Можно ли по тому, как играет ребенок в игры с правилами, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли по тому, как играет ребенок в игры с правилами,



" „его подготовленности к школе? судить о ег" ' ~е как и сюжетно-ролевые игры, игры с правила-

Г^гг большую информацию о готовности ребенка к школе. р методики оценки готовности к школе построены по типу правилами То, как ребенок понимает условия игры, ее

т™ задачу способен ли он учитывать в игре и сознательно

грпживТться всех ее правил, замечает ли и вовремя ли ис-поавляет свои ошибки или неточности, свидетельствует о степени его подготовленности к школе.

В исследовании Е. Кравцовой старшим дошкольникам пред­лагались игры типа «Фанты», «Черное и белое не брать», в кото-1ых есть ограничительные правила: не произносить определенные слова Выяснилось, что дети с недостаточной готовностью к шко­ле не могли применить эти правила — они не понимали условно­го характера «провокационных» вопросов и в ответах постоянно употребляли запрещенные игрой слова.

Внешнее правило игры не стало для таких детей их внутрен­ним правилом, определяющим игровое поведение. А это свиде­тельствует об отставании в развитии самостоятельности и произ­вольности поведения ребенка. Постоянно обогащая игровой опыт каждого ребенка, мы тем самым способствуем успешной подго­товке дошкольника к школе.

Беседа с психологом позволила нам глубже понять значение игры для подготовки ребенка к школе. Предстоящая учебная дея­тельность предполагает наличие у старшего дошкольника опреде­ленных качеств: умения понимать игровую или практическую за­дачу, точно следовать правилам, сосредоточивать внимание на содержании деятельности, контролировать себя, произвольно управлять своим поведением. Многие учителя начальных классов, как 'мы уже говорили выше, указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития произвольности по­ведения, неумением поддерживать внимание, осуществлять эле­ментарный самоконтроль. Поэтому в детском саду необходимо как можно шире использовать игры и игровые задания, выраба­тывающие у ребенка способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать действия Такие лгры сйедует использовать широко как на занятиях так и в свободной деятельности детей.

При проведении игр соблюдаются следующие условия. Нужно-

- четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям за­дачу и правила игры;

- занимать в игре позицию равноправного партнера сопере-лзать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход

одерживать интерес к действиям каждого ребенка-водить в игру элементы соревнования, веселой состяза-

эмоциональ-

-давать возможность каждому ребенку быть в роли как-В6 постоянну^1 смену

57 — варьировать задания и правила игры, развивая способное произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изм< нением игрового содержания;

— осуществлять индивидуально-дифференцированный к детям через вариативность игровых заданий и правил.

Остановимся подробно на играх и заданиях игрового тера, способствующих развитию у будущих школьников вольного внимания, памяти, организованности и целенаправлен­ности действий.

РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

С этой целью полезно использовать игры, в которых ребенку необходимо сначала в соответствии с правилами запомнить один или несколько объектов, а затем найти их среди других. Девизом таких игр может быть «Запомни и найди».

Самый зоркий

Для этой игры воспитателю необходимо иметь набор предметных или сюжет­ных картинок и их дубликаты. Детям на несколько секунд, под счет «раз, два, три — внимательно смотри!», показывается та или иная картинка. Затем она пря­чется и ее следует быстро отыскать среди четырех-пяти других. Побеждает тот, кто первым назовет нужную картинку.

Хитрый гном

Хитрый гном похитил и заколдовал животных и птиц. Дети отправляются на поиски, они находят дом гнома и стучатся к нему, однако гном выдвигает усло­вие: дети сами должны найти и расколдовать животных и птиц, но для этого надо быть очень внимательными. В окошке домика гном только на очень короткое время показывает изображения заколдованных животных — ведь он не хочет, что­бы дети их разыскали! За это время дети должны запомнить, как выглядят птица, собака, котенок, похищенные гномом, и потом найти их среди других аналогич­ных изображений, которые хитрый гном специально ставит, чтобы запутать детей. Если ребенок ошибается, гном похищает и его, т. е. усаживает рядом с собой. Затем он показывает в окошке другую картинку, и поиск продолжается. Если в игре большинство детей допускают ошибки, воспитатель либо увеличивает время рассматривания картинок, либо упрощает изображение. Игра усложняется тем, что хитрый гном иногда предлагает детям изображения, отличающиеся только одной-двумя деталями (собаки одной породы, в одинаковой позе, но с разными бантами и т. д.). Это требует от участников игры повышенного внимания.

По ходу игры или в конце ее происходит выкуп похищенных гномом детей. Гном просит, чтобы дети отгадали загадки, выполнили какие-нибудь задания: спели, станцевали, прочитали стихи. Если гному понравится, как выполнены его задания, то он отпускает детей и игра продолжается.

Для старших дошкольников полезны игры, в которых они запоминают группу предметов и затем после изменения называ­ют, какие из них отсутствуют. Игровая ситуация и заинтересован­ное отношение к игре воспитателя создают эмоциональный наст­рой детей на запоминание. К таким играм могут быть отнесены: «Что лежит в сундучке?», «Медвежонок» и т. д.

Что лежит в ^™^имо иметь от шести до десяти предметов, знакомых детям.

ддя Игры " шка> кукла; пирамидка, цыпленок, петрушка, курочка, зайчик, Например. ма^?зьяша1 и сундучок (им может быть раскрашенная картонная ко-медвежонок, о вниматедьно посмотреть на игрушки и постараться их запомнить, робка). Задач 'ываюг глаза. в это время воспитатель прячет одну, две или три Затем дети После этого дети называют, какие игрушки спрятались в

игрушки в сундуч •

сундучке- ^ ^ другое задание: сказать, сколько игрушек находится в сундучке, В°ЗМслить их. Вызвавшийся ребенок называет игрушки: «В сундучке спрята-и переч ^^^ ки эта..» Сундучок открывается, и дети проверяют, правильно ли лись ТР"дметы ребенок. За правильный ответ он получает фишку. Выигрывает тот" кто дал больше правильных ответов.

' Для повышения интереса к игре и развития умения контролировать друг друга могут быть разделены на две команды. Пока одна команда, закрънг глаза, сигнала другая смотрит, какие игрушки прячет воспитатель, и запоминает, а атем исправляет неправильные ответы детей. Возможен и такой вариант, когда обе команды действуют одновременно. Побеждает та, игроки которой быстрее дают правильный ответ. В течение игры для поддержания интереса к ней воспита­тель неоднократно заменяет комплект игрушек или отдельные предметы, прячет в сундучок все большее их количество. Он поддерживает эмоциональный настрой и внимание детей репликами: «Вот какие у меня внимательные дети! Просто удиви­тельно! Придется дать задание посложнее, теперь уж точно никто не запомнит, что лежит в сундучке. Опять догадались! Тогда сейчас я заменю игрушки, вот теперь будет нелегко!» И т. д.

Эмоциональное соучастие в игре воспитателя создает атмосферу веселья и соревнования. Взрослый предлагает кому-нибудь из ребят заменить его, а сам садится с детьми на правах участника игры: «Хочу проверить себя!» Отвечая на вопрос нового ведущего, воспитатель может специально ошибаться, чтобы дети исправляли его ошибки.

Аналогичными данной являются игры: «Что увез медвежо­нок?», «Кто пошел помогать Буратино искать золотой ключик?», «Кто пришел и кто вернулся?» и т. д. Принцип игр преж­ний — запомнить и назвать предметы, но задание может быть усложнено.

Что увез медвежонок?

На» столе на цветных кружках бумаги группами по три — пять предметов расположены разные игрушки. В одном варианте все группы могут состоять из одинакового количества предметов, в другом, более сложном — двух видов: напри-еР, три группы по три предмета и две — по четыре. Предметы в группах однород-Юте' гриб™, кубики, стаканчики, чашечки и т. д. В начале игры дети рассматрива-„редметы, пеРесчитывают их, узнают их количество. Затем появляется на гру-тель машине медвежонок: «Я хочу с вами поиграть, проверить, какие вы внима-и умеете ли вы хорошо считать. Закройте глаза, я сейчас погружу в

.,

открыв "ВС' ' ЧТ° захочу' и УедУ- Как только я скажу: «Пора, детвора!» — глаза

игрушки называйте. Надо их назвать и еще пересчитать!»

Разно" °И аЛУ медвежонка Дети закрывают глаза, медвежонок каждый раз берет Ся тольк ЛйЧе ГВ° игрушек из ГРУ1™ или забирает полностью одну группу (остает-и каких жныи круг, на котором игрушки стояли). Дети называют, сколько

пек в кузове у медвежонка или сколько всего игрушек у него в

59 машине. Диалог с детьми ведет медвежонок, спрятав машину за стол. Он сгт вает: «Кто скажет, какие игрушки я взял?» Когда дети перечислят, он заглядь за стол, где стоит машина, и говорит: «Правильно!» или: «Нет! Ошиблись!» з ^ спрашивает: «А сколько грибочков? А сколько кубиков?» Каждый раз он загля ^ вает в кузов машины и подтверждает, правильно ли отвечают дети. ^°*4

«А теперь самый трудный вопрос, — говорит медвежонок, — сколько игрушек в моей машине?» Возможен и спор: мишка не верит ответу и объяснить, как ребенок узнал. Или мишка специально называет неверное чис*"' «Нет, там шесть, а не семь игрушек!.Кто докажет?» Дети объясняют ему, что °' пяти групп взяты по одной игрушке, а из шестой группы две или, наприще 3 просто два кружка остались пустыми, значит, всего нет шести игрушек и т. д.

В ходе игры медвежонок постоянно общается с детьми, увозит старые игрущ ки, привозит новые, изменяет формулировку вопросов, а иногда даже подсказьгва ет способ решения поставленной задачи. Он награждает победителей значками и хвалит детей за сообразительность и находчивость.

Умение сосредоточивать и удерживать внимание нуждается в постоянной тренировке. Этому способствуют игры, которые мож­но условно разделить на две группы. Первая группа — это игры в которых ребенок заранее знакомится с тем или иным объектом и затем ищет его среди других, более или менее сходных с ним. Вторая группа — это игры, в которых ребенку нужно самостоя­тельно рассмотреть объекты и выделить среди них одинаковые.

К первой группе относятся следующие игры.

Где сестренка?

Перед детьми в ряд или хаотично располагаются куколки или матрешки (игрушки или их изображения). Одна из них находится в стороне. Задание: кто скорее поможет этой матрешке найти свою сестричку? Ребенок берет в руки матрешку, рассматривает ее. Дети дают сигнал: «Раз, два, три — ищи!» Затем они хлопают в ладоши три или пять раз. Если за это время ребенок не находит аналогичную матрешку среди других, он садится на место, а поиск продолжает другой. Сигналы те же. Победивший ребенок получает фишку. Потом появляется следующая матрешка и поиск продолжается. Если дети справляются с заданием быстро, число хлопков сокращается, а если с трудом — увеличивается.

Для игры могут быть заготовлены изображения кукол, отличающихся деталя­ми одежды, прическами, узорами на платьях. Чем больше деталей должен учиты­вать ребенок, тем сложнее осуществить поиск. Имеет значение и расположение фигур: если они расположены в ряд — поиск облегчается, если хаотично — процесс поиска сходной фигуры усложняется и требует от ребенка большей сосредоточен­ности внимания.

Более трудным вариантом игры является условие, при котором ребенок не должен во время поиска смотреть на матрешку-образец, а ищет сходство только по памяти. После выбора две сестрички сравниваются и выносится решение о том, правильно или нет сделан выбор. Если найдены ошибки, в поиск включается другой ребенок или играющему разрешается найти сестричку, глядя на образец.

Найди фото

Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотокарточки, он» оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фла" нелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Ребенок ггоЛУ" чает оригинал (листок с изображением лица клоуна) и находит его аналог

«О

 

фотокартс к. п01

Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех

^^ все фотокарточки.

пор, п01 „жении игры постоянно поступают на витрину новые фото. Условия шлется Эта игра тоже сопровождается счетом, хлопками, речевками выбора уел внимательно — найдешь обязательно!» Можно задавать вопросы: «У типа: «О ^, (веселый, грустный и т. д.) Как бы нам его назвать? (Плакса, тебя какой • ^ поисках ответов на данный вопрос принимают участие

Ворчун, Хохотун • •/

ВС6 ^ 'антом этой игры может быть игра «Наоборот». В ней ребенку надо найти

' е лица клоуна, противоположное изображенному на его карточке. Такую

и называют «Веселый и грустный». Игра учит детей понимать мимику и

'ать ее соответствующим словом. Она развивает наблюдательность и сосре-

доточенность внимания.

Помоги зебренку

На фланелеграфе располагаются фигурки зебр, целое стадо. В стороне от него маленький зебренок, он потерял свою маму-зебру. Надо помочь ему найти ее, при дам воспитатель сообщает, что зебренок точь-в-точь такой же, как его мама, только маленький, т. е. у него также расположены полоски на туловище, такая же кисточка на хвосте, такая же челочка на лбу. Опираясь на эти признаки, играю­щий начинает свой поиск. Найдя маму, он располагает зебренка около нее. Затем следующий ребенок ищет маму другого зебренка. Игра требует от детей большого внимания, так как одновременно нужно ориентироваться на ряд признаков.

Пастух

В игру дети играют небольшой подгруппой. Условие: помочь пастуху разыс­кать корову по определенным приметам. Так же как и в предыдущей игре, ребен­ку необходимо сконцентрировать внимание на нескольких признаках: особенно­стях окраски туловища, форме и окраске рогов и т. д. Поиск усложняется тем, что различия в признаках незначительны и надо быть особенно внимательным и точ­ным (цв. табл. 2).

Следующая группа игр более сложна. В них детям уже не

ется образец-эталон, опираясь на который они находят анало-

ичные предметы, здесь игровая ситуация требует, чтобы дети

сами выделили среди разнообразной группы объекты, объединен-

эбщими признаками. Задача игры требует распределения

мания и детального анализа объектов. Но, несмотря на труд-

ги, дети обычно охотно включаются в поиск, им нравится

юверять свои возможности, приятно получить оценку «Самый

н», включиться в соревнование.

Найди футболистов в одинаковой форме

фланелеграфе располагается от 8 до 12 фигурок футболистов. Из них -о пар или 2—3 футболиста имеют одинаковую форму. У остальных форма 1 отдельными деталями. Задача: кто быстрее найдет футболистов в оди-Форме (цв. табл. 3). Возможен вариант, когда на двух фланелеграфах тся соответственно фигурки футболистов и хоккеистов. Дети разделяют-ды ф Ж командь1' Поиск ведут одновременно представители той и другой коман-п^Рки постоянно дополняются. Выигрывает та команда, которая быстрее -т правильный выбор. Цирк

"У нужно СЯП Клоунов только два совершенно одинаковые. Разыскивая их, ребен-риентироваться на три признака: цвет колпачка, расцветка костюма и

количество шаров над головой клоуна (цв. табл. 3). Если дети затрудщ^ необходимо подсказать им путь анализа: сначала найти клоунов в одинако^"' костюмах, затем среди них — с одинаковыми колпачками, потом — с одинако ^ количеством шаров. Так же как и в предыдущей игре, необходимо иметь

КЛОУНОВ ттпа 1ЯЧ01ПТ V,,,.-..-----......-"- - -'

_______ г — *— а*, <чст и в предыдущей игре, необходимо иметь фигу0411

клоунов для замены. Усложненный вариант задания: клоун ищет друга. Дети шают, что нужно изменить в облике того или иного клоуна, чтобы он нашел с к' пару: прикрепляют ему новый колпачок или добавляют шар (выбирая их из наб 6 ра). По условиям игры, каждый выигравший оебенокг гтянпрм™сг ^«=-----

, _____—~„...^п. жит м<->"оплшш шар ^ыоирая их из най"С

ра). По условиям игры, каждый выигравший ребенок становится дрессировщик0°~ по его команде выбранные дети изображают разных дрессированных животньг^ собак, тигров, обезьян, голубей (подают голос, прыгают, танцуют, кружатся, кл няются и т. д.).

Белоснежка и семь гномов

Гномы оделись не одинаково, некоторые нарушили подбор одежды. Бело снежка должна быстро разыскать рассеянных гномов и помочь им переодеться в игре детям нужно решить, как выглядит костюм гнома, и соответственно найти нарушения в одежде рассеянных гномов. Найдя одежду, ребенок зарисовывает определенный значок в кружке. В игре развиваются внимание, способность срав­нивать и анализировать (цв. табл. 4).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.03 с.)