Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и особенности административной ответственности.
Административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, которая выражается в применении в рамках административной юрисдикции (во внесудебном порядке) уполномоченным органом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Отечественная теория административного права относит административную ответственность к разновидностям административного принуждения (см. Гл. 10) и считает её реализацию особым охранительным административным правоотношением. Административная ответственность обособилась от других видов ответственности как принудительная мера обеспечения исполнения решений административных органов. История развития административной ответственности восходит к началу 1920-х гг., к Декретам ВЦИК и СНК РСФСР от 23.06.1921 "О порядке наложение административных взысканий", от 27.07.1922 "О порядке издания обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке", и Постановлению от 30.03.1931, утвердившему Положение об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке. В этих правовых актах было предусмотрено, что при издании административных постановлений исполнительные комитеты и отделы управления уездного и губернского уровня вправе устанавливать определенные взыскания (в том числе штрафы, ограниченные максимальной суммой) за неисполнение их распоряжений. В течение многих лет административная ответственность существовала исключительно на подзаконном уровне за неисполнение актов административных органов. Только в начале 1960-х годов стали появляться законодательные акты об административной ответственности, первым из которых стал Указ Президиума ВС СССР от 21.06.1961, утвержденный Законом СССР от 8.12.1961 года (Ведомости ВС СССР. 1961. N 50. Ст. 516) "О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке". В частности, этот Указ запретил административную ответственность предприятий, учреждений и организаций, т.е. юридических лиц. Окончательное законодательное оформление институт административной ответственности получил в начале 1980-х, с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях от 23.10.1980 (Ведомости ВС СССР. 1980. N 44. Ст. 909) и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984 ("Ведомости ВС РСФСР", 1984, N 27, ст. 909). Однако и во второй половине XX в. административная ответственность сохранила некоторые изначально присущие ей особенности, которые позволяют по-прежнему выделять её среди других видов юридической ответственности. Исходя из нормативно-правового регулирования административной ответственности можно выделить следующие её особенности, отличающие её от иных видов юридической ответственности. Одна из основных особенностей административной ответственности, изначально ей присущих - это применение за нарушение подзаконных нормативных актов, т.е. административно-правовых актов, с помощью которых органы исполнительной власти реализуют принадлежащие им полномочия. При этом сама ответственность в соответствии с конституционными принципами ограничений прав человека только законом может предусматриваться только законодательными нормами, что порождает проблему соотношения действия во времени законодательства об административной ответственности и актов, за нарушение которых она наступает (см. след.). Однако в настоящее время административная ответственность сфера применения административной ответственности стала шире, и она обеспечивает действие не только административно-регулятивных норм, но и норм других отраслей права, в том числе установленных на законодательном уровне. В этом случае административная ответственность фактически превращается в "малую уголовную" ответственность. Административную ответственность объединяет с уголовной ответственностью её публично-правовой характер. Административная ответственность наступает перед государством, а размер применяемых санкций напрямую не связан с размером причиненного вреда, а увязывается с характером и степенью общественной опасности правонарушения. Административная ответственность носит карательный, а не компенсационный характер (в отличие от гражданско-правовой или материальной ответственности). В то же время ряд признаков отличает административную ответственность от уголовной. Во-первых, административная ответственность наступает за административное правонарушение (административный проступок), которое отличает от уголовного преступления меньшая степень общественной опасности (менее значительная угроза охраняемым общественным отношениям). Степень общественной опасности может выражаться как в характере самого деяния, так и в значительности наступивших общественно-опасных последствий. Во-вторых, меры административного наказания носят менее суровый характер по сравнению с уголовным наказанием. Это может выражаться в видах наказания, размерах отдельных видов наказаний и пределах ограничения прав (в связи с административной ответственностью не наступает судимости). В-третьих, административная ответственность выступает такой мерой публично-правовой ответственности, которую несут не только физические, но и юридические лица, что позволяет отметить определенную экономическую основу такой ответственности. Наконец, в-четвертых, в отличие от уголовной ответственности, привлечение к административной осуществляется в упрощенном порядке, по административно-юрисдикционной процедуре, не требующей состязательного процесса и позволяющей реализовать меры ответственности более оперативно. Реализация мер административной ответственности осуществляется не судом, а уполномоченными должностными лицами государственных органов с тем, чтобы обеспечить оперативность её применения. Привлечение к административной ответственности осуществляется в отношении тех лиц, которые не находятся в прямом подчинении лиц и органов, применяющих меры ответственности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.005 с.) |