Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы религий. Мировые религии
Существовало и существует множество различных религий, соответственно предложены различные их классификации. В частности, религии разделяют на родоплеменные, народностно-национальные и мировые. Родоплеменные складывались в условиях первобытно-общинного строя. Родоплеменные религии существуют и ныне, хотя в силу различных исторических влияний они отличаются от первобытности. В настоящее время они распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америк и выражают архаические общественные структуры. Народностно-национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни народности, а затем и нации. Их носителями являются в основном представители данного этноса, хотя и лица другой этнической принадлежности могут при соблюдении определенных условий получать санкцию этих религий, становиться их последователями. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм и др. Мировые религии — буддизм, христианство, ислам — появлялись в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй». В мировых религиях нашел отражение образ жизни населения больших регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей, и потому представители этих разнородных общностей стали носителями новых религий. Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм (от греч. — стремление к привлечению новообращенных), пропагандистская активность. Эти религии проповедуют идею равенства людей. Их проповедь носит межэтнический, космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп. В конкретных исторических условиях различные направления мировых религий приобретают этническую окраску, имеется тенденция идентификации этнической и религиозной принадлежности. Буддизм Буддизм — самая древняя мировая религия, он возник в середине I тысячелетия до н. э. в Индии в период распада родоплеменных связей и образования рабовладельческих государств. Духовно-культурной предпосылкой буддизма была древняя религия Индии — брахманизм. Основателем
буддизма считается Будда (санскр. — просветленный) Шакья-Муни («мудрец из племени шакьев»); большинство ученых-буддологов считает датами его жизни 564/563-483 гг. до н. э. В III в. до н. э. правитель крупнейшего государства Индии Ашока (ок. 268 — ок. 231/232 до н. э.) объявил себя покровителем буддийского монашества и защитником вероучения буддизма. Достигнув расцвета в Индии в конце I тысячелетия до н. э., буддизм затем утратил влияние в этой стране и получил распространение в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас в мире насчитывается около 800 миллионов буддистов. В III в. до н. э. на собрании буддийского монашества было сформулировано представление о «трех драгоценностях» буддизма: Учителе — Будде, Учении — Дхарме, Общине — Сангхе. Позже появляются канонические тексты, центральное место среди которых занимает палийский канон (на языке пали) «Типитака» или «Трипитака» («Три корзины»: Корзина устава общины-сангхи, Корзина учения, Корзина толкования учения). Считается, что учение буддизма имеет три признака: признание непостоянства и изменчивости всего сущего, несуществование вечной души человека, понимание жизни как страдания. Все сущее имеет в своей основе дхармы. Поток этих нематериальных частиц, их различные комбинации определяют бытие неживых предметов, растений, животных, человека и т. д. После распадения данного сочетания дхарм соответствующая их комбинация исчезает. Распадение дхарм человека означает его смерть, но сами дхармы не исчезают, а образуют новую комбинацию. Происходит перерождение индивида в ином облике. Этот процесс текучести и непостоянства, перехода из одного состояния в другое, перерождения называют сансарой (санскр. — странствование, круговорот), или «колесом бытия», «колесом жизни». С идеей сансары связана идея кармы (пали — действие, деяние), согласно которой перевоплощение совершается в более благоприятных или менее благоприятных формах в зависимости от совершенных поступков. Особое значение в буддизме имеет учение о «четырех благородных истинах»: 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий — желания, особенно «жажда бытия», 3) возможно освобождение от страдания, 4) существует восьмичленный путь, ведущий к освобождению от страдания: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли, правильное созерцание. Идя по этому пути, буддист может достичь состояния нирваны (санскр. — угасание): отрешения от всего земного, бесстрастия, покоя, слияния с Буддой и проч. И тогда цепь перерождений — сансара — может быть прервана.
Буддизм - политеистическая (греч. — многобожие) религия, признает существование множества богов. Культовая система буддизма связана с положениями вероучения, а также и с особенностями условий его функционирования в той или иной стране. Особое место занимают ритуалы, посвященные событиям из жизни Будды: почитание мест, где он родился, достиг просветления, где произнес первую проповедь, где умер, реликвий (например, «Зуба Будды» в храме «Зуба Будды» на Цейлоне), статуй Будды. Распространено поклонение священным растениям и животным: дереву Бодхи, под которым на Будду сошло просветление, лотосу, змее, слону, газели и проч. Существует годовой праздничный цикл, вписанный в культурно-этническую и географическую среду. В буддизме имеется ряд направлений, наиболее ранними являются хинаяна и махаяна, оформившиеся в первые века нашей эры. Хинаяна (санскр. — узкая колесница, узкий путь освобождения) обещает освобождение от страданий, от сансары только монахам, членам сангхи. Махаяна (санскр. — широкая колесница) считает, что достичь освобождения от сансары может не только монах, но и любой верующий, соблюдающий обеты духовного совершенства. Ламаизм (тибет. «лама» — высочайший) складывался в Тибете в VII—XTVbb. на основе махаяны, однако на его формирование оказали влияние и другие буддийские направления. Термин «ламаизм» — не самоназвание, в Тибете учение Будды именуют «Путь» или «Закон». В начале 60-х годов XX в. Далай-лама XIV (монг., тиб. - учитель, чьи знания бесконечны, как океан) предложил отказаться от термина «ламаизм» и говорить о тибетском, монгольском, тувинском, бурятском, калмыцком буддизме, однако в научном языке термин пока используется. Тибетско-монгольская литература представляет собой переводы «Типитаки» с пали и санскрита, а также содержит и оригинальные тексты. В культе важное место занимает хурал (монг.) — религиозная служба в ламаитском монастыре, процедуры заклинаний, особенно мистерия цам (монг.) с выступлением «актеров» — лам, с демонстрацией масок, костюмов, пантомим. Христианство Христианство получило название от имени Иисуса Христа, который вместе со своими учениками считается основателем религии. Христианское вероучение основывается на Священном Писании — Библии (Ветхий и Новый Заветы) и Священном Предании. Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи, в условиях глубокого экономического, политического, общественно-психологического кризиса, социального и этнического неравенства и гнета, первоначально — в среде угнетенных (рабов, вольноотпущенников, ремесленников, люмпенов и проч.). С этим связаны радикально-антиримские настроения и выступления против имперского владычества. Во II—III вв. в христианских общинах увеличивается число людей сенаторского и всаднического звания. Наличие в общинах знати и образованных людей обусловило тенденцию к устранению радикализма и примирению с римскими властями. По мере развития этой тенденции совершался переход римских властей от жестоких гонений на христиан к поддержке новой религии, вплоть до превращения христианства в течение IV в. в государственную религию Римской империи.
В идейном, культовом, организационном аспектах христианство родилось не на пустом месте. Римский политеизм (лат. — многобожие), еги- петский культ Осириса и Исиды, иранский митраизм, греческий культ Кибены и Аттиса и др. создавали религиозно-культурную среду, которая не могла не осмысливаться христианами. Но особую роль в становлении христианства сыграл иудаизм; оно возникло как иудео-христианская секта. На основе идейных предпосылок христианство создало новый религиозный комплекс. Этому в немалой степени способствовало влияние античной философии. Христианство отнеслось к античной философии двойственно. С одной стороны, шло отторжение античной культуры и философии, защита нового воззрения от языческой критики, с другой — освоение философского наследия античности. Христианство складывалось в условиях мировой Римской империи, охватывавшей большие территории, включавшей различные уклады, этносы, культуры. В разрабатывающихся вероучении, культе, организациях находили отражение образы жизни многих регионов, разных классов, сословий, племен, народностей. Христианская проповедь носила межэтнический и космополитический характер, была обращена к представителям различных социально-демографических групп, включала идею равенства всех людей. Вероучение, догматика, культ, организация формировались в течение ряда веков, благодаря деятельности Отцов и Учителей церкви, а также первых Вселенских соборов, в ходе острых споров и разногласий. Принципиальное значение для утверждения догматики имело принятие Никео-Константинопольского Символа веры (принят на Никейском I Вселенском соборе в 325 г. и Константинопольском II Вселенском соборе в 381 г.). К христианским догматам относятся: догматы творения, провиденциализма (лат. — провидение); триединства Бога, выступающего в трех ипостасях — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Дух Святой; боговоплоще-ния; воскресения Христа; искупления; второго пришествия Христа; бессмертия души и др. Культ образуют таинства, обряды, праздники. Таинства считаются установленными Иисусом Христом, их семь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение (соборование). В первые века христианства возникли наиболее важные общехристианские праздники: Рождество Христово, Пасха (в честь Воскресения Иисуса Христа); в дальнейшем появились и многие другие праздники. Постепенно формировались клир, монашество.
В 395 г. произошло официальное разделение империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую (Ромейскую) империю. А менее чем через 100 лет — в 476 г. — Западная Римская империя пала под натиском варваров, и в Западной Европе стали складываться отдельные государства. В Восточной части Римской (Ромейской) империи образовалась Византийская империя и просуществовала тысячу с лишним лет (от 324 г. до завоевания в 1453 г. Константинополя османами). Постепенно шло нарастание разногласий церквей Востока и Запада, что в конце концов привело к расколу христианства в 1054 г. на православие и католицизм. В XVI в. в период Реформации появляется протестантизм. Эти три направления ныне составляют основные направления христианства. Кроме того, существует группа так называемых до- или нехалкидонских церк- вей (выделившиеся до или после IV Вселенского Халкидонского собора 451 г. и не принимающие учение об Иисусе Христе в том виде, как оно сформулировано в Никео-Константинопольском Символе веры) — Армянская Апостольская Церковь, Коптская, Эфиопская, Сирийская (Яко-витская, Сиро-Яковитская), Маланкарская сирийская, Эритрейская, Ассирийская церковь Востока, Малабарская (Христиане Апостола Фомы) церкви. Христианство в настоящее время распространено в глобальном масштабе. Православие, по сравнению с другими основными направлениями христианства, в наибольшей мере сохранило традиции раннего христианства. Поэтому за православием закрепилось название «ортодоксальная церковь» (греч. — правильное учение). Основу вероучения составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых семи вселенских соборов и труды Отцов церкви II—VIII вв.). Православие признает Никео-Константинопольский Символ веры в том виде, как он был принят на Никейском и Константинопольском соборах, основные догматы, сформулированные в период раннего христианства, семь таинств, празднует общехристианские праздники и ряд отмечаемых именно в православии. Православие в настоящее время представлено рядом поместных церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Эл-ладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехии и Словакии, Американская. В юрисдикции ряда православных церквей находятся православные церкви в других странах. Общая численность православных в мире — около 230 млн человек, наибольшее число их проживает в России — по разным оценкам, 70—80 млн. Кроме стран, в которых расположены центры поместных церквей, православие представлено во многих странах Европы, Азии, Южной Америки, Африки, в Канаде, Австралии, некоторых арабских странах.
Католицизм (греч. — всеобщий, позже — вселенский) признает источниками вероучения Священное Писание (Библию), Священное Предание (в которое включаются постановления 21 собора — первых семи плюс последующих католических, а также суждения римских пап). В отличие от православия Католическая Церковь добавила ряд догматов: догмат о филиокве (лат. - и от сына; исхождение Святого Духа не только от Бога Отца но и от Сына); о чистилище (промежуточное звено между адом и раем), о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о безошибочности папы в вопросах веры и морали, когда он говорит с епископской кафедры, о телесном вознесении Девы Марии на небо. Католицизм признает семь таинств, хотя толкование и процедура их совершения иная, чем в православии. Кроме общехристианских праздников Рождества Христова и Пасхи, установлен и ряд собственно католических праздников. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), во главе которого стоит Папа Римский, считающийся преемником св. апостола Петра и наместником Иисуса Христа на земле. Установлено безбрачие духовенства (целибат), введен сан кардиналов, образующих курию. Церковь обладает многочисленными монашескими орденами, создала светские массовые организации — политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие движения, располагает широкой сетью университетов, колледжей, школ, СМИ и проч. Католицизм — самая крупная христианская конфессия, в мире насчитывается более 900 млн его последователей. Католицизм распространен во многих странах Европы, в том числе в России, в странах Латинской Америки, в США, в Канаде, ряде африканских стран, в странах Азии. Протестантизм - объединяет многочисленные самостоятельные направления. Формировался протестантизм в ходе Реформации и отверг ряд догматических, культовых и организационных принципов католицизма. Основой вероучения протестантизм признает только Священное Писание — Библию. Большинство протестантов разделяет общехристианские представления о творении, провиденциализме, о бытии Бога, о его триединстве, о Богочеловечестве Иисуса Христа, о бессмертии души и проч. Но протестантизм выдвинул и некоторые другие принципы: согласно протестантизму первородный грех не только повредил природу человека (как учат православие и католицизм), но и целиком извратил ее. Человек утратил способность совершать добро и не может спастись своими заслугами. Спасение осуществляется в результате божественного вмешательства. Важными принципами большинства протестантских конфессий являются: оправдание одной только верой, а добрые дела — плод любви к Богу; священство всех верующих. Протестантизм отвергает посты, католические и православные обряды, молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и других реликвий, церковную иерархию, монастыри и монашество. Из таинств сохранены крещение и причащение, но толкуются они символически. Культовый, обрядовый комплекс в различных направлениях отличается своей спецификой. Ныне значительное число последователей имеют англиканство, лютеранство, кальвинизм (в трех разновидностях: реформатство, пресвитерианство, конгрегационизм), баптизм, адвентизм, меннонитство, пяти-десятничество, методизм. Имеется и ряд других течений. Общее число протестантов в мире — свыше 600 млн. В Европе большое число протестантов имеется в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Швейцарии, Эстонии, Латвии, Исландии, немало протестантов и в России. Велико число протестантов в США, Канаде. Группы протестантов проживают в большинстве стран Латинской Америки. Имеются протестанты во многих странах Африки, Азии, в Австралии, Новой Зеландии. В XX в. развернулось движение за объединение различных христианских направлений и конфессий - экуменизм (греч. - обитаемый мир, Вселенная). По инициативе протестантов в 1910 г. (Эдинбург) состоялась всемирная миссионерская конференция, положившая начало Экуменическому движению. В 1948 г. был образован руководящий орган этого дви- жения — Всемирный совет церквей (ВСЦ) с резиденцией в Женеве. Членами ВСЦ являются протестантские, православные, католические, доили нехалкидонские церкви. В эту организацию входят Русская Православная Церковь и многие другие христианские объединения, действующие на территории России. Следует заметить, что в Экуменическом движении и в ВСЦ нет единства по вопросам вероисповедного, культового, организационного, социально-политического характера. Часть представителей некоторых церквей, входящих во ВСЦ, выступила с инициативой, направленной на выход из Экуменического движения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.012 с.) |