, не отвлекаясь, самостоятельно (С.); обращается по­стоянно за помощью (Н.С.), т. е. недостаточно самостоятелен; не проявляет интереса, не сосредоточен, отвлекается, требует допол­нительного напоминания о работе (Н.), т. е. не самостоятелен, нет интереса. Затем в списке отметьте, сколько времени каждый потратил на задание (сделал быстрее всех, медленнее всех и т. д.); выражает ли интерес к результатам своей проверки после того, как сдал работу воспитателю. Все эти данные необходимы для того, чтобы сопоставить их с фактической результативностью вы­полнения задания, т. е. умением замечать и исправлять все ошиб­ки. В целом анализ выполнения двух заданий даст информацию о том, как подготовлен ребенок к обучению в школе.

— Значит, если ребенок не понимает, что нужно сделать, как этого добиться, не может самостоятельно проверить и оценить полученный результат, то и в школе проявится такое же отноше­ние к заданиям учителя и он будет отставать в учебе от осталь­ных детей.

— Да, такие дети нуждаются в своевременной индивидуалЬ' ной помощи. Опыт показывает, что успех достигается тогда, ког­да воспитатель специально приучает ребенка принимать задание в полном объеме, соблюдать в процессе его выполнения все требо­вания или правила и контролировать себя. Чем раньше будут выявлены дети с пониженной обучаемостью и начата соответству­ющая коррекционная работа, тем больше гарантий того, что их подготовка к школьному обучению будет эффективней.

— Я думаю, мне надо было как можно раньше обрашать внимание на то, как дети принимают поставленные мной задачи, могут ли решать их в соответствии с выдвинутыми требования*^ или самостоятельно воспроизводить в знакомых ситуациях.

— Предметом внимания педагога должно стать поведение Д# тей в ситуации принятия задания во время игр с правилами» занятий, труда, при выполнении индивидуальных поручен™ и т. д. Важно определить, насколько сознательно ребенок принй мает поставленную цель, указания к ее достижению, руководству-

ли объяснениями воспитателя, получает ли адекватный цели

еТСЯ1тьтат, способен ли оценить его с позиции поставленных тре-

Р63 ний 'как относится к своей работе и ее результату. Много-

тные' наблюдения позволяют воспитателю выделить слабые

а НЬ1 деятельности некоторых детей, а также типичные недо-

С тки всей группы и спланировать соответствующую работу.

внимательное отношение к каждому ребенку, к его достиже-

,ам — вот главное условие подготовки его к школе.

НЙЯМ

/зымшем сяосотосжи умственной деятельности

Сергей, обучение в школе потребует от детей большого умственного напряжения. Я думаю, что важнее всего не знания, которыми владеет ребенок, а те умственные действия, с помощью которых он оперирует знаниями, пытается самостоятельно полу­чить ответы на различные вопросы. Можно ли как-то выявить эти стороны умственного развития?

— Воспитатель получает такую информацию о детях, наблю­дая за ними на занятиях, беседуя, сотрудничая в различных де­лах. Это поистине неисчерпаемый источник познания возможнос­тей своих воспитанников.

Для более полной информации можно специально использо­вать ряд проверочных заданий. Так, для выявления способности детей к обобщению используется методика «Четвертый лишний». Для этого надо подготовить карточки с изображением четырех предметов, три из которых имеют обобщающий признак, напри­мер, посуда, домашние животные, овощи, транспорт и т. д., а четвертый предмет не подходит под этот признак, и ребенку его нужно исключить. Вот эти карточки. Здесь мы видим изображе­ния курицы, гуся, утки и яиц, а здесь изображены чашка, тарел­ка, ваза и стол.

— Ребенку нужно самостоятельно составить группу, назвать признак, по которому она образована, и убрать лишний? Думаю, что для решения такой задачи многим детям придется основа­тельно поразмыслить.

— Еще более сложным является задание, выявляющее спо­собность детей к рассуждению, анализу, нахождению закономер­ности. С этой целью можно использовать логические таблицы. Ребенок должен выбрать, какую фигуру поставить на свободное место. Вот два возможных варианта: первый более простой, вто­рой сложнее: ребенок должен ориентироваться уже на несколько признаков (рис. 14).

Способность ребенка самостоятельно решать эти задачи сви­детельствует о высоком уровне аналитического мышления. Если Ребенку потребовалась небольшая подсказка и он выполнил зада-ЧУ правильно, его способность к анализу может быть определена как нормальная (средняя). Если же ребенок не понимает, как воспользоваться помощью воспитателя, и не дает правильный от-Вет, т. е. указывает на случайные фигуры, не пытаясь анализиро­вать, — это сигнал отставания интеллектуальной готовности к Школе.

115 Общее суждение об умственной готовности ребенка к школе] позволит составить и известная методика «Продолжи узор». Оця выявляет умение самостоятельно анализировать образец, устанавГ ливать принцип построения ряда на основе выделения его эле> ментов. Дети получают листы бумаги, на которых дано начало узора. Воспитатель предлагает им внимательно рассмотреть узор» дорисовать до конца строки. Вот примерные образцы таких узо, ров (рис. 14).

— А как оценить результаты работы детей?

— Условно можно выделить три возможных уровня выполне­ния задания: высокий — узор продолжен правильно, без ошибок. Следовательно, ребенок понял задание и выделил принцип по­строения узора;

средний — узор продолжен правильно, но наблюдаются от­дельные ошибки либо в чередовании элементов, либо пропускает­ся один элемент;

низкий — ребенок не выделяет принципа построения узора и допускает много ошибок или просто копирует образец, распола­гая свой узор под образцом.

— Я думаю, что такое задание можно дать всем детям одно­временно. А чтобы не было копирования друг друга, лучше дать два аналогичных варианта, не так ли?

— Это вполне возможно, главное — тщательно проанализиро­вать полученные результаты. Методику «Продолжи узор» можно использовать и для проверки контрольно-оценочных умений де­тей. С этой целью нужно предложить детям начало узора (новое) и его продолжение, в котором специально допущены ошибки, т. е. нарушен принцип составления узора.

— Я поняла: нужно дать детям рассмотреть начало узора и попросить догадаться, как он составляется, а затем проверить, правильно ли продолжили этот узор дети из другого детского сада, найти ошибки и подчеркнуть их. Высоким результат будет считаться тогда, если ребенок замечает все или подавляющее большинство ошибок, средним — если не менее половины и сла­бым — если он в состоянии самостоятельно обнаружить лишь не­которые ошибки (меньшую часть).

— Правильно, можно поручить детям не только проверить задание, но и поставить оценку: если ребенок считает, что узор продолжен его сверстником правильно, он ставит три кружка, если допущены отдельные ошибки — два, если работа, по мнению про­веряющего, выполнена в целом неправильно — один кружок. Это позволит воспитателю выявить, связывают ли дети качество вы­полнения работы с ее оценкой, что также важно для будущего школьника.

Ребенок, поступивший в школу, должен обладать определен­ной гибкостью мышления, умением сравнивать, группировать предметы по разным признакам. Можно рекомендовать методику «Раздели фигуры на группы». Необходимо иметь три набора кружков, квадратов, треугольников (в каждой группе по 6 фигур» трех цветов и трех размеров). Ребенку лается задание разложить все фигуры на группы по своему желанию: по цвету (3 группы),

 

(2

. (3 группы), форме (3 группы) и по наличию углов уппы). Фигуры находятся вперемежку.

задание должно звучать примерно так: «Разложи фигуры на > Как ты хочешь». Педагог записывает в тетрадь, как раз-'фигуры ребенок, затем предлагает подумать, можно ли Л°«южить по-другому. Если ребенок затрудняется, подсказывает Р~~. «я знаю, что можно еще два раза по-разному разложить эти «туры». Высокую оценку получают дети, уверенно использовав-гае все СГЮсобы группировки или упустившие только последний по наличию углов). Средняя оценка — не менее двух способов, низкая — один способ или отказ от группировки.

__ Будущему школьнику необходимо приобрести опыт раз­мышления над фактами, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, делать выводы. Что можно использовать для оцен­ки этих умений?

— рассказы, содержащие познавательные коллизии. В лите­ратуре имеются примеры таких рассказов. Вот некоторые из них. По аналогии воспитатель может составить и другие, содержащие умственную задачу.

1. Вова проснулся утром и увидел в окне голубое небо, ясное солнышко. Он спрыгнул с кровати, подбежал к окну и удивленно воскликнул: «Мама! А совсем недавно был сильный дождь!»

Как Вова догадался, что шел дождь? Ведь он в это время крепко спал?

2. Мама купила Вове новую книжку. В ней было три картинки.

На первой нарисован лес. Листья на деревьях желтые, красные и оранжевые. Такие же листья укрывают землю. Светит солнце, и деревья кажутся золотыми. Веселая картинка. Внизу написано: «Осень».

На другой — почти все деревья голые, на дорожках и под деревьями много ; слежавшихся листьев. В воздухе кружит первый снег. «Осень» — надпись внизу.

Вова спросил у мамы: «Почему картинки разные, а подпись одинаковая?» Что ответила Вове мама?

— Как можно оценить результаты?

- Если ребенок проявляет интерес к рассказу, ведет целена-

равленный поиск ответа, рассуждает, предлагает вариант реше-

тя, отражающий понимание существенных признаков, — это по-

*затель высокого уровня познавательной активности. Если ребе-

с ищет ответ путем подбора фактов, отражающих как суще-

венные, так и случайные признаки, не может среди них точно

®ать главные — это показатель среднего уровня познавательной

активности и сигнал к последующей углубленной работе с ним.

наконец, ребенок не выражает интереса к познавательной за-

даче, не пытается рассуждать, а довольствуется случайным отве-

ом или ПрОСТО отказывается от умственных усилий, это свиде-

тельствует о низком уровне его познавательной активности и не-

х°Димости индивидуальных занятий.

Обобщая данные по разным заданиям, воспитатель составля-сУЖдение об умственной готовности детей к школе.

117 сосжо&ше?ечи жжей и осотнносжи?лзвижи&

 

Когда я задумываюсь о подготовке детей к школе, я веет стараюсь представить себе, как мои воспитанники общаются учителем, со сверстниками, умеют ли они четко и ясно излагав свои мысли.

— Вы совершенно правы. Речь — яркий показатель развита ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленна го к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные дехз более раннего возраста, и содержит много погрешностей: обед. ненный словарь, упрощенная, часто неверная конструкция пред! ложения, неспособность связно и последовательно изложить со! бытия, дефекты произношения, сбивчивый темп речи. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гаран тия успешности его школьного обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.102 с.)