Сетература и традиционная книга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сетература и традиционная книга



Тип занятия – лекция с элементами диспута.

Терминологический минимум:cайт, адрес, почта, интерактивная литература, гипертекст, конкурс, ICQ, онлайновые пейджеры, чаты, интернет-издания, сетература.

 

План

1. Понятие «сетература»: история возникновения.

2. «Рунет» и его ресурсы.

3. Сетературный образец текста: двухвариантность художественного текста.

4. В. Пелевин как сетевой автор.

5. Интернет-блог как сетевой текст (на прибере блока Е. Гришковца).

 

Литература

 

Тексты для изучения

1. Акунин, Б. Квест.

2. Бавинский, Д. Ангелы на первом месте.

3. Горланова, Н. Повесть Журнала Живаго.

4. Гришковец, Е. Одновременно.

5. Охлобыстин, И. XIV принцип

6. Пелевин, В. Принц Госплана. Шлем ужаса. Священная книга оборотня. Любовь к трем цукербринам.

7. Тучков, В. Танцор.

 

Основная

1. Губайловский, В. Попавший в Сеть [Электронный ресурс] / В. Губайловский. – Режим доступа: http://lit.lib.ru/g/gubajlowskij_w_a/text_0050.shtml#1-04

2. Лихина, Н. Е. Актуальные проблемы современной русской литературы. Постмодернизм: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Н. Е. Лихина. – Режим доступа: http://www. gumer.info› Библиотека Гумер›Literat/lihina

3. Русская проза рубежа ХХ–XXI веков: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Агеносов, Ф. С. Капица, Т. М. Колядич [и др.]; под ред. Т. М. Колядич. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 506 с.

4. Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.): учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / С. И. Тимина, В. Е. Васильев,
О. Ю. Воронина [и др.]; под ред. С. И. Тиминой. - 3-е изд., испр. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ – М.: Академия, 2013. - 352 с.

5. Тимина, С. И. Современная русская литература (1990-е гг. – начало
ХХI в.): учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / С. И. Тимина,
В. Е. Васильев, О. Ю. Воронина [и др.]. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ – М.: Академия, 2013. – 352 с.

 

Дополнительная

1. Караковский, А. История и практика сетевой литературы [Электронный ресурс] / А. Караковский. – Режим доступа: http://www.lito.ru/text/6477

2. Корнев, С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна. Интернет как место обитания литературы / С. Корнев // Новое литературное обозрение. - 1998.
- № 4 (32). - С. 29-47.

3. Чупринин, С. Русская литература сегодня: жизнь по понятиям / С. Чупринин.- М.: Время, 2007. - 768 с.

4. Юзефович, Г. Клик и книга / Г. Юзефович // Ведомости. - 2008. - № 175.
- С. 190-202.

5. Ямпольский, М. Интернет, или Постархивное сознание / М. Ямпольский // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 4 (32). - С. 15-28.

 

1. Информационные технологии в настоящее время настолько изменили культурный и социальный ландшафт современности, что есть основание говорить о новой литературной среде.

В России, где Рунет, по утверждению С. Чупринина, является самым литературоцентричным образованием, исследования осуществляются в нескольких направлениях. Во-первых, изучаются аспекты, связанные со сменой бумажного носителя (книги) на электронный (экран компьютера и электронная книга) и сопряженными с этим изменения в читательском восприятии. Во-вторых, иследуются особенности функционирования литературы в Интернете. В-третьих, существует ряд работ, анализирующих применение в литературном тексте конкретных приемов, связанных с компьютерной средой, в творчестве отдельных авторов. Приходится признать, что динамичное развитие проблематики и недостаточная освоенность ее литературоведением привели к терминологической пестроте в определении ключевых понятий. Изучая литературный Интернет или влияние компьютерного языка, компьютерных «жанров» на литературу, исследователи используют множество непроясненных терминов: «кибер-среда» (Е. Горный), компьютерные приемы (Т. Маркова), блогерская литература (В. Пустовая), Интернет-среда (Т. Морозова) и проч.

На сегодняшний момент можно выделить три наиболее частотных авторских стратегии применения Интернет-технологий: построение текста по принципам компьютерной игры (что влияет на жанровую природу, картину мира), использование в художественном тексте эстетики сетевого блога (что воздействует на стиль), осмысление Интернет-пространства как особой коммуникативной среды (что определяет особенности построения нарратива).

Обычная литература, перенесенная в Сеть, не является «сетературой» в смысле отдельного жанра, однако метаязык дает сюжетный размер, именно поэтому голос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей. Обычная литература, перенесенная в Сеть, не является «сетературой» в смысле отдельного жанра, однако мифопорождающее текстовое устройство синфазно. Конечно, нельзя не принять во внимание тот факт, что усеченная стопа однородно диссонирует мифологический полифонический роман, таким образом в некоторых случаях образуются рефрены, кольцевые композиции, анафоры.

Экспертные сообщества в литературном Интернете 1990-х гг. представлены конкурсами «Тенета» (teneta.rinet.ru) (1994-2002), «Арт-Лито» (art-lito.spb.ru) (1998-2000), «Улов»(rating.rinet.ru/ulov/) (1999-2002). Помимо экспертной функции, литературные премии выполняли еще инициирующую функцию, принимая в литературное сообщество Интернета новых авторов. Среди этих трех конкурсов наибольшую популярность имели «Тенета», остальные два были созданы им в противовес.

Конкурсы сетевой литературы не пережили технологических изменений в структуре Интернета, произошедших в начале 2000-х гг. Они были связаны с широким распространением технологии Web 2.0., позволявшей любому Интернет-пользователю свободно размещать свои тексты в Сети в обход экспертного отбора, проводимого сетевыми конкурсами. В дальнейшем роль экспертных инстанций взяли на себя отдельные исследовательские проекты, создаваемые в Сети с целью наблюдения и обобщения сетевых процессов без деятельного участия. Это проект «Russion-cyberspace», изучающий Рунет с точки зрения филологии, культурологии, социологии и этнологии, и проект «Сетевая словесность», играющий роль транслятора в распространении материалов, связанных с исследованием сетевой среды.

Электронные журналы сосредоточили свое внимание на тщательном отборе публикуемых текстов. Такая линия поведения была задана первым электронным журналом «Вавилон» (1997). Изначально он продвигал «бумажных» поэтов в сетевую аудиторию. В дальнейшем «Вавилон», как и «Тенета», занялся поиском талантливых молодых авторов (преимущественно поэтов). Такую же политику избрали другие электронные журналы, самые крупные из которых: «TextOnly» (textonly.ru) (создан в 1999) и «Полутона» (lame.ru) (создан в 2004 г.). Журнал «Точка зрения» (lito1.ru) (создан в 2000 г.) выбрал стратегию, направленную не столько на экспертный отбор текстов, сколько на создание собственной внутрисетевой креативной среды для молодых авторов. Однако после появления проекта «Журнальный зал» (magazines.russ.ru) (2001), публикующего в Сети материалы «толстых» литературных журналов, электронные журналы перестали отличаться от традиционных.

Стратегия создания креативной среды, т.е. интерактивных ресурсов, направленных на создание атмосферы творчества и сотворчества юзеров, изначально была основной задачей Рулинета. Первые литературные сайты были построены как коллективные игры. Они обладали такими особенностями, как полиавторность, гипертекстовость, динамичный рост количества текстов. Игра на всех сайтах строилась на коллективном создании (строчка за строчкой) текста какой-либо твердой поэтической формы. Так появились литературные игры «Сонетник» и «Буриме» (centrolit.kulichki.net/centrolit) (1995), «Сад расходящихся хокку» (hokku.netslova.ru) (1997), «Вольный город Лимерик» (limeriki.kulichki.net) (1997). Установка на герметичное, сугубо сетевое и подчас анонимное взаимодействие вызвала кризис этого вида Интернет-творчества. Появление представительств бумажной литературы в сети («Вавилон», «Журнальный зал») снизило статус литературных игр, маргинализировало их в сознании Интернет-пользователей.

В дальнейшем из литературных игр развилась практика создания сайтов со свободной публикацией: Стихи.ру (stihi.ru) (создан в 2000 г.), Проза.ру (proza.ru) (создан в 2000 г.) и др. В этой группе сайтов сохранилось игровое начало, присущее литературным играм, но исчезла анонимность автора. Атмосферу на подобных ресурсах можно сравнить с огромным сетевым ЛИТО. Эта категория сайтов представляет сегодня маргинальное сетевое взаимодействие профанных литературных практик.

Анализ эволюции литературных ресурсов Рунета позволил сделать следующие выводы о структуре его литературного поля. Изначально виртуальное пространство Интернета воспринималось как место абсолютной свободы, не стесненное взаимодействием полей внешнего социального пространства.

Предполагалось создать в Сети ситуацию, когда авторы литературного поля действуют независимо от других полей, исповедуя концепцию «искусства для искусства». Это привело к политике создания креативных сред, которые в первую очередь были представлены различными литературными играми. Агентами влияния сетевого литературного поля явились по большей части (что закономерно для Интернета как порождения технического прогресса) программисты, представители технической интеллигенции, а также профессиональные филологи, так как Интернет
1990-х гг. по большей части был текстовым. Первые взяли на себя функции, сопоставимые с функциями издателей, т. е. занимались программированием литературных веб-ресурсов.

Вторые исполняли роль критиков, экспертов, обеспечивающих наполнение ресурсов соответствующим контентом. Далее для создания культурного поля потребовались инстанции посвящения (премия сетевой литературы «Тенета»).

Однако, когда появился электронный журнал «Вавилон», предлагавший уже готовую схему устройства литературного поля внесетевого пространства, сетевая среда постепенно начала сближаться с реальным миром, превратившись в итоге в универсальное средство коммуникации. Тем не менее концепция сетевого искусства осталась в маргинализированном виде на сайтах со свободной публикацией.

 

2. История Рулинета как культурного явления, как это часто случалось прежде в Сети, начинается с деятельности всего лишь одного энтузиаста - предпринимателя Леонида Делицына. Не вдаваясь в подробности его бизнес-проектов, можно сказать, что литературный конкурс «Тенета» (http://teneta.ru), проводящийся с 1996 г., сумел не только объединить большинство Интернет-ресурсов, посвященных литературе, но и привлечь к работе конкурса и реальную литературу. Заслуги Делицына трудно переоценить: профессиональная, грамотная работа «Тенеты» остается непревзойденной, и вряд ли хотя бы один проект может с ней соперничать. Однако специфика литературного конкурса обладала существенным недостатком: отсутствием возможности свободной публикации для новичков Интернета, ведь в классических литературных сайтах, взявших на вооружение практику толстых литературных журналов, существовал и существует жесткий редакторский отбор.

Руне́т (русскоязычный Интернет, русский Интернет, Интернет на русском языке) - часть Интернета на русском языке. Распространен на все континенты, включая Антарктиду, но больше всего сконцентрирован в СНГ и в особенности в России.

Согласно исследованию Яндекса, русский - основной язык для 91 % сайтов Рунета (в собственной терминологии Яндекса), а по данным поиска Яндекса на осень 2009 г. в Рунете было около 15 миллионов сайтов - около 6,5 % от всего Интернета.

Часть Рунета, посвященная русской литературе, получила название РуЛинета. История сетевых конкурсов, а следом за ними бумажных и виртуальных альманахов Интернет-авторов в РуЛинете началась сравнительно недавно. В 1994 г. в Интернете появился занимательный ресурс с таинственным названием «Тенета». И сразу заявил о себе.

Можно говорить о трех видах репрезентативных сетературных произведений: гиперроман «РОМАН» (1995-1997), роман-проект «Иннокентий Марпл» (1999-2002) и проект «Межлокальная контрабанда» (открыт в 2003 г., он продолжается и сейчас).

«РОМАН» (1995-1997) рассматривается как первый интерактивный гипертекст с коллективным авторством, помещенный в Сети. Это сюжетное произведение, которое по аналогии с лабиринтом имеет вход, но не имеет выхода, как сам роман не имеет конца. Автор проекта Р. Лейбов предлагает рассматривать «РОМАН» не как законченный факт гипертекста, а как двухгодичный процесс. Читатель имеет возможность в интерактивном режиме стать соавтором романа, выбирая путь развития сюжета. «РОМАН» интересен как эксперимент по построению нелинейного нарратива. Посредством гипертекста удалось создать востребованную литературную игру с большим количеством участников.

В качестве законченного сетературного текста наиболее показателен веб-сайт романа-проекта «Иннокентий Марпл» (1999-2002). Это глобальный эксперимент по созданию нелинейного текста, вместивший в себя и гипертекстовый, и интерактивный, и мультимедийный аспекты. Интернет здесь – уже не повод для игры, как это было в «РОМАНе», а попытка воссоздать внутренний мир одного человека - британского композитора Иннокентия Марпла, жившего в XIX в., страдавшего душевным расстройством и галлюцинациями. Роман выстроен посредством соположения изображений, текстовых и музыкальных фрагментов реальной жизни Иннокентия и его видений. Он не имеет строгого сюжета.

Однако для адекватного восприятия текста маркируется как начало раздел «Идея проекта», представляющий собой метатекст, объясняющий, как нужно воспринимать основной текст романа. «Иннокентий Марпл» располагается на пересечении особенностей словесного и иконического текстов. Фигура Иннокентия Марпла становится точкой пересечения множества дискурсов.

Проект «Межлокальная контрабанда» (2003 – наши дни), как и роман-проект «Иннокентий Марпл», можно воспринимать как иконический текст. Как и в предыдущем проекте, здесь сильна роль метатекста, который и дает ключ к выбору правильной стратегии восприятия книги. Однако метатекст вынесен за рамки проекта: это книга «Необитаемое время», написанная в 1995 / 1996 гг. А. Михайловым, ставшая основой сетературной версии. Анонимные авторы «Межлокальной контрабанды» попытались создать иллюзию «разреженного» времени: обрывочные фрагменты фраз принадлежат тем людям, что якобы прорвались в необитаемое время настоящего.

Таким образом, анализ подтвердил, что сетературный текст имеет структуру двух видов, образно названных В. Губайловским Деревом и Сетью 2. Дерево – это структура с одной четко выделенной вершиной – корнем, из которой выходит определенное число векторов. Здесь точки, лежащие на одном уровне, никогда не соединяются. Сеть, в отличие от Дерева, не имеет корня, а значит, лишена уровней и иерархии. Примером гипертекста-дерева является «РОМАН», «Иннокентий Марпл» занимает промежуточную позицию (метатекст включен в текст романа), «Межлокальная контрабанда» выстроена по сетевому принципу.

В целом поэтику сетературы Рулинета следует охарактеризовать как крайне герметичную, она не может активно влиять на традиционную «бумажную» литературу.

Одновременно с экспансией приемов бумажной литературы в Интернет происходил и обратный процесс: с начала 1990-х гг. в русской литературе появляются тексты, авторы которых сознательно используют элементы компьютерных IT-технологий.

 

3. Наиболее наглядно влияние компьютерных приемов проявилось в заимствовании литераторами принципов построения компьютерных игр для организации композиции своих произведений.

Первый русский текст с использованием элементов компьютерного дискурса, появился в период перестройки (повесть «Принц Госплана»
В. Пелевина, 1991 г.). Однако резкий количественный скачок произошел уже после 2000 г., с наступлением активной компьютеризации страны. Последовательное изучение текстов, ориентированных на использование приемов компьютерной игры, в порядке их появления показало, что по характеру репрезентации мира компьютерных технологий в пространстве художественного текста можно заметить, как литература постепенно обживает новые технические гаджеты.

К разряду таких произведений можно отнести существующие в двух режимах: тетралогию «Танцор» (2000, 2001) В. Тучкова, романы «XIV принцип» (2005) И. Охлобыстина, «Конкуренты» (2008) С. Лукьяненко, «Квест» (2008) Б. Акунина, «Шлем ужаса» (2005) В. Пелевина.

Характерными признаками такого текста являются создание романа, имитирующего построение компьютерной игры, новеллизация компьютерно-игрового мира, превращение самого акта чтения в игру при помощи компьютерных технологий.

Тетралогия «Танцор. Смерть приходит по Интернету» (2000, 2001) В. Тучкова – это первые тексты об Интернете, имевшие коммерческий успех. Самый популярный роман серии «Танцор. Ставка больше, чем жизнь» выходил двумя весьма крупными тиражами в 2001 г. (10 000 экз.) и 2003 г. (30 000 экз.).

Тучков использует Интернет-жанр компьютерной игры, адаптируя его к литературному материалу. В результате структурные части текста (названия и нумерация глав) реноминируются – автор делит текст на апплеты. Представление персонажей происходит через их ники и описание игровых характеристик (сила, интеллект, ловкость и проч.). Повествование выстраивается по уровневому принципу, который проявляется в однотипной композиции всех романов: формулировка задания уровня в завязке (суть задания, последствия проигрыша / выигрыша), выполнение задания и финал и т. п. Это помогает воссозданию в художественном тексте эффекта интерактивности, свойственного любой компьютерной игре.

Тучков построил свою романную серию по модели абстрактной компьютерной игры, использовав ее структуру. Между тем, обратная сторона явления – новеллизация компьютерных игр – становится распространенным маркетинговым ходом массовой литературы. Традиция новеллизации компьютерных игр пришла в Россию с Запада, где практически каждая популярная компьютерная игра имеет книжную реализацию: «Resident Evil» (девять романов), «Warcraft» (три романа), «Diablo» (четыре романа), «X-Wing» (девять романов) и т. д. В новеллизированных играх главными требованиями являются узнаваемость и реалистичность компьютерного мира.

Если Лукьяненко ограничивается лишь манифестацией того факта, что герои живут внутри компьютерной игры, то «XIV принцип» И. Охлобыстина демонстрирует авторское намерение придать идее создания компьютерных миров идеологическое обоснование. Игровая вселенная романа становится основой для так называемого «христианского» фэнтези», и компьютерная смоделированность волшебного мира приобретает библейский подтекст: человек, сотворенный «по образу и подобию», потенциально должен уметь создавать новые вселенные.

Роман Б. Акунина «Квест» (2008) рассматривается нами как опыт бытования текста в двух видах (и, соответственно, «средах»): автор скрестил роман с компьютерной игрой, и текст произведения существует в бумажном и электронном вариантах. В первом варианте игровой аспект выражен слабее, электронный же вариант сделан в соответствии с формотворческими сетературными экспериментами 1990-х гг.

В бумажном варианте автор в самом начале объясняет правила чтения книги, заданные электронным вариантом ее бытования. В частности, вводит в начало книги «Словарь необходимых терминов», где дается определение квеста как жанра компьютерной игры, расшифровываются термины игровой лексики (Intro, profile, tutorial, level, code, game over, скриншот), и «Правила игры», где объясняются правила чтения книги-игры. Текст структурируется в соответствии с композицией компьютерной игры жанра квест: profile – презентация главного героя, tutorial – обучающий этап игры, levels – уровни прохождения игры. При этом при каждом переходе с уровня на уровень читателя-игрока ждет испытание и в случае неудачи игра будет проиграна (game over).

Попутно с основной сюжетной линией, составляющей суть квеста (т.е. разгадки тайны), полноценной частью книги являются «Коды к игре». Суть любого кода в компьютерной игре – упрощение игрового процесса с целью скорейшего достижения конечной цели. Акунин пытается адаптировать элементы компьютерной игры к литературному контексту. Здесь «Коды к роману» в первую очередь нужны читателю для более точного понимания событий основного сюжета. Кульминация «Квеста» – это эпилог к «Кодам…», где две сюжетные линии соединяются в одну.

В электронном варианте, построенном как гипертекст, намного сильнее выражен игровой аспект. Посетителям сайта по мере прочтения книги предлагается поучаствовать в различных тестах и мини-играх. Однако на содержательную сторону романного повествования встроенные игры не оказывают никакого воздействия. Сам автор относится к электронной версии романа как к прототипу книги будущего. В «Квесте», таким образом, сетературные принципы реализуются на границе между Интернет-средой и бумажной литературой.

 

4. Проявление массовой культуры в современном социуме создает некий фон для мировосприятия окружающего мира представителями разных поколений, вероисповеданий, стран и народов. Такая мультифункциональность становится объектом изучения совершенно разных наук и предполагает специфические подходы к пониманию феномена. Само определение массовой культуры закладывает особый функционал как стратегию ее изучения.

Одной из основных глубинных человеческих потребностей, по мнению американского философа Э. Фромма, является стремление к уподоблению, поиск той системы координат, которая позволяет совместить ценностную ориентацию, отождествление себя с признанным образцом, группой с пространственным осознанием физического и умственного существования. Зачастую такие попытки приводят к формированию в литературном постмодернистском тексте с взаимозаменяемыми пространственными компонентами характеристик внутреннего осознания свершаемого и возможного. Примером воссоздания такого экспериментального пространственного компонента с точки зрения виртуального сознания современника является, на наш взгляд, произведение В. Пелевина «Шлем ужаса». Безупречно отлаженное взаимодействие «своего» и «чужого» в словесной ткани креатиффа о Тесее и Минотавре, намеренная эксплуатация стилевой многослойности становятся здесь залогом смещения мифологического и виртуального компонентов в единое замкнутое пространство.

Открывая сетевую вакханалию предложением Ариадны, «взломавшей» чат, заманчивым предложением: «Построю лабиринт, в котором смогу затеряться с тем, кто захочет меня найти», автор указывает на сектор адекватности читательского сотворчества. Заканчивается призыв Started by Ariadna нестандартным, на первый взгляд, вопросом: «Кто это сказал и о чем?»

Выбор формы Интернет-диалога вполне разумен, ведь Интернет стал новым мифологическим пространством, объединяющим различные типы мышления. Немного детектива, немного философии, и вот уже восемь существ, сами не знающие, где они, из ряда подсказок (собственных имен, снов, деталей интерьера и одежды) догадываются, что кто-то поместил их в виртуальный лабиринт, где разыгрывается миф о Минотавре. Проводя время в заточении, компания обсуждает версии происходящего, разбредается по своим персональным лабиринтам, ссорится, кто-то даже влюбляется, все острят и ждут встречи с Минотавром и явления Тесея, небезосновательно подозревая, что оба уже здесь, среди них.

Автор намеренно не дает инструкции к пониманию пространственного своеобразия произведения. Лабиринт можно рассматривать в качестве самой известной метафоры жизненного пути, который содержит определенный набор неожиданных поворотов и препятствий. Наличие тупиков в таком случае имеет бинарный характер. С одной стороны, это сложное психологическое состояние, требующее возвращения и поиска нового решения, а с другой – конечность предпринятых усилий, констатация неправильного решения поставленной жизненной цели. Умение выйти из лабиринта – это признак сильной волевой личности.

Смысловые разветвления в «Шлеме ужаса» бесконечны. Здесь так же часто, как раздвоения, возникают и различные предметы с загибом: выпукло-вогнутые ромбы, шляпы с загнутыми полями, знак доллара, якорь, рога быка, струи фонтана и т. д. Например, крест в основе лабиринта окружен искривленными линиями, которые сначала расходятся и уводят в бесконечность, а затем загибаются и возвращаются опять к кресту. Именно по этой схеме герои рассказывают о своих персональных лабиринтах. По сути, они все время ходят по кругу. И этот пелевенский лабиринт хоть и представляет собой бесконечное разветвление крестообразного центра, в конечном счете оказывается круговым. В таком случае кольцо – это мир, представляющий собой замкнутую систему, мнимо вырабатывающую будущее, т. е. что-то новое, но, по сути, по словам самого же В. О. Пелевина, гоняющую «ничто, пустоту». Понятия вечности, времени в вечности, заложенные в основу круга, дают возможность трактовать лабиринт как многогранность пространственной системы ходов-выходов в процессе жизнедеятельности индивидуума в период существования целого общества.

Движение к центру, к просвещению и мудрости, развитие и бесконечное совершенствование должно вести к свободе. «Шлем ужаса» – повествование о свободе, которая на деле сводится к мнимой возможности выбора, которая всегда обусловлена внешними факторами. У мира-лабиринта есть хозяин, которого герои произведения называют «бог», «Минотавр», «администратор», «политтехнолог», «профессор Павлов», «маг», «program vendor», «Bull Gates». Он может подменить свободу выбора фальшивой интерпретацией. Мир, как наглядно продемонстрировано в «Шлеме ужаса», есть пространство, обращенное против человека в системе замкнутого виртуального мира.

Рассмотрим пространство – лабиринт - с функциональной точки зрения. По М. Элиаде, основная его функция – охрана центра, отсюда объяснение ритуального значения лабиринтов как мест посвящения (инициации) во многих мистериях.

Спутанность пластов сознания, смена деятельности, требующие перезагрузки сознания, приводят героев к истине: Минотавр - внутри них самих. Сдвиги мышления человека последней трети ХХ в., фиксированность данного процесса в пронзительной узнаваемости времени и себя дают эффект инициации. А лавинообразная, «замусоренная» информативная база ведет к закономерным выводам. Нужно бороться не с внешними врагами, а с собственными страхами и комплексами, которые живут внутри нас и вполне излечимы. Каждый сам себе по жизни Тесей. Недаром в финале первые буквы ников персонажей складываются в MINOSAUR:

M onstradamus

I zolda

N utscracker

O rganism

S liff zoSShitan

A riadna

U gly 666

R omeo-y-Cohiba

Наша жизнь – это тот же лабиринт, в котором к успеху ведут лишь окольные пути, а за удачей неизменно следует крушение. Идя вперед, преодолевая все сложности, мы постепенно приходим к цели. Каждый из нас находит свой выход из лабиринта, отыскав свою путеводную нить Ариадны, или остается в выдуманном, замкнутом пространстве собственных сомнений и страхов.

 

5. Анализируя серию книжных изданий блога Е. Гришковца (2008-2011), «Повесть Журнала Живаго» (2009, 2010) Н. Горлановой, романы «Ангелы на первом месте» Д. Бавильского (2004), «Побег куманики» Е. Элтанг (2007), можно, на наш взгляд, говорить о блоге как об отдельном жанре сетературного творчества.

Живой Журнал может быть использован как черновик для будущей книги: «Год жизни» (2008), «Продолжение жизни» (2009), «151 эпизод жизни» (2010), «От жизни к жизни» (2011) Е. Гришковца. С одной стороны, героем таких книг является сам автор, события описываются без примеси выдумки. С другой, автор стремится отмежеваться от своей книги-документа. Е. Гришковец после издания последней книги серии продолжил дневник по-другому Интернет-адресу.

Закрытие блога писателем обнаруживает авторское отношение к нему как к художественному тексту. Так, проза, выполненная на основе документа жизни (т. е. блога), изменила суть самого документа, придав ему в сознании писателя статус черновика для художественного текста.

Интерактивная технология

Диспут после просмотра сетературного образца –

монопьесы Е. Гришковца «Настроение улучшилось!»

Вводные данные: отмечено, что с помощью своих основных особенностей (гипертекстовость, полиавторность, мультимедийность) сетературный текст приобретает следующие черты: а) воспринимается как «текст культуры», где наблюдается взаимодействие различных знаковых систем; б) выстраивает новую драматургию отношений между читателем и текстом, основанную на принципах смешения позиций читателя и автора; в) нарратив текстов фрагментарен и развивается до тех пор, пока читатели-соавторы вовлечены в процесс коллективного сотворчества.

Предлагается найти или опровергнуть выдвинутые положения относительно предложенного варианта сетературного произведения. Можно ли говорить о спорности отнесения моноспектакля к литературным образцам?

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Можно ли считать всю современную литературу частью сетературного процесса?

2. Что вкладывается в понятие «Рунет»?

3. Какими чертами обладает сетевой текст?

4. Какие разновидности сетевых произведений вы можете назвать? Охарактеризуйте одну из них.

5. В чем заключается сущность литературного блога?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Известно, что в последнее десятилетие художественный текст является объектом исследования целого ряда гуманитарных наук, основополагающей среди которых является литературоведение. Именно данный постулат заложен авторским коллективом в лекционный материал, адресованный бакалаврам филологического образования.

Предлагаемый лекционный материал демонстрирует многоаспектность изучения истории русской литературы сегодняшнего времени. При этом приоритетным для нас остается то, что преподаватель должен творчески подходить к содержанию лекций, не допускать их механического проговаривания, систематически расширять предлагаемый студентам лекционный материал, вовлекать их в беседу путем постановки проблемных вопросов по ходу чтения лекций. Изложение материала лекций должно способствовать выработке у студентов навыков аудиторной самостоятельной работы. Для этого рекомендуется ознакомить студентов с планом занятия, обозначить основные проблемы лекции.

В учебном пособии предусмотрены как интерактивные лекции (лекция-визуализация), так и включающие в себя в качестве составных частей использование интерактивных технологий (мозговой штурм, лекция с использованием интерактивных технологий (вовлечение в учебно-научный диалог с последующим введением технологии анализа ситуаций для активного обучения),с использованием интерактивных заданий, с использованием квест-технологии, с элемеентами диспута), что, на наш взгляд, способствует усвоению материала и вызывает особый интерес студентов к предмету. По-прежнему особое внимание нами уделяется перечню долекционных заданий, необходимых для правильного и полного понимания материала, использования интерактивных технологий в процессе проведения такого занятия (на подготовку к лекционным занятия предусмотрено израсходовать 40 % часов, отводимых ФГОС ВПО на самостоятельную работу студентов).

Цель преподавателя, обеспечивающего изучение данного курса, – подготовка специалиста, владеющего современными достижениями в области литературоведения, истории русской литературы, умеющего на практике приме­нять и приумножать полученные знания, умения, навыки, обладающего гибкостью мышления, творческим подходом, несущего ответствен­ность за результаты собственной деятельности и ориентированно­го на эффективное самообразование. Этим обусловлено то, что лекционный курс является лишь частью общего комплекса, обеспечивающего изучение дисциплины, и должен использоваться совместно с практикумом к дисциплине.

Представленное учебное пособие является попыткой систематизировать знания о специфике литературного процесса в России в настоящее время, особенностях процесса создания художественных образцов обозначенного периода и т. д.

Разумеется, автор не ставил перед собой задачу обобщить весь опыт литературоведческой науки с точки зрения используемых методов анализа конкретных явлений литературы, интерпретации художественных образцов. За пределами этого издания остались многие технологии исследования в смежных дисциплинах, где объектом рассмотрения остается художественный текст. Это касается главным образом культурологии, психологии, истории, философии и других дисциплин.

Основное внимание было обращено на описание литературного процесса обозначенного периода в целом и эволюции конкретных тем, творческих находок ряда авторов. Наиболее значимым результатом проделанной работы является разработка одного из вариантов методологического подхода в изучении современной русской литературы. В качестве инновационного и, с нашей точки зрения обоснованного, является представление комплекса методологических положений, касающихся как периодизации литературного процесса ХХ в., так и разграничения литературных импульсов эпохи, смысл и значение которых недостаточно изучены.

В учебном пособии обобщен авторский опыт подготовки и координации изучения дисциплины, частично дано методическое сопровождение к проведению лекций.

Автор надеется, что предложенный им опыт может послужить основой для дискуссий в сфере формирования методологии изучения современной русской литературы в вузе и школе.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………………...  
Самостоятельная работа студентов к аудиторному занятию (лекции)…………  
1. Современная литература: особенности трактовки термина и литературная ситуация конца XX - начала XXI вв. …………………………………………….  
2. Специфика развития современной реалистической прозы рубежа ХХ–ХХI вв.……………………………………………………………………..……….  
3. Новые разновидности реализма в современной русской литературе: причины возникновения и представители ……………………………………………….  
4.Военная проза последних десятилетий в русской литературе……………….  
5. Современная русская антиутопия: разновидности и специфика изображения мира………………………………………………………………………………….  
6. Современная женская проза ….. ………………………………………………...  
7. Проблемно-тематическое своеобразие массовой литературы конца ХХ–ХХI вв …………………………………………….………………………………….  
8. Теория и практика русского постмодернизма…………………………………  
9. Феномен Пелевина ……………………………………….………………………  
10–11. Основные тенденции развития русского стиха конца ХХ – начала ХХI вв.………………………………………………………………………….….  
12. Крупные формы современной лирики: поэмы, книги стихов, поэмный триптих…………………………………………….………………………………...  
13-14. Современная «новая драма». Театр абсурда. Ремейки и интерпреты в современной русской драматургии ………….…………………………….………  
15. Сетература и традиционная книга …………..…………………………………  
Заключение…………..……………………………………….………………………  
   

 

Учебное издание

 

 

СОВРЕМЕННАЯ РУCCКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

Учебное пособие

Редактор и корректор Ю. М. Гусева

Компьютерная верстка Е. А. Жиндеевой

Дизайн обложки Н. В. Макеевой

 

 

Подписано в печать 20.12.2015.

Формат 60х84 1/16. Печать лазерная. Гарнитура Times New Roman.

Усл. печ. л. 17,4. Тираж 150 экз. Заказ № 203.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.069 с.)