Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развиваем графические умения
Важнейшую роль в'подготовке детей, к письму/играет освоение ими» разнообразных, изобразительных-; графических, умений. Наблюдения показывают, что у части детей формируется непрат ильный навык обращения, с, пишущими предметами, (карандашом^ фломастером,, ручкой). Он проявляется? в следующем: — неправильное положение пальцев, Ребенок держит карант дащ «щепотью», собрав пальцы «.горсточкой» или сжав руку в кулак. При этом часто карандаш-лежит не на. среднем пальце, а на указательном- и т. д.;, — неправильное.положение, пальцев относительно пишущего предмета. Ребенок дер^кит, карандаш либо слишком далеко,. либо очень близко к нижнему: пишущему кончику; — неправильное положение руки. Кисть вывернута так,, что верхний^конец карандаша.ила рунки. ориентирован не на плечо пишуще^ руки, а в сторону или от себя. При этом кисть, и °коть зависают над столом;. 91 — слишком сильный (чаще) или слишком слабый (реже) нажим при рисовании и письме, напряженное сжимание пишущего предмета; — неправильная поза. Ребенок горбится, наваливается грудью на стол, опускает левый локоть на колено, изгибается, подклады-вает под себя ногу и т. д. Наблюдательный воспитатель может быстро обнаружить и предупредить формирование неправильного навыка. Для уточне- " ния своих наблюдений можно использовать и специальные зада- > ния. Например, предложить ребенку нарисовать карандашом одним движением окружность диаметром 3 — 3,5 см (по образцу). Если кисть слабо развита и ребенок склонен ее фиксировать на плоскости, он не справляется с заданием: рисует вместо круга овал, рисует окружность значительно меньшего размера или рисует ее в несколько приемов, периодически передвигая руку. Показательным для определения фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком на листе бумаги очень маленьких предметов. О недостаточной работе пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если при этом он постоянно поворачивает лист, не меняя направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, необходима соответствующая тренировка пальцев и руки. Иначе отставания в письме могут быть значительными. Поэтому систематический контроль взрослого за ребенком является условием предупреждения неправильного формирования двигательного стереотипа.
Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму? Это прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование -рисование орнаментов, узоров (рис. 10). При этом ребенок практически осваивает изображение различных элементов узора, познает приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, над, под, посредине и т. д.), учится правильно определять направление линий и движения руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно), знакомится с ритмическим, композиционным построением орнаментов, развивает глазомер, Все это имеет самое непосредственное отношение к подготовке к письму. Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Воспитателю необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Нередко можно видеть целые альбомы, раскрашенные ребенком небрежно, без соблюдения контуров изображений, отдельными штрихами, ломаными линиями и т. д. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать старательно, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления. Можно предложить детям раскрашивать одну картинку по очереди. Пока один раскрашивает, другой успевает отдохнуть. Большую роль в развитии графических умений выполняют ные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выпол-Ра3 ся под руководством воспитателя (рис. 11). Он показывает, гона выполняется, контролирует параллельность линий, их кДКоавление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Долж- выполняться и правила штриховки: не выходить за контуры 2,Ь1гуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между мми (°но не Должно превышать 0,3 — 0,5 см). Для упражнения в штриховке могут использоваться готовые онтурные изображения предметов, рисование изображений с по-к° дующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов. Я работе с шестилетками в настоящее время успешно используются линейки-трафареты геометрических фигур, фигурные линей-и (лекала). Вначале дети ощупывают трафареты указательным и средним пальцем. Затем, положив трафарет (фигурную линейку) на лист бумаги, левой рукой прижимают его к бумаге, а правой карандашом обводят контур фигуры. После того как дети научились обводить контуры фигур, они приступают к их штриховке. Способ штриховки показывает воспитатель.
Учитель-новатор Е. Н. Потапова успешно применяет работу с линейками-трафаретами и штриховкой в подготовке к письму шестилеток. Она советует составлять с помощью трафаретов целые картины (праздничный салют, аэродром, метро). Каждая картинка обыгрывается с детьми, обсуждаются способы штриховки. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы. Основные направления штриховки: сверху вниз, слева направо (но не справа налево!), снизу вверх. Линии могут быть прямыми, наклонными, волнистыми и т. д. У каждого ребенка должен быть свой альбом для штриховки. Для развития точности и уверенности движения руки ис- пользуются игры, в которых детям необходимо проводить парал- лельные линии в определенном направлении. Например, игра «От дома к дому». На доске или на листах бумаги в разных местах (слева-справа, вверху-внизу) рисуются разноцветные домики. За- дача ребенка — точными прямыми линиями соединить между со- бой домики одинакового цвета или формы. При этом линия должна рисоваться одним росчерком, по возможности прямо, за- 'ем параллельно ей рисуется такая же линия так, чтобы все мики были соединены ровными дорожками. Ребенок вначале Лит линию просто пальцем, выбирая направление, а затем фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действие товами: «От домика к домику, от домика к домику» (рис. 9). Игра «Кто быстрее — кто ровнее?» упражняет детей в точно- и координации графических движений. Она может проходить соревнование двух групп детей. У каждой команды — доска, на которой воспитатель рисует мелом две вертикальные линии и оединяет их вверху горизонтальной линией слева направо. Зада- — сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллель- горизонтальные линии. Побеждает та команда, у которой ми проведены ровнее и быстрее. Доски алогично проходит игра «Парашютисты». В верхней части [ рисуется несколько разноцветных точек (это парашюти- 93 сты), внизу небольшой круг — место их приземления. Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов (рис. 9). Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений (овалов, линий, крючков треугольников). В тетрадях в линейку воспроизводятся элементы письма (рис. 12). Графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо. В начале каждого занятия надо показать детям (на доске или на листе бумаги), как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем это движение отрабатывается, имитируется в воздухе. Потом дети воспроизводят отработанное движение, обводя по пунктирной копии образец элемента и самостоятельно. Через 2 — 3 минуты непрерывного письма (ребенок обычно за это время заполняет одну-две строки) следует перерыв: физкультурная пауза, рассматривание работ, затем заполняются еще две строки.
На следующем занятии, через два дня, опять воспроизводится на трех-четырех строках прежний элемент. Осваивать более одного элемента в неделю не следует. Занятия проводятся три раза в неделю. Постоянно надо следить за позой ребенка во время письма. Мебель должна соответствовать его росту, при этом согнутые в коленях под прямым углом ноги твердо стоят на полу или подставке. Расстояние от тетради до глаз устанавливается так: рука, согнутая в локте, опирается на стол, а кончики пальцев касаются уголка глаза. Свет падает слева. Чтобы у детей не пропал интерес к занятиям, они могут проходить в виде игры «Лесная школа». Дети принимают на себя роли лесных зверушек, а воспитатель становится медведем-учителем. В игровой роли дети выполняют разные графические задания: зарисовывают узоры на бумаге в клетку, пишут письма друг другу с помощью разных условных значков, воспроизводят знакомые элементы письма, разнообразные способы штриховки. Для развития графических навыков в старших группах хорошо иметь доску, на которой дети пишут мелом, цветными мелками. Закладка ажурная Полоску бумаги складываем вдвое, делаем под углом надрезы, разворачиваем и отгиба» ем уголки через один. Закладки с аппликацией Рис. 1. Делаем закладки в подарок школьникам. Логические таблицы (варианты) (ОНО-ОНО-0-0) дпо о" ОД-ОД оноонооо опл-оппл Продолжи узор Рис. 14. Упражнения на развитие логического мышления. ГЛАВА 6. ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ! Подготовка к школе предполагает умение воспитателя на-йтподать за развитием детей. Без этой информации невозможно сушествить эффективное педагогическое воздействие на ребенка, яать рекомендации родителям по его подготовке к школе в семье. Умение контролировать ход развития ребенка — неотъемлемое профессиональное качество современного воспитателя. Какие методы изучения готовности детей к школе может использовать воспитатель в своей практической деятельности? Этот вопрос интересует многих педагогов. Попытаемся найти на него ответ в дневниковых записях уже знакомой читателю воспитательницы Натальи Петровны Зотовой. Приведем запись содержания ее разговора на эту тему с близким другом, детским психологом Сергеем Ивановичем Скуратовым.
ИЗ ДНЕВНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ выявляем тожовност теяенш к ояучешю в шкале — Посмотрите, какие замечательные рисунки нарисовали дети! — говорю я Сергею. — Это прохожие, которых можно встретить на улице, по дороге в детский сад. Какие смешные и забавные лица, фигуры, движения! Вот нарядная женщина, с каким достоинством она держится! А это — мужчина в очках, с усами, с портфелем, сразу видно, что он спешит на службу. — А знаете, Наташа, что по рисункам можно многое сказать о развитии воспитанников. Помните, вы меня спросили о том, как определить, готов ли ребенок к школе? А сегодня уже сами начали такую диагностику. Ученые всего мира солидарны в том, что рисование — это деятельность, в которой находит отражение ичность ребенка, проявляется уровень его психических процессов, интеллектуального и социального развития. По характеру рисунка можно судить о психическом состоянии ребенка, о задерж-х или отставании,в развитии и даже об отношениях с окружающими. Замечено, что доминирование в рисунке светлых и насыщен- гонов указывает на высокий жизненный тонус и оптимизм. широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предва- совЬНЫХ набр°сков и последующих, изменяющих сюжет дори- ^часто говорит об уверенности и решительности... он v дивительно, как раз такие рисунки у нашего Павлика. А сгтйт,Нас.,в группе настоящий лидер и действительно очень на- тавыи, решительный, быстрый. тии т ли Ребенок отстает от сверстников в умственном разви- Рисуетп ° [ обычно затрудняется в выборе темы изображения, своболш Ш * Те же пРеДметы> не создавая сюжет. В рисунках на тему у него нет общего замысла, фантазии, творчест- 10» г ва. Бедность и нечеткость представлений об окружающем ярко проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей пред мета, в неполном изображении. Цветовая гамма невыразительна Особую трудность для умственно отсталого ребенка представляет объяснение своего рисунка. В зависимости от степени интеллек туального снижения эти недостатки проявляются в большей или меньшей степени. — Вы сказали, что по рисунку можно судить даже о том, как складываются отношения ребенка с окружающими. Мне трудно в это поверить. — А между тем это так. Например, если предложить ребенку рисунок на тему «Я в детском саду», то он обычно рисует себя рядом со сверстниками или с одним из детей, с кем поддерживает хорошие, дружеские отношения. Если же ребенок рисует себя только с игрушками или изображает в стороне от детей, это свидетельствует о каком-то неблагополучии, неудовлетворенности ребенка своим положением среди сверстников. Очень интересные данные можно получить, анализируя рисунки на тему «Моя семья». Здесь имеют значение порядок и близость расположения фигур, их размеры и особенно место, где нарисовал себя ребенок: между родителями или рядом с одним из них. Замечено, что при конфликтных отношениях в семье фигуры родителей разъединяются большими промежутками, как бы разобщаются, не объединяются совместными действиями. Ребенок рисует себя рядом с тем из родителей, с которым у него более близкие отношения.
— А как по рисунку судить, готов ли ребенок к школе? Как можно истолковать детские рисунки с этой позиции? — По рисункам можно определить уровень общего развития ребенка, его социальной осведомленности, состояние графических навыков, наличие умения осуществлять поставленную цель. Рисование фигуры человека входит во многие диагностические методики определения школьной зрелости ребенка. Созданы целые «наборы» возможных вариантов изображения в рисунке человека, по которым исследователь или воспитатель может судить о школьной зрелости детей. оягеяеляем школьную з?елост — Посмотрите, это человеческие фигуры из известного чешского теста на определение школьной зрелости — теста Керна -Ирасека (рис. 13). — Какие интересные рисунки! Но как их оценить? — Сначала немного о самом задании, которое получает реб< нок. На листе бумаги ему предлагают нарисовать мужчину (*"а1 рисуй дядю»). Во время рисования дополнительных пояснен* ребенку не дается. После того как рисунок закончен, он оцен вается с учетом оценочной шкалы рисунков. Наиболее высокую оценку получают рисунки, стоящие под номерами 1 и 2 (высо. балльная оценка). Самая высокая оценка ставится за рисунок, котором фигура мужчины легко узнаваема, т. е. изображены г е части: голова, туловище, конечности. Голову с туловищем сое-е няет щея. Соблюдены пропорции тела. На голове ребенок изо-йоажает волосы, возможна шапка, шляпа, уши. На лице глаза, боови, рот, нос. Верхние конечности заканчиваются кистью с гольцами. Отражены характерные признаки мужской одежды. Такой рисунок говорит о высоком уровне развития представлений ребенка о человеке, подтверждает его наблюдательность, умение отражать свои впечатления в рисунке. — Наверное, вот эти рисунки моих детей можно оценить высоким баллом. — Да, на один балл ниже оценивается следующий по шкале рисунок. Посмотрите, здесь тоже соблюдены все требования: фигура легко узнается, пропорции правильны, присутствуют все части лица, но могут быть некоторые недостатки: отсутствие волос на голове, шеи, пальца на руке. А остальные фигуры, начиная с третьей (и особенно четвертая и пятая), свидетельствуют о недостаточной школьной зрелости. Подобные рисунки в шестилетнем возрасте свидетельствуют о значительном отставании в развитии. И по тесту Керна — Ирасека заслуживают самых низких баллов, а именно 4 и 5. Потому что высшая оценка в этом тесте — это 1. — А ведь и среди наших рисунков есть такие, к сожалению, которые по этому тесту заслуживают трех баллов. Значит, эти дети неподготовлены к обучению? — Не совсем так, хотя характер рисунка ребенка говорит нам о многом в его развитии, все-таки сделать заключение о школьной зрелости только по рисунку невозможно. Поэтому тест Керна — Ирасека состоит из нескольких заданий. Ребенку надо, скопировать рукописную фразу типа «Он ел суп». — Но ведь дети еще не умеют писать и читать! — Правильно. Цель этого задания в другом: выявить, как подготовлен ребенок к будущему письму, т. е. умеет ли он анализировать графическое изображение, выделять его элементы (отдельные слова, буквы) и копировать изображение. Задание выявляет, насколько созрела двигательная моторика руки ребенка и т. д. Вот оценочные варианты выполнения задания (рис. 13). — Я вижу, самую высокую оценку — 1 или 2 балла — получает ребенок, если фразу можно прочитать, буквы образуют слова, по своей величине они близки к образцу и написаны достаточно ровно. А самые низкие оценки — 4 и 5 баллов — получают дети, которые уловили сходство с образцом только в 1 — 2 буквах, у них видимость письма или просто каракули. — Да, такие работы говорят о значительном отставании в звитии моторики. А теперь последнее задание: срисовывание группы из десяти точек, расположенных в форме пятиугольника, йот образец, а это варианты оценки (рис. 13). При выполнении такого задания ребенок проявляет свои возможности в простран-венной ориентировке и точности выполнения инструкции. Если подсчитать сумму баллов по выполнению ребенком ( трех заданий, то в 3 — 5 баллов оцениваются задания, вы- лненные детьми, обладающими высокой степенью школьнойзрелости, от 5 до 9 баллов оцениваются задания, выполненные среднезрелыми детьми, и от 10 и более, баллов — незрелыми деть* ми. Многие исследователи отмечают, что данный тест позволяет ; в 70% случаев правильно определить возможность начала школь^ ного обучения, т. е. готовность ребенка к выполнению новьй задач. — Значит, можно и ограничиться этим тестом? Выполнил задание хорошо — иди учись. — Нет, все не так просто. Этот тест нам дает «сигнал» о том что по уровню функционального развития ребенок может включиться в новые, более сложные условия школьного обучения. Но •> ведь нам очень важно прогнозировать, насколько успешно будет' это обучение, что нужно сделать в дошкольном возрасте, чтобы вовремя предупредить возможные отставания в школе. Особенно* важно выявить прогнозы умственного, волевого, социально-личностного развития. Для этого используются методы, которые, дополняя результаты теста Керна — Ирасека, позволяют определить возможную успешность обучения ребенка в школе. суямм о% обучаемости?шн/м. — Думаю, для воспитателя может быть полезна методигеД используемая для определения обучаемости детей, т. е. способно-;, сти ребейка следовать выдвинутым правилам, принимать и выЯ полнять задание педагога, контролировать свою деятельносямЯ позиции заданных требований. Задание выполняется одновремен- *' но всеми детьми или подгруппой. Смысл его: на тетрадном листе в линейку каждый ребенок в течение 10 минут простым карандаЯ шом пишет в определенной последовательности палочки и черточки (I — II — III — I — II — III и т. д.). Правила: соблюдать последовательность, не писать на полях, писать через строку и не прерывать последовательности чередования палочек и черточек" при переносе знаков с одной строки на другую. — Как воспитателю оценить работы? — Выделены несколько уровней выполнения данного зада* ния. Показателем высокой обучаемости служит такое выполнен ние, при котором ребенок принимает задание полностью, помни! о всех его компонентах до конца работы. Действует сосредоточенно, энергично, примерно в одинаковом темпе. Если допускает ошибки, то либо вовремя их замечает в процессе работы, либо устраняет при ее проверке. Не спешит сдать работу воспитателку просматривает ее, вносит поправки, стремится, чтобы работа вМ1| глядела аккуратной. Таким образом, характер выполнения задИ ния свидетельствует о самостоятельности ребенка, осознанности его действий, способности проверять работу с позиции предья** ленных требований. О среднем уровне готовности ребенка к учебной деятельно^ сти в школе свидетельствуют такие характеристики, как: полно^" тью принимает задание, в целом помнит о нем до конца занятия» по ходу работы допускает отдельные ошибки, но сразу их н' замечает и не устраняет. После выполнения работы в основно* й ло просматривает ее и исправляет отдельные из допущенных цибок, остальные часто не замечает. Качество оформления работы мало заботит ребенка, хотя он стремится получить хороший Ре —А как обычно выполняют данное задание дети, недостаточно подготовленные к школе? — Недостатки проявляются уже на этапе принятия задания: оебенок либо принимает только часть инструкции воспитателя и затем не может ее сохранить до конца (нарушает порядок знаков, не соблюдает их последовательность при переносе), либо сразу же отходит от инструкции и действует по своему усмотрению, не ориентируясь на указания воспитателя. И в том и в другом случае дети не замечают допущенных ошибок, не исправляют их, по окончании работы сразу же отдают ее воспитателю, не выражая интереса к тому, правильно или нет они выполнили задание. Чтобы суждение об обучаемости каждого ребенка было более точным, детям предлагают задание: «Найди и подчеркни ошибки». Заранее надо заготовить листы бумаги, на которых специально допущены различные ошибки, например, нарушена последовательность палочек (I — III — I — II — I — I — II — III), внесены новые элементы (I — II — III — ПП — I —), пропущены черточки между палочками или поставлен другой знак (I = II — III I = II), при переносе на новую строку непрерывность элементов прервана и строка опять начинается с I —. — Значит, воспитателю необходимо допустить ошибки в основных правилах задания? — Правильно. Это нужно, чтобы выявить, насколько осознанно.ребенок принял задание, учитывает ли все правила, замечает ли их нарушения. В шести строках, которые предлагаются детям для проверки, наряду с неправильными, обязательно должны быть отрезки строк, выполненные с полным соблюдением всех правил. В тетради должен быть выписан шифр правильного выполнения задания, т. е. записано точное количество ошибок, Допущенных по каждому правилу, например: нарушение правильной последовательности элементов — 6 ошибок, нарушение численности элементов — 5, пропуск или замена черточек — 3 и т. д., и приведен образец правильного выполнения задания. — Наверное, это нужно будет для того, чтобы быстро проанализировать работы детей, сравнивая их с образцом? — Да, каждую работу ребенка воспитатель сравнивает с шифром и ведет подсчет: сколько ошибок заметил и подчеркнул ребенок, какие и сколько пропущены. Оценка ставится по тем же юказателям, но учитывается полнота осознания ребенком правил выполнения задания и умение замечать их нарушения. Такой ^ализ помогает выявлять детей, успешно справившихся с зада-™рмг (подчеркнули все ошибки), детей, которые выполнили задание со средним качеством (т. е. заметили не менее половины допущенных ошибок), и тех, кто плохо справился с заданием ^подчеркнули менее половины ошибок, указали на ошибки там, Де их нет, или пропустили ошибки на какое-то одно правило). ~~ А как предложить такое задание детям? 113 — Когда они выполнят первое задание, сделайте неболь перерыв (10—15 мин). Затем покажите детям конверт. привлечь к нему внимание детей, сказав, например: «Сего школу, так же как и мы, играли дети соседнего детского садь Вот их работы. Нужно проверить, правильно ли выполнили де^ задание. Сейчас я вам раздам работы, и будем, как в школ»1 проверять ошибки. Но сначала давайте вспомним, как надо вь! полнять задание». Когда дети вспомнят общие требования к зад»^ нию, предложите им взять цветные карандаши и подчеркнуть ^ места, где допущены ошибки. На доске можно показать на одном примере, как подчеркивать, а затем напомнить ребятам, что ну^-. но внимательно просмотреть каждую строчку от начала до конца" — А если дети будут спрашивать, правильно или нет они исправляют и где надо подчеркнуть? — Помогать им не следует. Идти лучше от игровой роли: «Ты же учитель, решай сам!» Во время работы нужно наблюдать за детьми, отмечать в списке, кто как выполняет задание: сосредоточенно, не отвлекаясь, самостоятельно (С.); обращается постоянно за помощью (Н.С.), т. е. недостаточно самостоятелен; не проявляет интереса, не сосредоточен, отвлекается, требует дополнительного напоминания о работе (Н.), т. е. не самостоятелен, нет интереса. Затем в списке отметьте, сколько времени каждый потратил на задание (сделал быстрее всех, медленнее всех и т. д.); выражает ли интерес к результатам своей проверки после того, как сдал работу воспитателю. Все эти данные необходимы для того, чтобы сопоставить их с фактической результативностью выполнения задания, т. е. умением замечать и исправлять все ошибки. В целом анализ выполнения двух заданий даст информацию о том, как подготовлен ребенок к обучению в школе. — Значит, если ребенок не понимает, что нужно сделать, как этого добиться, не может самостоятельно проверить и оценить полученный результат, то и в школе проявится такое же отношение к заданиям учителя и он будет отставать в учебе от остальных детей. — Да, такие дети нуждаются в своевременной индивидуалЬ' ной помощи. Опыт показывает, что успех достигается тогда, когда воспитатель специально приучает ребенка принимать задание в полном объеме, соблюдать в процессе его выполнения все требования или правила и контролировать себя. Чем раньше будут выявлены дети с пониженной обучаемостью и начата соответствующая коррекционная работа, тем больше гарантий того, что их подготовка к школьному обучению будет эффективней. — Я думаю, мне надо было как можно раньше обрашать внимание на то, как дети принимают поставленные мной задачи, могут ли решать их в соответствии с выдвинутыми требования*^ или самостоятельно воспроизводить в знакомых ситуациях. — Предметом внимания педагога должно стать поведение Д# тей в ситуации принятия задания во время игр с правилами» занятий, труда, при выполнении индивидуальных поручен™ и т. д. Важно определить, насколько сознательно ребенок принй мает поставленную цель, указания к ее достижению, руководству- ли объяснениями воспитателя, получает ли адекватный цели еТСЯ1тьтат, способен ли оценить его с позиции поставленных тре- Р63 ний 'как относится к своей работе и ее результату. Много- тные' наблюдения позволяют воспитателю выделить слабые *Фа НЬ1 деятельности некоторых детей, а также типичные недо- С тки всей группы и спланировать соответствующую работу. внимательное отношение к каждому ребенку, к его достиже- ,ам — вот главное условие подготовки его к школе. НЙЯМ /зымшем сяосотосжи умственной деятельности — Сергей, обучение в школе потребует от детей большого умственного напряжения. Я думаю, что важнее всего не знания, которыми владеет ребенок, а те умственные действия, с помощью которых он оперирует знаниями, пытается самостоятельно получить ответы на различные вопросы. Можно ли как-то выявить эти стороны умственного развития? — Воспитатель получает такую информацию о детях, наблюдая за ними на занятиях, беседуя, сотрудничая в различных делах. Это поистине неисчерпаемый источник познания возможностей своих воспитанников. Для более полной информации можно специально использовать ряд проверочных заданий. Так, для выявления способности детей к обобщению используется методика «Четвертый лишний». Для этого надо подготовить карточки с изображением четырех предметов, три из которых имеют обобщающий признак, например, посуда, домашние животные, овощи, транспорт и т. д., а четвертый предмет не подходит под этот признак, и ребенку его нужно исключить. Вот эти карточки. Здесь мы видим изображения курицы, гуся, утки и яиц, а здесь изображены чашка, тарелка, ваза и стол. — Ребенку нужно самостоятельно составить группу, назвать признак, по которому она образована, и убрать лишний? Думаю, что для решения такой задачи многим детям придется основательно поразмыслить. — Еще более сложным является задание, выявляющее способность детей к рассуждению, анализу, нахождению закономерности. С этой целью можно использовать логические таблицы. Ребенок должен выбрать, какую фигуру поставить на свободное место. Вот два возможных варианта: первый более простой, второй сложнее: ребенок должен ориентироваться уже на несколько признаков (рис. 14). Способность ребенка самостоятельно решать эти задачи свидетельствует о высоком уровне аналитического мышления. Если Ребенку потребовалась небольшая подсказка и он выполнил зада-ЧУ правильно, его способность к анализу может быть определена как нормальная (средняя). Если же ребенок не понимает, как воспользоваться помощью воспитателя, и не дает правильный от-Вет, т. е. указывает на случайные фигуры, не пытаясь анализировать, — это сигнал отставания интеллектуальной готовности к Школе. 115 Общее суждение об умственной готовности ребенка к школе] позволит составить и известная методика «Продолжи узор». Оця выявляет умение самостоятельно анализировать образец, устанавГ ливать принцип построения ряда на основе выделения его эле> ментов. Дети получают листы бумаги, на которых дано начало узора. Воспитатель предлагает им внимательно рассмотреть узор» дорисовать до конца строки. Вот примерные образцы таких узо, ров (рис. 14). — А как оценить результаты работы детей? — Условно можно выделить три возможных уровня выполнения задания: высокий — узор продолжен правильно, без ошибок. Следовательно, ребенок понял задание и выделил принцип построения узора; средний — узор продолжен правильно, но наблюдаются отдельные ошибки либо в чередовании элементов, либо пропускается один элемент; низкий — ребенок не выделяет принципа построения узора и допускает много ошибок или просто копирует образец, располагая свой узор под образцом. — Я думаю, что такое задание можно дать всем детям одновременно. А чтобы не было копирования друг друга, лучше дать два аналогичных варианта, не так ли? — Это вполне возможно, главное — тщательно проанализировать полученные результаты. Методику «Продолжи узор» можно использовать и для проверки контрольно-оценочных умений детей. С этой целью нужно предложить детям начало узора (новое) и его продолжение, в котором специально допущены ошибки, т. е. нарушен принцип составления узора. — Я поняла: нужно дать детям рассмотреть начало узора и попросить догадаться, как он составляется, а затем проверить, правильно ли продолжили этот узор дети из другого детского сада, найти ошибки и подчеркнуть их. Высоким результат будет считаться тогда, если ребенок замечает все или подавляющее большинство ошибок, средним — если не менее половины и слабым — если он в состоянии самостоятельно обнаружить лишь некоторые ошибки (меньшую часть). — Правильно, можно поручить детям не только проверить задание, но и поставить оценку: если ребенок считает, что узор продолжен его сверстником правильно, он ставит три кружка, если допущены отдельные ошибки — два, если работа, по мнению проверяющего, выполнена в целом неправильно — один кружок. Это позволит воспитателю выявить, связывают ли дети качество выполнения работы с ее оценкой, что также важно для будущего школьника. Ребенок, поступивший в школу, должен обладать определенной гибкостью мышления, умением сравнивать, группировать предметы по разным признакам. Можно рекомендовать методику «Раздели фигуры на группы». Необходимо иметь три набора кружков, квадратов, треугольников (в каждой группе по 6 фигур» трех цветов и трех размеров). Ребенку лается задание разложить все фигуры на группы по своему желанию: по цвету (3 группы),
(2 . (3 группы), форме (3 группы) и по наличию углов уппы). Фигуры находятся вперемежку. задание должно звучать примерно так: «Разложи фигуры на > Как ты хочешь». Педагог записывает в тетрадь, как раз-'фигуры ребенок, затем предлагает подумать, можно ли Л°«южить по-другому. Если ребенок затрудняется, подсказывает Р~~. «я знаю, что можно еще два раза по-разному разложить эти «туры». Высокую оценку получают дети, уверенно использовав-гае все СГЮсобы группировки или упустившие только последний по наличию углов). Средняя оценка — не менее двух способов, низкая — один способ или отказ от группировки. __ Будущему школьнику необходимо приобрести опыт размышления над фактами, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, делать выводы. Что можно использовать для оценки этих умений? — рассказы, содержащие познавательные коллизии. В литературе имеются примеры таких рассказов. Вот некоторые из них. По аналогии воспитатель может составить и другие, содержащие умственную задачу. 1. Вова проснулся утром и увидел в окне голубое небо, ясное солнышко. Он спрыгнул с кровати, подбежал к окну и удивленно воскликнул: «Мама! А совсем недавно был сильный дождь!» Как Вова догадался, что шел дождь? Ведь он в это время крепко спал? 2. Мама купила Вове новую книжку. В ней было три картинки. На первой нарисован лес. Листья на деревьях желтые, красные и оранжевые. Такие же листья укрывают землю. Светит солнце, и деревья кажутся золотыми. Веселая картинка. Внизу написано: «Осень». На другой — почти все деревья голые, на дорожках и под деревьями много ; слежавшихся листьев. В воздухе кружит первый снег. «Осень» — надпись внизу. Вова спросил у мамы: «Почему картинки разные, а подпись одинаковая?» Что ответила Вове мама? — Как можно оценить результаты? - Если ребенок проявляет интерес к рассказу, ведет целена- равленный поиск ответа, рассуждает, предлагает вариант реше- тя, отражающий понимание существенных признаков, — это по- *затель высокого уровня познавательной активности. Если ребе- с ищет ответ путем подбора фактов, отражающих как суще- венные, так и случайные признаки, не может среди них точно ®ать главные — это показатель среднего уровня познавательной активности и сигнал к последующей углубленной работе с ним. наконец, ребенок не выражает интереса к познавательной за- даче, не пытается рассуждать, а довольствуется случайным отве- ом или ПрОСТО отказывается от умственных усилий, это свиде- тельствует о низком уровне его познавательной активности и не- х°Димости индивидуальных занятий. Обобщая данные по разным заданиям, воспитатель составля-сУЖдение об умственной готовности детей к школе. 117 сосжо&ше?ечи жжей и осотнносжи?лзвижи&
— Когда я задумываюсь о подготовке детей к школе, я веет стараюсь представить себе, как мои воспитанники общаются учителем, со сверстниками, умеют ли они четко и ясно излагав свои мысли. — Вы совершенно правы. Речь — яркий показатель развита ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленна го к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные дехз более раннего возраста, и содержит много погрешностей: обед. ненный словарь, упрощенная, часто неверная конструкция пред! ложения, неспособность связно и последовательно изложить со! бытия, дефекты произношения, сбивчивый темп речи. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гаран тия успешности его школьного обучения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.102 с.) |