Основные формы взаимодействия с семьёй 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы взаимодействия с семьёй



 

Участие родителей в жизни ДОУ Формы участия Периодичность сотрудничества
В проведении мониторинговых исследований -Анкетирование - Социологический опрос -интервьюирование - «Родительская почта» 2 раза в год По мере необходимости 1 раз в квартал
В создании условий   - Участие в субботниках по благоустройству территории; -помощь в создании предметно-развивающей среды; -оказание помощи в ремонтных работах; 1-2 раза в год   Постоянно   ежегодно
В управлении ДОУ - участие в работе родительского комитета ДОУ, педагогических советах. По плану
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей -наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим»; -памятки; -создание странички на сайте ДОУ; -консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции; - распространение опыта семейного воспитания; -родительские собрания;   1 раз в квартал     Обновление постоянно   По годовому плану   1 раз в квартал
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство   -Дни открытых дверей. - Дни здоровья. - Недели творчества - Совместные праздники, развлечения. -Встречи с интересными людьми - Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах - Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности   2 раза в год 1 раз в квартал 2 раза в год По плану По плану 1 раз в квартал   Постоянно по годовому плану  

Показатели степени включения родителей в деятельностью по реализации основной общеобразовательной программы

1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:

- о нормативно-правовой базе системы дошкольного образования;

- о возрастных и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста;

- о педагогической деятельности в целом;

- о специфике работы с детьми дошкольного возраста;

- об адекватных средствах и условиях развития ребенка;

- об особенностях образовательного процесса в детском саду;

- о предполагаемых и реальных результатах развития детей дошкольного возраста.

2. Владение необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

3. Степень проявления интереса к активному включению в планирование, организацию и оценку результатов образовательного процесса.

4. Удовлетворенность образовательными услугами.

 

Основные формы взаимодействия ДОУ

С семьей ребёнка с ОВЗ

Знакомство с семьей: посещение, анкетирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники.

Образование родителей: проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов, создание библиотеки и др.

Организация совместной деятельности: организации тематических праздников, конкурсов, посещение культурных мероприятий, театров, музеев.

Привлечение родителей к закреплению образовательного и коррекционно-развивающего материала в домашних условиях.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья организовано в дошкольном образовательном учреждении совместно с другими детьми в группах общеразвивающей направленности.

Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:

- индивидуального подхода – предполагает всестороннее обследование учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы);

- поддержки самостоятельной активности ребёнка (индивидуализации).

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

- принцип социального взаимодействия - предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе; активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;

- принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как общей, так и специальной педагогики;

- принцип партнёрского взаимодействия с семьёй. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;

- принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

- принцип гибкого распределения компонентов режима в течение дня. Такой подход обеспечивает: «проживание ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; поддержание эмоционально-положительного настроя в течении всего периода освоения Программы; многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); выполнение функций сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников)

Цель коррекционной работы: создание необходимых условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов обучения, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей.

Задачи:

1.Обеспечить освоение детьми с тяжёлыми нарушениями речи и с задержкой психического развития образовательной программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

2.Осуществить коррекцию речевых нарушений у детей с ОНР и ФФНР.

3.Создать условия для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.

4.Создание единого коррекционно-образовательного пространства стимулирующего речевое и личностное развитие детей, творческого потенциала.

5. Обеспечить преемственность в работе всех специалистов ДОУ: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога

6. Создать условия для сотрудничества с родителями.

 

Принципы организации коррекционной работы:

- единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- коррекции и компенсации, позволяющей определить адресные коррекционно-развивающие технологии в зависимости от структуры и выраженности нарушения;

-деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребёнка с ОВЗ.

 

Подходы к построению коррекционной работы:

1. Нейропсихологический, обеспечивающий выявление причин, лежащих в основе трудностей, возникающих у дошкольника при освоении образовательной программы.

2. Комплексный, предусматривающий учёт медико-психолого-педагогических знаний о ребёнке с ОВЗ.

3. Интегрированный, позволяющий осуществлять совместную деятельность различных специалистов, сопровождающих развитие ребёнка.

 

Структура построения системы коррекционной работы включает взаимосвязанные блоки: диагностический, коррекционно-развивающий, социально-педагогический.

 

Направления и содержание коррекционно-развивающей работы

 

1.Диагностический блок.

Задачи:

- выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении образовательной программы;

- определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы;

Содержание диагностического блока составляют программы изучения ребёнка различными специалистами.

 

 

Направление Содержание работы Методика Специалисты
Медицинское Выявление состояния физического и психического здоровья, изучение медицинской документации   Медицинские работники
Психолого-педагогическое Обследование актуального уровня развития ребёнка, определение зоны ближайшего развития, выявление трудностей, возникающих у ребёнка по мере освоения образовательной программы, причин возникновения данных трудностей     Педагогический мониторинг успешности продвижения ребёнка в образовательном пространстве в соответствии с Комплексной образовательной программой дошкольного образования «Мир открытий».// Науч.рук. Л.Г. Петерсон/ Под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А. ЛЛыковой. Педагог-психолог   Учитель-логопед   Воспитатель
Социально-педагогические Изучение семейных условий воспитания ребёнка   Воспитатель

 

2.Коррекционно-развивающий блок.

Задачи:

- определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;

- разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении адаптированной образовательной программы;

- организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в освоении образовательной программы.

Коррекционно-развивающий блок обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на основе комплексных диагностических данных.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.

 

Условия, необходимые для коррекционно-развивающей работы:

*Использование специальных образовательных программ исходя из категории детей с ОВЗ, а так же специальных методов и приёмов обучения и воспитания:

- Адаптированной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

- Адаптированной образовательной программы для детей с расстройством аутистического спектра.

*Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего ребёнку с расстройством аутистического спектра необходимую помощь.

*Организация и проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий всеми специалистами ДОУ.

*Обеспечение доступной развивающей предметно-пространственной среды.

Этапы работы с детьми с ОВЗ:

 

Основные задачи Задействованные педагоги Направления работы
I этап - подготовительный
1.Разработка Индивидуальной коррекционно-развивающей программы и плана включения, согласование их на ПМПк и с родителями (законными представителями). 2.Первичная социализация ребенка 3.Работа над развитием коммуникативных умений и навыков 4.Начальная подготовка участников педагогического процесса к включению ребенка с ОВЗ в группу нормально развивающихся сверстников 5.Проведение разноплановой работы с родителями (законными представителями) Учитель-логопед Педагог-психолог   Старший воспитатель Составление индивидуального образовательного маршрута     Совместно с психологом разработка плана включения детей с ОВЗ в мероприятия детского сада Включение в план методической работы необходимых мероприятий для сотрудников (консультации, тренинги, повышение квалификации и др.)
Воспитатели Подготовительная работа с воспитанниками группы к включению ребенка с ОВЗ
II этап – частичного включения
1. Корректировка индивидуальной коррекционно-развивающей программы и плана включения 2. Кратковременное включение в среду нормально развивающихся сверстников 3. Дальнейшая социализация, развитие коммуникативных умений и навыков 4. Работа с участниками педагогического процесса Учитель-логопед Педагог-психолог Составление плана коррекционно-развивающей работы Коррекционно-развивающая (индивидуальная/групповая) работа с ОВЗ
Старший воспитатель Включение в план методической работы необходимых мероприятий для сотрудников (консультации, тренинги, повышение квалификации и др.) Координация работы с семьей
Воспитатели Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети, родители)
III этап – полного включения
1. Полное включение ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников 2. Социально-бытовая ориентировка 3. Преодоление проблем речевого и познавательного развития 4. Работа с участниками педагогического процесса Учитель-логопед Коррекционно-развивающая (индивидуальная/групповая) работа с детьми с ОВЗ Консультирование участников педагогического процесса
Старший воспитатель Включение в план методической работы необходимых мероприятий для сотрудников (консультации, тренинги, повышение квалификации и др.) Координация работы с семьей
Воспитатели Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети, родители)
IV этап – подготовки к школьному обучению
1. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению 2. Определение дальнейшего образовательного маршрута Заведующая, старший воспитатель Организационное взаимодействие с образовательными учреждениями по организации преемственности.
Другие специалисты и педагоги Коррекционно-развивающая работа в соответствии с индивидуальной программой

 

Специфика реализации содержания образовательной программы с детьми ОВЗ

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие

* Для детей с нарушениями речи (фонетико-фонематическим недоразвитием).

Учитывая особенности речевого развития детей, обучение родному языку и руководство развитием речи в процессе непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках и т. д.), осуществляется следующим образом:

- закрепление достигнутых речевых умений и навыков в детских видах деятельности, представляющих синтез игры и занятия;

- развитие коммуникативной активности ребенка во взаимодействии со взрослым и

сверстниками во всех видах детской деятельности;

- привлечение внимания к названиям предметов, объектов (учитываются возрастные

возможности детей, состояние фонетической стороны речи, корригируемой логопедом);

- введение в активный словарь слов, доступных по звуко-слоговой структуре (прослеживается чёткость и правильность произношения, осуществляется активное закрепление навыков произношения).

* Для детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи) необходимо:

- использование различных речевых ситуаций при формировании у детей навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, элементов труда и др. для работы над пониманием, усвоением и одновременно прочным закреплением соответствующей предметной и глагольной лексики;

- называние необходимых предметов, использование предикативной лексики, составление правильных фраз при осуществлении всех видов детской деятельности с включением речевой ситуации (при затруднении — помочь актуализировать ранее изученную тематическую лексику);

-использование производимых ребёнком действий для употребления соответствующих глаголов, определений, предлогов; переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных текстов;

- побуждение детей пользоваться речью в процессе изготовления различных поделок, игрушек, сувениров и т. д. (называние материала, из которого изготавливается поделка, инструментов труда, рассказ о назначении изготавливаемого предмета, описание хода своей работы; дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине);

- стимулирование развития и обогащения коммуникативной функции речи в непринуждённой обстановке на заданную тему (это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения).

* Для детей с ЗПР в число приоритетных коррекционных направлений работы включаются следующие:

- развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности;

- формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов ведущих видов деятельности;

- коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- формирование коммуникативной деятельности.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

*Для детей с нарушениями речи:

- развитие фонематического анализа;

- развитие пространственно-временных представлений и оптико-пространственного гнозиса;

- развитие способности к символизации, обобщению и абстракции;

- расширение объёма произвольной вербальной памяти;

- формирование регуляторных процессов, мотивации общения.

*Для детей с ЗПР:

- расширение и систематизация представлений об окружающей действительности;

- формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и различия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы (предметом внимания ребѐнка являются различные стороны окружающей его действительности — мир природы и мир социальных отношений);

- развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счѐтных операций, умения составления и решения арифметических задач на сложение и вычитание.

 

Образовательная область «Речевое развитие»

*Для детей с нарушениями речи (фонетико-фонематическим недоразвитием):

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

- воспитание умений правильно составлять простое распространённое предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

 

*Для детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи):

I уровень развития речи:

- развитие понимания речи;

- развитие активной подражательной речевой деятельности;

II уровень развития речи:

- активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

- подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

- постановка отсутствующих звуков, их различение на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

- развитие понимания речи;

- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной фразовой речи;

III уровень развития речи:

- развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;

IV уровень развития речи:

- развитие сохранных компонентов языка ребёнка, которые послужат базой для дальнейшего совершенствования его речевого развития;

- совершенствование произносительной стороны речи;

- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;

подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

*Для детей с ЗПР:

- развитие речевого слуха; звукового анализа и синтеза; инициативной речи и мышления;

- уточнение, расширение и систематизация словарного запаса;

- ознакомление с предложением и словом в предложении;

- подготовка к обучению технике письма.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

*Для детей с нарушениями речи:

- углублённое развитие музыкально-ритмических движений, музыкального слуха и певческих навыков;

- коррекция внимания детей;

- совершенствование реакции на различные музыкальные сигналы;

- развитие умения воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность самостоятельно переключаться с одного движения на другое и т. д.;

- активизация и обогащение словаря приставочными глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными;

- формирование графомоторных навыков;

- развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги;

- развитие зрительного восприятия;

- воспитание произвольного внимания и памяти;

- тренировка движений пальцев рук и кистей (в ходе занятий и во время физкультминуток).

 

 

Образовательная область «Физическое развитие»

*Дети с нарушением речи:

- формирование полноценных двигательных навыков;

- нормализация мышечного тонуса;

- исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия;

- упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции;

- развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.09 с.)