Роль семьи в формировании личности ребёнка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль семьи в формировании личности ребёнка.



За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формирова­нии личности ребенка.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личнос­ти: семья или общественное воспитание (детский сад, шко­ла, другие образовательные учреждения). Одни великие пе­дагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Коменский Я.А.назвал материнской школой ту последовательность и гумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст мате­ри. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Коменскому Я. А. вторит другой педагог-гуманист Песталоцци И. Г.: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жиз­нью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

А вот социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью од­ним из зол на пути формирования нового человека. Его идея необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с Одновременным низведением семьи до положения «ячейки» «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль обществен­ного воспитания в формировании личности ребенка.

Между тем современная наука располагает многочислен­ными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться! от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Известный отечественный психолог Леонтьев А.Н.всего многообразия окружающего мира, который так ил иначе влияет на маленького ребенка, выделил круг интимно- близких малышу людей, к воспитательным воздействиям которых он особенно чувствителен. Оказывается, что ребенок в первые годы жизни не восприимчив замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Этопозже, в начале подросткового возраста, ему важно мнение друга, приятеля, его задевает реплика прохожего, а первые 7-8 лет самое авторитетное - «Так мама сказала «Так велел папа».

В исследовании Марковой Т. А. систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания. Остановимся на них подробнее.

1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейной воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на светеу дедушки, который «самый, самый умный». Домашнее тепло - одно из условий счастливого детства.

2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситу­ациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно дл формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит, в каждый жизненный момент что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в п. пачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобрительной реакции мамы, настраивается на ту деятельность, которая потребуется для «успокоения» мамы («Попрошу прощение, поцелую, возьму щетку и почищу куртку»).

3. Семья обладает объективными возможностями для учения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого), и в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая к случаю, не всегда понимают его необходимость для окружающих людей, то в семье совсем иная картина.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами;поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямства сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа дрался на перемене». Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание - это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют. Важный фактор становления личности - осознание себя представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение, на основе подражаний сообразуясь со своим полом.

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья - не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама- учительница, папа - шофер, бабушка - медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности быстрее и полнее реализовывать потребности (Харчев А. Г.; Гребенников И.В.; Азаров Ю.П.).

Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек..[26]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.021 с.)