Общее определение, функции и компоненты интонации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее определение, функции и компоненты интонации



Интонация представляет собой один из важнейших ком­понентов языка. Вместе с тем она является и неотъемлемой составной частью речевой деятельности, представляя собой единство взаимосвязанных компонентов мелодики, длитель­ности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. «Интонацию в совокупности с ударением называют еще про­содической системой языка» (Цейтлин, 2000: 67). Просодиче­ская система языка относится к области нелинейных (супра­сегментных) звуковых единиц (в отличие от линейных — сегментных). Если сегментные единицы непосредственно реализуют функцию смыслоразличения (дистинктивную), то супрасегментные, прежде всего, обеспечивают структурную организацию первых в рамках единств более высокого поряд­ка (слогов в структуре слов, слов в структуре синтагмы и т. д.). Таким образом, по мнению В. Б. Касевича и Е. М. Ша-бельниковой (1979), основной функцией супрасегментных единиц может быть названа конститутивная. При этом авторы не отрицают наличие конститутивной функции и у сегмент­ных единиц, которая, однако, отличается от таковой, харак­терной для супрасегментных единиц. В. Б. Касевич и Е. М. Шабельникова предлагают рассматривать конститутив­ные функции двоякого рода: собственно конститутивную («строящую»), свойственную сегментным единицам, и орга­низующую, характерную для супрасегментных средств, кото-


рые «как бы накладываются на сегментные, линейные, орга­низуя их» (Цейтлин, 2000: 66).

С интонации начинается речь ребенка. В дословесный пе­риод, который считается подготовительным к речевой дея­тельности, просодическая сторона языка напрямую связана с его эмоционально-экспрессивным аспектом, играющим в данный период ведущую роль.

Интонация передает разнообразную информацию, позво­ляет опознать говорящего как индивида, судить о его эмо­циональном состоянии, об оценке им ситуации, об отноше­нии к сообщаемой и воспринимаемой информации и т. д.

Ошибочно было бы считать, что разнообразные сведения, извлекаемые человеком в своей речевой практике из просо­дических характеристик (интонации), являются функциями интонации. Признавая функцией «данного языкового средст­ва... его предназначенность для передачи соответствующей языковой категории» (Зиндер, 1978: 6), следует помнить, что передаваемая интонацией информация о личности говоряще­го, о принадлежности его к какому-либо языковому коллек­тиву функцией интонации не является (М. В. Давыдов). «...Хотя мы по интонации можем узнать знакомого нам чело­века и определить его эмоциональное состояние (например, спокоен ли он или взволнован), это к функциям интонации не относится» (Там же: 7).

Поэтому под лингвистическими функциями интонации мы будем понимать только те, которые связаны с передачей определенных языковых категорий. В передаче этих языко­вых категорий просодические средства используются наряду со средствами лексико-грамматическими. Между ними суще­ствует связь, которая в той или иной мере подчиняется «зако­ну замены», сформулированному А. М. Пешковским (1930). Однако это взаимодействие и возможность «замены» одних средств другими не умаляет роли интонации в речевой ком­муникации. Можно сказать, что «последнее слово» остается за ней. Именно интонация «делает» предложение, содержа­щее императив, приказом или просьбой. Она же способна


превратить в приказ или просьбу любое слово и любую грам­матическую конструкцию. Интонация способна изменять до неузнаваемости значение слова. Так, ироническая или осуж­дающая интонация «переводит» слова с положительной кон­нотацией в их противоположность (см. Бондарко, Вольская, Кузнецов, Светозарова, Скрелин, 2000: 105).

Говоря о функциях интонации, необходимо отметить, что в вопросе о выделении и характеристике функций интонации больших разногласий не существует. Разные позиции отме­чаются лишь при рассмотрении языкового статуса тех или иных функций. В специальной литературе можно найти раз­личные «наборы» функций интонации, существенно разли­чающиеся в количественном отношении: от констатации единственной коммуникативной функции (к которой иногда добавляют эмоциональную) до перечисления целого ряда функций. Например, способность членить поток речи на предложения, организовать связь между ними, членить пред­ложения на синтагмы, характеризовать их как конечные или неконечные (Л. Р. Зиндер). В качестве основной функции ин­тонации современная лингвистика признает ее способность превращать назывные единицы языка (слова и словосочета­ния) в единицы коммуникативные (высказывания).

Мы придерживаемся понимания системы основных язы­ковых функций интонации, разработанной Н. Д. Светозаро-вой. В ее работах эта система представлена как трехчастная, включающая в себя членение, оформление и выделение.

Членение предполагает разделение некой последователь­ности слов паузами, оформление каждого получившегося от­резка изменениями просодических характеристик, что спо­собствует установлению связей между этими отрезками даже при отсутствии их грамматического выражения. «В естест­венной речи объединение и членение происходит в строгом соответствии со смыслом передаваемого сообщения и обычно не противоречит семантическим и синтаксическим связям слов, однако именно интонационное членение и объединение выявляет и конкретизирует эти связи, при этом интонация


обладает способностью отменить (или ослабить) синтаксиче­ски выраженные связи или создать связи, грамматически од­нозначно невыраженные» (Там же: 107).

Интонационное членение и объединение осуществляется на различных уровнях. В связи с этим допустимо говорить об определенной интонационной цельности текста, о фоноабза-цах, о членении их на фразы, а их, в свою очередь, на синтаг­мы (в понимании Л. В. Щербы).

Получившиеся при членении некой последовательности слов отрезки могут быть различно оформлены (по тону — нисходящий, нисходяще-восходящий и др.; по темпу — отно­сительно быстрый, замедленный и т. д.).

Различное оформление единиц членения (прежде всего, фраз и синтагм) обеспечивает передачу чрезвычайно значи­мой в коммуникативном отношении информации, которая традиционно выражается противопоставлением коммуника­тивных типов высказываний независимо от членения в длин­ных и коротких, расчлененных и нерасчлененных высказыва­ниях Не существует высказывания, лишенного интонацион­ного оформления и коммуникативно-эмоционального типа (Э. А. Пушикян). Объединение коммуникативного (в узком смысле этого слова) и эмоционального аспектов может вы­звать возражения, поскольку в выделении эмоционального аспекта есть своя логика. Однако мы придерживаемся точки зрения, согласно которой нет принципиального различия ме­жду передачей противопоставления по цели высказывания и эмоциональными типами высказывания. И в том и в другом случае «...интонация выступает в качестве средства оформ­ления высказывания как целого (независимо от его размера и структуры) и парадигматического противопоставления его другим типам высказываний» (Там же: 109).

Если высказывание содержит не одно, а несколько знаме­нательных слов (а значит и понятий), его интонационная структура характеризует одновременно и его цельность, и его смысловую расчлененность. Это обеспечивается функцией интонации, называемой выделением, функцией выражения


отношений между элементами целого через акцентирование этих элементов. Таким образом, при одном и том же типе членения и оформления разные высказывания могут проти­вопоставляться с помощью выделения различных слов и ха­рактера этого выделения.

Характеристика звуковых средств, использующихся в сфере интонации (компонентов интонации), с точки зрения их физиологической, акустической природы и восприятия приводится в работах многих исследователей (В. А. Артемо-ва, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкой, Л. Р. Зиндер, Е. А. Брыз-гуновой, Н. Д. Светозаровой, А. К. Цеплитис и др.).

Большинство отечественных ученых традиционно пони­мают русскую интонацию как комплекс средств (в отличие от зарубежных исследований, сводящих интонацию преимуще­ственно к ее высотному компоненту — мелодике).

Комплекс просодических средств, выступающих в каче­стве плана выражения интонации, составляют мелодика, дли­тельность, темп, интенсивность, пауза, просодический тембр. Степень участия в оформлении высказывания каждого из пе­речисленных компонентов различна. Мы же рассматриваем интонацию как одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, как совокупность про­содических компонентов, участвующих в членении и органи­зации речевого потока в соответствии со смыслом передавае­мого сообщения.

Основным компонентом интонации принято считать ме­лодику, или изменение во времени частоты основного тона голоса, воспринимаемое как изменение мелодической высо­ты. Этот компонент интонации «многомерен», так как вклю­чает в себя: «...направление изменения высоты тона (восхо­дящий, нисходящий, ровный, а также различные комбина­ции); общий диапазон этого изменения (узкий, широкий); ин­тервалы отдельных мелодических движений (большие, ма­лые); высотный уровень (низкий, высокий, средний), на кото­ром (которых) он реализуется; скорость изменения высоты (или крутизна подъема или падения тона); соотношение из-


менений тона с сегментным составом высказывания (timing)» (Там же: 111). В сложной структуре мелодического контура можно выделить его ядро (центр), характеристики которого в наибольшей степени определяют интонационный тип фразы. Рассматривая мелодику как важнейший компонент интона­ционных средств, можно утверждать, что она участвует в реализации всех трех функций интонации, указанных выше, причем в каждой из них по-своему.

Выделение элементов высказывания, передающих новую и значимую информацию, осуществляется посредством тща­тельного и более медленного произнесения по сравнению с другими элементами. Кроме этого, замедление темпа к концу интонационной единицы сигнализирует о ее завершенности. Длительность, темп как компоненты интонации характери­зуют «относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой» (Зиндер, 1979: 276). Наряду с основным (общим) использова­нием признака длительности в русском языке отмечается и ВТО вокальное употребление в качестве компонента фразового ударения.

Характеризуя интонационный темп, А. К. Цеплитис, от­мечает, что его эффект «создается не только временными от­ношениями сегментов в речевом сигнале, но и иными явле­ниями (психическими, конситуативными)» (Цеплитис, 1974: 135). Вслед за Н. И. Кравцовым автор двояко рассматривает функции темпа: как асемантическое и семантическое средст­ва. Как асемантическое средство темп может быть конститу­тивным (свойственным языку или его формам), ситуативным (зависящим от элементов ситуации), индивидуальным (яв­ляющимся привычным и наиболее удобным для говорящего). Как семантическое средство интонационной темп имеет сле­дующие значения: интеллектуальное (характеризует степень важности речевого отрезка и не зависит от синтаксической конструкции высказывания); эмотивное (характеризует эмо­циональное состояние человека); изобразительное (возникает в тех случаях, когда необходимо отразить в речи скорость со-


бытии, действий, о которых рассказывает говорящий). Ана­лизируя понятие интонационного темпа с точки зрения его семантики, мы склонны согласиться с мнением А. К. Цепли-тиса (подтверждающимся дальнейшими исследованиями в области интонации), что в основном семантика темпа «связа­на со степенью важности содержания высказывания и с изо­бражением скорости некоторых событий и действий. Роль темпа при выражении эмоций представляется второстепен­ной» (Там же: 139).

Темп произнесения обусловлен содержанием высказыва­ния, функцией составляющих его слов. Служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные, среди последних медленнее произносятся слова, несущие основную смысло­вую нагрузку. Понятие темпа как компонента интонации сле­дует отличать от понятия темпа речи. Темп речи, являясь ин­дивидуальной характеристикой говорящего, определяется стилем произношения, обусловленного ситуацией общения. Темп существует «как самостоятельный параметр, опреде­ляющий осуществление артикуляторной программы», и «че­ловек обладает достаточно четкими внутренними стандарта­ми для темпа и способен без специальных, извне заданных стандартов удерживать его на постоянном уровне» (Чисто-вич, Кожевников, Алякринский, 1965: 97).

Динамический (энергетический) компонент интонации (интенсивность) во многом соотносится с темпоральными средствами: важное, новое произносится с большей интен­сивностью, менее важное и уже известное — с меньшей. Ин­тенсивность (или сила звука) характеризуется как плотность потока звуковой энергии. В специальной литературе имеется описание различных форм интенсивности в зависимости от ее уровня, направления и характера изменения. Так, С. Волкон­ский (1913) различает шесть форм интенсивности с точки зре­ния направления ее изменения: уменьшение, увеличение, уменьшение с последующим увеличением, увеличение с по­следующим уменьшением, постоянный уровень, «тремоло» (т. е. многократное уменьшение и увеличение). По характеру


изменения интенсивности Н. P. Constans (1966) выделяет три формы: эффузивную, характеризующуюся равномерной на­пряженностью абдоминальных мускулов, обеспечивающую спокойный, равномерный, постепенный выдох; экспульсив-ную, для которой характерно кратковременное, энергичное напряжение абдоминальных мышц и вследствие этого выдох оказывается оборванным, кратким; эксплозивную, когда аб­доминальные мышцы напрягаются чрезмерно, прерывисто, создавая краткие пульсации выдоха.

Такой же подход в определении форм интенсивности представлен и в исследовании М. В. Давыдова (1965), кото­рый по характеру интенсивности выделяет резкий, плавный, ровный, а по уровню интенсивности — средний, высокий и низкий. Кроме того, Т. М. Николаева (1969) предлагает учи­тывать еще и направления движения интенсивности: восхо­дящие и нисходящие.

ОСНОВНОЙ функцией интонационной интенсивности явля­ется семантическая — изменение интенсивности сегмента, выражающее часть содержания высказывания, выделение го­ворящим той его части, «которую он хочет особенно под­черкнуть» (Мурашева, 1961: 210).

Анализ лингвистической литературы позволяет выделить три значения интонационной интенсивности: интеллектуаль­ное, волюнтативное, эмотивное. Интеллектуальное значение

— значение относительной важности содержания какого-
либо сегмента высказывания: в более значимых сегментах
интенсивность увеличивается, в менее значимых уменьшает­
ся. Волюнтативное значение достигается повышением уровня
интенсивности высказывания, содержащего побуждение.
Эмотивное значение характеризует изменение интонацион­
ной интенсивности под влиянием эмоционального состояния.

Таким образом, интенсивность интонации, как и ее дли­тельность, в большей степени обеспечивает интонационное членение, передачу типа связи единиц членения, в меньшей

— оформление интонационного типа высказывания.


Можно выделить любую часть высказывания. Такое уча­стие интенсивности в оформлении высказывания связывают с логическим ударением. Средствами выражения логического ударения являются усиление словесного ударения, повыше­ние или понижение тона на ударном слоге выделенного сло­ва, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога, тембр. Логиче­ское ударение (в отличие от синтагматического) никак не связано с синтаксической структурой языка, местом во фразе, так как может выделять в синтагме по смыслу любое слово или ритмическую группу, выражая различные смысловые от­тенки. В зависимости от коммуникативной ситуации оно мо­жет быть утвердительным, вопросительным (вопрос без во­просительного слова), побудительным, восклицательным.

В русском языке произношение логически выделенного слова сопровождается увеличением внутриглоточного давле­ния, возрастанием частоты основного тона и длительности логически выделенного слова.

Ударение относится к области акцентуации, в связи с чем на уровне синтагмы в лингвистической литературе часто упоминаются два вида ударений: синтагматическое, или фразовое, под которым понимается усиленное ритми­ческое ударение в конце синтагмы (Е. А. Брызгунова, И. А. Фигуровский), и логическое. Логическое ударение реали­зуется на уровне синтагмы (причем, когда оно находится на последнем слове синтагмы, то совпадает с синтагмати­ческим). В некоторых исследованиях «фразовое ударение» и «логическое ударение» отождествляются. Это происхо­дит тогда, когда имеет место смещение, сдвиг интонацион­ного центра высказывания, который обычно располагается в конце звучащего отрезка. В подобных случаях инвентарь интонационных синтаксических понятий сводится в сущ­ности к одному ударению с двумя названиями: «...если ударение располагается на своем "правчльном" месте, оно называется нейтральным, нормальным, фразовым; если же оно покидает это место, то называется логическим, контра-


стным... что означает наличие противопоставления и/или эмоциональности» (Николаева, 1979: 98).

В каждой синтагме есть одно логическое ударение. Ос­новное значение логического ударения состоит в большей степени выразительности одного слова синтагмы по сравне­нию с другими. Второстепенным является «значение проти­вопоставления или значение номинации (последнее значение проявляется тогда, когда посредством логического ударения выделяется наиболее важное слово без сопоставления его со­держания с содержанием какого-либо другого слова...) и эм­фаза или эмоциональность» (Цеплитис, 1974: 96). Эмфатиче­ское ударение всегда выступает как средство логического и одновременно эмоционально-экспрессивного выделения сло­ва. Эмфатическое ударение — это ударение «прежде всего эмоциональное — оно служит выражением чувства» (Попов. 1961: 1X7).

Мы рассматриваем логическое ударение как явление, от-НОСЯЩееся к группе явлений акцентуации, служащих для вы­деления тех или иных сегментных единиц в речевом потоке.

В оформлении высказывания важную роль играет пауза, которая употребляется в речи, во-первых, для отделения од­ной синтаксической единицы от другой, во-вторых, для вы­ражения связи между ними и, в-третьих, для передачи того или иного эмоционального оттенка. «Пауза акустически оз­начает прекращение звука, физиологически — прекращение артикуляции» (Зиндер, 1979: 277). Таким образом, пауза вы­полняет как лингвистическую, так и физиологическую функ­ции. Основная лингвистическая функция паузы — передача смыслового членения высказывания и характера связи между его элементами. Физиологической функцией паузы служит остановка для «перевода» дыхания в процессе речи. Имеются в виду так называемые «дыхательные паузы», возникновение которых обусловлено необходимостью сделать вдох для удовлетворения физиологических потребностей и для под­держания оптимального подскладочного давления в процессе речи.


Паузы различаются по продолжительности. Частота и длительность «дыхательных пауз» зависят от общего темпа речи и границ синтагмы. Паузы, отделяющие друг от друга синтагмы внутри фразы, менее длительны, чем паузы, разде­ляющие законченные предложения. Самые короткие паузы связаны с особенностями произнесения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса в тот период, когда органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед взрывом. Эффект паузы — перерыв в речевом сигнале — дос­тигается тремя способами: «...прекращением на некоторое небольшое время сигнала, т. е. уменьшением интенсивности до нуля; резкими изменениями мелодии, темпа, интенсивно­сти сигнала (не доходящих до нуля); стыком двух относи­тельно самостоятельных по содержанию сочетаний слов...» (Цеплитис, 1974: 67).

Семантической или интонационной является пауза, обо­значающая границы группы слов или указывающая на эмо­циональное состояние говорящего. Исходя из этого, можно сделать заключение о том, что интонационная пауза обладает интеллектуальным и эмотивным значением. Указание на гра­ницу группы слов связывают с интеллектуальным значением паузы (интеллектуальная пауза), на эмоциональное состояние — с эмотивным значением (эмотивная пауза). Следует отме­тить, что «в чистом виде эмотивная пауза встречается между словами синтагмы», причем она «не влияет на общий инто­национный строй синтагмы...», обычно «она "совмещается" с интеллектуальной» (Там же: 81).

Мы придерживаемся понимания паузы, принятого в тео­рии интонации, где пауза рассматривается как собственно пе­рерыв в звучании, так и воспринимаемый перерыв речевого потока, возникающий вследствие изменения других компо­нентов интонации (мелодического, темпорального, динами­ческого).

Одчим из компонентов интонации, служащим только для выражения ее эмоционального аспекта, является тембр. Во­прос о рассмотрении в структуре интонации такого компо-


нента, как тембр в современной лингвистике относится к спорным (Т. Г. Медведева). Просодический тембр включают в сферу интонации далеко не все авторы. По нашему мнению, тембр — это полноправный компонент интонации, богатей­шие различительные возможности эмоциональной речи во многом связаны со спецификой просодического тембра. Тембр рассматривается интонологами неоднозначно. С одной стороны, он определяется как специфическая и относительно постоянная окраска голоса человека (в это понятие обычно включается «звонкость, звучность» голоса, т. е. чистота, яр­кость звучания). С другой стороны, тембр характеризуется постоянной пластической подвижностью включения в речь эмоциональных звуковых элементов. Тембральное качество голоса создается за счет широкого открытого голосового тракта, в результате чего воздух проходит свободно, без на­пряжения, с равномерным использованием всех резонаторов. Среди тембральных качеств голоса Л. В. Минаева (1978) на­зывает следующие: «придыхательность» (breathy), характери­зующуюся недостаточным смыканием голосовых связок; «шепот» (whisper), создающийся слабым давлением воздуха на голосовые связки; «хриплость» (harsh), возникающую вследствие пересмыкания голосовых связок, избыточного на­пряжения корня языка и всех мышц гортани; «приглушен­ность» (husky), которая является результатом сочетания хри­плости и придыхания, возникающего при повышенном на­пряжении голосовых связок и стенок гортани; «звонкость» (over-resonant), характеризующуюся смещением центра резо­нанса в сторону головного резонатора; «грудное звучание» (pectoral), происходящее в результате расширения стенок гор­тани и сдвига резонатора в сторону грудного резонатора; «на-зальность» (nasality), возникающую при прохождении части воздуха через носовую полость из-за недостаточного напря­жения мышц мягкого неба.

Л. В Минаева определяет перечисленные тембральные качества голоса как первичные. Наряду с ними она выделяет так называемый тембр II, представляющий собой совокуп-


ность просодических признаков, «эмоционально-экспрес­сивные оттенки содержания, которые создаются модифика­циями сверхсегментных средств фонации» (Минаева, 1978: 90). Эту точку зрения разделяет и Н. Д. Светозарова.

Сторонники признания эмоциональной функции интона­ции считают, что именно тембр речи является средством, пе­редающим субъективное отношение к высказываемому (Е. А. Брызгунова, Н. Д. Светозарова и др.).

В отношении «просодического тембра» мы придержива­
емся определения этого понятия, данного
Н. Д. Светозаровой. «Просодический тембр» представляет
собой «модификации тембра (спектра), не затрагивающие
противопоставления сегментных единиц, иначе говоря, не­
кий "остаток" тембра, общую нейтральную окраску, харак­
теризующую не отдельные звуки, а достаточно протяжен­
ные отрезки речи — целые фразы или даже тексты» (Бон-
дарко, Вольская, Кузнецов, Светозарова, Скрелин, 2000:
114). В отличие от других компонентов интонации (дли­
тельности, интенсивности, паузы) просодический тембр,
прежде всего, обеспечивает оформление фразы, особенно
эмоционально-оценочных типов высказывания.

Интонация выступает в качестве средства оформления высказывания как целого, независимо от его размера и струк­туры. Интонационно может быть оформлено и отдельное вы­сказывание, и текст. При исследовании интонации детей, от­носящейся к лингвистике текста, необходимо выявить ее функции в тексте. Выделение этих функций зависит от того, какое определение текста выбрано как исходное. Мы при­держиваемся определения текста, сформулированного И. Р. Гальпериным: текст представляет собой снятый момент языкотворческого процесса, представленного в виде конкрет­ного произведения, отработанного в соответствии со стили­стическими нормами данного типа письменной (устной) раз­новидности языка, произведения, имеющего заголовок, со­стоящего из взаимообусловленных частей и обладающего це­ленаправленностью и прагматической установкой (см. Галь-


перин, 1977: 524). Таким образом, автор выделяет две основ­ные группы категориальных признаков текста (категории текста — термин И. Р. Гальперина): семантическую и струк­турную. «К семантическим категориям относятся информа­тивность, глубина, пресуппозиция, прагматика; к структур­ным — интеграция, сцепление, ретроспекция, проспекция, партитурность, континум» (Там же: 524). Можно дискутиро­вать с автором по поводу количества категорий или их тер­минологии, однако, на наш взгляд, они могут рассматривать­ся в качестве универсальной типологической сетки для раз­личных видов текстов. Категориальные признаки текста реа­лизуются при помощи различных языковых средств, в том числе и интонации. Поэтому необходимо рассмотреть содер­жательный аспект категорий текста (на основе исследований И. Р. Гальперина).

И. Р. Гальперин выделяет два вида категорий информа­тивности: содержательно-фактуальную (СФИ) и содержа­тельно-концептуальную (СКИ). Интонация текста непосред­ственно связана со СКИ и опосредовано с СФИ. Интонация текста, с одной стороны, определяется этими категориями, а с другой — зависит от того, к кому обращен текст, на кого он ориентирован.

Категория пресуппозиции представляет собой «не фон знаний фактологического характера, общий для говорящего и слушающего», а «знание о том, с какой интонацией произно­сятся определенные типы текстов», настраивая на их адек­ватное восприятие (Торсуева, 1986: 163).

Глубина текста выражается в соответствии или несоот­ветствии лексического наполнения текста его интонационно­му оформлению. Таким образом, можно сделать заключение о том, что интонация связана с данной категорией текста. Связь интонации с лексическим наполнением текста гораздо очевиднее, чем в изолированном высказывании.

«Под интеграцией текста понимается не только подчине­ние частей высказывания главной мысли, но и взаимодейст­вие между отдельными частями повествования» (Гальперин,


1977: 531). Анализ «содержательного» аспекта текста свиде­тельствует о тесной связи с ним интонации, так как интона­ция — необходимое средство выделения и противопоставле­ния смысловых частей текста, различных по степени значи­мости по отношению к главной идее повествования, т. е. ин­тонация осуществляет интеграцию текста (Е. А. Брызгунова, И. Р. Гальперин, И. Г. Торсуева).

Проследить связь интонации с категорией проспекции можно в тех случаях, когда слушающего заранее готовят к тому, что будет сказано позднее. Категория проспекции тесно связана с категорией ретроспекции, что прослеживается при сопоставлении двух или более отрезков текста.

В качестве категории континума интонация представляет текст как единое целое, образующееся вследствие рекуррент­ности интонационных структур (P. Leon).

Категория сцепления выражается посредством лексико-грамматических средств, межфразовых интонационных свя­зей (например, интонационным контрастом, ритмической ор­ганизацией текста, различными формами пауз и т. д.).

Существует связь интонации и с категорией партитур­ное™, под которой понимается «соотношение линейного и вертикального разрезов текста и переосмысление линейно­го содержания текста под влиянием этого соотношения» (Гальперин, 1977: 533).

Обобщая все вышесказанное, можно сформулировать следующие выводы.

Интонация объединяет тексты одного жанра и стиля, од­новременно противопоставляя их; расчленяет текст на смы­словые части и соединяет эти смысловые части в единое це­лое; определяет степень значимости и информативности раз­личных отрезков текста по отношению к его главной, стерж­невой мысли; является средством межфразовой связи и вы­полняет функцию воздействия на слушателя.

Интонация предстггляет собой звуковое явление. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоцио­нальное содержание и оказывает определенное воздействие


на слушателя. Воспринимая человеческую речь, мы понима­ем интонацию, т. е. связываем с ней определенный смысл, а значит, она имеет объективное лингвистическое значение. «Разумеется, индивидуальные особенности сказываются и в интонации, так же как они сказываются и в произношении фонем, но, как и там, они не имеют лингвистического значе­ния, а накладываются на то общее, что характерно для фоне­тического уклада данного языка» (Зиндер, 1979: 268). Собст­венной лингвистической функцией интонации является оформление фонетически целостного высказывания (переда­ча языкового интонационного значения и членение речевой последовательности на сегменты), т. е. выделение той едини­цы, которая подлежит интонационному оформлению. Инто­нация маркирует коммуникативные типы высказывания, вы­ражает конкретные эмоции, вскрывает подтекст высказыва­ния, характеризует говорящего и ситуацию общения.

Фонетически как некое целое, независимо от его дли­тельности, должно быть оформлено не только речевое выска­зывание, но и слово. Фонетическое единство слова достигает­ся за счет выделения ударением одного из слогов. Слоги, входящие в состав слова, произносятся с чередующимся на­растанием и падением мускульного напряжения, которому в большинстве случаев соответствует нарастание и спад силы звучания. Выделение одного из слогов в слове с помощью более громкого и длительного его произнесения составляет основу словесного ударения, которое является одним из при­знаков самостоятельного слова. Оно определяется «как выде­ление теми или иными фонетическими средствами одного слога из цепи слогов, образующих слово» (Давыдов, Магидо-ва, 1980: 45-46). С традиционной точки зрения, словесное ударение в русском языке является силовым (его отличитель­ное свойство — сила или громкость звука, с помощью кото­рой выделяется ударный слог) (Г. П. Торсуев). В русском языке словесное ударение нестабильно. Оно может акценти­ровать различные по счету слоги от начала или конца слова. При изменении формы слова ударение может переходить с


одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Место ударения в сочетании с количеством слогов создает опреде­ленный ритмический контур.

«Ударение как просодическая модель целого слова в син­тагматическом плане представляет контраст "ударность — безударность". Фонологическое содержание такого контраста заключается в том, что ударение создает функциональную за­висимость между частями слова. Единство компонентов син­тагматического слова достигается через их контраст как спо­соб организации их в структурное целое» (Федянина, 1982: 13). Ударение определяет также и структуру соединения сло­гов в слове. Н. И. Жинкин (1958) отмечает «отставку» удар­ного слога, т. е. обособление его относительными паузами. Ударение в слове, как и любое явление языка, представляет собой единство звуковой структуры и языкового значения. Поэтому возможности восприятия ударения обусловливаются не только отдельными физическими свойствами (частота ко­лебания голосовых связок, характеристика тона и обертонов, интенсивность, время звучания, причем интенсивность менее существенна, чем длительность), лежащими в основе ударе­ния, но и фонетическими, лексическими и другими особенно­стями языка. И. С. Селезнева пишет: «...При восприятии сло­ва существенным в выделении одного из слогов является, по­мимо его физических свойств, лексическое значение слова, благодаря которому восприятие данного комплекса приобре­тает иной характер по сравнению со... звукорядом. В то вре­мя как... "звукоряд"... воспринимается как некоторая сумма звуковых единиц, слово воспринимается как целое, в котором значение и звучание представлены в единстве. Узнавание слова определяет и восприятие звукового облика этого слова, а следовательно, и ударение. Выделенным воспринимается преимущественно тот слог, ударность которого составляет неотъемлемый признак данного слова как значимой лексиче­ской единицы и поэтому закреплена за этим словом всем предшествующим речевым опытом» (Селезнева, 1961: 11). Таким образом, разумно предположить, что лексическое зна-


чение слова может играть решающую роль при восприятии ударения.

Учитывая фонетически организующую роль русского словесного ударения, выделяют его основные функции с подфункциями:

1) словопознавательная: дифференциально-опознаватель­ная, интегрально-опознавательная;

2) социально-характеризующая: диалектно-характеризую­щая; просторечно-характеризующая; профессионально-харак­теризующая;

3) прагматическая: эмоционально-регулятивная, оценоч­но-регулятивная, эстетическая (Г. М. Богомазов).

Наиболее значимой является словопознавательная функ­ция, поскольку именно она обеспечивает процесс коммуни­кации. Другие функции проявляются в этом процессе лишь при определенных условиях.

Ударение в русском языке рассматривается не только на уровне фонологического, но и на уровне морфологического анализа слова. Русское ударение играет важную роль не толь­ко в синтагматическом, но и в парадигматическом существо­вании слова. При таком подходе слова выступают, прежде всего, как грамматические единицы, а не как единицы сло­варного состава языка. Поэтому место ударения в словофор­ме определяется в процессе членения ее на морфемы: «...Прежде чем установить место ударения в русском языке, следует определить ударную морфему в пределах слова и лишь после этого слог в пределах этой морфемы» (Курило-вич, 1962: 76-77). В рамках такого рассмотрения проблемы словесного ударения соотношение ударения со слоговым контуром слова является вторичным по отношению к мор­фемному ударению.

Принимая во внимание эту точку зрения, мы ограничимся рассмотрением ударения как просодической модели целого слова в синтагматическом плане, т. е. на уровне фонологиче­ского анализа, и рассмотрим особенности его словопознава-тельной функции.


1.2. ИНТОНАЦИОННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

Не подлежит сомнению способность интонации переда­вать целый ряд важных для языка значений. Исследователи русской интонации предлагают различные классификации с более или менее подробными признаками (от синтаксических характеристик до передаваемых эмоций).

Самая простая классификация строится на различении че­тырех основных интонационных типов: повествование, об­щий вопрос, незавершенность, восклицание на основе реали­зации противопоставлений по следующим признакам:

• утверждение — вопрос;

• завершенность — незавершенность;

• наличие особого выделения — отсутствие выделения (Л. В. Бондарко).

В данной классификации представлены лишь самые об­щие интонационные значения, которыми не исчерпывается вся интонационная система русского языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.055 с.)