Акты гос управления: понятие, виды, действия во времени и в пространстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акты гос управления: понятие, виды, действия во времени и в пространстве.



Наибольшее значение в сфере АП играют письменные акты или акты гос управления, либо админ-правовые акты. Акт гос управления – юрид акт, изданный с соблюдением действующих НПА и представляющий собой одностороннее волеизъявление полномоченного субъекта ИВ, направленное на создание админ-правовых норм, либо на возникновение админ-правовых отношений в целях реализации задач и функций ИВ. Юридический анализ актов гос управления затруднён их многообразием и отсутствием детального определения их разновидностей. Можно выявить признаки и особенности актов гос управления:

1)любой акт гос управления представляет собой юрид оформление соответствующего управленческого решения. С помощью актов гос управления орган ИВ решает стоящие перед ним задачи. Любой акт гос управления создаётся в письменной форме.

2)онимогут быть обжалованы в судебном или админ порядке

3)создаются только уполномоченными субъектами ИВ в строгом соответствии их компетенции

4) они всегда обязательны, влекут определённые юрид последствия.

Наиболее важной является классификация на нормативные и индивидуальные.

Акты управления подразделяются: по юридическим свойствам; сроку действия; территории действия; характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты; органам, издающим правовые акты; форме выражения актов.

По юридическим свойствам акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанного характера.

В Разъяснении о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов ИВ и их государственной регистрации Минюстом РФ делается ссылка на постановление Государственной думы от 11 ноября 1996 г. № 781-П ГД «Об обращении в Конституционный Суд РФ», в котором нормативный правовой акт трактуется как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Индивидуальный акт обращен к одному участнику административно-правового отношения (приказ о назначении на должность, постановление о привлечении лица к административной ответственности).

Акты смешанного характера мы можем наблюдать, анализируя, например, приказы федеральных министров. Причем эти акты по своему содержанию чаще всего являются нормативными, поскольку они рассчитаны на неопределенное время и на неопределенный круг лиц, однако в преамбуле приказа нередко называется фамилия и инициалы руководителя департамента (управления), который должен совершить определенные действия для реализации данного приказа (например, обеспечить заказ на изготовление бланков лицензий и других документов).

По сроку действия акты управления делятся на акты с неопределенным сроком действия (бессрочные), срочные и временные.

По территории действия акты управления подразделяются на акты, действующие в масштабе РФ, и акты, действующие в масштабе федерального округа, республики, края, области, автономного округа, города федерального значения, а также административно-территориальной единицы (района, города).

По характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты, последние делятся на акты общего, межотраслевого и отраслевого управления.

По органам, издающим правовые акты управления: Президент издает указы и распоряжения; федеральные органы ИВ РФ, Правительство — постановления и распоряжения; министры — приказы, распоряжения, указания, инструкции; органы ИВ субъектов Федерации - постановления, распоряжения, приказы.

По форме выражения акты управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные.

Правовой акт управления должен приниматься в строгом соответствии с требованиями принципа законности, на основе и во исполнение законов.

 

Требования, предъявляемые к актам гос управления и последствия их несоблюдения.

Акты гос управления – это юридические акты, изданные с соблюдением действующих НПА и представляющие собой одностороннее волеизъявление уполномоченного субъекта ИВ, направленное на создание а-п норм либо на возникновение а-п отношений в целях реализации задач и функций ИВ. Основным вопросом при создании акта ГУ является вопрос о том, каким требованиям он должен соответствовать, чтобы быть законным. В науке АП все требования подразделяются на 2 группы:

1)требования, касающиеся формы соответствующих актов; 2)требования, касающиеся их содержания.

Учитывая многообразие актов ГУ и теоретически и практически сложно выявить формы и содержание. Общим требованием, предъявляемым к актам ГУ является требование их значимости в соответствии их Конституции РФ, международным договорам и соглашениям и другим НПА, имеющим большую юр силу. Кроме того, учитывая нормы К РФ, указывающие на смысл и содержание деятельности ОИВ, все акты ГУ должны иметь своей конечной целью обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

Формы акта ГУ. В настоящее время существует ряд нормативных актов, устанавливающих требования к порядку разработки нормативных актов ОИВ. К ним можно отнести:

1.Постановление Правительства от 13 августа 1997 г. «Об утверждении правил подготовки НПА ФОИВ и их государственной регистрации».

2.Установленные Постановлением Правительства «Типовой регламент внутренней организации ОИВ», «Типовой регламент взаимодействия ОИВ», «Разъяснения о применении правил подготовки НПА ФОИВ и их государственной регистрации», утверждённые приказом Минюста РФ. Поэтому в настоящее время все ФОИВ разрабатывают НПА в строгом соответствии с данными правилами и разъяснениями. В соответствии с приказом Минюста под НАП следует понимать письменный официальный документ, изданный в определённой форме правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативные акты ФОИВ издаются только в виде постановлений, указов, распоряжений, инструкций и положений. Соответственно, акты, изданные в другой форме (форме писем) не должны носить нормативного характера. Кроме того структурные подразделения и территориальные органы ФОИВ не должны издавать собственные НПА. Применяя данные нормы необходимо учитывать, что в соответствии с современной системой ФОИВ правом издавать нормативные акты наделяются лишь Правительство РФ, Федеральные министерства, некоторые службы и агентства.

Нормативные акты ГУ должны издаваться уполномоченными органами в пределах их компетенции. Сами полномочия ОИВ должны быть подробно указаны в соответствующих НПА, регламентирующих их деятельность. В необходимых случаях при возникновении спора, он разрешается либо Правительством, либо КС РФ, либо постановлением. Все нормативные акты ГУ должны создаваться в строгом соответствии с нормативными правилами. Согласно правилам, установленными Правительством РФ НПА ФОИВ могут издаваться либо во исполнении нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, либо по инициативе самих ОИВ в пределах их компетенции. Разработка проекта нормативного акта может осуществляться как одним органом, так и несколькими по согласованию. В том случает, если нормативный акт затрагивает сферу компетенции нескольких органов ИВ, то его согласование является обязательным. Проекту акта всегда прилагается пояснительная записка, содержащая необходимые финансовые расчеты.

В том случае если в процессе согласования появятся разногласия по поводу проекта нормативного акта, либо создается комиссия, либо он переносится на обсуждение в вышестоящие органы. Сам процесс подготовки нормативного акта осуществляется структурным подразделением ФОИВ, общим из которых является юридическая служба. Для предотвращения фактов нарушения законности ФОИВ вправе направить проект нормативного акта в Минюст РФ для проведения правовой экспертизы. Одним из возможных элементов подготовки проектов нормативного акта в настоящее время является их антикоррупционная экспертиза, которая осуществляется путем размещения проектов некоторых актов в сети интернет. Антикоррупционная экспертиза осуществляется Минюстом и специально созданной комиссией. В правилах разработки нормативного акта детально регламентируется структура нормативного акта. К проекту нормативного акта прилагается перечень изменений и дополнений, который необходимо внести в нормативный акт в связи с принятием нового нормативного акта. Последний этап – принятие нормативного акта и подписание его соответствующим руководителем. При этом данный акт всегда подписывается руководителем. После подписания – гос.регистрация и официальное опубликование, либо его направление для исполнения соответствующим субъектом.

Гос.регистрация осуществляется Минюстом РФ. В соответствии с правилами Правительства и разъяснениями Минюста правовые акты го.управления направляются в гос.регистрацию, либо ФОИВ, либо иными учреждениями, акты которых подлежат регистрации Центробанк, Пенсионный фонд, Фонд соц.страхования. Согласно Минюсту, гос.регистрации подлежат:

1)НПА, содержащие правовые нормы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

2)НПА, устанавливающие правовой статус организации, имеющие межведомственный характер. При этом гос.регистрации подлежат также гос.акты, содержащие тайные сведения. Не подлежат регистрации индивидуальные акты, не имеющие норм права, правовые акты, направленные на организацию исполнительного решения высших органов, информационные письма. Технические акты, акты рекомендательного характера. Сама гос.регистрация НПА включает правовую экспертизу в соответствии этого акта законодательству, антикоррупционную экспертизу этого акта, принятие решения о необходимости гос.регистрации, присвоением гос.номера и занесения в гос.реестр. Последняя стадия – официальное опубликование.

Требования, касающиеся содержания:

-акты должны быть законными, юридически обоснованными и соответствовать фактам;

В том случае, если акты ГУ издаются с нарушением требований, то акт не имеет юр.силу. Незаконные и изданные с нарушением акты ГУ могут быть отменены вышестоящим органом или должностным лицом (правительство может отменить любой акт исполнительного органа). Незаконные акты ГУ могут быть обжалованы судом РФ. В судах общей юрисдикции могут быть обжалованы как нормативные акты, так и индивидуальные акты, действия и бездействия ОИВ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.01 с.)