Педагогический опыт и инновации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический опыт и инновации



Педагогический опыт — сплав профессиональной подготов­ки и суммы знаний, умений учителя, полученных в ходе работы, умение эффективно решать педагогические задачи, мастерство. Выделяют массовый, передовой, новаторский опыт. Передовой опыт характеризуется тем, что учитель получает лучшие резуль­таты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптималь­ной организации обучения. Новаторский опыт характеризуется

еще и тем, что учитель открывает новые педагогические факты, вводит новые педагогические средства, приемы и методы, созда­ет свою систему работы.

В 80-е годы в России сформировалась группа учителей-нова­торов, каждый из которых имел свои новации в обучении, воспитании и развитии детей, дававшие высокие результаты. Вместе с тем они имели некоторые общие черты, как-то: приемы активизации и облегчения учебной работы школьника, разра­ботка средств управления познавательной деятельностью (опор­ные схемы, сигналы), изучение материала крупными блоками и др. Особо надо отметить стремление новаторов сменить позицию учителя с авторитарной на демократическую, гуманную, что дало/название их общему направлению — педагогика сотрудни­чества (см. литературу).

/ Передовой и новаторский опыт является предметом интереса как науки, так и практики. Поэтому его изучают учителя, распространяют ц внедряют педагогические работники, в том чис­ле методические объединения. К путям изучения, распростране­ния и внедрения опыта относятся наблюдение, беседы, анализ результатов, открытые уроки, средства массовой информации, со­здание специальной литературы, рекомендаций, разработок, встречи с авторами опыта, конференции, работа районных методи­ческих кабинетов, региональных и центральных служб, научно-исследовательских учреждений.

Новой формой изучения и распространения передового опыта и продуктов научной деятельности являются банки данных — автома­тизированные информационно-поисковые системы, содержащие све­дения об опыте, результатах исследований, изобретениях, разработках. Банк педагогических данных имеет информационные, гносеологические, дидактические и другие функции. Обычно в БПД информация отражена в виде библиографии, аннотации, реферата. В БПД Московского педагогического университета используется новый вид информации — информационно-педагогический модуль (ИПМ). Это сжатое, без потери существенного смысла изложение опыта или научное сообщение. Модуль позволяет специалисту, не обращаясь к первоисточнику, использовать информацию в своих целях, исследо­вательских, методических, учебных, управленческих и пр. Данное пособие написано на основе указанной технологии представления информации: содержание раскрыто в сжатых текстах-модулях.

Передовой, новаторский опыт и результаты научных иссле­дований являются основой для педагогической инноватики — научной отрасли о процессе обновления педагогической деятель-

ности, о принципах, закономерностях, методах и средствах ново­введений в работу всех педагогов, от воспитателя детского сада до ученого и руководителя. Педагогические инновации, таким образом, — это нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, другой педагогической работы, ведущие к ее большей эффектив­ности. Учитель, работая творчески, может и должен принимать участие в инновационном процессе.

Современный педагогический процесс у нас в стране и за рубежом характеризуется наличием альтернативных школ. Под этим термином понимаются школы, разрабатывающие новые системы, технологии обучения и воспитания. Это своего рода экспериментальные площадки, работа которых стимулирует но­вовведения в образовании.

Задания на усвоение и проверку

1. Дайте определения понятий: система образования, образо­вательная программа, государственный стандарт в образовании, учитель, методическая работа в школе, педагогический опыт, передовой опыт, новаторский опыт, банк педагогических данных, информационно-педагогический модуль, педагогическая инноватика, педагогические инновации. См. тексты 17, 18.

2. Вставьте пропущенное.

А. Типы образовательных учреждений:

. дошкольные,

профессиональные,

.........................................

дополнительного образования,

учреждения для детей-сирот.... См. текст 17.2.

Б. Содержание работы методических объединений:

вопросы методики преподавания предмета,

................................................

изучение новых технологий,..............................

проверка знаний,

............... См. текст 18.3.

Слова для вставки: общеобразовательные, специальные; пла­нирование курса; методов, средств, форм обучения; изучение передового опыта.

БИБЛИОГРАФИЯ

УЧЕБНИКИ

Ильина ТА. Педагогика. — М., 1984.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.

Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1992.

Оконъ В. Введение в общую дидактику. — М., 1990.

Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1988.

Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1990.

Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. —

М.,1987.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. —

М.,1986.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.,

1989.

Введение в научное исследование по педагогике./Под ред.

В.И. Журавлева. — М., 1988.

Веселова В.В. Билет в будущее. — М., 1990. Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе. Пер. с англ. —

М., 1988.

Выготский Л.С. Педагогическая психология.— М., 1991. Гаврилоеа Т.П. Учитель и семья школьника. — М., 1988. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. — М., 1991. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: История и современ­ность. — М., 1992.

Дидактика средней школы./Под ред. М.Н. Скаткина. — М.,

1982.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене

общения.— М., 1987.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М., 1991. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.,

1990.

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помо­щи. — М.,1988.

Закон Российской Федерации об образовании./Любое изда­ние.

Замков Л.В. Избранные педагогические труды. — М., 1990. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. — М., 1982. Ильин Е.Н. Рождение урока. — М., 1986. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.,1989.

Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989. Корчак Я. Педагогическое наследие. — М., 1991. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.,1985.

Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. — М., 1985. Макаренко АС. Проблемы школьного советского воспитания (лекции) /Соч. в 8 т.; т.4 — М., 1984.

Махмцтов М.И. Современный урок. — М., 1985. Менчинская НА. Проблемы учения и умственного развития школьника /Избранные психологические труды. — М., 1989.

Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. — М.: Магистр, 1996.

Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Раз­мышления священника-психолога. — М.: Школа-Пресс, 1994. Педагогический поиск/Сост. И.Н. Баженова. — М., 1987. Пидкасистый П.И.. Хайдаров Ж.С. Технология игры в обуче­нии и развитии: Учебное пособие. — М.: МПУ, 1996.

Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. — М., 1995.

Сухомлинский ВА. Избранные педагогические сочинения. В Зт. — М., 1979.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.,1975.

Фридман Л.М.. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1991.

Шамова Т.И. Активизация учения школьников.— М., 1980. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. — М., 1980. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.— М., 1986. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.— М., 1989.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.009 с.)