Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 21. Общее понятие об уроке истории, его структурно-содержательных компонентах
Целью занятия является напоминание об основных структурно-содержательных компонентах урока истории, их роли и возможности в процессе обучения истории; обобщение знаний по структурно-функциональному анализу учебного материала и приемам учебной работы при разборе вопроса об изучении нового материала на уроке. План: 1. Урок истории в системе форм обучения. 2. Типы уроков и их характеристика. 3. Комбинированный урок и его структурно-содержательные компоненты. 4. Методические аспекты изучения нового материала на уроке. Литература Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984. — С. 226—239. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. — С. 365—412. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М., 1999. — С. 89—106. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988. — С. 190—202. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории? — М., 1969. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. — М., 1987. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. — М., 1978. Древс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах) / Пер. с нем. — М., 1984. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории: Теоретический курс: Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 148—155. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Н.Г. Дайри. — М., 1978. — Ч. 2. — С. 95—112. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» / С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. — С. 217—236. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. — М., 1989. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М., 1985. Содержание занятия: 1—2. В этой части занятия рассматриваются следующие вопросы: урок и другие формы организации учебного процесса в школе; основные компоненты урока; характеристика различных типов уроков истории. Этот материал должен быть известен из курсов дидактики и лекций по методике преподавания истории. Вопросы и задания: 1. Почему урок является основной формой обучения истории? 2. Какие формы обучения связаны с уроком истории? Как? 3. Вспомните основные структурные звенья урока из курса дидактики. 4. Какие из них являются определяющими:
• проверка знаний и умений; • переход к восприятию новой темы; • изучение нового материала на уроке; • закрепление изученного; • обобщение знаний и умений; • организация домашнего задания. 5. Дайте определение структуры урока. Какие факторы влияют на • Содержание; • место урока в теме; • познавательные задачи; • уровень знаний и умений учащихся; • педагогический замысел учителя. 6. Продолжите перечень факторов выбора урока, который зависит от: • целей обучения; • особенностей содержания материала; • объема материала; • возраста учащихся; • 7. Сравните дидактические и методические подходы к классифика а) по соотношению структурно-содержательных компонентов б) по преобладающему характеру деятельности учащихся (А. А. Ва в) по ведущему методу (В.Н. Бернадский): урок-лекция; урок- г) по характеру изучаемого материала (А. А. Вагин): урок счета лет в истории; урок изучения фактического материала; лабораторное занятие с контурными картами. 9. Какие из этих классификаций прочно утвердились в школьной практике, а какие нет? Почему? 10. Какая типология уроков истории вам кажется наиболее приемлемой для современной школы? В чем ее продуктивность? 11. К какому типу относятся вводные уроки истории? 12. В каких случаях учитель проводит урок изучения нового материала? 13. Чем отличается контрольный урок от повто-рительно-обобщающего? 14. На каком по типу уроке решаются следующие задачи: • актуализация и упрочение знаний и умений учащихся; • создание целостной картины события, процесса; • выделение главных фактов и понятий; • систематизация и обобщение знаний; • рассмотрение новых связей; • углубленное объяснение нового;
• конкретизация известного новыми фактами.
15. В чем отличие типа урока от его формы? Приведите примеры. 16. Какую роль в эффективности процесса обучения выполняет рациональный выбор типа урока? 17. Какие нетрадиционные формы уроков вам известны? 18. Какое значение имеет формулировка темы урока? Какие существуют способы формулирования тем уроков? 3—4. При подготовке к комбинированному уроку целесообразно сначала продумать общую характеристику элементов этого урока и их взаимосвязи, а затем в рамках этих элементов основное внимание обратить на изучение нового материала. Вопросы и задания: 1. Подумайте, как учитель, руководствуясь общими методическими правилами подготовки урока, должен его спланировать, чтобы избежать ошибок при проведении. Покажите это на конкретном примере, вспомнив следующие методические правила организации урока: • изучение нового материала — занимает ведущее место на уроке, ему отводится большая часть времени; • урок имеет определенную логику, темп и ритм проведения; все компоненты должны быть связаны логически; при изложении материала соблюдается их определенная последовательность, четкость при переходе от одного к другому; • каждый компонент включает в себя два взаимосвязанных процесса: деятельность учителя и деятельность учащихся; • приемы и средства на уроке должны быть разнообразными и соответствовать целям урока, содержанию и познавательным возможностям учащихся; • каждый урок необходимо включать в целостную систему уро 2. Во всех ли случаях необходим этап перехода к изучению нового материала? 3. Как проверить, соответствуют ли приемы изложения новой темы содержанию материала и познавательным возможностям учащихся? 4. Продолжите перечень принципов изложения новой темы учителем: • образность, • конкретность, • эмоциональность, • логическая последовательность, • доступность изложения,
5. Как учитель подбирает средства для изложения новой темы? 6. Каким образом он вовлекает учащихся в познавательную деятельность по изучению нового материала? Как оценивает ее результативность? 7. Как проверить соответствие методов и приемов обучения образовательно-воспитательным и развивающим задачам урока? Как во время изложения нового выяснить, понимают ли ученики смысл употребляемых терминов и понятий? 8. Каковы методические условия проведения закрепления на уроке истории? Какие виды закрепления вы знаете? 9. Как учитель организует домашнее задание на уроке? В чем суть инструктажа по его выполнению? 10. Кратко охарактеризуйте деятельность учителя на уроке. 11. Меняются ли требования к слову учителя (его содержанию и форме) в зависимости от возраста учащихся? Обоснуйте свою точку зрения. Перспективные задания: 1. Продумайте возможную типологию уроков по одной из тем школьного курса истории; наметьте структуру и план одного из уроков, заполнив таблицу. Тема урока Тип Форма Структура 2. Какой исторический материал новой темы урока будет усваиваться на эмпирическом, а какой на теоретическом уровне? В каких формах? Заполните таблицу.
Занятие 22. Подготовка учителя к уроку истории
Целью занятия является выяснение методических путей подготовки учителя к уроку. Необходимо научиться создавать план-проспект урока изучения нового материала. План: 1. Подготовка урока: а) анализ учебников и программ; б) определение педагогического замысла урока; в) структурно-функциональный анализ урока. 2. Этапы и функции преподавания истории. 3. Планирование познавательной деятельности учащихся на уроке. 4. План урока и конспект. Литература Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984. — С. 216—242. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988. — С. 64—71. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника — к творческому замыслу урока. — М., 1990. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. — М., 1978. Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997. — С. 78—120. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории: Теоретический курс: Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 162—167. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. / Отв. ред. Н.Г. Дайри. — М., 1978. — Ч. 2. — Глава ХIХ. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» / С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. — Главы ХII—ХIII. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. — М., 1989. Содержание занятия: 1—2. В первой части занятия рассматриваются вопросы о путях подготовки учителя к уроку истории, этапах преподавания истории, реализации функции преподавания на различных этапах подготовки к уроку. Вопросы и задания: 1. Проанализируйте две программы подготовки учителя к уроку. В чем их положительные и отрицательные стороны? Программа I • Анализ учебников и школьных программ. • Определение образовательно-воспитательных целей изучения разделов и больших тем. • Составление тематического планирования уроков по теме. • Продумывание педагогического замысла урока, его цели. • Выделение образовательных, воспитательных, развивающих задач урока. • Разработка плана-конспекта урока следующего содержания:
План урока Деятельность учителя Деятельность учащихся В конспект включается также: указание об использовании пособий, вопросы к картине и документу, задания по карте, дополнительные вопросы для повторения в тематической последовательности ранее изученного. Указывается время на реализацию каждого этапа урока. В конспекте может быть отражена обратная связь — кратко воспроизведены предполагаемые ответы учащихся. Программа II • Изучение содержания исторического материала для подготовки к уроку. • Структурный анализ материала урока, составление плана. • Функциональный анализ каждой части урока — эскиз задач урока. • Определение приемов изучения материала каждой части урока, дополнение их необходимыми средствами обучения. • Прогнозирование познавательной деятельности учащихся на уроке: познавательные задания и вопросы на всех уровнях познавательной самостоятельности; планирование работы учащихся — ответы на вопросы, составление плана, таблицы, другие записи в тетрадях, работа с текстом учебника; формы организации познавательной деятельности учащихся; формы контроля и самоконтроля учащихся в процессе изучения новой темы. • Проверка соответствия методов и приемов образовательно-воспитательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание. • Формулировка задач урока. • Подготовка плана-конспекта урока по форме: План урока Содержание и приемы работы учителя Содержание и приемы работы учащихся
2. Идентично ли преподавание и изложение учебного материала? 3. Какие вы знаете функции преподавания истории и как они связаны между собой? Как сказывается на качестве обучения игнорирование той или иной функции? 4. В чем различие гностической и конструирующей функций? Как учитель реализует гностическую и конструирующую функции преподавания на этапе подготовки к уроку? 5. Какие функции преподавания осуществляются на уроке в совместной деятельности учителя и учащихся? В чем состоит разница между организационной и контрольно-учетной функциями преподавания? 6. Какой этап преподавания вы считаете определяющим в работе учителя истории? 7. Заполните таблицу «Функции преподавания истории»:
8. В чем сущность корректирующей функции преподавания? Приведите примеры, результаты впишите в графу 3 таблицы. 3. Вопрос о планировании познавательной деятельности учащих 4. Прежде всего необходимо выяснить сущность конспекта
в предпраздничные дни) и работоспособность (какой по счету урок), возможности кабинета истории, имеющееся время (для всех этапов урока с учетом выполняемых учениками заданий). Как установили психологи, наибольший объем информации ученики усваивают в первой половине урока, а во второй половине урока осваивается лишь половина новых сведений. В конспекте учитель дает формулировку вопросов для опроса учащихся, прописывает переход к началу изложения нового материала, записывает выводы, формулировки и обобщения. Излагается также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика преподавания. Учитель намечает вопросы и задания учащимся по ходу изложения нового, способы работы с картинами, картами, иллюстрациями, предусматривает запись терминов и схем на классной доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать рассказ ярким, эмоциональным и убедительным. Дословная запись дает возможность подготовиться к свободному (без конспекта) изложению материала на уроке. Конспект включает наименование темы урока, цель, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения. Последнее дается в виде приведенной ранее таблицы. Ход урока Содержание и приемы работы учителя Содержание и приемы работы учащихся В первой колонке «Ход урока» в виде краткого плана перечисляются основные вопросы содержания урока: тема проверки знаний и умений; тема изучения нового, план; вопросы закрепления; домашнее задание. По всем видам работ указывается отведенное на них время. Значительные потери времени бывают при опросе учащихся из-за его затягивания, неумелой постановки вопросов. Во второй колонке «Содержание и приемы работы учителя» записывается содержание нового учебного материала, представленного в виде сюжетного рассказа, образного описания, обобщающей характеристики и т.д. Здесь же указываются приемы работы учителя, средства изучения нового, выводы и итоговые обобщения; записываются познавательные задания; даются указания о месте и приемах работы с источниками знаний. Третья колонка «Содержание и приемы работы учащихся» раскрывает познавательную деятельность учащихся по каждому из вопросов новой темы. В ней записываются предполагаемые ответы учащихся во время проверки знаний; результаты выполнения заданий по ходу изучения нового; ответы учеников при закреплении и повторении; выполнение заданий по составлению схем, таблиц, диаграмм. Содержание этой колонки поможет учителю дать на уроке разъяснение неправильных, неполных ответов учеников. Если часть урока или урок в целом посвящены учету и обобщению знаний, то страница конспекта приобретает следующий вид: Вопросы и задания учащимся Примерное содержание ответов В первой колонке около вопросов и заданий учитель делает пометки о месте и содержании приемов: «у карты», «по кадру 12 диафильма», «изобразить на доске», «составить и заполнить схему». Здесь же можно указать фамилии отвечающих учеников. Если лишь часть урока отводится на обобщение знаний, то далее содержание нового записывается в конспекте на всю страницу. Вопросы и задания: 1. Определите, какое место занимает данный урок в теме, разделе, курсе. Каким образом тема урока связана с предыдущим материалом и последующим в курсе? Как вы собираетесь на уроке осуществлять внутрипредметные, внутрикурсовые и межкурсовые связи? 2. Перечислите факты, от которых зависел ваш выбор приемов учебной работы. Как проверить оптимальность выбора приемов, их соответствие обоазовательно-воспитательным и развивающим задачам урока? Насколько разнообразны приемы вашего урока? 3. Каким образом планируется включение учащихся в деятельность по изучению нового материала? Как вы будете ее оценивать? Будут ли при этом учитываться уровни их познавательной самостоятельности? Оптимальны ли предлагаемые формы работы: отвечают ли они содержанию, целям и познавательным возможностям учащихся? 4. Проверьте техническое обеспечение вашего урока, выписав отдельно в столбик те средства обучения, которые вы собираетесь использовать. «Оформите» доску, написав на ней все необходимое к уроку. Возможен такой макет классной доски: тема, план, термины, понятия, даты, имена, географические названия, графические работы, рисунки. 5. Какие основные факторы процесса обучения истории находят отражение в конспекте урока? Перспективные задания: 1. Разработайте развернутый план урока; конспект. 2. Ознакомьтесь с параграфом учебника; определите главные, основные вопросы. Какие вопросы могут быть изучены учениками самостоятельно?
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.041 с.) |