Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия: ее сущность и функции
Слово «религия» происходит от латинского «religio» — совестливое отношение к чему-либо: совестливость, добросовестность; благочестие, ре- лигиозное чувство, святость, почитание, богопочитание, культ. Римский политик и философ Цицерон (106—43 до н. э.) производил этот термин от глагола «relegere» (идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться); латинский христианский апологет Лактанций (ок. 250 — после 325) — от глагола «religare» (вязать, связывать, привязывать, сковывать). Религия — одна из сфер духовной культуры, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Она необходимо возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества и превращается в аспект их сущности и существования. Религия имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса, планеты Земля, общества, человечества, социальных групп и отдельного человека: ее появление и воспроизводство обусловлены отношениями несвободы, зависимости, господства — подчинения, иначе говоря, теми отношениями, которые недоступны управлению, целенаправленному регулированию. Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории. В первобытном обществе религия как относительно самостоятельное образование еще не выделилась. Первобытные верования и связанные с ними ритуалы — фетишизм, тотемизм, магия, анимизм и др. — образовывали в слитной мифологической системе своеобразную проторе-лигию. В дальнейшем, став относительно самостоятельной областью духовной жизни, религия все более структурировалась, в ней вычленялись элементы, складывались их связи. В существующих религиях выделяются: религиозное сознание — обыденное и концептуальное; деятельность — культовая и внекультовая; отношения - культовые и внекультовые; организации, в ряде религий принимающие форму церкви. Содержание религии как области духовной жизни задается религиозным сознанием. Главным компонентом этого сознания является религиозная вера. Она есть вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, событий, являющихся предметным содержанием религиозных образов, а также в образуемый ими особый мир; б) в возможность общения с этими существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; г) в действительное совершение определенных описанных в религиозных текстах событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого события, в причастность к ним; д) в религиозные авторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков», «харизматиков», «гуру», церковных иерархов, служителей культа и проч. Религиозная вера оживотворяет весь религиозный комплекс.
Религия выполняет ряд функций. Она формирует мировоззрение, задает Абсолюты, с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, восполняет ограниченность, зависимость, ущербность бытия человека, обеспечивает общение и тем преодолевает одиночество, утешает, облегчает страдания. Религия осуществляет управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Она мо- жет в одном отношении объединять, а в другом — разъединять индивидов, группы, институты, узаконивать некоторые общественные порядки как соответствующие «высшему принципу» или, наоборот, утверждать неправомерность каких-то из них. Являясь составной частью культуры, религия способствовала развитию определенных ее сторон — грамотности, письменности, книгопечатания, сети школ, различных видов искусства, храмостроительства и т. д. Но, с другой стороны, определенные слои культуры отторгались — многие компоненты языческой культуры, смехо-вая культура, портретная живопись в исламе, произведения, попадавшие в свое время в «Индекс запрещенных книг» католицизма, ряд научных открытий, свободомыслие и др. Позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются. В религиях переплетаются компоненты общечеловеческие, классовые, этнические, глобальные и локальные: в конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях; история показывает, что в религиозных организациях обнаруживались разные позиции — прогрессивная, консервативная, регрессивная.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.224 (0.005 с.) |