Глава 3 особенности развития детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка в условиях семьи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3 особенности развития детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка в условиях семьи.



Диагностика детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка.

Диагностический этап представляет собой предварительное тестирование детей и взрослых (родителей и воспитателей).

Коррекционный (формирующий) этап проходит в форме игровой терапии. В курсе игротерапии выделяются три блока. В первом блоке (2 занятия) происходит объединение участни­ков в группы. Во втором блоке (8-10 занятий) психолог, исполь­зуя сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматиза­ции, беседы, изобразительную деятельность, знакомит детей и взрослых с оптимальными формами общения, с возможностя­ми предотвращения конфликтов. В третьем блоке (2 занятия) происходит объединение детей и родителей в совместные раз­влечения, игры. Длительность игрового занятия составляет в среднем 40минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать пере­утомления детей. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

Контрольный этап состоит из заключительного тестирова­ния детей и взрослых. После завершения исследования родители и воспитатели вновь приглашаются на собрание, где подводится итог игровых занятий, обсуждаются результаты работы (опрос родителей и воспитателей, результаты тестирования детей и взрослых, до­полнительные диагностические данные, полученные в процес­се игротерапии и т.д.). А также даются психологические реко­мендации для дальнейшего закрепления пожученных навыков во внутрисемейном общении.

Диагностический этап.

Диагностические методы, предлагаемое в нашей работе, по­зволяют выявить личностные нарушения у детей, определить механизмы негативных воздействий на развитие личности дошкольника (биологические, психологические, социальные, семейные)

 

Анализируемые факторы Методы
I Диагностика межличностных конфликтов
- семейный статус (мать, отец, братья и сестры); - проблемы ребёнка (нарушение сна, еды, проблемы в самообслуживании, упрямство, навязчивые движения, тики); - семейная атмосфера(стиль воспитания, единство требований, режим дня, эмоциональные привязанности); - характер ребёнка;   Анкеты: для родителей - Шацкого С.Т. «Знаете ли Вы своего ребёнка?» - «Какой я родитель?» - «Общение в семье» - «Характер ребёнка»  
 
- Эмоциональное восприятие членов семьи; - эмоциональное восприятие себя во внутрисемейном общении; - проявление эгоцентризма; - сотрудничество в семье; - семейные и внутрисемейные предпочтения;   - Тест «Рисунок семьи» - Социометрическая проба «День рождения»    
II Диагностика внутриличностных проблем ребёнка
- эмоциональные стимулы (ребёнка на «успех»); - фрустрированные реакции («неудача»); - общая удовлетворенность собой; - частные характеристики самооценки; - оценка способностей и возможностей ребёнка взрослыми; - родительские притязания - Методика определения самооценки дошкольника; - Методика родительских оценок и притязаний
III Диагностика реальных психологических возможностей ребёнка
- Характеристика развития эмоциональных процессов ребёнка» - наличие тревоги, страхов, агрессии; - особенности агрессивного поведения (вербальная, физическая, внутренняя, внешняя) - Графическая методика «Кактус»

На основании диагностического материала производится составление коррекционных занятий.

Диагностика межличностных конфликтов.

Анкетирование родителей.

-Анкета Шачкого С.Т.. Приложение № 1 «Знаете ли вы своего ребёнка?» - программа наблюдения за ребёнком в семье и составление на него психолого-педагогической характеристики.

Цель анкеты: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.

Данная анкета не только позволяет родителям узнать степень знания ими своего ребёнка. Она решает ещё три важные педагогические задачи:

1. Узнав с помощью анкеты пробелы в своем знании ребёнка, родители обратятся за помощью к педагогу, что будет способствовать укреплению контактов.

2. Педагог, к которому обратится за помощью родитель, узнает из заполненной анкеты многое из того, что в условиях сада он мог и не увидеть.

3. Проведя такое анкетирование спустя хотя бы год, родители наглядно увидят, как развивается их ребёнок, что прибавилось в его характеристике и что еще нужно сделать для всестороннего развития личности ребёнка.

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 18 родителей только шестеро(33%) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни. Пяти человек (30%) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону воспитании. Например выделяя только умственную и эстетическую жизнь забывая про социальную и физический труд. У семи родителей (37%) т.е. у большинства из опрошенных родителей частичные, отрывистые знания о ребёнке, например в знаниях о психологических данных: как развита воля, имеет ли стремление к самостоятельности, кого уважает и за что. Это всё говорит о неосведомленности по данному вопросу. По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих семьях нет полных знаний и представлений об особенностях ребёнка шестилетнего возраста.

- Анкета для родителей, «Какой я родитель?» Приложение № 2 Цель анкеты: дать возможность родителям проанализировать и задуматься над обстановкой в семье и пересмотреть отношение к своему собственному ребёнку.

Эта анкета поможет задуматься родителей об отношении к своему собственному ребёнку. И даст конкретные советы над, чем надо задуматься родителям в детско-родительских отношениях.

Данная анкета предполагает 13 вопросов и 3 варианта ответа, суммирование баллов и комментарии к анкете и рекомендации. От 30-39 баллов: высокий уровень. От 16-30 баллов: средний уровень. Менее 16 баллов говорит о низком уровне. Из 18 опрошенных родителей семь(39%)показали высокий уровень- т.е. ребёнок в этих семьях «большая ценность» и относятся к нему с уважением, пять(30%) считают, что забота о ребёнке вопрос первостепенной важности, но родители чересчур строги, в других случаях излишне мягки, склонны к компромисам, которые ослабляют воспитательный эффект. Шесть родителей(31%) имеют серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. У родителей не достаёт знаний либо желаний, стремления сделать ребёнка личностью. Таким образом, можно сделать вывод: что между родителями и детьми нет взаимопонимания.

 

-Анкета «Общение в семье» Приложение № 3 Цель анкеты: выявить уровень близости и взаимопонимания между родителями и детьми.

Предполагает 15 вопросов и 3 варианта ответа. Обработка результатов показала, что из 18 опрошенных родителей – восемь (44%) считают, что в их семье есть взаимопонимание с ребёнком, есть общие занятия и увлечения, пять человек(28%) ответили, что у их ребёнка не бывают в гостях его сверстники, и не знают его друзей, пять (28%) не имеют общих занятий и увлечений, не обсуждают прочитанные книги или вообще их не читают, не ведут обсуждения о просмотренных передачах и фильмах, не бывают вместе с ребёнком в театрах, музеях, выставках и концертах. Таким образом можно сделать вывод: что в большинстве семей общение проходит на формальных отношениях.

-Анкета «Характер ребёнка» Приложение № 4 для выявления уровня знаний у родителей о своих возможностях по коррекции поведения ребёнка. Анкета предполагает 11вопросов и 3 варианта ответа. По результатам анкетирования было выявлено: семь человек (39%) показали что их дети не нуждаются в особом присмотре хорошо ведут себя со сверстниками проявляют самостоятельность и не имеют страхов, пять человек(30%) показали, что их дети часто выходят их себя, иногда капризничает, шесть (31%)показали, что капризы достаточно часто в домашних делах, не ложится спокойно спать. Таким образом, по результатам анкетирования мы видим необходимость в ознакомлении родителей с особенностями развития личности ребёнка шестилетнего возраста.

 

-Тест «Рисунок семьи» Приложение № 5 Цель: выявить проблемы внутрисемейного общения и помочь в ориентации проблем с ребёнком.

Анализ данного рисуночного теста дополнит полученные данные о внутрисемейном общении, поможет ориентации в проблемах ребёнка. Ребёнку предлагается: лист белой бумаги, 6 цветных карандашей. Ластик. Даётся инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребёнок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

2.Эмоциональное напряжение и дистанция.

3.Дискомфорт.

4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.Анализ рисунков показал, что из 18 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 7(39%) семьи. В качестве примера разберём несколько рисунков Евы Г., рисует себя с папой и мамой. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях. На рисунке Иры М. изображена вся семья. На лицах взрослых и ребёнка – спокойствие, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие, держатся за руки- это говорит о дружбе, взаимопонимании. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно. К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 5(30%) семьи. В качестве примера рассмотрим рисунок Эммы., Ребёнок нарисовал всю семью, но мужская половина на втором плане. Руки у всех расставлены в стороны растопыренными пальцами у взрослых. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье. К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6(31%)семей. Рассмотрим в качестве примера рисунок Саша И., мальчик изобразил только маму, нет на рисунке папы, брата. Даже после, заданных вопросов он не берёт с собой ни кого в кино из других членов семьи, а берёт только маму. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

- Социометрическая проба «день рождения» Приложение № 6 Цель: изучить и проанализировать межличностные взаимоотношения ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Инструкция. «Давай поиграем с тобой в твой день рожде­ния. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит празд­ничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки - это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на кото­рый ты сядешь. Давай твой стул отметим — звездочкой или снежинкой? (Ответ ребенка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девоч­ки - снежинку.)

Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке - порядок выбо­ра.) Ребенок называет имена людей, игрушки, животных... Их располагаем в порядке называния или усаживаем на стульчики», которые предлагает ребенок.

После четвертого выбора можно предложить повторяющий. вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать, или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ ребенка дает нам возможность предложить его потребности в общении.)

Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь ещё кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать)т стульчики».

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики» в промежутках, иногда даже заполняют второй ряд.

Анализ результатов

1. Потребность в общении:

а) желает общаться в широком кругу - используются все «стульчики» или добавляются новые;

б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограничен­ном кругу - «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;

в) несформированная потребность в общении - выбор иг­рушек, предметов, животных.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, до­верительные, приятные отношения - люди располагаются рядом с «именинником».

3. Значимость социальных окружений:

а) количественное преобладание взрослых, детей, предме­тов - наличие опыта общения с ними;

б) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, шко­ла, двор, дача и т.д.) - значимая среда в общении;

в) половое преобладание в общении - наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.

Педагог, предлагая ребенку игру «День рожде­ния», прикасается к личному миру малыша. Необходимо по­мнить о доверительном контакте с ним. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому же­лательно не использовать заготовки, а создать образ празднично­го стола вместе с детьми. И если «стулья» будут разной величи­ны, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собствен­ного места, тенденции на лидерство (крупный «стул») или неуве­ренность (маленький «стул»). В том случае, когда социальная про­ба не даст педагогу необходимую информацию, можно повто­рить игру, предложить нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом располагались только дети) или для де­тей (если за предыдущим столом располагались только взрос­лые), а может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные). Новый начинаем вновь с пирога, со свечек, со звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.

Обработка результатов показала: что из 18 тестируемых детей – семь детей(39%)имеют желание общаться в широком кругу взрослых, общаться с близкими в доверительных отношениях, пять детей(30%) желают общаться со взрослыми но в ограниченном кругу, шесть(31%) несформированная потребность в общении- выбор игрушек, животных. Таким образом можно сделать вывод: что во многих семьях нет сформированности потребности в общении, дети не желают общаться со всеми членами семьи.

-Диагностика внутриличностных проблем ребенка. Приложение № 7 С помощью описанных ниже методик, педагог может осуществить диагностику внутриличностных проблем ре­бенка - определить соотношение уровня притязаний ребенка с его реальными психологическими возможностями; соотноше­ние самооценки ребенка с его оценкой со стороны воспитателей и родителей.

- Методика определения самооценки дошкольника.

Цель: определить самооценку дошкольника.

Теоретическая и практическая значимость изучения самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осоз­нания своего места в системе социальных связей, настолько ве­лика, что предопределила необходимость использования этой методики для диагностики самооценки ребенка. Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков оди­наковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из пяти ступенек (методика Щур В. Г. [31]), где верхняя ступень­ка - позитивная оценка, а нижняя - негативная. Просят от­метить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно «здоровья», «ума», «харак­тера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отме­ченные значения характеризуют общую удовлетворенность — «счастье» и частные самооценки - «здоровье», «ум», «харак­тер», «красота», «доброта». После выполнения этого задания ребенок отмечает услов­ным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком друго­го цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен. Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада. По результатам диагностики было выявлено: из 18 детей - шесть(31%)имеют высокую самооценку, считают себя благополучным, пять(28%) имеют средний уровень самооценки, считают себя счастливым не во всех ситуациях, семь(41%) человек имеют низкую самооценку, считают себя глупым, некрасивым, злым.

-Методика родительских оценок и притязаний. Приложение № 8 Цель: проанализировать характеристику оценочного отношения взрослых к личности ребёнка.

Анкета позволяет использовать ее для сравнительной характеристики оценочного отношения родителей (воспитателей) Личности ребенка, анализировать расхождения в оценках воспитателей, родителей, самого ребенка. Специальная таблица отражает результаты оценок и самооценки ребенка. Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психические процессы и способности ребенка. Родителям и воспитателям.

Предлагается оценить по пятибалльной системе выраженность у ребёнка определенных способностей и психических процессов:

5 баллов - очень высокая;

4 балла - высокая;

3 балла - средняя;

2 балла - низкая;

1 балл - очень низкая;

0 баллов - отсутствие выраженности.

В конце анкеты оценочные баллы суммируются. Анализ сумм и оценок по каждому пункту дает необходимую информацию.

Для диагностики притязаний, родителям ребенка предлага­ется в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые баллы, т.е. родители должны отразить свои пожелания в анкет­ной таблице по каждому пункту. Таким образом, в данной мето­дике наглядно предстанет разница между родительскими оцен­ками детей и родительскими притязаниями на их развитие. Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания и реальные психологи­ческие возможности малыша не совпадают. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы предотвратить негативные последствия, рекомендуется выяс­нить реальные интеллектуальные и эмоциональные возможно­сти дошкольника. Анкета в приложении №

Обработка результатов показала: из 18 исследуемых детей – семь(41%) имеют высокий уровень - познавательная активность высокая, умеют общаться со взрослыми, сверстниками, имеют творческую активность, умеют играть, самостоятельно создавать сюжет, имеют организаторские способности, шесть(31%) детей на среднем уровне- мало эмоциональны, не четкая дикция, пять(28%)- дети с низким уровнем родительских оценок и притязаний, нет усидчивости, внимательности, познавательной активности, нет творческой активности. Таким образом, можно сделать вывод: по многим критериям внутриличностные проблемы ребёнка не совпадают с родительскими притязаниями.

- Диагностика эмоциональных процессов.

Графическая методика «Кактус»

Цель: получить общую характеристику лич­ности ребёнка и отметить возможные проблемы (ориентированная по­мощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).

Графические методики применяются в комплексе с класси­ческими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинте­ресовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику лич­ности и отметить возможные проблемы (ориентированная по­мощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).

Графическая методика «Кактус» предназначена для рабо­ты с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсив­ность и т.п.

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш.

Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус - та­кой, какой ты себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание дан­ные, свойственные всем графическим методам: пространствен­ное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, спе­цифические именно для данной методики: характеристика «об­раза кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально про­рисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположе­ние, количество).

Рисунок 1 (мальчик 6,5 лет Саша И.). Агрессив­но-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремлений к лидерству и домашней защи­те.

Рисунок 2 (мальчик 6 лет Илья Г.). Агрессивно-интровертированный кактус. Нали­чие высокой степени агрессив­ности, эгоцентризм, стремление к лидерству; стремления к домашней за­щите.

Рисунок 3 (мальчик 6,3 Артём К). Агрессив­но-испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенно­сти в себе, зависимости, скрытности, ос­торожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите.

Рисунок 4 (девочка 6,4 лет Полины.). Добрый интровертный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремле­ния к домашней защите, чувства семей­ной общности; отсутствие агрессии.

Рисунок 5 (мальчик 6,3лет Денис Д.). Агрессивно-экстравертирован­ный как­тус. Нали­чие агрессивности, демонстративности, открытости, оп­тимизма, экстра­версии, стремлений к лидерству и к домашней защите.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно за­дать вопро­сы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то, что это за растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отро­стки)?

. Этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами. Из 18 исследуемых детей – шесть(31%) имели высокий уровень эмоциональных процессов: оптимизм, женственность, открытость; семь(35%) детей имели средний уровень эмоциональных процессов – тревога; пять детей(34%) наличие агрессивности, импульсивности, эгоцентризм, неуверенность к себе, за­висимость.

По окончании теста были сделаны выводы: большинство детей не уверенные в себе, зависымы от ситуации, скрытые, осторожные, им­пульсивные, иногда агрессивные.

Общая диаграмма, анализируя весь диагностический этап:

Общий вывод по всему диагностическому этапу:

во многих семьях нет полных знаний и представлений об особенно­стях ребёнка шестилетнего возраста, между родителями и детьми нет взаимопонимания в большинстве семей общение проходит на формальных отношениях, мы видим необходимость в ознакомлении родителей с осо­бенностями развития личности ребёнка шестилетнего возраста. По ре­зультатам этих тестов мы можем судить, что далеко не во всех семьях ца­рит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основ­ном они носят переменный характер, во многих семьях нет сформиро­ванной потребности в общении, дети не желают общаться со всеми членами семьи, необходимо повышать самооценку детей, воспитывать у них самостоятельность, повышать эффективность отношений с ребён­ком. Дети быстро устают, не желают доводить начатое до конца, имеют ма­ленький объём концентрации внимания, низкая сформированность само­оценки. По результатам диагностики было выявлено: из 18 детей - шесть(31%)имеют высокую самооценку, считают себя благополучным, пять(28%) имеют средний уровень самооценки, считают себя счастливым не во всех ситуациях, семь(41%) человек имеют низкую самооценку, считают себя глупым, некрасивым, злым. По многим критериям внутриличностные проблемы ребёнка не совпадают с родительскими притязаниями, боль­шинство детей не уверенные в себе, зависымы от ситуации, скрытые, осторожные, импульсивные, иногда агрессивные.

3.3.Коррекционный этап работы по формированию позитив­ных детско-родительских отношений.

Коррекционный этап (формирующий) На данном этапе работы, мы используем иготерапию т.к. ведущей деятельностью дошкольного возраста яв­ляется игра. Ведущей формой коррекции является игротерапия, с обя­зательным со­блюдением основных требований [18] в процес­се работы:

1).непринужденные дружеские отношения с ребенком;

2) принятие ребенка таким, какой он есть (отсутствие осуж­дения и по­ощрения ребенка);

3) нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

4) взрослый вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью

5) выбор игровых тем отражает значимость их для педагога и интерес к ним ребенка;

6) в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;

7) игра не комментируется взрослым;

8) направленное воздействие на ребенка осуществляет» средством ха­рактера воспроизводимых им и взрослых персонажей.

В курсе игротерапии [7;18;5] выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.

Первый блок (2 занятия) Приложение № 9 включает объединение детей и взрослых в подгруппы. Большинство используемых приёмов обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные игры, предметные подвижные игры). Мы использовали занятия цель, которых: знакомство, объединение участников в группу, актуализация проблем в детско-родительских отношений, развитие рефлексии и саморефлексии в общении с ребёнком.

Второй блок (8-10 занятий) Приложение № 10 осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах детей и взрослых.

Цель: раскрепощение, объединение, актуализация негативного опыта общения с детьми, формирование позитивных образов решения конфликтных ситуаций, развитие рефлексии, саморефлексии, использование невербальных средств общения (мимику, жесты).

Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения, добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем |каждого ребенка.

Используются игровые (с принятием ролей, правил а также неигровые приемы (совместная деятельность, сказок, рассказов; изобразительная деятельность - в подгруппах; мини-сочинения, обсуждение и проигрывая конфликтных ситуаций - в родительских подгруппах).

Третий блок (2 занятия) Цель: закрепление положительных навыков и форм общения в совместных играх детей и родителей.

Применяются разнообразные игровые и неигровые при­емы, которые развлекают детей и взрослых, проверяют уме­ние предотвратить конфликтные ситуации, способствуют вза­имопониманию участников, рефлексии и контролю своего по­ведения. Содержание подобранных игр меняется по следую­щей схеме:

первый блок - развлекательные (контактные);

третий блок - развлекательные 4- обучающие + конт­рольные.

второй блок - коррекционно-направленные + обучающие;

Контрольный этап

Данный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. Результаты фиксируются, срав­ниваются с первоначальными данными диагностики.

Анализ полученных результатов убедил нас, что произошли существенные изменения в детско-родительских отношениях.

Глубокий анализ результатов поможет определить дальней­шую работу с детьми, дать рекомендации родителям.

По результатам проделанной работы, мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера позитивных детско-родительских отношений. Но произошли положительные сдвиги, благодаря, проведённой работе. Родители стали больше уделять внимание детям, больше общаться, проводить больше времени в совместной деятельности. У детей повысилась самооценка, дети стали более самостоятельны, повысилась эффективность отношений с ребёнком. Родители стали смотреть на детей с позиции сотрудничества, у них появились общие дела, заботы и т.п.Коррекционные занятия позволили установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

 

Заключение. Практика показала, что даже трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удаётся восстановить благоприятный стиль общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической педагогики (то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься) Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. На стиль же воспитания, как показали результаты проведённого нами исследования, оказывают влияние личностные качества родителей. Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный, Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящиеся главным образом к сфере «Я» Анализ психолого-педагогической литературы показал, что негативные детско-родительские взаимоотношения – серьёзный барьер, осложняющий жизнь ребёнка, эти отношения влияют на психическое здоровье детей. Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного возраста. Одной из основных причин неправильного развития личности (Нравственно-волевая, эмоциональная, интеллектуальная) является детско-родительские отношения. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности детей шестилетнего возраста, используют методы воспитания своих родителей. В результате проделанной работы мы можем сделать следующие выводы: У детей повысилась самооценка, познавательная активность, научились общаться, договариваться, играть с взрослыми, сверстниками (не проявляя агрессии, как это было ранее), самостоятельно создают сюжеты игр и обыгрывают их, на занятиях дети стали более усидчивые, возросла концентрация внимание. Родители получили знания и представления об особенностях детей шестилетнего возраста. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребёнка как на личность.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ре­бенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей по­следующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жиз­ни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институ­тов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются осно­вы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполо­вину сформировался как личность. Результатом проделанной работы установили - достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов М.1972,

2. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 1990.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.

4. Бочкарёва О.И.. Взаимодействие ДОУ и семьи. Волгоград «Корифей» 2008год

5. Бурменская Г.В. и др. Возрастно- психологическое консультирование.-М.,Изд.МГУ,1980.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991.

7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- М. Просвещение, 1992.

8. Дубровина И.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога -М., 1987.

9. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М., 1997.

10. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3 2008 год

11. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.- М,1982.

12. Захарав А.И. Ребёнок до рождения.- СПБ., 1998

13. Карпова С.Н. Игры и нравственное развитие.- М., 1986.

14. Ковалёв С.В. Психология современной семьи.-М., 1988.

15. Козлова С.А. Куликова Т.А.Дошкольная педагогика М.- Академия 2002

16. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.-М., 1999.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политическая лит-ра, 1979.

18. Лысюк Л.Г.Различные планы взаимоотношений детей в игровой деятельности: ДИС…канд. псих. наук.

19. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования.-М., 1994.

20. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы.-М., 1996.

21. Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога.-М.,1996.

22. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.

23. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

24. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании. М. Просвещение 1990.

25. Пилиповский В.Я. Помощь родителям в воспитании детей.-М., 1992.

26. Подласый И.П.Педагогика Учебник для вузов М.- Владос 2004

27. Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В.-М.,1983.

28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.-М.,1995.

29. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками.- М.:Педагогика,1989.

30. Сатир В. Как устроить себя и свою семью.-М.,1992.

31. Спиваковская А.С.Профилактика детских неворзов:комплексная психологическая коррекция.- М.,1988.

32. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей.-М.,1996.

33. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. Семейная психотерапия./ -СПб.,2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.199 (0.103 с.)