В которой откровенно измываются над грубыми ошибками, содержащимися в части 1 «твердь земная, волны и небеса» главы 8 «на окраине войны» из книги А. А. Бушкова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В которой откровенно измываются над грубыми ошибками, содержащимися в части 1 «твердь земная, волны и небеса» главы 8 «на окраине войны» из книги А. А. Бушкова.



 

«За всю войну у южан использовалось примерно шестьдесят пулеметов системы Аджера, а у северян примерно столько же картечниц Гатлинга, как их тогда именовали».

Видимо, у А.А. Бушкова имеются веские основания не доверять книге Роджера Форда «Адский косильщик. Пулемет на полях сражений XX века» (М., Эксмо, 2006). Потому что английский автор совершенно определенно пишет в своей книге следующее: «Потомакская армия численностью в 41 тысячу человек, собранная под командованием генерала Макклеллана для так называемой кампании на полуострове, включала и батарею пулеметов «Аджер» (иногда их называют «Алджер»), тогда как 35-тысячная армия конфедератов, возглавляемая генералом Джонстоном, имела небольшое подразделение, оснащенное орудиями Уильямса».

Далее: «В распоряжении обеих сторон в ходе американской Гражданской войны имелось, по видимому, около дюжины различных конструкций пулеметов с ручной рукояткой затвора, хотя ни одна из них не была ни эффективной, ни впечатляющей. Наибольшую известность тогда приобрел пулемет Аджера, который в обиходе называли «кофемолкой» и «союзным орудием», а поставлявший его торговец Дж.Д. Миллс именовал «армией на шести квадратных футах».

И еще: «Юнионистская армия закупила в целом чуть больше шестидесяти пулеметов Аджера, а это была наиболее удачная из всех ранних моделей».

В данном случае мы не беремся прокомментировать причину очередной дезинформации от автора «Неизвестной войны». Вероятнее всего, в отличие от многих предыдущих (и последующих) примеров, глупость с пулеметами - просто неряшливость А.А. Бушкова, не удосужившегося проверить соответствие собственного текста источнику.

На вооружении южан состоял, главным образом, прототип пулемета модели Уильямса (Williams' rapid fire gun), изобретение кентуккийского инженера Р.С. Уильямса. Оружие хорошо зарекомендовало себя на испытаниях, военное министерство Конфедерации заказало Уильямсу 20 штук, но достоверные сведения о том, сколько единиц поступило в армию, отсутствуют - вместе с компиляциями различных конструкторов, возможно, до 39 экземпляров.

Сведения о применении пулемета Уильямса на поле боя довольно скудные.

Есть упоминания об использовании пулеметов Уильямса при обороне Йорктауна в апреле 1862 г. Подробности неясны.

Самый известный случай использования пулеметов 3 мая 1862 г. при Севен-Пайнз - Семи соснах (или Фейр-Оукс). 6 прототипов Уильямса состояли на вооружении специального подразделения, приданного бригаде Дж.Э. Пиккета. Использовались на левом фланге южан при отражении атаки федералов. По отзывам очевидцев, вполне успешно. Несмотря на данный факт, потери южан при Семи соснах были больше, чем потери северян.

10 октября 1863 г. при Блю-Спрингс, Теннеси, пулеметы Уильямса вновь отметили своим присутствием поле боя. Сохранились воспоминания капитана Теодора Ф. Аллена из 7-го кавалерийского полка штата Огайо о «новом смертельном оружии мятежников».

В бою при Денвилле, Вирджиния, 1865 г., образец пулемета захвачен северянами. Данный экземпляр помещен в музей Уэст-Пойнта.

Что же касается модели Ричарда Джордана Гатлинга, то хотя первоначально к ней был проявлен значительный интерес - первый официальный заказ был сделан генералом Бен-джаменом Ф. Батлером, и 12 орудий и 12 000 патронов обошлись ему в 12 000 долларов, - этот интерес довольно быстро сошел на нет. Купленные Батлером образцы в июне 1864 г. использовались при осаде Питерсберга в штате Виргиния, документировано еще несколько случаев использования пулеметов в ходе Гражданской войны в США, но, в целом, никакого влияния на ход боевых действий они не оказали, оставив о себе след куда меньший, чем, например, реактивные самолеты в истории Второй мировой войны…

 

«Самую, наверное, крупную диверсию за времена Гражданской совершили два южанина, военнослужащие Максвелл и Диллард. Во время осады Питтсбурга северянами федералы устроили главный склад боеприпасов в местечке под названием Сити-Пойнт, на реке Джеймс. Когда оба диверсанта (в цивильном, понятно) появились на территории порохового склада, делая вид, что просто прогуливаются, часовые не обратили на них внимания. Не самое умное поведение - особенно если учитывать, что «праздный гуляка» Максвелл нес с собой ящик, в котором была бомба его собственного изобретения, названная им «часовой миной»: пятнадцать фунтов пороха, детонатор и часовой механизм… …Южане подошли к разгружавшейся барже, подозвали одного из грузчиков и преспокойно сообщили, что капитан велел принять эту штуку на борт. Грузчик «штуку» отнес в трюм. Оба диверсанта не спеша удалились и беспрепятственно покинули территорию склада… …Около полудня, через два часа после ухода диверсантов, «штука» сработала. Пятнадцать фунтов пороха добросовестно ахнули, сдетонировали патроны и снаряды на барже, а чуть погодя - складированные на пристани запасы пороха… От баржи не осталось и щепочки. В небо поднялось черное грибовидное облако, видимое за несколько километров. Взрывная волна снесла несколько зданий, сорвала с якорей корабли на реке. В воздухе, тяжело кружась, летели орудия и лошади… …Погибло 58 человек и 126 были ранены. Боеприпасов и разного военного снаряжения было уничтожено на четыре миллиона долларов. Самое интересное, что следственная комиссия федералов так и осталась в убеждении, что взрыв произошел в результате какого-то несчастного случая. Только после войны стала известна правда - и имена диверсантов… (76)».

Наврано, в основном, по мелочам - но сколько интересных деталей упущено…

Сити-Пойнт в штате Вирджиния - небольшой поселок на слиянии рек Джеймс и Аппоматокс, в десяти милях к северо-западу от Питерсберга. Во время его осады Сити-Пойнт стал местом дислокации штаба генерала Гранта и основной базой военных поставок. О масштабах поставок можно судить по тому факту, что одного только фуража Потомакская армия потребляла по 600 тонн ежедневно. Грузы доставлялись в Сити-Пойнт по воде, разгружались, складировались, а затем перегружались в вагоны для доставки к фронту по железной дороге. 24 локомотива ежедневно доставляли на передовую по 1 400 тонн военных грузов. Военные склады Сити-Пойнт хранили 30-дневный запас фуража и 20-дневный запас продовольствия для солдат. Со стороны реки причалы поселка защищали броненосцы, и солдаты, размещенные при складах, страдали, по воспоминаниям современников, лишь «от скуки, вшей и странных негритянских песнопений».

Было бы удивительно, если бы военные склады не привлекли к себе внимание южных диверсантов. Штатный агент южной секретной службы Фрэнк Максвелл и его помощник, местный уроженец Р.Р. Диллард, прибыли в Сити-Пойнт из Норфолка ранним утром во вторник, 9 августа 1864 г. Лето было очень сухим и жарким; сохранились свидетельства того, что в 6 часов 30 минут утра 9 августа температура воздуха достигала 98 градусов по Фарангейту (примерно 36 градусов по Цельсию). Возможно, именно потому, что часовые федералов в такую погоду предпочитали держаться в тени, агенту южан практически беспрепятственно проникли на территорию Сити-Пойнт.

Отослав Дилларда в укрытие, Максвелл активизировал бомбу, содержащую от 12 до 15 фунтов взрывчатки, и, сославшись на приказ капитана, передал ящик с адской машиной на борт баржи J.E. Kendrick.

Грохот взрыва слышали солдаты в траншеях под Питерсбергом. Адская машина Максвелла детонировала примерно 30 000 артиллерийских снарядов и не менее 75 000 ружейных боеприпасов.

Грант, рано утром вернувшийся из поездки и работавший на воздухе, оказался в зоне поражения осколками и обломками, но, по счастью (спорно J), не пострадал. Помощник Гранта, Хорас Портер, отметил величайшее хладнокровие главнокомандующего.

Сумма убытков в 4 000 000 долларов и данные о 56 убитых позаимствованы из отчета Максвелла об операции и потому более чем приблизительны. Реальная сумма потерь составила около 2 000 000 долларов. Официальное число погибших составило 43 человека, хотя, вне всякого сомнения, погибших было больше (некоторые историки оценивают число убитых в 300 человек). Не менее 126 человек было ранено.

Следственная комиссия действительно не заподозрила саботажа. Каноническая версия говорит о том, что о диверсии Максвелл поведал одному из помощников Гранта, Орвиллу Бэбкоку, в 1868 г.

А вот если бы А.А. Бушков желал удивить читателя, ему стоило рассказать бы о совершенно ином взрыве.

Грузопассажирский колесный пароход Sultana (в отечественной литературе - «Султанша»), построенный в 1863 г., водоизмещением 1 719 тонн, вышел из Нового Орлеана 21 апреля 1865 г. под командованием капитана Дж.Ч. Мейсона, имея на борту порядка 2 300 пассажиров (главным образом - бывших заключенных из военных тюрем КША Андерсонвилль и Кахаба). Котлы судна были в плачевном состоянии, а количество пассажиров на борту более чем в 4 раза превышала обычную норму в 376 человек. В 2 часа ночи 27 апреля 1865 г., то есть уже после окончания войны, на Миссисипи, на расстоянии от 7 до 9 миль севернее Мемфиса, судно взорвалось и затонуло. Поскольку не существовало полного списка пассажиров, количество погибших точно не установлено: официальные данные говорят о 1 547 погибших, хотя число в 1 700-1 800 человек кажется более близким к истине.

Для сравнения - катастрофа «Титаника» унесла жизни 1 509 человек…

Все вышеприведенные данные хорошо известны отечественному читателю. А вот саботаж как причина катастрофы - факт малоизвестный.

Официально причиной взрыва «Султанши» были признаны изношенность котлов и перегруз судна.

В 1867 г. в Новом Орлеане умер от желтой лихорадке некто Роберт Лоуден, малозаметный курьер и разведчик южан, действовавший на Западном ТВД. На смертном одре он признался своему другу Уильяму Стретору, что именно он взорвал «Султаншу» посредством так называемой «угольной бомбы» - изобретения Томаса Эджуорта Кортни, уроженца Ирландии, с 1842 г. живущего в США, которого Лоуден знал лично и который был причастен к нескольким диверсионным актам против судов Союза.

В 1888 г. Стертор предал огласке предсмертное признание Лоудена. Среди историков отношение к «версии Лоудена» весьма неоднозначное, но сбрасывать его со счетов в чистую не стоит - за это говорит, в частности, характер взрыва на «Султанше», похожий на результат взрыва «угольной бомбы»…

Жертвам катастрофы установлено множество монументов на территории США. Выжившие в катастрофе ветераны ежегодно собирались в день 27 апреля вплоть до 1928 г., когда в последний раз повстречались четверо пассажиров «Султанши».

 

«Грант попытался было тоже добиться победы при помощи пороха. Саперы северян вырыли туннель под позициями конфедератов и заложили в него 320 бочонков пороха - четыре тонны. Взрыв был таким, что, по выражению одного из уцелевших южан, «ад рухнул». Погибло триста солдат Конфедерации - однако, когда северяне кинулись в атаку прямо через гигантскую воронку от взрыва (восемнадцать метров в диаметре и девять в глубину), непродуманное решение Гранта обернулось очередным поражением: солдаты застряли в гигантской яме, южане там их и накрыли пушечным огнем, а потом перешли в контратаку, заставив Гранта отступить. Потери южан были вдвое меньше…»

Ну, там, где дело доходит до математики, у автора «Неизвестной войны» вечные проблемы, даже если речь идет о датировках. Напомню - сражение у Воронки состоялось 30 июля 1864 г., а диверсия в Сити-Пойнт - 9 августа 1864 г. Так что, как видите, «временные настройки» опять сбиты, ибо по версии А.А. Бушкова взрыв фугаса под Питерсбергом был не более чем ответом на акцию Максвелла.

Все прочие реальные события также вывернуты А.А. Бушковым наизнанку. Потому что операция по закладке мины, ставшая предпосылкой для сражения у Воронки (The Battle of the Crater), была блестящей и по замыслу, дала некоторый сбой на стадии исполнения, - и превратилась в катастрофу вследствие отвратительно организованной последующей атаки. Но даже с учетом вышеизложенного персональная ответственность за ее провал на Гранта возложена быть не может.

Идея о взрыве участка вражеской обороны возникла не вдруг. В позиционных боях под Питерсбергом генерал Роберт Эдвард Ли проявил все свои таланты военного инженера, и потому лобовые атаки на позиции южан, подобные битве при Колд-Харборе, где за 20 минут полегло 7000 человек, множили потери федеральных войск в масштабах, рядом с которыми бледнели гекатомбы Геттисберга.

Автором идеи был подполковник Генри Плезантс, командир 48-го пехотного полка штата Пенсильвания, в мирной жизни - горный инженер. Получив одобрение командира 9 корпуса Эмброуза Э. Бернсайда, стремившегося хоть как-то реабилитироваться от нелестной славы Фредериксберга, Плезантс приступил к работе.

Высшие офицеры армии, включая Гранта и Мида, довольно скоро охладели к идее, и Плезантс организовывал работы фактически без всякой поддержки, действуя более за счет смекалки и изобретательности. Работы заняли чуть более месяца (с 25 июня по 30 июля 1864 г.), и результатом их стал туннель общей протяженностью 587 футов (179 метров). Точка закладки мины находилась на глубине 6,1 метра под позициями южан. По ходу исполнения работ Плезантс и его помощники изобрели способ вакуумной вентиляции шахты. Работы проводились настолько скрытно, что южане не смогли определить место подкопа, хотя знали о его строительстве из северных газет (!!!). Тем не менее, бригадный генерал Джон Пеграм по своему усмотрению предпринял некоторые меры предосторожности, выстроив дополнительную линию обороны в месте предполагаемого прорыва северян.

28 июля 1864 г. была произведена закладка бомбы. Относительно ее мощности в литературе творится сущая путаница, и даже С.Н. Бурин в книге «На полях Гражданской войны в США» сделал ошибку, указав, что общий вес фугаса составил 8 тонн. На самом деле 320 бочек пороха весили 8 000 фунтов, то есть 3 632 тонны.

Взрыв и последующая атака были назначены на 3 часа 30 минут субботнего утра 30 июля. И именно с этой минуты план начал давать обидные (ну, это кому как J) сбои.

В начале операции предполагалось кинуть в прорыв «цветную» дивизию бригадного генерала Эдварда Ферреро (итальянец, родившийся в Испании и в возрасте одного года переехавший с родителями в США, известный до войны преподаватель танцев, личный друг Джузеппе Гарибальди), бойцы которой были тщательно проинструктированы о порядке проведения атаки и, мало того, репетировали атаку на местности в течение месяца не менее 2-3 часов в день.

Однако в план наступления, вполне детально разработанный Бернсайдом, неожиданно внесла коррективы политика, причем сделала это причудливым образом.

Командующий Потомакской армией генерал-майор Джордж Гордон Мид не верил в возможность успешного осуществления операции. И именно он высказал недовольство на тот счет, что цветные части, брошенные в прорыв, понесут основную массу потерь, а жертвы среди чернокожих, в свою очередь, создадут политические осложнения для республиканцев в канун президентских выборов.

В большинстве источников, включая книгу С.Н. Бурина, данное событие излагается с акцентом на том факте, что цветные части кинули на убой сознательно. Как видите, в реальности дело обстояло иначе: командование Потомакской армией склонно было беречь негров, хотя и по соображениям, ни коим образом не связанным с проявлением абстрактного гуманизма. Или просто гуманизма.

Главнокомандующий Грант поддержал Мида. Бернсайд вынужден был в последний момент поменять планы наступления, однако сделал он это способом, далеким от того, чтобы называться разумным – жребием (!!!). Короткую соломинку вытянул командир 1-й дивизии корпуса Джеймс Хьюитт Ледли.

Разумеется, времени на подготовку частей, их тренировку и просто подробный инструктаж уже не было. Ко времени взрыва 1-я дивизия вышла на исходные позиции, и в этот момент сбой дала техника: погас запал фугаса. Два добровольца из солдат 48-го пехотного полка штата Пенсильвания, лейтенант Джекоб Даути и сержант Харри Риз, вошли в штольню и сменили запал. Взрыв произошел более чем с часовой задержкой, в 4 часа 44 минуты утра 30 июля.

Точное число южан, погибших от взрыва, не известно - от 250 до 350 человек (наиболее достоверное число погибших непосредственно во время взрыва - 278 человек, а А.А. Бушков вывел, так сказать, среднее арифметическое число потерь). Размеры воронки составили 170 футов (52 метра) в длину, до 80 футов (24 метра) в ширину и 30 футов (9,1 метра) в глубину. Ошибка автора «Неизвестной войны» состоит в том, что он принял на веру ошибочные данные, которые приводит Джек Келли в своей книге «Порох. От алхимии до артиллерии» (Gunpowder: Alchemy, Bombards, & Pyrotechnics: The History of the Explosive that Changed the World, 2004, в списке использованной автором литературы - № 76), глава «Устрашающее величие». Причину ошибки Келли мы не знаем - дежурно предполагаем изъян перевода. Однако списывать данную ошибку А.А. Бушкову оснований не видим хотя бы потому, что воронка размером в 18 метров ну никак не может претендовать на звание «гигантской», и уж тем более такой, в которой могло бы увязнуть целое воинское подразделение.

Следы от воронки сохранились по сей день. Кинематограф отразил данное событие в фильме «Холодная гора» (Cold Mountain, 2003) режиссера Эдварда Мингеллы.

Дальнейшие события более чем какая-либо иная битва Гражданской войны в США попадают под определение «бойня». Брошенная в прорыв дивизия Ледли потратила много времени на развертывание, увязла в воронке, не смогла обойти ее по периметру и развить наступление и стала легкой добычей для южан, которые хотя и были деморализованы взрывом, но довольно быстро смогли организовать эффективную оборону, чему немало способствовали меры, предпринятые заранее Джоном Пеграмом, а также уверенные действия конфедеративных генералов Уильяма Махо у на и Бушрода Джонсона. О соотношении потерь говорит хотя бы тот факт, что рядовой 41-го пехотного полка штата Вирджиния Питер Гиббс убил во время битвы 14 северян (о чем пишет в своих мемуарах подполковник Уильям Х. Стюарт из 61-го пехотного полка штата Вирджиния). Страшный урон атакующим нанес огонь южной артиллерии. Бернсайд, вместо того, чтобы выводить дивизию Ледли из-под огня, кинул на помощь ей цветную дивизию Ферреро, многократно умножив тем самым потери. К 13 часам дня сражение закончилось полным поражением северян. Что выглядело тем более обидным, что к моменту начала атаки воронку защищали не более 800 конфедератов против не менее чем 4 000 федералов.

Потери северян составили 504 человека убитыми, 1 881 - раненными, 1 413 - пленными и пропавшими без вести. У южан - 361 человек убито, 727 ранено, 403 пленено и пропало без вести. Как видите, если взять за основу число потерь при взрыве 278 человек, в после­дующей битве из числа южан было убито едва ли сто человек.

Поиски виновных начались незамедлительно. Дж.Х. Ледли попал под трибунал и был уволен из армии 23 января 1865 г., поскольку было установлено, что он вообще не участвовал в атаке и, к тому же, был в этот момент пьян. Эдвард Ферреро, которого многие считают основным виновником провала всей операции, виновен был лишь в том, что, придя на помощь Ледли, действовал недостаточно решительно. Вопреки часто повторяемому мнению, Ферреро никто не уволил из армии - ему и еще одному дивизионному командиру Орландо Б. Уилкоксу трибунал объявил порицание за плохое управление вверенными подразделениями, но, в целом, Ферреро остался в истории Гражданской войны в США храбрым командиром, блеснувший отвагой при Антьетаме.

 

«Новоорлеанские инженеры, не мудрствуя лукаво, просто-напросто взяли цилиндрический паровой котел, разрезали пополам, приделали перемычки - так что получился не круглый, а овальный корпус длиной в десять с лишним метров, шириной - метр с лишним, высотой - почти два метра».

Данный отрывок, касающийся линейных размеров подводной лодки южан «H.L. Hunley» подтверждает сформировавшуюся тенденцию: когда дело доходит до цифр, автор «Неизвестной войны» стабильно начинает нести околесицу.

Подлинные размеры «H.L. Hunley» таковы: длина - 39,6 фута (12,04 метров), ширина - 3,83 фута (1,17 метра), высота - 4,3 (1,28 метра). И чего? помешало А.А. Бушкову быть точным?..

«Осенью 1863 г. «Давид» пошел в атаку на северный броненосец «Айронсайд».

5 октября 1863 г. подводная лодка южан «Давид» атаковала, если быть точным, броненосец «Нью-Айронсайдс» (New Ironsides), вступившим в строй 21 августа 1862 г.

Далее автор «Неизвестной войны» цитирует подробности атаки по книге Ди Меркурио «Подводные лодки» (М.: АСТ, 2007, № 49 в перечне использованной литературы), не ставя, разумеется, в известность читателя, что автором приведенной цитаты был помощник инженера Дж.Х. Томб. И все бы было ничего, если бы не комментарии А.А. Бушкова. Который дополняет рассказ очевидца такими душераздирающими подробностями, как стрельба по морякам-южанам в то время, как они взывали о помощи. При том, что ничего подобного участники событий нам не говорят.

«Взорвавшаяся мина никакого вреда судну не причинила. Единственной жертвой у северян стал командир броненосца, коего упомянутый лейтенант Глассел уложил из «двуствольного орудия» (наверняка очень малого калибра)».

Ошибки везде. New Ironsides хотя и не был затоплен, но получил сильные повреждения и встал на ремонт до мая 1864 г. Лейтенант Уильям Т. Глассел застрелил капитана корабля северян Ч.У. Ховарда не из мифического «двуствольного орудия очень малого калибра», а из двуствольного дробовика. Сам Глассел и матрос Джеймс Салливен попали в плен, рулевой Кеннон Уокер и помощник инженера Дж.Х. Томб увели «Давида» обратно в порт Чарлстона. У северян помимо Ховарда пострадало еще два человека - матросу Уильяму Л. Ноксу сломало ноги, а оружейный мастер Томас Литтл получил контузию.

Вслушайтесь в чудную музыку этих слов: «Давид» еще дважды в течение войны атаковал корабли северян, но, судя по отсутствию хоть каких-то сведений, закончилось это пшиком».

Каких сведений? Что закончилось? Чего вообще сказать-то хотели, Александр Александрович?..

Осенью 1863 г. «Давид», предположительно, еще трижды пытался атаковать суда северян, блокировавшие Чарлстон. Именно поэтому предосторожности федеральных моряков, о которых автор «Неизвестной войны» пишет с явной ноткой презрения, вовсе не были проявлением паники и малодушия.

6 марта 1864 г. «Давид» предпринял неудачную атаку на винтовой пароход «Мемфис» (Memphis), 18 апреля того же года - еще одну неудачную атаку на винтовой фрегат «Уобаш» (Wabash). Дальнейшая судьба «Давида» недостоверна - возможно, он был захвачен северянами в феврале 1865 г. в числе нескольких аналогичных конструкций, созданных южанами.

В финале разговора о подводном флоте времен Гражданской войны в США следует отметить, что книге не повезло не только с автором, но и с редакторами. Которые, наравне с А.А. Бушковым, ответственны за следующую цитату: «Если подбить итог, он окажется неутешительным: за всю войну северные подводники потопили один-единственный корабль (правда, немаленький, если его экипаж состоял из ста пятидесяти человек) и уничтожили 6 моряков противника - при том, что сами во время аварий потеряли около сорока». Какие же «северные подводники», если речь шла о боевых операциях южан?

«В те времена, по компетентному замечанию военного историка Кирилла Маля»…

Мы, ей богу, всей душой за Кирилла Маля и за его книгу «Гражданская война в США 1861-1865». Однако справедливости ради заметим, что Кирилл Маркович Маль, младший научный сотрудник отдела военной истории Института истории НАН Беларуси, известный на форумах как O’Donnell, более энтузиаст, и его единственная пока книга - компиляция не самых свежих американских авторов. А потому - еще раз подчеркиваем, со всем уважением! - ссылаться на К.М. Маля как на истину в последней инстанции вряд ли возможно.

Но что в данном отрывке нас потрясло - так это то, что компетентность Кирилла Марковича проверяет А.А. Бушков, который не знает правильного наименования должности Роберта Э. Ли…

«В 1863 г. на одном из таких северных аэростатов поднялся в воздух молодой лейтенант прусской армии, военный наблюдатель при федеральной армии. Молодой граф, еще никак себя не проявивший, звался Фердинанд фон Цеппелин».

Молодого человека звали Фердинанд Адольф Хейнрих Август фон Цеппелин, и он был не прусским офицером, а лейтенантом армии королевства Вюртемберг.

Выходец из богатой и аристократической семьи, фон Цеппелин получил домашнее образование, в 1853 г. поступил в политехническую академию в Штутгарте, а в 1855 г. стал кадетом военной школы в Людвигсбурге. В 1858 г. был произведен в лейтенанты и поступил на военную службу в армию Вюртемберга. В том же годе ему был предоставлен отпуск для изучения гражданских наук (инженерное дело, химия и прочее) в университете Тюбингена. В 1859 г., когда началась австро-сардинская война, фон Цеппелин был мобилизован на службу в Igenieurkorps (Прусский инженерный корпус) в Ульме. Война продлилась чуть более 2 месяцев, и фон Цеппелин продолжил обучение. В 1863 г. он вновь берет отпуск, чтобы в качестве частного наблюдателя принять участие в Гражданской войне в США. Пропуск в действующую армию, подписанный лично президентом, выхлопотал для него лично Карл Шурц, в недалеком прошлом - посол США в Испании, затем - генерал, командир корпуса. В зоне боевых действий приобщиться к аэронавтике фон Цеппелину не позволили. Тогда он в компании с двумя русскими и двумя индусами отправился в низовья Миссисипи. Его первый воздухоплавательный опыт под руководством немецкого инженера Джона Штайнера состоялся вдалеке от войны, в городе Сент-Пол, штат Миннесота.

Во время австро-прусской войны 1866 г. фон Цеппелин воевал против Пруссии. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. - наоборот, за.

А вот что за русские сопровождали фон Цеппелина в путешествии к истокам Миссисипи, мы пока не узнали. Правда, есть фотография экспедиции. Фон Цеппелин на ней - крайний справа.

 

«А разговор теперь пойдет о еще одной интересной, но забытой странице Гражданской - действиях в мировом океане южных крейсеров, причинивших Северу гигантский ущерб».

Откровенно говоря, мы даже не знаем что сказать про такое откровение… Разве что «ах-хренеть»…

Не тратя времени попусту, поясняем - мало какое из событий Гражданской войны известно отечественному читателю так хорошо, как крейсерство «Алабамы». О нем упоминается практически в каждой книге, посвященной войне между штатами, о нем пишет Маргарет Митчелл, о нем есть большая статья в книге Ю.Ф. Каторина «Парадоксы военной истории», изданной в 2003 г., о нем имеются статьи во всех известных нам энциклопедических справочниках. А первая книга про рейдеры Конфедерации издана на русском языке, насколько нам известно, в Санкт-Петербурге еще в 1878 г. (аноним, «Крейсерство «Самтера» и «Алабамы»).

Кстати, именно с книги Ю.Ф. Каторина автор «Неизвестной войны» и скатал содержание части 2 главы 8, причем цитаты не закавычил и на автора не сослался…

 

Глава 20

Из которой следует, что название части 2 «И призрак легендарного корвета качается в созвездии весов» главы 8 «На окраине войны» из книги А.А. Бушкова гораздо изобретательнее ее содержания, содранного без всякого стеснения из книги Ю. Каторина «Парадоксы военной истории», да и то с ошибками.

«При слове «крейсер» вовсе не следует представлять себе могучие бронированные чудовища. Крейсер берет свое начало от термина «крейсировать». Как гласит Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (199), «Крейсерство - разъезды военных кораблей по морю с целью захвата неприятельских торговых судов».

Хотите знать, как выглядит статья из энциклопедии Брокгауза и Ефрона в оригинале?

«Крейсерство - разъезды военных кораблей по морю с целью захвата неприятельских торговых судов. Крейсерство получило развитие со времени парижской морской декларации 1856 г., которая, уничтожив каперство, т.е. захват неприятельских торговых судов частными же судами, сохранило право захвата за военными кораблями. По мнению некоторых писателей, крейсерство предоставляет государствам с малым военным флотом возможность нападать на торговлю противника и наносить ей громадные убытки, отчасти, таким образом, восстановляя равновесие между морскими державами сильными и слабыми, уничтоженное отменой каперства. Для Крейсерства предназначаются специально приспособленные суда (см. Корабль). Крейсеры содержатся государством в мирное время, входя в состав его военного флота, а также образуются при мобилизации из частных судов (у нас, напр. - добровольного флота). Существенное отличие крейсера от капера (см.) заключается в том, что первый имеет военную организацию, т. е. зачислен в военный флот и снабжен экипажем, состоящим (всецело или частью) из офицеров и матросов военного флота. Захваченные крейсером суда признаются его добычей (см. Призовое судопроизводство). Крейсерам выдаются призовые деньги даже за истребленные, потопленные и сожженные суда, тогда как каперу истребление судов прямо запрещалось. Во всяком случае крейсеры, чтобы избегнуть обвинения в скрытом каперстве, должны преследовать военные цели, т.е. участвовать в военных операциях, а не только гоняться за торговыми судами. О так называемой крейсерской войне ср. Р. H. Colomb, «Naval warfare» (Л., 1891); H. Mont é chant, «Les guerres navales de demain» (П., 1892); Batsch, «Nautische R ü ckblicke» (Б., 1892); H. Mont échant, «Essai de straté gie navale» (П., 1893); Salv. Raineri, «Gli incro­ciatori mercantili» (Typ., 1893). В мирное время крейсеры военного флота отряжаются в отдаленные моря для охранения государственных интересов (у нас, напр., котикового промысла). Для надзора за неводворением судами контрабанды в Балтийском море и его заливах существует у нас особая балтийская таможенная крейсерская флотилия; суда ее составляют часть военного флота, но в мирное время состоят в исключительном распоряжении деп-та таможенных сборов».

С учетом прочитанного выше, следующий пассаж из «Неизвестной войны» выглядит чрезвычайно непоследовательным.

«Военные корабли южан, вышедшие в океан, были классическими каперами. Капер, напоминаю, это судно (как правило не военное, а вооруженное торговое), получившее от своего правительства официальный документ с поручением захватывать торговые суда противника (а при удаче, понятно, и драться с его военными кораблями, если есть надежды на победу). Другое дело, что северяне Конфедерацию не признавали в качестве независимого государства и называли каперов Юга «пиратами» - но это уже зависит от точки зрения… …Особую пикантность ситуации придавало то, что не кто иной, как Соединенные Штаты, отказались в 1856 г. присоединиться к Парижской морской декларации, которая оставила право захвата неприятельских торговых судов только за сугубо военными кораблями, покончив тем самым с каперством. Вот и выходит, что южане действовали в нарушение Парижской декларации - но охотились-то они исключительно на американские корабли, а США Парижскую декларацию не подписали и законных оснований преследовать каперство не имели… О чем в Вашингтоне, надо полагать, теперь горько сожалели».

Ну да и ладно, что А.А. Бушков так и не определился по вопросу о том, кем же была «Алабама» - капером или крейсером. Есть и прочие поводы для веселья.

Какая уж тут точка зрения северян - разве кто-то признавал Конфедерацию независимым государством?

Максимум, на который пошло правительство Великобритании, это заявление о нейтралитете от 13 мая 1861 г. Впрочем, даже за этот свой шаг Англия впоследствии поплатилась деньгами и престижем: 15 сентября 1872 г. Международный третейский суд признал за Альбионом вину в нарушении заявленного нейтралитета в связи с действиями каперского флота южан.

Версия А.А. Бушкова относительно отношения США к Парижской морской декларации тем более постыдна, что данным событиям посвящена целая глава в монографии М.М. Малкина «Гражданская война в США и царская Россия» (М-Л., ОГИЗ, 1939), но, как уже сказано было много выше, автор «Неизвестной войны» пребывает в счастливом неведении по поводу существования данной книги.

То есть в реальности дело обстояло так.

Администрация Бьюкенена в 1857 г. выразила согласие принять Парижскую декларацию при том условии, что будет гарантирована одинаковая неприкосновенность нейтрального и неприятельского имущества, за исключением военной контрабанды (т.н. поправка Мерси).

Многие передергивания автора «Неизвестной войны» мы просто не понимаем - А.А. Бушков ведет себя как базарный продавец, который принципиально недосчитывает покупател ю хотя бы по нескольку копеек сдачи.

Нет, в самом деле - вот он, капитан корвета «Алабама» Рафаэл Симмс. А.А. Бушков пишет, что Симмс поступил на военно-морскую службу 15 лет от роду, на самом же деле - в 17 лет.

Далее А.А. Бушков пишет: «Когда Юг провозгласил Декларацию независимости, Семмс (как и триста с лишним морских офицеров-южан) написал прошение об отставке и отправился на службу Конфедерации».

Александр Александрович, Юг не провозглашал Декларации независимости - это сделал Второй Континентальный конгресс 4 июля 1776 г. в Филадельфии, штат Пенсильвания. Каждый штат, образовавший Конфедерацию, самостоятельно принимал решение о сецессии, а днем образования Конфедеративных Шатов как государства следует считать день принятия Конституции КША - 11 марта 1861 г. («Мы, народ Конфедеративных Штатов, каждый из которых действует суверенно и независимо, с целью создать постоянное федеральное правительство, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, призывая милость и покровительство Всемогущего Бога провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Конфедеративных Штатов Америки»).

Число «триста с лишним» взято автором «Неизвестной войны» натурально с потолка. В промежуток между 12 апреля 1861 г. и январем 1862 г. в ВМФ КША поступили 32 капитана, 54 коммодоров, 76 лейтенантов, а также около 2000 нижних чинов и гардемаринов, ранее служившие в федеральных ВМФ.

 

В списке использованной литературы имеется замечательная книга Ю. Каторина «Парадоксы военной истории», которая послужила основой для главы о действиях крейсерского флота южан и, в частности, корвета «Алабама». Казалось бы, пользуясь столь основательным источником, где можно ошибиться? А.А. Бушков и здесь проявил инициативу, достойную лучшего применения.

Как известно, крейсер южан «Алабама» был потоплен в бою 19 июня 1864 г. недалеко от Шербура. Противником «Алабамы» был шлюп Kearsarge, который А.А. Бушков отчего-то именует «Корсаром». Никаких, даже случайных, совпадений нет и быть не может, поскольку достоверно известно, что свое название северное судно получило по имени графства Кирсардж в Нью-Гэмпшире.

Кстати, капитан «Кирсарджа», Джон Анкрум Уинслоу, не просто был знакомым Симмса - во время американо-мексиканской войны будущие противники жили в одной каюте…

 

«Второй знаменитый крейсер южан, «Флорида», действовавший главным образом в Вест-Индии и у бразильского побережья, за два с лишним года захватил 38 северных судов общей стоимостью более двух миллионов долларов. Северяне в конце концов захватили его, но совершенно пиратским образом. «Флорида» зашла для ремонта в бразильский порт Байя, и командир Моррис с половиной команды сошел на берег. Ночью в бразильские территориальные воды как ни в чем не бывало вошел федеральный военный корабль «Уошетт», ворвался в порт, захватил «Флориду» и на буксире увел ее в нейтральные воды… …С точки зрения международных морских конвенций это было чистейшей воды пиратство. Бразилия выразила решительный протест, и северного капитана Коллинза собирались было отдать под военный трибунал, но на его защиту выступило пресловутое «общественное мнение», заявив, что Коллинз - «национальный герой» и нельзя судить его за вторжение к каким-то там бразильяшкам, пусть и суверенным. Почесав в затылках, северные адмиралы Коллинза отпустили и даже повысили в звании - национальный герой все-таки… Кстати, сама «Флорида» у северян задержалась ненадолго: вскоре она отпра­вилась в новый рейс, уже, понятно, с другой командой и под федеральным флагом, но столкнулась с другим военным судном и затонула…»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.06 с.)