Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 17. Применение наглядных средств обучения
Целью занятия должно стать изучение материала о классификации наглядных средств обучения и раскрытие приемов работы с различными наглядными средствами. План: 1. Учебная картина, иллюстрация на уроках истории. 2. Применение условно-графической наглядности: а) аппликация; б) меловой рисунок. Литература Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. — Главы III, IV. Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах: Пособие для учителя. — М., 1959. — Главы VI, VII, IХ. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М., 1971. Добрынина З.И. Методическое руководство к пособию «Аппликации по истории Древнего Египта». — М., 1961. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории: Теоретический курс: Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 144—147. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. — М., 1978. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М., 1984. 1. Разбирая вопрос о применении наглядности на уроке истории, обращается внимание на следующие вопросы: работа с исторической картиной на уроке; применение аппликаций и иллюстративного раздаточного материла; условная наглядность на уроке; технические средства обучения. При обсуждении привлекается книга: Ко-роткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Схемы. Таблицы. Описания. — М., 1999. Вопросы и задания: 1. Зачем нужно применять наглядность в обучении? Как на этот вопрос отвечают психологи и дидакты? В чем отличие применения наглядности в истории и ботанике, истории и литературе? Какие виды наглядности используются в 5—6, 7—8, 9—11 классах? Как меняются приемы работы с наглядными средствами обучения истории в старших классах? 2. Определите вид следующих учебных исторических картин: Саламинский бой Кремль при Иване Калите Афинский акрополь Вид Москвы в XVII веке Продажа рабов в Греции Иван Грозный Ян Гус на Констанцском соборе Царевна Софья Средневековая ярмарка Восстание под предводительст Штурм города Совет в Филях Полюдье 9 января 1905 года 3. Какие приемы необходимо использовать в сочетании с типологическими, а какие — с событийными картинами? Какие приемы необходимо использовать одновременно с демонстрацией картин и исторических портретов?
4. Составьте фрагмент урока по исторической картине, ориентируясь на этапы, разработанные А. А. Вагиным:
• восприятие картины в целом; • переход от нерасчлененного целого к анализу его частей; • анализ деталей картины; • установление связей и соотношения отдельных частей; • обогащенное понимание целого в картине. 5. Приведите примеры использования учебной исторической кар • создает зрительный образ-опору; • иллюстрирует теоретический материал; • служит источником извлечения новых знаний; • является средством актуализации известного материала; • усиливает эмоциональное воздействие материала; • служит средством закрепления материала. 6. Будет ли иметь свои особенности аналитическая беседа по кар Кто собирает дань? В какое время года князь выезжал в полюдье? Чем он занимался во время объезда подвластного населения? Кто и почему платил дань? Какие продукты и ценности составляла дань? Кто принимал дань? Как вели учет сбора дани? Кто сопровождал князя во время сбора дани? Зачем? Как повезут дань? Куда? Как вооружена дружина князя? Как происходил княжеский суд? Какие детали на картине указывают на то, что в IX веке в Древней Руси уже было государство? 7. Что такое рассказ по картине и как вам его надо будет органи Текст 1 На картине изображен сбор дани князем. На берегу широкой реки собрались местные общинники-смерды. Это центральный пункт верви (сельской общины), где происходит сбор дани. Смерды принесли медвежьи, куньи, лисьи, беличьи меха, зерно, воск, мед, масло в кадушках, ведрах, горшках. Княжеский тиун-данщик с биркой в руках принимает и отсчитывает принесенную дань, а потом его люди на лошади начнут перевозить ее к лодкам, причаленным к берегу.
Повозку на картине видно плохо: не то это сани, не то телега. В глубине картины мы видим князя, вооруженных дружинников и привезших дань смердов. Дружинники, вооруженные копьями, мечами, секирами и луками со стрелами и одетые в кольчужную броню, наблюдают за ходом сдачи дани. Сзади стоят оседланные кони. Но князь не только собирал дань, он в то же время разбирал жалобы и тяжбы смердов. К главной избе верви (общины) вынесли скамью, покрыли ее ковром, другой ковер постелили под ноги князя. Князь сменил дорожную одежду на богатое корзно (плащ) и шапку с плоским верхом. Свой меч он снял с богатого пояса и передал меченоше, который держит его вместе со щитом как знаки княжеской власти. За спиной князя стоит старый и опытный в судебных делах дружинник, который помогает князю вести разбор дел. Перед князем излагает свою жалобу истец. Рядом с ним склонился ответчик и стоят свидетели, которых привел истец. Выслушав стороны и показания свидетелей, князь по установившемуся обычаю произносит приговор. Когда закончится сбор дани и судебные дела, князь с дружиной переедут в другие верви. 8. Разработайте фрагмент урока с использованием иллюстрации учебника. Вот какой рассказ по рисунку (с заданиями) реконструкции Олимпии предложил старейший российский методист Д.Н. Никифоров в разработанной им в сороковые годы учебной тетради. Текст 2 Открыв учебник, ты увидишь реконструкцию Олимпии. Посмотри в словаре, что означает слово реконструкция. Теперь давай внимательно посмотрим этот рисунок. Центральную часть рисунка занимает площадь, которую греки называли Алтис. На ней расположены храмы и памятники Олимпии. Самый большой храм посвящен Зевсу. Его крышу поддерживают многочисленные колонны. Другой храм, меньшего размера, тоже с многочисленными колон- нами — храм Геры. Между этими двумя храмами расположилась платановая роща, посвященная Пелопсу. Узнай, кто такой был Пелопс, почему именно ему посвящена была роща, в которой победители в состязаниях получали угощение. Почему Южная Греция получила название Пелопоннес? Сходи в музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, посмотри в зале Олимпии восточный фронтон храма Зевса. Вспомни содержание мифа о Пелопсе, изображенном на этом фронтоне. У подножия горы Кроноса на площади Алтиса видна «терраса сокровищ». Здесь хранились ценные дары отдельных греческих полисов, принесенные в жертву Зевсу Олимпийскому. Направо от храма Зевса тянется «колоннада Эхо» 98 метров в длину. Семь раз звучит и отдается эхо от мраморной стены и колонн. Греки сложили красивую легенду про нимфу Эхо и Нарцисса. Прочти об этом в книге Н.А. Куна «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях». «Колоннада эхо» отделяет Алтис от стадия, где происходили Олимпийские игры и состязания. Зрители размещались с одной стороны на склоне холма и с трех сторон на искусственной насыпи. Вправо от стадия находился ипподром для конных состязаний, на рисунке он не виден. Вокруг Алтиса и за его стенами находились общественные здания. Правее храма Зевса виден Булевтерий, где заседала администрация Эллады. На переднем плане, внизу рисунка, видна крыша и часть колоннады Леонидейона. Он служил пристанищем для знатных греков, приехавших на олимпийские игры со всех концов Греции. Влево от него видно здание с двумя внутренними дворами — Тео-колейон. Оно служило жилищем для жрецов Олимпии. Еще левее видно квадратное здание с внутренним двором и колоннадой. Это — палестра. Узнай по словарю, чем занимались в палестре и чем палестра отличалась от гимнасии. Здание гимнасии видно над крышей палестры. Вправо от гимнасии видно четырехугольное здание Пританей. Здесь заседали судьи, присуждавшие победителям награду. На площади Алтис стояли статуи победителям на состязаниях.
Задание учителя ученикам: составь рассказ об олимпийских играх по учебнику и по рисунку, который мы сейчас разобрали. Рассказ начните с описания путешествия в Олимпию из какого-нибудь отдаленного пункта Греции. Опишите затем впечатления прибывших в Олимпию при осмотре Алтиса, а затем и сами олимпийские игры. 2. В младшем и среднем звене учащихся широко применяются аппликации. Прочитайте фрагмент объяснения учителя с ап-82 пликациями (из брошюры З.И. Добрыниной) о войске Древнего Египта. Фрагмент объяснения нового В период расцвета Египта войско имело довольно разнообразное вооружение и хорошую организацию. Оно состояло из отрядов пехоты и колесничих. Отряды пехоты строились шеренгами и имели однообразное оружие. Впереди обычно стояли отряды лучников, вооруженных луком и стрелами. Стрелы имели наконечники листовидной формы, сперва каменные, затем бронзовые. Лучники могли попадать в цель на расстоянии 150—180 м (прикрепляется первая аппликация). Кроме отрядов лучников, были отряды копейщиков. Каждый копейщик был вооружен боевым топором из меди и копьем с листовидным бронзовым наконечником. Единственным защитным средством был щит, обитый мехом, высотой в половину человеческого роста (аппликация 2). Когда в Египте стали разводить лошадей, в египетском войске появились боевые колесницы. В колесницу впрягали две лошади. Колесница представляла собой деревянную площадку (1м х 0,5 м) на двух колесах. К ней прикреплялось дышло. Передняя часть и бока колесницы обшивались кожей для защиты ног колесничих. На колеснице обычно помещался боец и возница. Воин, кроме щита, имел еще панцирь из кожи с прикрепленными бронзовыми пластинками (аппликация 3). 1) Чем отличается статичный и динамичный способы демонстрации аппликаций на уроках истории? Приведите примеры. 2) В сочетании с какими наглядными средствами обучения применяются аппликации на уроках истории? Почему целесообразно такое сочетание? 3) В каких случаях учитель на уроке будет использовать графики, схемы, таблицы, меловые рисунки? 4) Прочитайте фрагмент урока Г.И. Годера о работе с меловым рисунком, картиной, документом на уроке. Как вы думаете, от каких факторов зависит выбор этих средств обучения?
Фрагмент урока Поскольку могущество Афин было связано с морем, учитель предлагает познакомиться с тем, что представлял собой Пирей — крупнейший в V в. до н.э. порт в Восточном Средиземноморье. На уроке идет работа с меловой схемой Пиренейского полуострова. Меловой контур Пирея Учитель покажет на схеме Афины, Пирейский полуостров, три его бухты, а также Фалерский залив и предложит задание: «Долгое время афиняне использовали в качестве гавани не пирейские заливы, а Фалерский — он ближе расположен к городу. Когда значение моря в жизни афинян возросло, порт перенесли на Пирейский полуостров, найдя его заливы более удобными. Рассмотрите схему. Чем они удобнее сравнительно с Фалерским заливом?» Выслушав догадки учеников, учитель объяснит: в пирейских заливах, лучше защищенных от волн и ветров, афиняне сузили и без того узкие входы, построив по обеим сторонам каменные насыпи. Гавани стали безопасными в шторм и непогоду. На ночь входы запирались цепями или просмоленными канатами, чтобы вражеские корабли не прорвались внутрь. Военные корабли стояли во всех пирейских гаванях, но главной военно-морской базой Афин стала Зея. «Если бы мы побывали в Пирее, то в эту гавань нас бы не пустили. Почему?» Чужеземцам вход сюда был запрещен. Гавань защищала каменная стена, чтобы уберечь военный флот от любопытных глаз, а также от пожара. Вдоль берега гавани находились доки — большие помещения, нависшие над водой. Триеру вводили в док, подвешивали на канатах и просушивали, чтобы она не гнила. Мастера смолили и конопатили корабли. Рядом находились склады, где хранились весла и мачты, деревянные рули, железные цепи и якоря. Затем ученикам предлагается задание по учебной картине художника К. Савкевича «Афинская гавань Пирей»: «Вы находитесь в главной торговой гавани Афин. Что вы там видите?» Учащиеся способны описать облик Пирея, корабли под погрузкой и разгрузкой, они видят рабов, скованных цепью, рабов-носильщиков... Дополнительные вопросы. Какие товары вывозят из Аттики? Какие ввозят? Ответ на последний вопрос ученики находят в документе учебника «Привоз товаров в Пирей». 5) Назовите методические условия организации работы с кинофильмом, диафильмом и аудио- или видеокассетой на уроках истории. Как используют в обучении истории компьютер? 6) В чем состоят особенности использования наглядных средств обучения в младших и старших классах? 7) Проанализируйте иллюстрации параграфа учебника и определите, как они соотносятся с текстом (изображают то, что написано; дополняют, конкретизируют текст; восполняют текст).
Перспективные задания: 1. Подготовьте аппликации и сделайте эскизы меловых рисунков к ним для объяснения фрагмента урока. Вот одна из студенческих работ такого характера (см. рис. на с. 86). 2. Подберите диапозитивы и подготовьте фрагмент работы с ними на уроке. 3. Как известно, такая условно-графическая наглядность, как графики, схемы часто используются для уяснения тенденций развития общественных явлений, выполняя роль своеобразных опорных сигналов. Диаграммы могут быть сегментные, круглые, фигурные, отражающие динамику явлений. Подготовьте по данным периодической печати одну из диаграмм и их количественные показатели к уроку истории.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.016 с.) |