Формы санации предприятия и их эффективность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы санации предприятия и их эффективность.



В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации.

Санация представляет собой систему мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом и его ликвидации.

Наиболее широкий диапазон форм имеет санация, инициируемая самим предприятием до возбуждения кредиторами дела о его банкротстве. В этом случае она носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного его управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.

Такое управление осуществляется на предприятии по следующим основным этапам.

1. Определение целесообразности и возможности проведения санации. На этом первоначальном этапе управления на основе результатов диагностики банкротства и мониторинга осуществления мероприятий по внутренней финансовой стабилизации предприятия принимается принципиальное решение о проведении санации.

2. Обоснование концепции санации. Такая концепция отражает идеологию осуществления предполагаемой санации, определяя ее предстоящие формы. В зависимости от подхода различают оборонительную и наступательную концепции осуществления санации предприятия.

Оборонительная концепция санации направлена на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности предприятия, обеспечивающее сбалансированность денежных потоков на более низком объемном их уровне. Эта концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации предприятия.

Наступательная концепция санации направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности предприятия, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предстоящем периоде за счет роста эффективности хозяйственной деятельности.

3. Определение направления осуществления санации. В зависимости от масштабов кризисного состояния предприятия, идентифицированных в процессе диагностики банкротства, и принятой концепции санации различают два основных направления ее осуществления:

санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга, которая осуществляется обычно для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние определено как временное и не носящее катастрофического характера. Это направление санации не меняет статуса юридического лица санируемого предприятия;

санация предприятия, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию), которая осуществляется при более тяжелых масштабах кризисного финансового состояния предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, обеспечивающих более эффективные организационные формы его хозяйственной деятельности.

4. Выбор формы санации, непосредственно характеризующей тот механизм, с помощью которого достигаются ее основные цели. Эти формы избираются в рамках конкретного направления санации, избранного предприятием, с учетом особенностей его кризисной ситуации.

Санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга, может носить следующие основные формы:

• дотации и субвенции за счет средств бюджета.В такой форме санируются в основном государственные предприятия

• государственное льготное кредитование, осуществляемое, как правило, по той же группе предприятий и при таких же условиях, что и в предшествующем случае. Отличием этой формы санирования является лишь возвратный характер предоставляемых финансовых ресурсов и значительно более льготный режим кредитования в сравнении с условиями финансового рынка;

• государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию;

• целевой банковский кредит. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита последнего;

• перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любой хозяйствующий субъект, который пожелал принять участие в санации предприятия-должника и др.

5. Подбор санатора осуществляется исходя из выбранных форм санации и предшествует разработке бизнес-плана санации предприятия, в которой санатор должен принимать обязательное участие. В реальной практике разработка бизнес-плана санации часто осуществляется до выбора санатора и лишь представляется ему на рассмотрение.

6.Подготовка бизнес-плана санации, который представляет собой основной документ, определяющий цели и процесс осуществления санации предприятия-должника. Бизнес-план санации разрабатывается обычно представителями санатора, предприятия-должника и независимой аудиторской фирмы.

7. Расчет эффективности санации позволяет определить целесообразность всего процесса санации, оценить ее различные альтернативные формы. Эффективность санации определяется путем соотнесения результатов (эффекта) и затрат на ее осуществление в предложенной форме.

8. Утверждение бизнес-плана санации. После рассмотрения проекта бизнес-плана санации с расчетом ее эффективности всеми заинтересованными сторонами он утверждается их представителями и принимается к исполнению.

9. Мониторинг реализации мероприятий бизнес-плана санации включается в систему текущего и оперативного финансового контроллинга и обеспечивается финансовой службой предприятия.

Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизационных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность и избежать объявления предприятия-должника банкротом с последующей его ликвидацией.

 

Глоссарий.

Антикризисная кадровая политика- кадровая политика организации, включающая деятельность по долгосрочному, среднесрочному и текущему прогнозированию, научному предвидению будущего, реальных возможностей его достижения.

Антикризисное управление- установление контроля над развитием кризиса в социально-экономической системе и приведение ее к уровню нормального функционирования.

Антикризисное управление персоналом - разносторонняя, тщательно спланированная и продуманная деятельность по управлению персоналом организации в кризисных ситуациях или в целях предотвращения последних, опирающихся на систему научно-обоснованных принципов, искусство и здравый смысл предпринимателей и менеджеров.

Антикризисное регулирование - политика правительства, направленная на предотвращение развития кризисов в масштабе всей экономике, представляющая собой систему, важным элементом которой является защита предприятия от кризисных ситуаций и регулирование процессов банкротства.

Антикризисный организационно-производственный реинжиниринг - радикальный пересмотр и перестройка всех направлений деятельности на кризисном предприятии с целью повышения ее эффективности и конкурентоспособности как условие выхода из кризисного состояния.

Антикризисный управляющий - тип руководителя, который определяется специальной подготовкой, условиями работы, особенностями системы управления и индивидуальными качествами человеками.

Арбитражный управляющий - лицо, назначаемое, арбитражным судом спустя не более 10 дней с момента принятия искового заявления о признании предприятия банкротом для проведения процедур банкротства и осуществлении иных полномочий, установленных Федеральным Законом.

Внесудебная санация - санация предприятия, проводимая без участия арбитражного суда и соответственно без официального объявления банкротства.

Диагностика банкротства - система целевого финансового анализа, направленного на выявление параметров кризисного развития предприятия, генерирующего угрозу его банкротства в предстоящем периоде.

Добровольная ликвидация - внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемое по соглашению между его собственниками и кредиторами, под контролем кредиторов.

Досудебная санация- санация предприятия, предполагающее предварительное, до открытия производство по делу о банкротстве, оздоровление.

Квазистабильное состояние системы (организации)- состояние, когда по крайней мере одна структурная составляющая системы (организации) находится в переходном периоде, но при этом на состояние системы это либо вообще не сказывается, либо сказывается настолько незначительно, что таким положением можно пренебречь.

Коллегия уполномоченных государственных представителей-кредиторов- органы, основными функциями которых является предварительное (досудебное) изучение истории банкротства предприятия, реструктуризации долга, разработка графиков погашения задолженности и осуществления контроля исполнения обязательств перед кредиторами.

Конкурсная масса - все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе: денежные средства, дебиторская задолженность, неполученное целевое финансирование, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения и др.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в результате ликвидации должника и распродажи его имущества.

Кризис в социально-экономическом развитии - крайнее обострение противоречий в процессе развития социально-экономической системы, дестабилизирующее ее и угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Кризис организации - незапланированный и нежелательный, ограниченный по времени процесс, который ставит под угрозу существование организации и выходом из которого может быть либо успешное преодоление кризиса и выход организации на новую ступень развития, либо ликвидация организации.

Мировое соглашение - достижение договоренности должника с кредиторами относительно рассрочки, отсрочки, скидки с долгов.

Мониторинг финансового состояния предприятия - система сбора данных и расчета показателей финансового состояния предприятий, сформированная на мезо- и макроуровне, позволяющая диагностировать возникновение у них признаков банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений, а также учитывать платежеспособность предприятия.

Неккомерческое партнерство «Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющих» (НП РГПАУ)- объединение специалистов по антикризисному управлению, их профессиональных организаций и иных юридических лиц, содействующих развитию антикризисного управления в России.

Несостоятельность (банкротство)- признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

План внешнего управления - документ, содержащий меры по восстановлению платежеспособности предприятия-банкрота в установленные сроки, который рассматривается и утверждается собранием кредиторов, т.е. реальную стоимость пассивов.

Санация- система мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью сторонних юридических и физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом и его ликвидации.

Стабильное состояние системы (организации)- состояние, когда ни одна структурная составляющая системы (организации) не находится в переходном периоде или, другими словами, все структурные составляющие функционируют устойчиво.

Структурный кризис - экономический кризис, отражающий нарушение закона пропорционального развития общественного воспроизводства, выражающийся в серьезных диспропорциях между отраслями, сопровождающихся недостаточным выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики.

Федеральная межведомственная балансовая компания по финансовому оздоровлению- государственный финансовый орган, деятельность которого направлена на финансовое оздоровление предприятий без применения судебных процедур.

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России)- государственный орган, реализующий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, связанные с антикризисным регулированием.

 

 

Список использованной литературы.

Нормативные документы.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации._ М.: ОСЬ-89, 2002.

3. Федеральный Закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) // Банкротство предприятия. - М,: ПРИОР, 2003.

4. Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству // Банкротство предприятия.- М.: Изд-во ПРИОР, 2001.

5. Методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью. // Банкротство предприятия. -М.: ПРИОР, 2001.

6. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса // Банкротство предприятия.- М.: ПРИОР, 2001.

7. Положение о системе подготовки арбитражных управляющих // Банкротство предприятия.-М.: Изд-во ПРИОР, 2001.

8. Положение об осуществлении струдниками ФСФО России надзора за деятельностью арбитражных управляющих // Банкротство предприятия.- М.: Изд-во ПРИОР, 2001.

9. Временные методические рекомендации по оказанию государственной поддержки и санации предприятий // Банкротство предприятия.- М.: ПРИОР, 2001.

10. Распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности». №17-р от 28.06.1999.

11. О зачислении и расходовании денежных средств, поступающих в качестве вознаграждения арбитражных управляющих // Банкротство предприятия.- М,: Изд-во ПРИОР, 2001

12. План финансового оздоровления (бизнес-план) // Банкротство предприятия. - М.: ПРИОР, 2001.

Учебная литература.

1. Антикризисное управление: Общие основы и особенности России: Учебн. пособие / Под ред. И.К. Ларионова.- М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001.

2. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова._ М.: ИНФРА-М, 2001.

3. Антикризисное управление предприятиями и банкамим: Учебно-практическое пособие.- М.: Дело, 2001.

4. Базаров Г.З., Беляев С.Г., Белых Л.П. и др. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для Вузов под ред. С.Г. Беляева и В.А. Кошкина – М.: Закон и право, ИНИТИ, 1996.

5. Базаров Т.Ю., Малиновский П.В. Управление персоналом в условиях кризиса. Теория и практика антикризисного управления. – М.: ЮНИТИ, 1999.

6. Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие.- М.: Изд. Цент ФБК-ПРЕСС, 2002.

7. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие.- М.: Инфра-М, 2001.

8. Березникова Л.А. Антикризисное управление: Методические указания по курсу.- Смоленск: СИБП, 2000.

9. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - К.: Ника-Центр, 1999.

10. Богомолов В.А., Богомолова А.В. Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

11. Витрянский В. Обзор основных положений Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Антикризисное управление, 2003.- №5-6- С. 5-8.

12. Глухова З.В. Государственное регулирование рыночной экономики.- М.: Финстатинформ, 1999.

13. Гончаров В.В. руководство для высшего управленческого персонала: В 3-х томах.- М.: МНИИПУ, 2001.

14. Государственное регулирование экономики и социальный прогресс: Учебное пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Финстатинформ, 1997.

15. Грамотенко Т.А., Мясоедова Л.В., Любанова Т.П., Банкротство предприятий: Экономические аспекты. - М.: ПРИОР, 1998.

16. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. Учебн. пособие.- М.: ЗАО «Бизнесшкола «Интел-Синтез», 2001.

17. Заславская Т.И. Потенциал разрушения. Сфера трудовых отношений как фокус неправового пространства России // Бизнес-академия.- 2002.-№3.

18. Иванов В.Н., Выскребцов В.А. Правовые основы антикризисного управления в предпринимательской деятельности: Прак. пособие.- М.: Изд-во ООО «Макцентр. Издательство», 1999.

19. Кожевников Н.Н., Борисов Е.И., Зубкова А.Г. и др. Основы антикризисного управления предприятиями: Учебное пособие / под ред. Н.Н. Кожевникова.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.

20. Козлов С.Ю., Козлов Ю.Ю., Валетов В.И. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий.- М.: Современная экономика и право, 1999.

21. Кошкин В.И. и др. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организацией». Модуль 11.- М.: ИНФРА-М, 1999.

22. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент.- Спб: Питер, 2001.

23. Курошева Э.И. Теория антикризисного управления предприятием: Учебн. пособие.- СПб.: Речь, 2002.

24. Маевский В.И. Макроэкономические аспекты становления социально-рыночного хозяйства.-М.: Изд-во РАН, 1998.

25. Маренков Н.Л. Антикризисное управление- Изд.2-е.- М., Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

26. Новоселов Е.В., Романчин В.И., Тарапанов А.С., Харламов Г.А. введение в специальность «Антикризисное управление»: Учебн. пособие.- М.: дело, 2001.

27. Панков В.В. Тестовый анализ состояния бизнеса в условиях антикризисного управления // Финансы, 2003.- №8.- С.59-62.

28. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник.- М.: Высшая школа, 2004.

29. Постатейный комментарий к Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)»: 4-е изд., стереотипное / Под ред. В.В. Витрянского.- М.: «Статус», 2001.

30. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учебн. пособие для ВУЗов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

31. Философов Л.А. Мониторинг финансового состояния организаций // Антикризисное управление.- М., 2000. №5,6

32. Финансы: Учебн. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой.- М.: Финансы и статистика, 2000.

33. Уткин Э.А. Антикризисное управление М.: Ассоц. «Тандем», 1997.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.058 с.)