Логика и принципы этнопсихологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика и принципы этнопсихологических исследований



 

Разработка вопросов логики этнопсихологического исследования является наиболее актуальной проблемой сегодняшнего этапа развития этнопсихологии в целом. Ее успешное решение дает возможность получать максимально точные результаты в изучении и осмыслении такого сложного феномена, каким является национальная психика. Логика этнопсихологического исследования — совокупность устойчивых представлений о взаимосвязанных этапах, формах, уровнях, методах, процедурах и стратегии изучения национально-психологических особенностей людей.

Виды этнопсихологического исследования. Внастоящее время в зависимости от того как и какие используются методы и методики изучение национально-психологических особенностей людей может принимать форму стандартного или кросскультурного этнопсихологического исследования.

Стандартное этнопсихологическое исследование первоначально не предполагает межкультурного сравнения. Его объектом обычно выступают национальное сознание или самосознание; национальные ценности и ориентации, потребности и мотивы; специфика авто- и гетеростереотипов, этнических установок, отдельные национально-психологические особенности, традиции, привычки и обычаи; своеобразие различных видов поведения представителей конкретных наций и народов.

Для проведения стандартного этнопсихологического исследования необходимо создание оригинальных, специально разработанных методик исследования, адекватных его целям и задачам. Либо могут использоваться адаптированные (модифицированные) к конкретной этнической общности существующие в психологии (и других науках) методики изучения сознания личности (ее психических процессов, состояний и образований) и социально-психологических феноменов, функционирующих в иноэтнической среде.

В настоящее время разработана специальная программа стандартного этнопсихологического исследования, включающая использование для изучения национально-психологических особенностей представителей той или иной этнической общности набора из 24 стандартизированных (специально адаптированных и модернизированных) методик, включающих этнопсихологический опросник; методику исследования самоотношения; методику измерения локуса контроля; цветовой тест отношений; методику исследования направленности интересов, ценностных ориентации и социальных установок; методику измерений ценностных ориентации; личностный ориентационный опросник; опросник измерения потребности в достижениях; тест для измерения художественно-эстетических потребностей; вопросник оценки мотивации одобрения; вопросник для оценки мотивации к достижению цели; методику выявления импульсивности-целеустремленности; методику исследования нормативных предпочтений группы; методику оценки восприятия индивидом группы и др. [265. — С. 247]. Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, казахов, бурятов, калмыков, кабардинцев и балкарцев и может широко использоваться.

Кроме того, в рамках стандартного этнопсихологического исследования часто используются профессионально разработанные методики изучения этнических стереотипов и установок, достаточно хорошо представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе. На Западе широко распространены также методики изучения поведения и непосредственных реакций людей по отношению к представителям чужих этнических групп, которые применяются в условиях осуществления естественного эксперимента.

Кросскулътурное этнопсихологическое исследование — изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к различным нациям или когда представители последних собраны вместе.

Впервые оно было проведено в 1901-1905 гг. американским ученым К. Риверсом, который экспериментально показал, что жители острова Мюррей, а также индейцы племени тода в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы. Это исследование, обратившее на себя внимание многих ученых, повлекло за собой большое количество аналогичных работ по изучению самых разнообразных психологических феноменов. Общей для всех них была только исходная схема построения: в зависимости от целей исследования (изучения познавательных процессов, личностных характеристик, социокультурных особенностей) подбиралась какая-либо методика из существующего психологического арсенала, адекватная поставленным задачам, и по ней проводилось сравнительное исследование испытуемых двух и более этнических групп [265. — С. 111].

При проведении кросскультурного исследования, несмотря на его кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности. Во-первых, перед психологами постоянно встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов. В идеале каждая из методик должна быть специально адаптирована (модифицирована) к мировосприятию, традициям и привычкам конкретного народа.

Во-вторых, так или иначе необходимо вырабатывать специальные процедуры эксперимента для определенных народов, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей не одинаково.

В-третьих, всегда возникает вопрос, сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей» и «чужой» культуры. Имеет ли он право изучать те этнические группы, к которым сам не принадлежит?

В целом кросскультурное этнопсихологическое исследование не предполагает создания каких-либо универсальных методик взамен заимствованных из существующего арсенала других отраслей психологии. Несмотря на определенные ограничения, оно дает вместе с тем принципиально новые результаты за счет выхода исследования за пределы одной культуры, одной этнической общности.

При изучении национально-психологических особенностей можно применять и историко-гносеологический подход. В этнопсихологических исследованиях он может быть реализован за счет изучения национально-психологических особенностей с помощью исторического анализа, контент-анализа, факторного анализа и иных методов обобщения разнообразных данных и результатов других исследований. Он применяется, когда невозможны прямые контакты с носителями национальной психики. Зарубежные этнопсихологи называют этот подход «методом изучения этноса на расстоянии». В этом случае внимательному анализу подвергаются исторические, политические, мемуарные, архивные или специальные источники, исследования, раскрывающие специфику формирования и развития той или иной этнической общности, ее экономики, культуры, политики, социальной и конфессиональной структуры, психологии и т.д.

Основой при этом является контент-анализ. Он отвечает таким требованиям, как объективность, надежность, валидность, позволяет использовать методы многомерного статистического обобщения, в том числе факторного и других видов анализ.

Логика этнопсихологического исследования в целом находит выражение в составляемой в каждом конкретном случае специальной программе исследования, которая может состоять из нескольких составных частей:

1) объекта, предмета, цели, задач и гипотез и методологии исследования;

2) концептуальной модели исследования, предполагающей разработку стратегии, отбор видов, методов и методик исследования, а также осмысление критериев и показателей для
оценки его результатов;

3) концепции пилотажной проверки валидности и действенности процедур исследования;

4) подведения результатов исследования и формулировки основных его выводов.

Принципы этнопсихологического исследования. Этнопсихологическое исследование, являясь достаточно сложным и объемным по содержанию, чрезвычайно значимым по своим результатам, всегда должно опираться на определенную систему анализа, фундамент которой — конкретные принципы изучения. Важнейшими являются принципы учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии; анализа национально-психологических особенностей представителей того или иного этноса в единстве с проявлениями других их характеристик; учета многообразия проявления национально-психологических характеристик людей; системного подхода.

Принцип учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии предполагает изучение национальной психологии как продукта исторического, экономического, политического и культурного развития и других условий, в которых живет данная этническая общность на протяжении длительного времени своего существования. Только при таком подходе можно правильно изучить, интерпретировать и осмыслить национально-психологические особенности представителей того или иного народа и специфику ее проявления. Так, исторический анализ в значительной степени делает понятными такие черты, как трудолюбие, особая внутригруп-повая сплоченность, присутствующие у японцев; настойчивость, чрезвычайное усердие — у китайцев; коллективизм, общинность — у русских.

В интересах правильного анализа национально-психических особенностей необходимо, кроме того, изучать специфику проявления исторической памяти нации; характер природной среды, в которой она формировалась; генезис ее социального развития; специфику быта, жизни и деятельности, взаимоотношений различных групп, ее составляющих; особенности военной истории; своеобразие культурных связей с другими этническими общностями.

Изучая национально-психологические особенности представителей тех или иных народов, следует иметь ввиду, что определенные их характеристики могут быть результатом одновременного воздействия многих факторов их материальной и духовной жизни и деятельности, однако в каждом конкретном случае в качестве главных, определяющих выступают прежде всего экономические и социально-политические условия развития этнической общности. Связь различных характеристик национальной психики с условиями и факторами, их породившими, также нельзя понимать упрощенно, поскольку эта зависимость может быть опосредованной.

Принцип анализа национально-психологических, особенностей представителей того или иного этноса в единстве с проявлениями других их характеристик ориентирует на верное осмысление того, как у различных социальных групп, в структуре их общественного и индивидуального сознания переплетаются черты национальной, классовой, конфессиональной, профессиональной, возрастной и т.д. психологии. Следует в то же время всегда принимать во внимание, что соотношение и проявление общественной идеологии и общественной психологии в жизни и деятельности этноса весьма подвижно, изменчиво. В переломные моменты развития нации, в периоды смены ее идеологических, экономических и политических приоритетов, перестраивается и социальная психика ее представителей, меняется «вес», соотношение в ней различных компонентов: национального, классового, конфессионального. Например, в период войны 1812 г., русские крестьяне единодушно встали на защиту своей родины, на сторону своих господ, усадьбы которых они перед этим нещадно жгли или уничтожали. Национальное как бы перекрыло влияние классового. Находятся этому подтверждения и в новейшей истории. Так, 30 марта 1982 г. в Аргентине началась общенациональная забастовка. Мощная манифестация на Пласа де Майо была разогнана полицией. Возмущение трудящихся достигло апогея. В объявленном плане общенациональной забастовки предполагались смена экономической политики, возврат к конституции и демократии. Но 2 апреля вооруженные силы Аргентины высадились на Мальвинских островах. И в этот же день на той самой площади Пласа де Майо собрались те же люди, которых только что разогнали за выступление против правительства. Но на этот раз они пришли, чтобы выразить поддержку акции военных. Национальная принадлежность сплачивала народ, вытесняла из общественного сознания классовые и идеологические различия и противоречия между людьми. И в России в 90-е годы в период острого экономического кризиса шахтеры далеко не всегда выдвигали ультимативные требования к правительству с целью улучшения своего экономического положения, понимая экономическое положение страны и учитывая национальные интересы России в целом. В каждый реальный момент политического развития в любой конкретной стране соотношение национального и классового, национального и религиозного, национального и профессионального всегда конкретно, определенно и выражено в специфической форме.

Принцип учета многообразия проявлений национально-психологических особенностей людей предполагает всестороннее осмысление и правильную интерпретацию не только всего их комплекса и специфики, но и системы каждой из них. Различные элементы психологии этноса (мотивация, чувства, воля, поведение и т.д.) имеют свои собственные закономерности функционирования и развития, по-разному влияют на жизнь и деятельность его представителей. Для того чтобы их правильно изучить и понять, в каждом конкретном случае анализа каждого конкретного этнопсихологического феномена требуется выработка определенной методологической позиции и выбор специальных средств и способов ее реализации. В то же время необходим и системный подход, позволяющий описать психологию этнической общности как целостное, сложно организованное единство, находящееся в непрерывном взаимодействии составляющих его частей, испытывающее влияние общественной среды и стремящееся к самосохранению и самовоспроизводству в любых условиях.

Принцип сравнительности в анализе национально-психологических особенностей ориентирует на то, что этноспецифическое познается только через сравнение и сопоставление с такими же характеристиками представителей других общностей.

Психологический механизм подобного сравнения можно в определенном смысле представить на следующем примере. Французам типичный немец представляется белобрысым. И действительно, белобрысых в Германии больше, чем во Франции. Но все же в массе немцев их меньшинство в сравнении с брюнетами. Следовательно, реально типичный немец белобрысым не является, но субъективно, в силу сопоставления, он таким кажется французам и представителям некоторых других народов. Но если на примере физических качеств сравнительность оценок проявляется наглядно, то при восприятии психологических в частности и социальных качеств в целом этот эффект порой скрыт и требует достаточной наблюдательности. Вот характерный пример. Один англичанин длительное время жил в различных странах и заметил, что в южных странах (Италии, Испании и некоторых других) мужчины чаще пожимают друг другу руку, чем в северных (в скандинавских странах, Англии). По мере переезда из южных стран в северные он часто ловил себя на мысли, что его рука постоянно оставалась в воздухе без ответного пожатия. Не случайно, представители южных стран чаще оценивают представителей северных как сдержанных, и наоборот.

Оценки национально-психологических особенностей других людей относительны. Только через сравнение можно увидеть типично национальное. Если китаец-неудачник в старости получает помощь от детей, он счастлив и рассказывает об этом всем окружающим, часто доходя до явного хвастовства. Американцы же, наоборот, в большинстве случаев скрывают это и хотят представить себя абсолютно независимыми людьми, что не всегда соответствует действительности. Китайская и американская культуры совершенно разные, и надо правильно в них разбираться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.01 с.)