Учитываем индивидуальные особенности детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учитываем индивидуальные особенности детей



 

Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспита-1 тель учитывает его индивидуальные особенности, от которых за­висит реакция на то или иное педагогическое воздействие. Он стремится своевременно скорректировать поведение ребенка, по­могает преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить привыкание к новым условиям школьного обучения.

Известно, что дети-флегматики медлительны и усидчивы, темп их деятельности неторопливый. Они не могут быстро отве­тить на вопрос, переключиться с одного дела на другое. Зная эти особенности, воспитатель не пытается торопить детей, так как постоянное поторапливание излишне нервирует их и может при­вести к еще большей скованности и потере инициативы. Воспи­татель предпочитает не делать им замечаний относительно темпа их деятельности, чтобы не привести к развитию у детей-флегма­тиков неуверенности в своих силах, а у сверстников создать чув­ство превосходства над ними и соответствующее отношение («Мы знаем, что он копуша. Он опять самым последним будет»).

Задача воспитателя в подготовке таких детей к школе способствовать развитию уверенности в своих силах, создава'__ условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более бы­стром темпе. Это достигается своевременным формированием детей соответствующих умений и навыков, обучением наиболее; целесообразным способам организации своей деятельности, раз4 витием самостоятельности. Воспитатель часто использует по от ношению к таким детям приемы опережающего воздействия, т. заблаговременно напоминает им о необходимости подготовитьс. к занятиям, о приближении срока завершения работы, о предсто­ящей деятельности. Такие указания помогают ребенку вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Воспитатель ис­пользует разнообразные положительные оценки, стимулируя ре-»; бенка к более активным и целенаправленным действиям.

По-иному строится подход к детям с чертами холерического темперамента, для которых характерны непоседливость, подвиж­ность, потребность в шумных играх. Такие дети часто настолько увлекаются своими делами, общением со сверстниками, что на слышат указаний воспитателя. На занятиях они нередко присту­пают к выполнению задания, не выслушав объяснения до конца. Работу выполняют быстро, но часто очень небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок. Эти черты поведения, закре­пляясь, могут стать серьезным препятствием для успешного школьного обучения.

Дети холерического темперамента благодаря своей безудерж­ной активности всегда находятся в зоне повышенного внимания воспитателя и нередко считаются трудными. Неконструктивный подход воспитателя к таким детям выражается в жестком контро­ле за их активностью, в замечаниях, направленных на ограниче­ние их потребности в активных действиях. Находясь в атмосфере постоянного одергивания, сдерживания желаний, ребенок стано­вится нервным, конфликтным, перестает реагировать на взросло-

ГО'

-ч™ приводит к потерям в формировании его личности и готовности к школьному обучению.

чялача воспитателя состоит не в том, чтобы чрезмерной остью и ограничением активности перегружать и без того ™бме тормозные процессы ребенка, а в правильной организа-I его образа жизни в группе. Главное — дать полезное направ-ттение выходу детской энергии. Поэтому детей с холерическим темпераментом надо приобщать к интересным и полезным делам, игоам давать разнообразные поручения, в которых находит выход их природная активность. На занятиях можно попросить ребенка повторить задание, проверить, правильно ли оно выполнено, и дать оценку своей работы и работы сверстников. Воспитатель помогает ребенку осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда.(«поспешишь —людей насмешишь»), поощряет проявление старательности и терпения. Организует спокойную деятельность для укрепления тормозных процессов (конструирование, рисование, ручной труд). Использует приемы сдерживания активности («Подожди начинать, сначала подумай еще раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, пока лучше просохнет краска»). Полезным для данных детей является прием, который ставит ребенка в позицию объясняющего, обучающего других: «Расскажи Саше и покажи, как склеить домик. Научи Нину строить мост из конструктора». Правда, сначала ребенок может быть несдержан, резок, но напоминание воспитателя о том, что он учитель, что он должен быть внимательным и терпе­ливым по отношению к своим ученикам, помогает ребенку-холе­рику через эту новую роль упражняться в более спокойном и сдержанном поведении.

Ребенок-холерик легко перевозбуждается, его трудно остано­вить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спо­койно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашива­ния. Главное — не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его, приучать ребенка выполнять правила культуры поведения: говорить спокойно, учитывать интересы сверстников, уступать. Старшему дошкольнику нужно терпеливо разъяснять, что недопустимо резко реагировать на замечания взрослых, слишком бурно выражать свое недовольство, желания, чувства. Важно показывать ребенку-холерику красоту культурных поступков, проявления сдержанности, внимания к другим людям. Постепенно под влиянием правильного подхода воспитателя поведение ребенка-холерика приобретает необходимые для школьного обучения черты целенаправленности и организованно­сти.

Ребенок сангвинического темперамента отличается живо­стью, жизнерадостностью, активностью, любознательностью. Он достаточно работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. В школе процесс адаптации к новому режиму, коллективу, требованиям учителя протекает у таких детей довольно быстро и благоприятно.

Ребенок-сангвиник быстро устает от однообразия. Как толь-, ко деятельность теряет для него привлекательность, он стремится

13 к ее прекращению. Он может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручения воспитателя и предпочесть бо-лее интересное занятие. Способность быстро переключаться с одной деятельности на другую при неправильном руководстве мо­жет привести к развитию у ребенка отрицательных черт: разбро­санности, излишней беспечности в отношении к своим обязанно­стям, неустойчивости во взаимоотношениях со сверстниками, бы­строй смене привязанностей.

Главное, что становится предметом особого внимания воспи­тателя при подготовке таких детей к школе, — это формировать умение доводить начатое дело до конца, не допускать развития привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, разви­вать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность.

К данным детям можно предъявлять повышенные требова­ния, а небрежно выполненную работу полезно предложить еде-; дать заново и самому оценить полученный результат. Не следует '• поддерживать стремление детей-сангвиников к слишком частой' смене деятельности, полезнее попытаться углубить интерес к тому или иному занятию, показать его новые, привлекательные сторо­ны, направить активность на освоение более сложных умений и навыков. Важно поощрять настойчивость таких детей, их стара­тельность, целеустремленность. Постоянно повышая требования к детям, воспитатель добивается устойчивости поведения и резуль­тативности деятельности.

Особого внимания заслуживают дошкольники с проявления­ми меланхолического темперамента. Они отличаются повышен­ной чувствительностью, обидчивостью, настороженностью по от­ношению к новым людям и событиям. В школе они обычно дольше других адаптируются, с трудом входят в новые условия. Бережный, гуманно-личностный подход к ребенку-меланхолику наиболее соответствует его способностям и дает высокие воспита­тельные результаты. В обстановке жесткой требовательности, ка­тегоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скован­ность, тревожность, активность их затормаживается. Дети быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки.

Непонимание воспитателем индивидуальных особенностей данных детей нередко приводит к неправильным оценкам: их считают ленивыми, пассивными, неспособными. Делают им заме­чания при всех, дают отрицательные оценки. Все это усиливает развитие у детей неуверенности в своих возможностях. Дети-ме­ланхолики часто выпадают из сферы особого внимания воспита­теля, так как не нарушают порядок и ведут себя в группе неза­метно. Тем самым они лишаются той поддержки взрослого, без которой невозможно полноценное развитие личности.

Главная задача воспитателя в подготовке таких детей к шко­ле — поддержать их, вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью соответствующей положительной оценки их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выраже­ния уверенности в возможностях ребенка хорошо выполнить но-

,

вое дело (помнишь

тебя должно получиться. В прошлый раз, получилось?»).

пом"тт^ям целесообразно поручать такие дела, с которыми они отся и результаты которых увидят сверстники (если ребенок опр ™п оисует, можно попросить его украсить узором рамочку Х™ тоски дежурных, сделать игрушку в подарок малышу и т. д.). ^тех окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в своих силах. пи оешении более сложных задач. Большое значение для таких петей имеют близкие контакты с воспитателем, задушевные бесе-лы обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным,.развивают способность к взаимодей­ствию. -

С позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная воспитателем эффективная тактика индивиду­ального подхода к детям получила свое дальнейшее развитие в семье и в соответствующем подходе к ним учителя.

Умение воспитателя поддерживать положительную эмоцио­нальную атмосферу в группе, укреплять культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляет важное условие подготовки ребят к школьному коллективу. Педагог, стремящийся к тому, чтобы его воспитанники, став школьниками, быстро адаптировались в классе, подружились с ребятами, внимательно наблюдает за их поведением в группе. Он хорошо знает, с кем чаще всего играет тот или иной ребенок, есть ли у него свой круг общения, как развиваются его контакты с детьми. Особое внима­ние он уделяет детям, испытывающим затруднения в общении со сверстниками. Налаживая дружеские контакты непопулярных де­тей со сверстниками, воспитатель, с одной стороны, обогащает умения и навыки данных детей, развивает их склонности, интере­сы, помогает им накопить необходимые для содержательного об­щения со.сверстниками умения, т. е. создает предпосылки для контактов с детьми. С другой стороны, он целенаправленно пере­страивает отношение самих ребят к непопулярным сверстникам, специально обращая внимание на их успехи, новые достижения, хорошие качества, а также демонстрируя, подчеркивая свое заин­тересованное отношение к непопулярным детям. Такой подход часто дает положительные результаты и помогает найти непопу­лярному ребенку друга, партнера для игры и тем самым обеспе­чивав! тай необходимую будущему школьнику практику друже-скоп> общения со сверстниками.

Если воспитатель заботится об установлении в группе отно-^йений дружеского доверия и симпатии, то он должен:

— постоянно выражать ко всем детям заинтересованное, доброе отношение;

— эмоционально-выразительно проявлять себя в общении с детьми, демонстрировать свое отношение к поступкам, чтобы де­ти научились «читать» эмоции, без чего невозможно взаимопони­мание и контакт;

— сделать свое общение с детьми, а также общение детей Друг с другом предметом особого внимания. Анализировать состо­яние коммуникативной активности дошкольников, выявлять цри-

15 чины ее снижения, усиливать эмоциональный и содержатель, ный контакт с детьми, не проявляющими стремления к обще­нию.

УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ

Для правильной подготовки детей к школе большую роль; играет не только общий эмоциональный фон, на котором проис- ] ходит взаимодействие воспитателя с детьми, но и содержание ] общения. Чем разнообразнее и насыщеннее общение, тем значи-1 тельнее положительные приобретения будущего школьника.

Общение — это сложный процесс установления контактом между людьми, включающий обмен информацией, выработку 1 единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание дру- I того человека. Вступая в произвольное общение со взрослым, 1 ребенок совершает достаточно сложную интеллектуальную и ком­муникативную деятельность. Ему необходимо понять задачу об­щения, войти в ситуацию, принять позицию взрослого, его наме­рения, цели, адекватно реагировать на его вопросы, достигнуть; взаимопонимания. Все эти качества необходимы ребенку в] школьном обучении.

В старшем дошкольном возрасте наблюдается несколько • форм общения, отличающихся по своему содержанию. Это так | называемое деловое общение, в которое вступает ребенок, стре­мясь научиться у взрослого чему-либо. Такое общение воспитате­ля с детьми в совместной деятельности является важным каналом обогащения практического опыта ребенка и подготовки к школе. Сотрудничество со взрослым развивает ценные качества обще­ственного поведения, способность принять общую цель, вклю­читься в совместное планирование, организовать взаимодействие в процессе деятельности, обсудить полученные результаты, до­биться взаимопонимания.

Важную роль в подготовке к школе играет познавательное общение со взрослым, к которому активно прибегают дети сред­него и старшего дошкольного возраста. Это обсуждение широкого круга вопросов, волнующих детей: о животных и их происхожде­нии, о странах далеких и близких, о технике, о прошлом и будущем. Психологи отмечают, что в познавательном общении активно проявляется стремление ребенка добиться уважения' взрослого, обратить на себя внимание как на серьезного собесед­ника, интересы которого уже выходят за рамки детского сада.

Чтобы поддержать стремление к такому общению, воспитате­лю необходимо внимательно относиться к детским вопросам, не отмахиваться от них, находить ответы, а там, где это возможно, направлять детей на поиск самостоятельного ответа («Понаблю­дай! Проверь! Подумай!»). Главное, не заглушить любознательнос­ти детей, направить их интерес на познание разных сторон дей­ствительности. Познавательное общение, переплетаясь с соответ­ствующей практической, поисковой деятельностью ребенка, на­правляемой воспитателем, становится условием формирования

тгъньУх интересов, познавательной активности, без кото-познаватеда ^ обучение не может стать для детей увлекательным

и Ус1^е1?таошем\дошкольном возрасте получает свое развитие еще /ьппма общения ребенка со взрослым, значение которой для одна >°Р ГОТОВНости к школьному обучению особенно велико. БОС «ситуативно-личностное общение. Содержание его составля-3X0 Осуждение тем, связанных с человеком, с его эмоциональ-ноавствен/ным миром. Дети обсуждают поступки людей и ^'ила поведения, говорят о своих чувствах, переживаниях, о Жителях друзьях, расспрашивают воспитателя о его жизни, ра­боте семье. В этих беседах взрослый предстает перед ребенком как носитель ценного социального опыта, человек, знающий, как нужно поступать в том или ином случае, как правильно оцени­вать различные события. Взрослый открывает ребенку перспекти­ву егожизни на ближайшие годы, раскрывает новый мир чувств, отношений, связанных со школой.

Психологи отмечают, что в процессе внеситуативно-личност­ного общения ребенок стремится достичь взаимопонимания со взрослым, что требует от него повышенного внимания, эмоцио­нальной отзывчивости, сосредоточенности. Эта новая позиция ре­бенка по отношению к взрослому, потребность в сопереживании с ним играет существенную роль в проявлении адекватного отно­шения к учителю. Как указывала М. И. Лисина — психолог, по­святивший проблеме общения многие годы, настроенность на взрослого позволяет детям с внеситуативно-личностной формой общения без труда понять, что в ситуации учения взрослый вы­ступает в особой функции — как педагог, учитель и, следователь­но, им надлежит вести себя с ним, как и положено ученикам: внимательно слушать, запоминать, стараться сделать все как мож­но лучше, исправлять допущенные промахи. Понимание детьми своей позиции видно из того, что они не отвлекаются, внима­тельно следят за действиями взрослого, не затевают разговоров на темы, ке имеющие отношения к заданию.

Психологи пришли к выводу, что личностные мотивы обще­ния сочетаются с наиболее адекватным для обучения поведением ребенка. Исходя из этого, для воспитателя, работающего с детьми лет, становится очевидной необходимость целенаправленно вивать личностное общение с дошкольниками. Специально ривлекать детей к обсуждению вопросов личного характера: о или иных событиях их жизни, о запомнившихся случаях из яего детства, о планах на будущее, о различных поступках сверстников, высказывать свои предположения о том, почему лю-эступают так, а не иначе, какие чувства они испытывают, веРШ.ая те или иные действия, о чем мечтают.

Обогащая формы общения детей со взрослыми, воспитатель учитывает следующее. Сначала контакт с ребенком устанавлива-ват На ТОМ УР°вне общения, которого он достиг: деловое, позна-0 1ельное- А потом постепенно формы общения обогащаются, (обНС : пРи°бретает новый опыт взаимодействия со взрослым осуждение событий жизни, поступков, чувств, связанных с со-

I

циальным поведением), и на этом фоне дошкольник впервД познает радость от единства своих мыслей с мнением взросло^ переживает свою сопричастность к миру людей, общность ^ взрослыми. Возникает более глубокое чувство доверия к взросло му, уважение к его знаниям, отношение к нему как к учител раскрывающему новый мир.

Подводя итоги сказанному, подчеркнем следующее. Только утверждая отношения сотрудничества в общении с детьми, воспитатель создает основу для полноценного развиг% личности будущего школьника. Вступая в отношения сотрудниче. ства с ребенком, взрослый проявляет доверие и уважение к нему Он не только информирует ребенка, но и обращается к нему помощью, советуется с ним. Иногда воспитатель специально щ нимает на себя роль недостаточно осведомленного, и ребенок разъясняет ему, как правильно решить задачу, вызвавшую за. труднение. Нередко педагог преднамеренно делает ошибку, и ре, бенок замечает и исправляет ее. В таких отношениях у дошколь-ника пробуждаются уверенность в себе, стремление к самостоя, тельности, творчеству, доверие к взрослому.

Педагог, стремящийся лучше подготовить детей к школьному обучению, ищет пути индивидуально-дифференцированного под. хода к своим воспитанникам на основе изучения особенностей их личности и уровня развития. Воспитатель выдвигает задачу: раз­нообразить практику общения будущих школьников с окружаю­щими. С этой целью он ежедневно использует разные формы общения с детьми, способы обращения к ним. Общаясь с детьми, воспитатель учитывает их коммуникативные возможности, т. е. то, к какой форме общения пока способен ребенок, и затем, постепенно усложняя содержание и средства общения, подводит детей к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личност­ному общению. А эти формы определяют коммуникативную го­товность к школе.

Воспитатель создает в группе атмосферу взаимного доверия, доброжелательности, поощряя детей к инициативе, творчеству и самостоятельности.

ГЛАВА 2. «ХОЧУ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ!»

}? Потому что

школе не должно быть том, чтобы как можно

'Г--------

воспитателя не в том, чтоиы ллл. шипи»*

--------и школьниках. Это все

в школу. Главная цель состоит в •" обучения, выз-

Петя просыпался десять раз? "гппня поступает в первый класс!..» он яти строки стихотворения А. Барто известны буквально всем. v вгтоетится ребенок со школой, во многом зависит от того, К <Г отношение к школьному обучению, к учителю сложилось у Кй л за годы дошкольного детства. Вся система дошкольного вос-Нмтания должна способствовать развитию у ребенка активного тоемления к школе, желания стать школьником, т. е. создавать психологическую установку на школу.

В воспитании стремления детей к формализма. Задача воспитателя не в больше сообщить детям знаний о школ

они узнают после поступления в школу. Главная цель состоит ь том, чтобы увлечь детей перспективой школьного обучения, выз­вать стремление к школе и естественно связать его с интересны­ми детскими играми, делами, т. е. с жизнью дошкольников. В связи с этим хотелось бы познакомить читателей с дневниковыми записями воспитателя детского сада Натальи Петровны Зотовой. Думаем, что ее педагогический опыт будет полезен.

ИЗ ДНЕВНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ

новые интересы

Сегодня во время прогулки ко мне подошел Максим. «А мне вчера мама купила ранец, на нем еще кораблик нарисован. Ранец весь коричневый, а кораблик красный с синим флажком. Я скоро пойду в школу и буду учиться!» — радостно сообщил он мне.

— Что такое ранец? — спросила Олечка, самая маленькая де­вочка в нашей группе.

— Разве ты не знаешь? — удивился Максим. — Это такая сумка, ее носят за плечами. Надеваешь и бежишь себе в школу. Мама сказала, что я через год уже буду учиться в школе... А ты еще совсем маленькая, тебя в школу не возьмут, тебе еще рано я вот меня возьмут!

? —

- Наталья Петровна, разве меня не ка с тевогой заглядывает мне в глаза.

- атль,

Олечка с тревогой заглядывает мне в глаза.

— Почему не возьмут? Мы все пойдем в школу! Нас всех

вна? — Это включились в

примут в школу, правда, Наталья Петровна? — Это включились в наш разговор другие ребята. Они окружили нас плотным кольцом и с волнением ждали моего ответа. А я смотрела на них и дума-

юме детского сада, не интересовало, а сейчас... них появи сь новые интересы. Пройдет немного времени, всего год, 1кола станет главным содержанием жизни моих воспитанников.

сь новые интересы. родет немного в,,

1кола станет главным содержанием жизни моих воспитанников. А. С. Пушкин удивительно точно отметил: «Сердце в буду-

но то -

ощущение своего будущего, которое

..

возникло в сердцах моих маленьких друзей, я должна поддержат, чтобы этот, пока еще небольшой огонек интереса стал ярк^: факелом. И, глядя на оживленные лица, пытливые глаза, я сказа I ла с улыбкой: «Да, через год все вы нарядные, с цветами пойдет! в школу, начнете учиться. Школа ждет всех: и Максима, и Олеч!ш ку, и Нину, и Павлика. А кто знает, в какую школу он пойдет-»! Кто уже видел свою школу? 'I

— Я видел свою школу! Мы с мамой гуляли, и она мне показывала. Она здесь рядом, пройдешь через сквер и еще множко и увидишь школу! Мама сказала, что в этой школе она училась, когда была маленькая, а теперь я буду!

Сколько гордости в этих словах Павлика. И я мысленно! благодарю его маму, значит, ее тоже волнует, чтобы «огонек»! разгорелся.

— А я, наверное, пойду в ту школу, куда мой брат ходит!

— Я еще не знаю, в какой школе буду учиться!

— А кто мне покажет мою школу? — слышится со всех сто­рон.

С некоторым огорчением я узнаю, что многие дети еще не представляют себе школу, в которой через год будут учиться. Значит, в семье не коснулись этой темы. А ведь большинство воспитанников нашего детского сада будет учиться в школе, ко­торая находится недалеко отсюда. Многие родители, направляясь с детьми в детский сад, часто проходят мимо нее. Интересно, о чем говорят они по дороге в детский сад?

— Не надо так волноваться, — говорю я детям. — Пройдет не­много времени, и вы увидите свою школу. Мы даже все пойдем в гости в школу. Познакомимся с ней, — шучу я. Дети сразу откли­каются на шутку. А Олег, самый шустрый и сообразительный, спрашивает: «А школа нам обрадуется? Что она нам скажет?»

— Думаю, что обрадуется и скажет всем нам (я понижаю голос и говорю важно): «Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Я

жду вас».

Детям очень нравится ответ школы, и многие с удовольстви­ем, старательно копируя мою интонацию, повторяют его.

— Хотите, я расскажу вам о том, как я начинала учиться в школе, о моем первом школьном дне?

— Конечно, хотим! Расскажите, Наталья Петровна!

Дети бегут в беседку. Я начинаю рассказывать о себе — маленькой девочке, которая очень хотела пойти в школу. С ка­ким волнением она вместе с мамой гладила форму, собирала портфель, а утром торопила маму и немного была огорчена, что ее любимый щенок Тоська, который нередко провожал ее до ворот детского сада, в этот первый день остался дома — слишком важные дела ожидали его хозяйку. Я рассказываю о том, что эта девочка была маленького роста и букет, который она несла, ка­зался очень большим. В школьном дворе она увидела много-много нарядных девочек и мальчиков и даже вначале немного растерялась. Но тут на ее плечо опустилась чья-то рука. Девочка подняла глаза и увидела доброе лицо женщины. «Как тебя зовут, девочка? — спросила она. — Я твоя учительница, Ольга Сергеевна.

«час мы все вместе пойдем в наш класс». Все ребята построи-С>ь парами и пошли в школу. ^Волнение девочки исчезло, и, слушая ласковый голос учи-

ттьницы, она мысленно сказала себе: «У меня все будет хорошо. с? бУДУ стараться все делать так, как скажет Ольга Сергеевна!» ^ Я замолчала, и тут же со всех сторон посыпались вопросы:

а что было дальше? А что вы делали в школе? А Тоська потом ^ял вас провожать в школу?»

— Скорее бы мы пошли в школу! — сказал Олег.

— Да, поскорее бы, — поддержала его маленькая Олечка. Она подошла ко мне близко-близко. — У меня тоже будет букет цве­тов, и я пойду в школу. — Видно было, что недавние сомнения

оставили ее.

— А я хоть сейчас готов пойти в школу. У меня уже ранец

есть! — не вытерпел Максим.

— Давайте не будем спешить, — говорю я детям. — Еще должна пройти осень, зима, весна, потом лето, и только тогда наступит день вашего поступления в школу. А пока нам многому надо научиться, многое узнать, чтобы ваша учительница была вами довольна и сказала: «Какие умные дети! Из какого они

детского сада пришли?»

— Из детского сада номер восемь, — весело отвечают дети.

— Наталья Петровна, а все-таки, что нам нужно узнать? —

Не унимается Ирочка.

— Очень многое. Мы выучим новые стихи, песни, научимся делать интересные поделки, играть в игры. Мы узнаем много интересного обо всем вокруг, научимся помогать малышам и взрослым и станем, конечно, примером для всех детей в детском саду. Ведь вы теперь самые старшие, вы — главные помощники в

детском саду.

Дети слушают меня с большим вниманием. Впервые их на­зывают самыми старшими в детском саду. Возникает новое ощу­щение своей значительности, и я стараюсь поддержать это чув­ство: «Много дел ожидают нас, но я думаю, мы с ними справим­ся. А кому будет трудно, мы всегда поможем. Не так ли?»

— Поможем, — раздаются голоса. — А вы еще про школу

расскажете?

— Конечно расскажу, но у меня к вам будет просьба (я

Делаю паузу).

— Какая? Скажите!

— А вот какая: поговорите со своими родителями — с мамой или папой о том, как они учились в школе, как прошел их первый день в школе, какой была их учительница. А потом мы соберемся вместе и самое интересное расскажем всем ребятам.

й В°т и появился новый повод для общения родителей и де-ва, новая тема или, как пишется в учебно-методических реко­мендациях, новое содержание познавательного и личностного об-)Цения. Пусть родители почувствуют, как выросли их дети. А моя <*дача — предварительно сориентировать их на предстоящее об-й\ГтИе и' главное, посоветовать не пугать школой, учителем и "УДУЩими трудностями.

21 *

Так состоялся этот первый разговор о школе, о будущем, о.

возник по инициативе самих детей. Но если бы этого не слухц>

лось? Нужно ли было специально наталкивать ребят на подобну

размышления? Мне кажется, что такой разговор просто необхо

дим. Мне, как педагогу, важно постепенно сформировать у дете]

настойчивый интерес к школе. Я бы сказала даже больше: раза!}.

вающееся стремление детей к школе может стать как бы "—

нем, объединяющим всю воспитательно-образовательную

со старшими дошкольниками.

., —.«• *гь*ЛлГТТЪ7?

После разговора с детьми я наметила план действий. Прежде всего необходимо подготовиться к дальнейшему разговору о шко­ле. Пора подумать и о наглядном материале. В специальной пап-ке подобраны картинки о школе. Я их начала собирать еще в училище. Сколько здесь всего! Просто глаза разбегаются. Целый школьный мир. Но для предстоящего разговора я возьму вот эти четыре картинки: на одной из них русские дети с цветами идут в школу (на переднем плане улыбающиеся школьники — мальчик и девочка), на другой — нанайские дети идут в школу, некоторые подъезжают на оленьей упряжке, все в теплых малицах, унтах. На третьей картинке — узбекские школьники. А на последней — за партами сидят африканские дети и учительница пишет на доске слова.

Я не спешу начинать разговор: знаю, что кто-нибудь не удержится и обязательно начнет его сам. И действительно, пер­вые сообщения поступили уже утром.

— Мне бабушка обещала все вспомнить и рассказать.

— А мой дедушка учился в школе во время войны, он даже сказал, что может прийти к нам в детский сад и рассказать про свою школу.

— Давайте опять соберемся в нашей беседке и будем • ривать, — предложила Ира.

И вот мы снова вместе.

— Мне мама вечером показала свои фотокарточки, там она со своим классом. Она в белом фартуке и с большим бантом. Я даже не поверила, что это моя мама, и мы смеялись, — сообщила Олечка.

— А мне мама вот что дала, — говорит Яна и протягивает уже довольно потертую книгу. — «Букварь», — читаю я и вспоми­наю, что точно такой был у моей сестры,

— Дети, — говорю я, — посмотрите, к нам Яночка. Это не простая книга, это

получают школьники. Она называется «] _._ ^„«у-ич*»

читать. Эта книга пришла к нам из далеких лет, когда ваши папы и мамы были только на год старше вас. Наверное, Олина мама была очень похожа на Олю, а папа Максима был точно такой, как наш Максим. (Дети смеются, с удивлением поглядывают дрЯ* на друга.)

Вот этот буквапг. лг^о------

разгова-

какую книжку принесла

) ттеппяст 1Шига> ^оторую

по ней

уже не новни,

сго

ались маленькие ладошки даших мам и пап. Эта книга |йтрггая а волшебная. Давайте прислушаемся и узнаем, о чем лР°с ' ^ тихо говорю от имени букваря: «Как я рад, что "' а вижу вокруг себя детей. Я столько лет простоял на полке, опять о мне все давным-давно забыли, что уже никто не захо-^^аскрьггь меня, и мне было очень одиноко. Но теперь я снова чеТ. ьми и могу им многое рассказать и многому научить».) с — Наталья Петровна, давайте посмотрим эту книжку! Дайте

подержать, — раздаются нетерпеливые голоса. ее __ Давайте посмотрим, но только осторожно, чтобы букварь

обиделся на нас, — говорю я.

нс __ а я знаю буквы, — восклицает Олег. — Вот эта домиком /<А» а эта круглая «О».

_ а я даже могу прочитать: «Ма-ма, Ма-ша», — старательно читает Таня.

— Я еще не знаю буквы, — вздыхает Ира.

— Наталья Петровна, мне мама разрешила оставить букварь в группе. Давайте его положим в наш уголок книги.

— Хорошо, но только обещайте мне, что никто не обидит наш букварь и будет с ним обращаться осторожно. Ведь он у нас уже старенький, — говорю я.

— Мы тебя не обидим, ты хороший, — обращается к букварю Аня и гладит его обложку, а я удивляюсь этой чисто детской способности одушевлять все.

— Дети, — говорю я, — не забудьте показать этот букварь па­пам и мамам, когда они придут за вами. Думаю, им будет прият­но снова встретиться со своим школьным товарищем.

Вот так закончился этот разговор. Я не стала показывать свои картинки о школе. Не хотелось нарушать ту теплую, душев­ную атмосферу, которая возникла между нами, те чувства, кото­рые испытали дети, рассматривая старый букварь. Мы просто прошли в группу и положили его на видное место в нашем книжном уголке. Интересно, как отнесутся к нему родители?

ми

яииже

Удивительные вещи происходят порой. Никогда не думала, что старый учебник сможет так расшевелить моих, всегда спеша­щих и не очень эмоциональных родителей. В течение нескольких Дней у букваря перебывали буквально все, и большинство родите-и признали в нем «своего».

- Это же точно мой букварь, я еще на обложке вот тут нарисовал танк. Ох и попало мне от учительницы, — улыбается °тец Максима.

- А я вот эту страничку никак не могла правильно прочесть я получила свою первую двойку, — смеется Анина мама. — Как Вдль> что мы ничего не сохраняли!

тт 1 стали происходить у нас в группе очень интересные дела. ачадось все с того, что Ира принесла старую тетрадку своей бут? ' учениДы первого класса. Мы смотрели на аккуратные ряды укв и красные оценки. В тетради было много пятерок. Затем Оля

23 и Олег тоже принесли по тетрадке (значит, все-таки что-то сохра-1 нилось). А Лена принесла фото своей мамы-школьницы: она чи-т тает стихи на утреннике. После этого пошел целый поток фо­тографий. Так стихийно возникла выставка «Наши мамы и папы — школьники». Мы взяли большой лист голубой бумаги и прикрепили на нем фотокарточки, а рядом на столике разместили тетрадки родителей, альбомы с их детскими рисунками и букварь.

После этого у нас в группе началась «эпопея воспоминаний»: каждую фотографию мы рассматривали все вместе, сравнивали лица родителей и детей и очень часто замечали большое сходство. Фотографии запечатлели разные события из жизни родителей в школе: спортивные соревнования, утренники, походы. Так посте­пенно расширялись знания моих воспитанников, жизнь родите­лей, мир школьников становился для них понятнее. Дети с гор­достью сообщали о школьных успехах своих родителей, об их победах в спортивных соревнованиях, приносили значки и даже школьные грамоты.

С удовольствием я стала замечать, как меняются отношения родителей и детей: они стали друг другу ближе, интереснее.

— Просто уже и не знаю, что ему еще рассказать... Все, кажется, вспомнил! А он готов по нескольку раз одно и то же слушать, — удивляется папа Павлика.

— А я как стал Саше рассказывать о своих школьных годах, многое вспомнил: мы кормушки для птиц делали довольно инте­ресной конструкции. Если вас это заинтересует, Наталья Петров­на, могу и наших ребятишек научить, — сообщает папа Саши.

Что ж, это хорошее предложение, и мы непременно восполь­зуемся им накануне зимы.

— Мне мой папа рассказал, как он в школе на утреннике был клоуном и показывал разные фокусы. Он меня научит, и я всем их покажу, — с восторгом рассказывает Никита.

Интересно то, что к выставке «Наши мамы и папы — школь­ники» проявляют живое внимание буквально все родители. Сколько раз перед уходом домой они останавливаются и вместе с детьми с удовольствием рассматривают фотокарточки и слуша­ют детские рассказы.

— Как хорошо вы придумали с этой выставкой. Мы все ста­ли как-то ближе друг к другу, — благодарят меня родители.

А я думаю, нет, это не я придумала, это придумала сама жизнь. Просто очень хорошо, что мы все сумели этим воспользо­ваться. И еще это событие научило меня правилу: всегда прояв­лять искренний интерес к каждому ребенку, к его родителям, и никто не останется равнодушным.

шкальный двот



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 3548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.122 с.)