Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10:административный контроль и надзор за деятельностью частных лиц. Административное принуждение.
1. Понятие законности и соотношение понятий "контроль" и "надзор". Законность в литературе рассматривается и как метод государственного управления и как режим взаимодействия граждан, организаций с государством, но в нормативных актах чаще упоминается принцип законности, который в равной степени распространяется на властных и невластных субъектов. В настоящий период времени законность в государственном управлении рассматривается в широком смысле этого слова, и содержание принципа законности раскрывается в следующих положениях: все участники общественных отношений обязаны соблюдать Конституцию России, федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативно-правовые акты, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты должны иметь своей целью обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина, должна соблюдаться иерархичность нормативно - правовых актов по их юридической силе, государство должно установить способы обеспечения законности властными и невластными участниками государственного управления. В литературе и нормативно - правовых актах категория "законность" часто используется в устойчивом сочетании с категорией "правопорядок". Можно согласиться с авторами, полагающими, что законность - средство установления правопорядка. То есть законность выступает как причина, а правопорядок является следствием. (Тагиев А.С. Некоторые актуальные проблемы законности и правопорядка в современной правовой науке// Право и политика. 2001. 8. С. 8-15) Еще одна категория, часто упоминаемая в нормативно-правовых актах и литературе в сочетании с законностью, это дисциплина - поведение, связанное с соблюдением требований законности (в широком смысле) и иных социальных норм. То есть правопорядок как состояние системы в целом - государства, общества складывается из соблюдения каждым субъектом возложенных на него обязанностей - индивидуальной дисциплины. Для установления правопорядка в соответствии с требованиями законности в государстве должна быть предусмотрена эффективная система способов обеспечения законности. В качестве общих способов обеспечения законности рассматриваются контроль и надзор. В настоящее время можно выделить три подхода к соотношению этих способов между собой. Первый подход был выработан советской административной теорией, согласно которой были определены следующие различия контроля и надзора: контроль предполагает деятельность по проверке как соблюдения законности участниками государственного управления, так и выполнения поставленных перед ними вышестоящим органом (организацией) задач с точки зрения эффективности и целесообразности; контроль осуществляется специально уполномоченными субъектами, как правило, наделенными правом отмены решения, принятого подконтрольным субъектом, и полномочиями по вмешательству во внутриорганизационную и хозяйственную деятельность контролируемой организации, а надзор - субъектами, не находящимися во властеотношениях организационного характера с поднадзорными субъектами, а следовательно, он не предполагает вмешательства в оперативную деятельность подконтрольного субъекта; в случае нарушения требований законности контролирующий субъект может применять меры принуждения или же передать материалы о таких нарушениях органу, наделенному соответствующими полномочиями, а надзирающий - применить меры ответственности или инициировать процедуру привлечения к ответственности. Второй подход к соотношению категорий "контроль" и "надзор" чаще всего реализуется в действующих нормативно-правовых актах, в которых эти категории используются как тождественные, при этом по своему содержанию они ближе к советской трактовке понятия "надзор". Например, в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)" государственный контроль (надзор) определяется как "деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями". Третий подход предложен на правительственном уровне в рамках Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах (далее - Концепция): "разграничить функции по контролю и надзору и унифицировать в этой части терминологию законодательных и других нормативных актов, это позволит надзор сосредоточить в государственных органах, а контроль рассматривать в качестве функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемых субъектами рынка, аккредитованными в органах исполнительной власти в установленном порядке. Для этого после принятия соответствующих нормативных правовых актов предстоит выделить из действующих надзорных органов лаборатории, исследовательские и испытательные центры, сократить численность государственных служащих"2. В литературе контрольная деятельность классифицируется по нескольким основаниям: В зависимости от характера правоотношений между контролирующим и подконтрольным субъектом выделяются: внутриорганизационный контроль - проверка соблюдения законности, целесообразности (эффективности) субъектом, находящимся в отношениях прямого (линейного) властеподчинения с контролирующим субъектом. Например, контроль руководителем подчиненного в рамках государственно-служебных отношений. надведомственный контроль - деятельность органов исполнительной власти общей компетенции или наделенных функциональными властными полномочиями по проверке соблюдения законности и целесообразности. вневедомственный контроль - деятельность субъектов по проверке соблюдения законности органами, не входящими в систему органов исполнительной власти. Например, президентский контроль, контроль законодательных (представительных) органов государственной власти и др. В зависимости от стадии подконтрольной деятельности, на которой контролирующий субъект проверяет подконтрольного субъекта, выделяются: предварительный контроль - до начала реализации действий в рамках деятельности подконтрольного субъекта (например, лицензионный контроль при выдаче лицензии); текущий контроль - в процессе деятельности подконтрольного субъекта (например, техосмотр транспортного средства); последующий контроль - по окончании деятельности подконтрольным субъектом (например, налоговая проверка). В зависимости от объема проверяемой деятельности: общий контроль - проверка всех направлений деятельности подконтрольного субъекта за определенный период времени; специальный контроль - проверка одного направления деятельности подконтрольного субъекта за определенный период времени. В зависимости от основания проведения контрольных мероприятий: плановый контроль - осуществляется по инициативе государственного органа с периодичностью, установленной федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства, в соответствии с утвержденным в этом государственном органе планом работы на определенный период; внеплановый контроль - проводится в случае получения сведений о несоблюдении законодательства в сфере, отнесенной к компетенции государственного органа, а также с целью проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. Поскольку в законодательстве фактически не разграничивается контроль и надзор, то мы можем говорить о контрольно - надзорной деятельности органов исполнительной власти, включающей в себя различный набор мер, приемов и способов в зависимости от особенностей подконтрольного субъекта (властный субъект или невластный, гражданин или организация, государственная организация или частная), сферы (отрасли) контроля, объема контроля. Территориальные органы в пределах своих полномочий также осуществляют контроль и надзор за выполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с федеральными законами полномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения, а также за соблюдением требований к качеству и доступности государственных услуг организациями, через которые они оказываются. (Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (Российская газета. 2005. 25 января). В субъектах федерации контрольно-надзорные полномочия распределяются между органами исполнительной власти субъекта федерации высшим органом исполнительной власти субъекта самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.004 с.) |