Наброски к архитектоническому манифесту (2011-2013 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наброски к архитектоническому манифесту (2011-2013 гг. )



Евгений Лобанов

НАБРОСКИ К АРХИТЕКТОНИЧЕСКОМУ МАНИФЕСТУ (2011-2013 гг.)

Жизнестроительство (основоположения) (2011)

Архитектоника человеческих взаимоотношений (курсив – более поздние комментарии)

Жизнь

1.1.Человек рождается, чтобы исполнить свое предназначение в материальном мире, творчески пододвинув его к божественному бытию. На человеке [1] заканчивается эволюция жизненных форм в материальном плане и начинается духовная (творческая) эволюция.

1.2.Требования духовной эволюции должны отразиться на взаимоотношениях человека с обществом себе подобных. Чем дальше он продвинулся на пути постижения (как материального мира, так и) нематериальных сущностей (мира идей и т. д.) и творческого преобразования среды своего обитания (как вещественной, так и виртуальной, а также, возможно, более тонких сфер), тем выше должно быть его положение в обществе (при равенстве имущественного положения). Только так у более невежественных и отсталых членов общества появится стимул к творческой эволюции, что преобразует и весь мир.

1.3.Для этого вводится Индекс общественной значимости. Он

1.3.1. Индекс ОЗ заменяет денежные единицы. (Идея состояла в том, что продуктами первой необходимости обеспечиваются все жители планеты безотносительно их статуса, как и жильем базового уровня. Если же индекс ОЗ высок, то человек может себе позволить особые блага, но это касается лишь переходного этапа. Сейчас такое материальное неравенство видится не только ненужным, но и вредным. Идея требует более основательной проработки). Этим устраняется перекос экономики в материальную сферу, и она начинает также служить творческой эволюции.

1.3.2. Устраняется посредник между производством и потребителем. Значимость производства оценивается не в соответствии со спросом, а согласно влиянию на успешный ход творческой эволюции. (Соотнесение спроса и предложения является проблемой только в рамках рыночной экономики. В технократическом варианте ресурсоориентированной экономики Ж. Фреско такой проблемы нет: текущие потребности всех людей заносятся в компьютерную систему, управляющую производством. Благодаря воспитанию люди стремятся если не ограничить свои материальные потребности, то, по крайней мере, не окружать себя нефункциональной роскошью. Денежная система становится ненужной).

1.4.Жизнь человека является абсолютной ценностью, свобода же относительной (…). Человек не может создавать жизнь (искусственным путем), но он может вступить на путь освобождения. Это и есть путь творческой эволюции, так как, при рождении, все люди несвободны, они все в плену у ограничений материального мира. Задача общества – не устанавливать новые ограничения, что тормозит эволюцию и не решает проблемы волюнтаризма (…). Задача состоит в том, чтобы поставить человека на путь освобождения. Для этого необходимо:

- изучать природу материальных ограничений (что постепенно делается);

- воспитывать в человеке стремление к духовной эволюции, к выходу за рамки материального (чего почти не делается).

1.4.1. На смертную казнь накладывается полный и окончательный запрет.

1.4.2. Человек не имеет права ни отнимать жизнь у другого человека (и у любого существа, если только от этого не зависит его собственная жизнь), ни ограничивать его свободу на пути творческой эволюции.

1.4.3. Если человек не находится на пути творческой эволюции, общество имеет право ограничить в той или иной мере его свободу в целях его направления на этот Путь.

1.4.4. Материальные потребности и ограничения у всех, кто появляется на свет, одинаковы (кроме больных, для которых устанавливаются особые критерии), следовательно, одинаковыми должны быть и материальные условия жизни. Они должны быть достаточными для полного удовлетворения низших потребностей. Не будет соблазна улучшать свои условия за счет других, что, возможно, явится стимулом к духовному развитию и творческой эволюции. (Безусловно, то, что человек создает сам, является его собственностью, на которую такие ограничения не распространяются. Также для творческого акта важна вдохновляющая обстановка. Видимо, когда переходный этап завершится, каждый будет волен обустраивать свое жизненное пространство, как того пожелает, будет учитываться лишь количество ресурсов, затраченных на это. Чем выше индекс ОЗ, тем больше их разрешено употребить. Инструментарий будет в любом случае доступен благодаря принципу коллективного владения средствами производства).

1.4.5. Соблюдение такого уравнительного порядка в материальной сфере на первых порах будет контролироваться людьми с наиболее высоким индексом ОЗ, а затем – любым человеком, на которого укажет жребий. (Этот момент в рукописи является спорным. Скорее всего, функция контроля будет возложена на компьютерные системы, которые объективны и неподкупны).

1.5.Итак, каждый человек имеет право на условия материальной жизни, достаточные, чтобы беспрепятственно осуществлять жизнь духовную и присоединиться к Всеобщей Творческой Эволюции человечества.

1.5.1. Эти условия:

- жилое пространство[2] (каждый человек имеет право на автономное жилое пространство, которое дает все возможности для удовлетворения базовых материальных потребностей и приобщения к духовной жизни);

- источник пищи (включающей в себя необходимое количество питательных веществ и микроэлементов для здоровой жизни на благо общества);

- источник предметов первой необходимости (в том числе одежды для защиты от непогоды).

(Смысл в том, чтобы избавить человека от страха перед голодной смертью и бездомным существованием на так называемом социальном дне, страха, который посещает современного офисного работника, возможно, даже чаще, чем его предка-ремесленника или землепашца. Этот страх забирает все душевные силы человека для решения проблемы выживания; между тем, общество в целом, с его ресурсами, легко могло бы решить эту проблему для каждого. Если бы не существовало имущественного неравенство и погони за властью и роскошью, которые развращают человека. Уравнительная политика общества в имущественном плане на переходном этапе могла бы способствовать освобождению человека, а окончательно свободным его сделала бы новая система воспитания, сходная с Вальдорфской, которая прививает уважение к творческому труду. В новом обществе человека уже не надо будет принуждать к труду и ограничению потребностей, т. к. служение людям, познание и творчество будут смыслом его жизни).

Духовность

Мы отказываемся от религии как от института порабощения сознания. Мы отказываемся от идеи «Бога», но мы не отказываемся от Бога. Отказаться от Бога – все равно, что отказаться от мира. Мы – часть мира, и когда мы отказываемся от мира (часть отказывается от целого – нонсенс!), мы перестаем существовать.

Мы видим мир, но не видим за ним Бога.

Мы видим прерывистость, но Бог есть непрерывность.

Мы видим границы, но Бог не имеет границ.

Мы воспринимаем качества, но Бог не имеет качеств.

Мы неспособны взглянуть за пределы пространства, времени и материи, созданных Богом, мы не видим Бога. Но глупец тот, кто, не видя чего-либо, утверждает, что этого не существует.

(О двойственности религии)

В основе каждой религии лежит духовный опыт личности, запечатленный в священных текстах и постепенно исчезающий за мутными толкованиями и обрядами.

Собственность

Ресурсоориентированная экономика снабжает каждого человека всем необходимым для поддержания жизни и осуществления ее целей – познания и творчества (но главной целью жизни каждого, согласно духовному опыту великих учителей человечества, является совершенствование в любви, что и является подлинной причиной стремления творить и познавать мир). Но понятие собственности распространяется лишь на то, что человек создает сам (и на его собственное существо). То, что производится машинами или другими людьми, не может перейти в его собственность даже путем обмена (исключение – дары, семейные реликвии и пр.). Все, в чем он нуждается, принадлежит ему до тех пор, пока он испытывает в этом потребность (принцип коллективного владения имуществом).

Человек – собственник не ресурсов и не материальных благ, произведенных другими, – он собственник лишь своих идей и влечений, а также, до некоторой степени, их материального воплощения.

Духовность: смысл жизни

Все идеологии манипулируют понятиями «смысла жизни» и «счастья человеческого». И все они имеют своей целью подавление человеческой личности, независимого мышления и мировосприятия… (Всякая идеология отдает обывательщиной).

Единственный смысл жизни человека – познание Вселенной и Бога и творчество как продолжение Божественного Творения мира (…) А счастье – выдумка эксплуататоров для порабощения масс. Счастлив человек бывает лишь в короткий миг познания нового или сотворения нового. Семейное счастье – лишь удовлетворение инстинктивных потребностей (если в семейной жизни отсутствует творческое начало)… Другое дело любовь. Но ее не оторвать ни от познания, ни от творчества, она – не смысл жизни, но ее основа и двигатель.

(…)

Еще о собственности

6.1.Лишь продукт духовного творчества может быть собственностью человека. Продукт познания и материального творчества является собственностью лишь наполовину. Другая половина принадлежит всему обществу.

6.2.Собственностью архитектора является проект. Но и материальное сооружение, исходя их пункта 6.1., наполовину принадлежит ему.

6.3.Нет торговли, есть обмен как взаимное дарение. Но продукт духовного творчества (в т. ч. проект) может быть подарен лишь наполовину…

6.4.Так как творчество и творческая эволюция (познание + творчество и познание ради творчества) признаны главной целью и смыслом жизни и деятельности человека, все материальные ресурсы, необходимые для акта творчества, должны быть предоставлены в распоряжение творца.

Ремарка 1: вводится индекс ответственности человека (творца) перед собой, обществом и природой. Чем выше индекс (и, следовательно, ступень творческой эволюции), тем больше ресурсов может быть задействовано в акте творчества.

Ремарка 2: ресурсы для творчества, – в том числе, и то, что делает возможным творческую жизнь – пища, вода, одежда, комфортное жилье, возможность передвигаться и получать информацию (важным является многообразное взаимодействие с другими людьми и с природой; характер и интенсивность взаимодействия может варьироваться в зависимости от стадий творческого процесса; проблема для рассмотрения: можно ли поставить удовлетворение полового влечения в один ряд с прочими физиологическими потребностями, или, согласно учению Фрейда о сублимации, творческий потенциал растет при половом воздержании?).

6.5.Так как признается лишь духовная собственность (материальная собственность – только на продукты постоянного пользования, одноразовые предметы и т. п.), то человек становится собственником своих духовных потребностей, влечений, созданий своего разума, чувств и т. д. Создания Сверхсознания и Коллективного Бессознательного (сны, прозрения. пророчества…), проявленные в сознании данного человека, принадлежат ему лишь наполовину…

6.6.Человек не имеет права собственности на духовный мир другого человека, если только он не принимал участия в его создании (и то лишь наполовину). Человек ни в едином случае не имеет никаких прав собственности на материальную часть другого человека, в том числе и на потребности и влечения, определяемые материей (попытка решить проблему бессознательных влечений: они не должны пресекаться, если только не связаны с обманом, насилием и разрушением).

6.7.(О препятствовании осуществлению процесса творчества и творческой эволюции).

Жизнь человека является наивысшей ценностью нового общества, так как каждый человек потенциально творец и способен творчески эволюционировать. Забота о здоровье человека лежит в равной степени на нем и на всем обществе, так как поддержание здоровья (материального, ибо духовное здоровье поддерживается и укрепляется познанием и творчеством, то есть действиями, совершаемыми лишь самим человеком) служит необходимым условием продолжения процесса творчества и творческой эволюции. Все материальные препятствия на пути творческой эволюции должны устраняться обществом в соответствии с индексом ОТЧ.

Переходный этап

Человек обязан трудиться над созданием нового общества и его материальной организации (как над проектами, так и, по мере сил и возможностей, над их материальным воплощением), над созданием условий для творческой эволюции.

Ремарка: следовательно, все силы большинства людей должны быть направлены на разработку методов неразрушительного освоения ресурсов планеты и ее окрестностей, а также производство продуктов, нужных для свободного осуществления творческого процесса.

Главное требование: поддержание сколь угодно долгого процесса творческой эволюции, для чего необходимо

- использование только возобновляемых природных ресурсов и ограничение численности населения планеты до тех пор, пока не будет найдена возможность колонизировать другие миры;

- поддержание экологического равновесия, сохранение природных ландшафтов (тех, которые еще сохранились), биологического разнообразия и т. д.

- разработка и внедрение полностью автоматизированных средств производства жизненно важной продукции, а также переработки всех отходов (в том числе тех, что накопились на протяжении предыдущей истории человечества);

- организация работы таким образом, что те, у кого низкий индекс ОТЧ, работали бы в материальном производстве (управление автоматами), а лица с высоким индексом ОТЧ создавали бы проекты новой организации или занимались бы свободным творчеством (наиболее высокий индекс).

Ремарка: посредническая деятельность должна быть сведена к нулю. Нет материальной собственности – нет материальных проявлений власти (…). Власть при существующем общественном строе – продукт Воли, чуть более дифференцированных животных инстинктов. Власть (духовная) в новом обществе – организаторская (проектная) деятельность тех людей, разум которых в состоянии выйти из-под влияния Воли, то есть способен к свободному познанию и творчеству. Именно поэтому у них высокий индекс ОТЧ.

Воспитание

…Общество (на переходном этапе – лучшая его часть) должно принимать самое деятельное участие в воспитании его новых членов, в том числе в самом раннем возрасте, когда закладываются основы личности. Также оно обязано пресекать возможность ошибок воспитания ребенка родителями (нужно понять, каким образом может осуществляться общественный контроль над семейной жизнью без травмирующих последствий для сознания ребенка и его родителей). Воспитание приоритетно (имеется в виду, что родители должны больше внимания отдавать ребенку, а не работе, например, поскольку в новом обществе все дети содержатся за государственный счет, и нет угрозы выживанию), а материальная жизнь лишь наполовину является частной сферой (ввиду необходимости пресекать все самые мелкие случаи обмана и насилия). Контроль осуществляется лучшими членами общества с наиболее высоким индексом ОТЧ. (Разумеется, необходимо найти компромисс между обществом «тотального контроля» и полностью закрытой частной жизнью, когда неминуемо проявляется домашнее насилие и перекосы в воспитании, что затрудняет движение к общественной гармонии. Возможно, на переходном этапе будет больше контроля, а для следующих поколений он уже не будет нужен).

Люди, не способные к творческому труду и эволюции, должны быть стерилизованы. Причин тому две:

- они не сумеют воспитать полноправного члена нового общества;

- общество не имеет права полностью брать на себя заботу о воспитании ребенка (в том числе потому, что это практически невозможно, да и вредно; это показывает система детских домов в СССР и РФ; необходимы приемные семьи, а, учитывая полную поддержку государства, в них не будет недостатка). Поэтому нужно воспитывать родителей, а не поддающихся воспитанию – стерилизовать.

(Воспитание на переходном этапе: «муравейное братство» в новом прочтении).

Люди не только трудятся совместно и во имя единой цели (промежуточная цель – творческая эволюция и создание для нее необходимых условий; конечная цель – единение с Богом; каждый посредством творчества открывает… в себе Бога-творца и соединяется с Ним – соединяется «пространственно-временная определенность» со «всепространственной и всевременной неопределенностью»), но и – на переходном этапе – имеют ту же организацию, что и в муравейнике: специализированные касты людей, неспособных к творческому труду, выполняют рутинную работу по реорганизации среды человеческого общежития; они стерилизованы, как и рабочие муравьи; и высшая каста творцов, создающих проекты реорганизации (но при этом… они выполняют и материальную, рутинную работу в меньшем объеме, чтобы иметь о ней представление и не оказаться по прошествии переходного этапа беззащитными перед ударами стихии и другими непредвиденными обстоятельствами).

(Данный фрагмент сильно отдает элитаризмом, но нельзя отрицать того, что в современном мире большинство людей неспособны, ни к любви, ни к творческому труду, и, действуя исключительно ради своей выгоды, они тормозят социальный прогресс и способствуют ухудшению здоровья всего общества. А перевоспитать взрослого человека чрезвычайно сложно, да и стоит ли тратить на это ресурсы?)

Основа общества будущего – бескорыстная деятельность

- на благо общества (по созданию условий творческой эволюции);

-творческая (свободное познание тайн мира, приближение к Богу, непосредственное взаимодействие с миром – и с Богом).

Бескорыстие есть отсутствие стремления к выгоде → заглушаемая Воля → подлинная свобода. Проблема свободы воли есть ложная проблема, истинная – свобода ОТ воли (в Шопенгауэровском смысле). То есть свобода взаимодействовать с миром, с обществом, с личностями, с Богом – БЕЗ посредников. Свободное познание суть непосредственное взаимодействие с миром… творчество – запечатление этого взаимодействия, как и программы будущих взаимодействий (впрочем, такая программа – проект – станет посредником между личностью и миром, следовательно, условием непосредственного взаимодействия будет спонтанность).

Архитектор дает задание «инженерам человеческих душ» так же, как он дает задание строительным инженерам. Задача – воспитать в человека бескорыстие и способность к творческой эволюции (свободное познание + творчество – приближение к Богу; путь у каждого свой, но на этот Путь необходимо ступить; помочь сделать это должен Учитель).

Архитектура воспитательных учреждений – главная тема после архитектуры жилья. Собственно, все пространства воспитывают: ясли, детский сад, школа, университет, театр, концертный зал, храм, гимнасиум (а не спортивный комплекс; спорт – сомнительная вещь для воспитания, ибо гармоничное развитие личности важнее соревнований), как и собственный дом, и производственные, и обслуживающие пространства. Нет безликих административных зданий, офисов, торгово-развлекательных центров и т. д. (…)

Собственничество (2012)

Собственность, собственничество суть проявления обывательщины как стремления оставаться в границах. Полагание границ свойственно всем живым существам в их жизненном взаимодействии. Назначение – установление равновесия. Человеческий рассудок – наиболее изощренный инструмент полагания границ между предметами и явлениями. Но жизни в ее основе свойственно и противоположное стремление – к познанию, за пределы всевозможных границ, к нарушению равновесия и установлению новых форм порядка. Движение за пределы в живой природе характерно для всех молодых особей; всем высшим животным в молодом возрасте свойственно необыкновенное любопытство. Вот то, что выходит за пределы обыденщины и характеризует гения в любой области.

Идеальное общество – такое, в котором искореняется всякая обыденщина и заурядность, а, следовательно, и собственничество. Сообщество гениев – единственное, которое способно избегнуть регресса и застоя (и не правы те, кто утверждает, что есть в нем будет нечего, – вспомним хотя бы Райта с его фермой или Рахманинова с его сельскохозяйственными инновациями; к тому же у женщин гениальность часто проявляется в житейском прагматизме). Сопротивляемость враждебным воздействиям соответственно также выше, ибо человек, стремящийся к преодолению всякой ограниченности, остро видит любые ее проявления, в том числе и уязвимость врага, и легко находит способ противостоять ему.

Человеку свойственно преодолевать границы познанного, полагая при этом все новые границы. Это свойство разума, который не в состоянии познавать мир в его единстве, ему необходимо расчленять окружающую действительность на все новые отдельности.

В материальном мире полагание границ – основа гармоничного сосуществования индивидуумов. Преодоление границ и смещение равновесия – необходимые условия эволюции. (Саттва и раджас, которым противостоит тамас – инерция и регресс).

Евгений Лобанов

НАБРОСКИ К АРХИТЕКТОНИЧЕСКОМУ МАНИФЕСТУ (2011-2013 гг.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.047 с.)