Тема 4 Счета и двойная запись. Учет хозяйственных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4 Счета и двойная запись. Учет хозяйственных процессов



Тема 4 Счета и двойная запись. Учет хозяйственных процессов

Бухгалтерские счета, их сущность, строение и назначение

Характеристика активных, пассивных и активно-пассивных счетов

Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах

Счета синтетического и аналитического учета, контрольная связь их показателей

Обобщение данных текущего учета. Оборотные и сальдовые ведомости

Учет операций по созданию предприятия

Учет процесса снабжения

Учет процесса производства

Учет процесса реализации. Выявление финансовых результатов

Бухгалтерские счета, их сущность, строение и назначение

 

Баланс дает обобщенное выражение имущества и его источников в единой денежной оценке на отчетную дату, вне их движения. Организации важно знать наличие имущества в движении за более короткие промежутки времени (ежедневно) как в денежном, так и в натуральном выражении.

Средством для ведения текущего учета хозяйственных операций является система счетов бухгалтерского учета.

Счетом называется способ отражения хозяйственных операций по экономически однородным объектам имущества и его источников на основе носителей информации.

Счет представляет собой двустороннюю таблицу в виде буквы "Т" ("Т-счет"). Модель счета включает такие элементы, как название, номер, левая часть — дебет, правая часть — кредит и выглядит следующим образом:

 

 

Счет _______________________________

(название)

 

Дебет Кредит

 
 

 

 


Счет имеет входящий остаток, он может быть и 0 (нулевым) и называется сальдо (С-до) на начало. После отражения всех хозяйственных операций рассчитывается и отражается конечное сальдо (С-до на конец месяца).

Сумма (итог) записей хозяйственных операций по дебету или кредиту счета за определенный период (как правило, за месяц) называется оборотом.

Открыть счет — это значит дать ему название, проставить номер (согласно плану счетов бухгалтерского учета) и записать начальное сальдо, если оно есть. Открываются счета по отдельным видам активов и пассивов организаций: денежным средствам в кассе, денежным средствам, находящимся в банке, основным средствам, товарам, материалам, уставному капиталу, прибыли (убыткам), и т.д.

Сальдо на начало месяца при открытии счета записывается из баланса на начало отчетного месяца. Сальдо на конец месяца со счета записывается в отчетный (заключительный) баланс на конец отчетного месяца.

Произвести запись в левой части счета — это значит дебетовать счет, произвести запись в правой части счета — кредитовать его.

 

 

Таблица 1 – Реестр хозяйственных операций за текущий месяц

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, млн.р.
Дебет счета Кредит счета
шифр название шифр название  
  Получены денежные средства с расчетного счета в кассу     Касса     Расчетные счета  
  Начислена заработная плата работникам основного производства     Основное производство   Расчеты с персоналом по оплате труда  
  Удержан из заработной платы подоходный налог   Расчеты с персоналом по оплате труда   Расчет по налогам и сборам  
  Выдана из кассы заработная плата   Расчеты с персоналом по оплате труда   Касса  
  Выданы из кассы деньги подотчетным лицам на командировочные расходы   Расчеты с подотчетными лицами     Касса  
  Получены материалы от поставщиков   Материалы   Расчеты с поставщиками и подрядчиками 1 500
  Оплачено поставщикам с расчетного счета   Расчеты с поставщиками и подрядчиками     Расчетный счет 1 000
  Оплачено поставщикам краткосрочным кредитом   Расчеты с поставщиками и подрядчиками   Расчеты по краткосрочным кредитам и займам  
  Отпущены материалы со склада в основное производство   Основное производство   Материалы 2 000
  Оприходована готовая продукция из основного производства   Готовая продукция   Основное производство 3 000
  Всего х х х х  

 

Так, для составления корреспонденции счетов по хозяйственной операции № 1 «Получены денежные средства с расчетного счета в кассу» осуществляем следующее:

1. Определяем объекты – это денежные средства в кассе и денежные средства на расчетном счете;

2. Счет 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет» счета активные;

3. Денежные средства в кассе – увеличились, а денежные средства на расчетном счете – уменьшились;

4. По схеме записей на активных счетах видим, что записи связанные с увеличением имущества записываются по дебету счета, то есть при увеличении денежных средства в кассе счет 50 «Касса» дебетуется. А записи, связанные с уменьшением имущества – по кредиту счета, то есть при уменьшении денежных средств на расчетном счете счет 51 «Расчетные счета» кредитуется.

5. Таким образом составлена следующая корреспонденция счетов : Дебет счета 50 «Касса» и кредит счета 51 «Расчетные счета» на сумму 400 млн р.

Таким же образом составлена корреспонденция счетов по другим хозяйственным операциям.

Хозяйственная операция № 2: «Начислена заработная плата работникам основного производства». В результате данной хозяйственной операции увеличиваются затраты в основном производстве и увеличивается кредиторская задолженность перед работниками по заработной плате. Счет 20 «Основное производство» – активный, увеличение затрат отражается по дебету счета. Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – активно-пассивный. Увеличение кредиторской задолженности отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

на сумму 500 млн. р.

Хозяйственная операция № 3: « Удержан из заработной платы подоходный налог». В результате данной хозяйственной операции уменьшается кредиторская задолженность по заработной плате перед работниками на сумму подоходного налога, которую удерживают из заработной платы и одновременно увеличивается кредиторская задолженность перед бюджетом. Таким образом, одновременно уменьшается кредиторская задолженность перед работниками и увеличивается кредиторская задолженность перед бюджетом на одну и ту же сумму. Уменьшение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета, увеличение – по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

на сумму 60 млн. р.

Хозяйственная операция № 4: « Выдана из кассы заработная плата». В результате данной хозяйственной операции уменьшается кредиторская задолженность по заработной плате перед работниками, и уменьшаются денежные средства в кассе. Уменьшение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета и уменьшение имущества в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 50 «Касса»

на сумму 440 млн. р.

Хозяйственная операция № 5: « Выданы из кассы деньги подотчетным лицам на командировочные расходы». В результате данной хозяйственной операции увеличивается дебиторская задолженность подотчетного лица перед организацией, и уменьшаются денежные средства в кассе. Увеличение дебиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета и уменьшение имущества в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит счета 50 «Касса»

на сумму 40 млн. р.

Хозяйственная операция № 6: « Получены материалы от поставщиков». В результате данной хозяйственной операции увеличиваются материалы в организации, и увеличивается кредиторская задолженность перед поставщиками на сумму полученных материалов. Увеличение имущества в активных счетах отражается по дебету счета, и увеличение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

на сумму 1 500 млн. р.

Хозяйственная операция № 7: « Оплачено поставщикам с расчетного счета». В результате данной хозяйственной операции уменьшается кредиторская задолженность перед поставщиками, и уменьшаются денежные средства на расчетном счете. Уменьшение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета и уменьшение имущества в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 51 «Расчетные счета»

на сумму 1 000 млн. р.

Хозяйственная операция № 8: « Оплачено поставщикам краткосрочным кредитом». В результате данной хозяйственной операции уменьшается кредиторская задолженность перед поставщиками, и увеличивается кредиторская задолженность перед банком по краткосрочным кредитам. Уменьшение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета, и увеличение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

на сумму 500 млн. р.

Хозяйственная операция № 9: « Отпущены материалы со склада в основное производство». В результате данной хозяйственной операции увеличиваются затраты на производство на стоимость материалов, и уменьшаются материалы на складе предприятия. Увеличение в активных счета отражается по дебету счета и уменьшение в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 10 «Материалы»

на сумму 2 000 млн. р.

Хозяйственная операция № 10: « Оприходована готовая продукция из основного производства». В результате данной хозяйственной операции увеличивается готовая продукция, и уменьшаются затраты на производство. Увеличение в активных счета отражается по дебету счета и уменьшение в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 43 «Готовая продукция»

Кредит счета 20 «Основное производство»

на сумму 3 000 млн. р.

Запись хозяйственных операций по счетам бухгалтерского уче­та на основании проверенных документов, свидетельствующих об их совершении, называется разноской.

Исходя из содержания баланса организации на начало отчетно­го периода, необходимо открыть соответствующие счета бухгал­терского учета, сделать по ним разноску хозяйственных операций с использованием способа двойной записи.

По окончании отчетного периода (месяца) определяется оборот по дебету и кредиту каждого счета, выводятся остатки по счетам бух­галтерского учета, на которых были отражены хозяйственные опе­рации, составляется баланс на конец отчетного периода.

Таблица 2–Баланс организации

АКТИВ ПАССИВ

Статьи актива Сумма, млн.р. Статьи пассива Сумма, млн.р.  
На начало отчетного периода На конец отчетного периода На начало отчетного периода На конец отчетного периода  
1.Долгосрочные активы 22 000 22 000 3. Собственный капитал 21 000 21 000  
Основные средства 20 000 20 000 Уставные капитал 17 000 17 000  
Нематериальные активы     Нераспределенная прибыль 2 000 2 000  
Вложения в долгосрочные активы 1 500 1 500 Резервный капитал      
Добавочный капитал   1 500  
2. Краткосрочные активы 9 700 11 260        
4. Долгосрочные обязательства 4 000 4 000  
Материалы 5 000 4 500 Долгосрочные кредиты 4 000 4 000  
Незавершенное производство 1 200   Долгосрочные займы      
       
Готовая продукция   3 800 5. Краткосрочные обязательства 7 700    
Краткосрочная дебиторская задолженность- всего, в т.ч.: § покупателей   2 100 2 000   2 260 2 000 Краткосрочные кредиты 2 000    
Краткосрочные займы -    
Кредиторская задолженность: § поставщикам и подрядчикам 5700 5 000 5760 5 000  
§ подотчетных лиц      
§ прочая     § по налогам и сборам      
Денежные средства в кассе     § по социальному страхованию      
Денежные средства на счетах в банке 1 500   § по оплате труда      
§ прочая      
ВСЕГО 32 700 33 260 ВСЕГО 32 700 33 260  

 

Каждая хозяйственная операция, отраженная на счетах, имеет свой номер в порядке ее совершения.

Для открытия счетов из вступительного баланса (то есть на начало месяца) запишем остатки на счетах.

После установления корреспонденции счетов по каждой хозяйственной операции производится их разноска по счетам бухгалтерского учета.

Далее подсчитываем обороты по дебету и обороты по кредиту по каждому счету.

Оборот по дебету по дебету – это сума записей по дебету счета, а оборот по кредиту счета – это сума записей по кредиту счета.

 

 

Д-т 01 «Основные средства» К-т Д-т 04 «Нематериальные активы» К-т Д-т 08 «Вложения в долгосрочные К-т

Активы»

С-до на начало м-ца 20 000     С-до на начало м-ца 500     С-до на начало м-ца 1500  
           
           
Оборот – Оборот – Оборот – Оборот – Оборот – Оборот –
С-до на конец месяца 20 000   С-до на конец месяца 500   С-до на конец месяца 1500  

 

Д-т 10 «Материалы» К-т Д-т 20 «Основное производство» К-т Д-т 43 «Готовая продукция» К-т

С-до на начало м-ца 5000     С-до на начало м-ца 1200     С-до на начало м-ца 800  
6) 1500 9) 2000 2) 500      
    9) 2000 10) 3000 10) 3000  
Оборот 1500 Оборот 2000 Оборот 2500 Оборот 3000 Оборот 3000 Оборот –
С-до на конец месяца 4500   С-до на конец месяца 700   С-до на конец месяца 3800  

 

Д-т 62 «Расчеты с покупателями К-т Д-т 71 «Расчеты с подотчетными К-т Д-т 76 «Расчеты с разными К-т

Таблица 3 – Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за текущий месяц

№ счета Название счета Остаток на начало месяца Оборот за месяц Остаток на конец месяца
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
               
  Основные средства    
  Нематериальные активы    
  Вложения в долгосрочные активы    
  Материалы        
  Основное производство        
  Готовая продукция        
  Расчеты с покупателями и заказчиками      
  Расчеты с подотчетными лицами      
  Расчеты с разными дебиторами и кредиторами    
  Касса        
  Расчетные счета      
  Уставный капитал    
  Нераспределена прибыль (непокрытый убыток)    
  Резервный капитал    
  Добавочный капитал    
  Расчеты по долгосрочным кредитам и займам    
  Расчеты по краткосрочным кредитам и займам      
  Расчеты с поставщиками и подрядчиками        
  Расчеты по налогам и сборам      
  Расчеты по социальному страхованию и обеспечению    
  Расчеты с персоналом по оплате труда        
  Всего            

Таким образом, оборотная ведомость составляется для обобщения данных синтетических счетов и взаимной проверки правильности записей на них. С ее помощью обнаруживаются ошибки в записях на счетах, которые нарушают принцип двойной записи. Неравенство итогов свидетельствует о допущенных ошибках при подсчете итогов, выведении сальдо или при записи хозяйственных операций на счетах.

Однако оборотная ведомость по синтетическим счетам не позволяет обнаружить ошибки, которые не нарушают принципа двойной записи. Напри­мер, если сумма является правильной, но корреспонденция счетов установлена неверно, или же по дебету и кредиту счетов отражена неправильная сумма, или же запись операции вообще отсутствует. Для обнаружения таких ошибок производят сверку итогов оборот­ной ведомости с итогами регистрационного журнала хозяйственных операций и оборотными ведомостями по аналитическим счетам.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам бывают двух ви­дов: оборотные ведомости по счетам расчетов (расчетов с покупате­лями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, подотчетными лицами и др.) и по счетам для отражения материальных ценностей. В оборотных ведомостях по аналитическим счетам нет попар­ного равенства, как в оборотных ведомостях но синтетическим счетам. По счетам расчетов оборотные ведомости аналитического учета ведутся только в стоимостном выражении.

Приведем пример оборотной ведомости по аналитическим сче­там к синтетическому счету "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (таблица 4)

Таблица 4 – Оборотная ведомость по счетам аналитического учета к счету 60 "Расчеты с покупателями и заказчиками", тыс. р. за___________20ХХ г.

месяц

№ п/п Наименование счетов Остаток на начало месяца Обороты за месяц Остаток на конец месяца
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
  ОАО «Дикий мед» ОАО «Рассвет» РУП «БМЗ»              
  Итогопо счету синтетическому счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»            

 

В оборотных ведомостях по аналитическим счетам к счетам по учету товарно-материальных ценностей показатели приводятся не только в стоимостном выражении, но и в натуральных измерите­лях. Итоги по таким ведомостям подсчитываются только в денежном выражении для сравнения с соответствующими показателя­ми синтетического учета. Приведем пример оборотной ведомости по аналитическим сче­там в таблице 5.

Таблица 5 – Оборотная ведомость по счетам аналитического учета к счету 10 "Материалы", тыс. р. за___________20ХХ г.

Наименование аналитических счетов Ед. изм. Остаток на начало месяца Обороты за месяц Остаток на конец месяца
приход расход
к-во сумма, тыс.р. к-во сумма, тыс.р. к-во сумма, тыс.р. к-во сумма, тыс.р.
Материал "А" м                
Материал "Б" штук                
Материал "В" тонн                
Итого                  

месяц

Итоги приведенной оборотной ведомости по остатку на начало месяца, оборотам за месяц и конечному остатку должны быть равны соответ­ствующим суммам счета "Материалы".

 

Учет процесса снабжения

 

Иму­щество организаций постоянно находится на разных стади­ях движения и участвует в различных хозяйственных процессах: снабжения, производства, реализации.

 

Д Т П……. Т¢ (ГП) Д¢

 

где Д – деньги

Т – товар

П – производство

ГП – готовая продукция

 

Первой стадией такого кру­гооборота средств является приобретение (заготовление) их у предприятий-изготовителей или посредников. На данной стадии кругооборота происходит постоянное возобновление запасов иму­щества. На стадии снабжения денежная форма имущества заменяется товарной.

 

Схема процесса снабжения:

Д Т

 

В процессе снабжения заготавливается все необходимое для процесса производства: товарно-материальные ценности, включающие сырье, материалы, топливо, запасные части и др.

Процесс снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя материальными и нематериальными активами, необходимыми для производства.

Стоимость заготавливаемых материальных ценностей складывается из всех расходов по покупке и доставке их в места хранения, т.е. из стоимости, согласно счетам поставщиков и транспортно-заготовительных расходов.

Транспортно-заготовительные расходы включают следующие виды затрат по заготовке и доставке материальных ценностей:

- таможенные пошлины;

- расходы по транспортировке, разгрузке и доставке (в том числе и услуги сторонних организаций);

- расходы по командировкам, связанным непосредственно с заготовкой ценностей и доставкой их до места назначения;

- расходы по таре и упаковке;

- расходы по страхованию грузов и другие.

Таким образом, стоимость материальных ценностей, оплаченная поставщикам по договорным ценам и транспортно-заготовительные расходы составляют фактическую себестоимость их заготовления, по которой они отражаются в балансе и включаются в затраты процесса производства.

В зависимости от принятой организацией учетной политики учет поступления материальных ценностей может быть организован:

1. с использованием счета 10 «Материалы», где будут отражены и стоимость материалов, оплаченная поставщикам и сумма транспортно-заготовительных расходов

2. с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов» и 10 «Материалы».

В теории и практике учета известны следующие способы оценки, при которых транспортно-заготовительные расходы учитываются непосредственно на счете 10«Материалы»:

- по средневзвешенным ценам

- по методу «ФИФО»

- по методу «ЛИФО»

Применение того или иного метода значительно влияет на стоимость израсходованных материалов (а значит на затраты производства и прибыль организации в отчетном периоде). Применяемый метод должен быть заложен в учетной политике организации. Рассмотрим сущность этих методов на примерах.

Пример 1. По средневзвешенным ценам (цифры взяты условно в учебных целях)

 

Таблица 1 – Расчет фактической стоимости материалов, израсходованных на производство продукции в текущем месяце по средневзвешенным ценам

№ п/п Показатели Количество Цена, тыс.р. Сумма, тыс.р.
  Остаток материалов на начало месяца      
  Поступило материалов за месяц:      
2.1 первая партия      
2.2 вторая партия      
2.3 третья партия      
  Итого поступлений с остатком   12,93 (9050: 700)  
  Израсходовано за месяц   12,93 6464 (12,93*500)
  Остаток на конец месяца 200 (700 – 500) 12,93 2586 (9050 – 6464)

 

При использовании метода учета материалов по средневзвешенным ценам в текущем месяце на затраты производства будет отнесена стоимость материалов в сумме 6464тыс.р.

Это метод учета требует расчета средневзвешенной цены, которая может определяться или по окончании месяца или после каждой поступившей партии, что является достаточно трудоемким процессом в учете. Этот метод учета может быть использован в организациях, где поставки материалов производятся один-два раза в месяц.

Пример 2. По методу «ФИФО» (цифры взяты из примера 1).

 

Метод «ФИФО» (первый в запас – первый в производство) предполагает, что первой должна списываться в производство первая поступившая партия, потом вторая и т.д. Остаток оценивается по ценам последних партий, оставшихся неиспользованными.

По данным примера 1 на производство в течение отчетного месяца было израсходовано (использовано) на производство 500 единиц материалов. При этом спишется:

1. остаток 100 ед. по 10 тыс.р. на сумму 1000 тыс.р.

2. первая поступившая партия 150 ед. по 12 тыс.р. на сумму 1800 тыс.р.

3. вторая поступившая партия 250 ед. по 13 тыс.р. на сумму 3250 тыс.р.

Всего 500 ед. на сумму 6050 тыс.р.

В остатке останется 200 ед. по 15 тыс.р. на сумму 3000 тыс.р.

При учете материалов по методу «ФИФО» в текущем месяце на затраты производства будет отнесена стоимость материалов в сумме 6050тыс.р.

Это метод учета достаточно трудоемкий, так как требует обособленного учета каждой поступившей партии. Положительным является то, что стоимость остатков материалов оценивается по наиболее реальным ценам.

 

Пример 3. По методу «ЛИФО» (цифры взяты из примера 1).

 

Метод «ЛИФО» (последний в запас – первый в производство) предполагает, что первой должна списываться в производство последняя поступившая партия, потом предпоследняя и т.д. в обратном порядке поступления. Остаток оценивается по ценам партий, оставшихся неиспользованными.

По данным примера 1 на производство в течение отчетного месяца было израсходовано (использовано) на производство 500 единиц материалов. При этом спишется:

1. последняя поступившая партия 200 ед. по 15 тыс.р. на сумму 3000 тыс.р.

2. предпоследняя поступившая партия 250 ед. по 13 тыс.р. на сумму 3250 тыс.р.

3. из препредпоследней поступившей партии 50 ед. по 12 тыс.р. на сумму 600тыс.р.

Всего 500 ед. на сумму 6850 тыс.р.

В остатке останется 100 ед. по 12 тыс.р. на сумму 1200 тыс.р.

100 ед. по 10 тыс.р. на сумму 1000 тыс.р.

Всего остаток 200 ед. по 11 тыс.р. на сумму 2200 тыс.р.

 

При учете материалов по методу «ЛИФО» в текущем месяце на затраты производства будет отнесена стоимость материалов в сумме 6850тыс.р.

Это метод учета также достаточно трудоемкий, так как требует обособленного учета каждой поступившей партии. Данный метод оценки приближает к рыночной цене не остаток, а расход материалов, что позволяет в наибольшей степени восстанавливать израсходованные материалы. Данный метод учета эффективен при высоком уровне инфляции.

При учете материалов по выше рассмотренным методам схема учета будет следующей:

 

60 «Расчеты с поставщиками 10 «Материалы» 20 «Основное производство»

Д-т и подрядчиками» К-т Д-т К-т Д-т К-т

1 3

       
 
   
 

 


Д-т 76 (71, 70,69 и др.) К-т

2

 


Рис. 1. Схема учета процесса снабжения с отражением транспортно-заготовительных расходов на счете 10 Материалы» (методы по средневзвешенным ценам, «ФИФО», «ЛИФО»

Первая хозяйственная операция – поступили материалы от поставщиков:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Вторая хозяйственная операция – учтены транспортно заготовительные расходы:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

Третья хозяйственная операция – отпущены материалы на основное производство по фактической себестоимости:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 10 «Материалы»

 

При большой номенклатуре используемых материалов их факти­ческую себестоимость можно рассчитать только по окончании меся­ца, когда бухгалтерия имеет все составляющие себестоимости, то есть все оправдательные документы, подтверждающие расходы, связан­ные с заготовлением материалов.

Движение же материалов происходит на предприятиях ежедневно. Кроме того, рас­считывать среднюю цену при каждом новом поступлении материалов трудоемко.

 

Поэтому в бухгалтерском учете чаще всего применяются в течение месяца твердые неизменные, так называемые учетные цены, которые разраба­тываются на предприятии и устанавливаются на длительный срок.

 

При данном методе учета фактическая себестоимость материалов учитывается на двух счетахна счете 10 «Материалы», где материалы учитываются по твердым учетным ценам и на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов», где учитываются отклонения от учетных цен.

Пример 4. По учетным ценам с обособленным учетом отклонений от учетных цен (цифры взяты условно в учебных целях)

 

Таблица 2 – Расчет фактической стоимости материалов, израсходованных на производство продукции в текущем месяце при использовании метода учета материалов по учетным ценам с обособленным учетом отклонений от учетных цен

№ п/п Показатели По учетным ценам (счет 10 «Материалы») Отклонения от учетных цен (16 «Отклонения в стоимости материалов») Фактическая стоимость материалов (гр. 3 + гр. 4)
         
  Остаток на начало месяца      
  Поступило за месяц:      
  Итого поступлений с остатком      
  Процент отклонений в стоимости материалов по учетным ценам 20% (4000: 20000)
  Израсходовано за месяц   3000 (15000 *20:100) 18000(15000 + 3000)
  Остаток на конец месяца   1000 (4000 – 3000) 6000 (24000 – 18000)
  Итого расход с остатком      

Данный метод учета материалов предполагает использование следующих счетов: 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов» и 10 «Материалы». При учете материалов по данному методу схема учета будет следующей:

60 «Расчеты с поставщиками 15 «Заготовление и 10 «Материалы» 20 «Основное

и подрядчиками» приобретение материалов» производство»

Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т

               
       
 
 
 


1 3 5

 

16 «Отклонения в

стоимости материалов»

Д-т 76 (71, 70,69 и др.) К-т Д-т К-т



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.164 с.)