Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие транзитивной(преходной) экономики; модели перехода к рыночной экономике
1) длительная принадлежность к социалистической системе обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям; 2) историческая вера в необходимость сильного государства обусловила сохранение ведущей роли государства в рыночных преобразованиях; 3)традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловила взвешенный подход к рыночным реформам, отказ от «шокового» пути преобразований; 4)неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет большинства населения. Белорусская перспективная модель экономики включает следующие принципы и направления государственной политики, определяющей контуры будущего общества: 1) общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы; 2) построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства; 3) формирование развитого гражданского общества и самоуправления; 4) приоритетное развитие человеческого потенциала; 5) переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства; 6) повышение эффективности производства и страновойконкурентоспособности; 7) интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества; 8) следование экологическим стандартам. Социально-ориентированная рыночная экономика – тип экономической системы, ткоторый отличается высоким уровнем экономического политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности.
44.1 Институциональные преобразования и развитие институтов рынка. Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь. Рынок — это сов-ть экономич. отношений купли-продажи товаров, в рамках кот. формируется спрос, предложение и цена на них. Важнейшими рыночными институтами являются рынки факторов произв-ва, финансовые и товарные. Рынок факторов произв-ва: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Эти факторы непосредственно воздействуют на произв-во и экономич. рост. Иногда в их состав включают технологию, информацию и экологию.
Рынок земли. В соответствии со ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о земле собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной форме. Земли с/х назначения находятся в собственности государства. При этом согласно ст. 6 Кодекса о земле местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, а также передают их в собственность. Согласно ст. 87 Кодекса о земле земельные участки, нах-ся в частной собственности граждан, юридич. лиц РБ, могут являться предметом купли-продажи, дарения, залога, обмена, аренды в порядке, определенном земельным законодательством РБ. На сегодняшний день земельные участки нах-ся в частной собственности граждан. Земельные участки юридическим лицам передаются в пользование и в аренду. В пользование обычно передаются застроенные земельные участки при покупке недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке. Незастроенные земельные участки выставляются на аукцион для продажи права аренды на них. При этом нач. стоимость земельного участка соответствует кадастровой оценке и может подняться в 10—20 раз. Т.о. рынок земли в РБ представляет вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков в форме развития процессов частной собственности для граждан и прав пользования и аренды для юридич. лиц. Рынок капитала. Капитал может быть материальным и денежным, производя движения по фазам рыночного кругооборота. Капитал в форме средств произв-ва физически не может перетекать из одних отраслей в другие, этот процесс осущ-ся в форме денежного капитала, при помощи кредита. 44.2 Институциональные преобразования и развитие институтов рынка. Рынок капитала – это рынок финансовых средств, являющийся частью рынка факторов произв-ва, кот. функционально подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг. Рынок ссудного капитала - рынок среднеср. и долгоср. ссуд, определяющий соединение предложения средне- и долгоср. денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгоср. ссуды, необходимые для финансирования. Он охватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (облигаций, векселей и др.).
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - часть рынка капитала, где осущ-ся эмиссия и купля-продажа ЦБ. Ценные бумаги —это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы) и фондовые ценности (акции, облигации) в национальной и иностранных валютах. ЦБ выступает в кач-ве документа, определяющего долю собственности в компании-эмитенте и кредиторские взаимоотношения с эмитентом в лице гос-ва или других организаций. Рынок труда. Рынок труда - система рыночных институтов, организаций и учреждений гос-го сектора, общественных объединений, решающих проблемы воспр-ва рабочей силы, использования труда. В соответствии с Программой соц.-экономич. развития РБ на 2006—2010 гг, утвержденной Указом Президента РБ от 12 июня 2006 г. № 384, основной целью гос. политики в социально-трудовой сфере в 2006—2010 гг. является повышение эффективности исп-я трудовых ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей произв-ва. Гос. регулирование на рынке труда осуществляют органы службы занятости, в соответствии с Гос. программой содействия занятости, по направлениям: трудоустройство, направление на проф. подготовку, переподготовку и повышение квалификации, переселение на новое место жительства и работы, с их согласия, финансовая поддержка из средств Фонда соц. защиты населения. К решаемым проблемам относятся условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и переквалификации работников и др.
46.1 Структурная трансформация и инновационно-инвестиционное развитие национальной экономики Беларуси. Для экономики РБ хар-ны ряд структурных деформаций, причинами кот.явл-ся существование в рамках бывшего Советского Союза и экономический кризис: 1) несоответствие стр-ры про-вавнутр-м потребностям страны и внешн. спросу; 2) энерго- и материалоемкость выпускаемой промышл. продукции, что порождает зависимость от импортных поставок топливно-энергет-х и сырьевых рес-в; 3) относительно высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных ресурсов; 4) недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости. Для преодоления возникших деформаций необх., с учетом нац. особенностей, оптимально встроить бел.эк-ку в мировое хоз-во с использованием дву- и многосторонних связей; обеспечить модернизацию структуры эк-ки и направление роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления эк-кой на корпоративные принципы и обеспечить на этой базе формирование качественно новых стимулов инновационной активности. При преобразовании структуры эк-ки предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые, и межрегиональные пропорции (между гос-ным и частным секторами; производством, потреблением и накоплением; отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом), оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей, усилить социальную ориентацию преобразований. С учетом вышеизложенного при выделении направлений структурных преобразований следует исходить из следующих основных принципов: - переход на инновационный путь развития; -приоритетность развития наукоемких, высокотехнологических, конкурентоспособных, экспортоориентированных импортозамещающих не ресурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости; - учет факторов глобализации экономики, региональной интеграции; - обеспечение рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов; - комплексность развития производительных сил страны и ее регионов.По мере выхода из кризисного состоянияутвердилось мнение о необходимости использования инвестиционной составляющей как важнейшего рычага структурных преобразований и повышения роли государства в их осуществлении на основе разработки и реализации эффективной инновационно-инвестиционной политики. Структурная трансформация экономики осуществляется на основе научно обоснованной инвестиционной политики, которая является составной частью экономической политики государства.
46.2 Структурная трансформация и инновационно-инвестиционное развитие национальной экономики Беларуси. Инвестиционная политика представляет собой совокупность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиции – финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В качестве объектов инвестиционной деятельности выступают вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция.Совокупность отраслей, производящих продукцию в виде инвестиций, формирует инвестиционную сферу. В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности различают государственные средства (бюджета, внебюджетных фондов, заемные), средства государственных предприятий, инвестиции граждан, негосударственных предприятий и общественных организаций, иностранные и совместные инвестиции.Характер участия в инвестировании определяют прямы е инвестиции, когда инвестор непосредственно вкладывает средства в объект без посредников; непрямые – вложения средств через посредников и портфельные инвестиции – вложения капитала в различные ценные бумаги. Инвестиции в воспроизводство основных фондов представляют собой капитальные вложения.Основными источниками инвестиций являются: валовой внутренний продукт (валовые накопления); зарубежные займы и инвестиции, которые под воздействием механизмов финансовой системы перераспределяются и выступают в виде собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыли, амортизации, денежных накоплений, сбережений, возмещения страховых сумм); заемных финансовых ресурсов (облигаций, банковских и бюджетных кредитов); привлеченных финансовых средств (продажи акций, паевых и других поступлений); централизованных ресурсов министерств и концернов; бюджетных ассигнований; денежных средств населения. Оценка современного состояния инвестиционной деятельности, цели и задачи социально-экономического развития страны определяют основные задачи и направления инвестиционной политики Республики Беларусь на долгосрочный период. Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке предполагается направлять на обеспечение приоритетных направлений социально-экономического развития страны: модернизацию производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности продукции, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи.Наиболее важные инвестиционные проекты будут поддерживаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурсной и возвратной основах. Основным источником финансирования станут средства предприятий и организаций, включая кредиты банков.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.01 с.) |