Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика развития современной реалистической прозы
Рубежа ХХ – ХХI вв. Тип занятия – лекция-визуализация. Терминологический минимум:реализм, художественный метод, направление, течение, просветительский реализм, «синкретический» реализм, критический реализм, психологический реализм, писатели-почвенники, деревенская проза, неопочвенничество, городская проза. План 1. Понятие реализма: современные дискуссии и теоретические основы. 2. Истоки формирования современного реализма в художественной литературе.
Литература Тексты для изучения 1. Астафьев, В. П. Людочка. Печальный детектив. Царь-рыба. Прокляты и убиты. Обертон. Так хочется жить. Веселый солдат. 2. Приставкин, А. И. Ночевала тучка золотая. Кукушата, или Жалобная повесть для успокоения сердца. 3. Распутин, В. Г. Прощание с Матерой. Пожар. Изба. Мать Ивана, дочь Ивана. В ту же землю. Женский разговор. Основная 1. История русской литературы XX века: в 2-х ч.: учеб. для бакалавров. Ч. 2 / В. В. Агеносов, К. Н. Анкудинов, А. Ю. Большакова [и др.]; под общ. ред. В. В. Агеносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 687 с. 2. Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература 1950–1990-е годы: учеб. пособие для студ. выш. учеб. заведений: в 2-х т. Т. 2: 1968–1990 / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. – М.: Академия, 2013. – 688 с. 3. Роговер, Е. С. Русская литература ХХ века: учеб. пособие / Е. С. Роговер. – СПб. – М.: Сага-Форум, 2011. – 496 с. 4. Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.): учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / С. И. Тимина, В. Е. Васильев, 5. Тимина, С. И. Современная русская литература (1990 -е гг. – начало ХХI в.): учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / С. И. Тимина, В. Е. Васильев, О. Ю. Воронина [и др.]. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ – М.: Академия, 2013. – 512 с.
Дополнительная 1. Большакова, А. Ю. Литературный процесс сегодня: pro et contra (статья первая) / А. Ю. Большова // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - Филология. - 2010. - № 5. 2. Большакова, А. Ю. Русская литература на рубеже XX–XXI веков: новые приоритеты (статья вторая) / А. Ю. Большова // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение ». - 2011. - № 3 (май - июнь).
3. Горбачев, А. Ю.Современная русская литература. Писатели-почвенники 4. Кормилов, С. И. История русской литературы XX века (20–90-е годы): основные имена / С. И. Кормилов. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 480 с. 5. Кременцов, Л. П. Русская литература ХХ века: учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений: в 2-х т. Т. 2: 1940–1990-е годы / Л. П. Кременцов, Л. Ф. Алексеева, Н. М. Малыгина [и др.]. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
1. Понятие реализма в художественной литературе традиционно характеризуется как особый метод изображения действительности в произведении.
Слайд 1
Начало современного литературного процесса ознаменовалось дискуссией о судьбе реализма, которая проходила на страницах журнала «Вопросы литературы». Сама постановка проблемы не была новой: так, о кризисе реализма говорили и во времена В. Белинского, и в начале ХХ в. (статьи на эту тему есть у О. Мандельштама, А. Белого). В том числе рассуждения исследователей и литературных критиков касались выявления особенностей направления реализма, его художественного метода, возможности выявления течений внутри реализма как направления. Слайд 2
Слайд 3 Художественные системы в литературе Направление Метод совокупность общая система принципов духовно-содержательных Течение творческого преобразования, и эстетических принципов, разновидность, воссоздания действительности характерных для творчест- одна из форм в художественном тексте, объе- ва множества писателей направления диняющая писателей одного определенной эпохи (психологический направления (реализм) реализм) ИЛИ (реализм: исследование взаимо- связи между обстоятельствами, изображение формирования характеров под воздействием среды) Тематическое деление (нанирмер, религиозная проза, жестокий реализм)
Отправной точкой в современных дискуссиях о реализме стала мысль о тотально изменившейся реальности, утрате ценностей, которые стали более чем относительными, релятивными. Исходя из соответствующих характеристик, принято выделять несколько разновидностей реализма, развивающихся в процессе эволюции литературного процесса в России.
Слайд 4 Для реализма как художественного метода характерны: 1) адекватное отражение реальности; 2) особое отношение к герою, который понимается как детерминированный средой; 3) четкое представление об идеале, различение добра и зла; 4) ориентация на эстетическую и мировоззренческую традицию; 5) внятный реалистический слог, без подтекстов и вторых планов, ориентированный на широкого читателя; 6) внимание к деталям. Сама художественная практика доказывает факт существования реализма в современном литературном потоке, что может быть занять свою нишу в предложенной схеме развития реализма в России. Современная реалистическая литература обращается к социальным и этическим проблемам жизни, исходя из реалистической традиции, поэтому иногда в критике по отношению можно встретить к ней определение «традиционная». Средствами и приемами реалистического письма, наследуя проповедническую направленность русской классической литературы, писатели-традиционалисты создают картину происходящего, осмысливают его, в свете своего эстетического идеала воспитывают представления о норме социального и нравственного поведения. Для писателей-реалистов жизнь общества является главным содержанием. Современную реалистическую литературу продолжают волновать вечные вопросы о смысле жизни, добре и зле, которые ставились в творчестве Л. Толстого, А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева Ф. Достоевского, А. Куприна, И. Бунина и др. В условиях кризиса традиционных ценностных понятий, основ прежней морали и принципов общественной жизни именно в реалистической прозе наметились поиски новых гуманистических идеалов, утверждение христианской морали, обретение нравственных основ. Реализм конца ХХ - начала ХХI вв. характеризуется повышением уровня философичности и публицистичности, и связан, с одной стороны, с открытым выражением злободневных социально-нравственных проблем, а с другой - со стремлением соотнести конкретные проблемы нашего времени с общечеловеческими поисками счастья и смысла жизни. В рамках этого направления уживаются самые разные стилевые манеры, которые зависят как от художественных задач, которые ставят перед собой писатели, от выбора тем, так и от творческих индивидуальностей самих создателей произведений. Современный реализм оказывается неисчерпаемым, демонстрируя многообразие интонаций и тональностей. В современном реализме можно выделить несколько тематических течений. Истоки такого деления обнаруживаются к 1950–1960 гг. Одним из первых тематических течений становится «деревенская» проза. Слад 5
2. Хотя отдельные произведения, критически осмысляющие колхозный опыт, начали появляться уже с начала 1950-х гг. и берут свои истоки в отчерках В. Овечкина, А. Яшина, А. Калинина, Е. Дороша, только к середине 1960-х гг. «деревенская» проза достигает такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (большое значение для этого имел рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор»). Тогда же возник и сам термин. Крупнейшими представителями «деревенской» прозы являются
Изменение социально-политической ситуации после падения СССР привело к тому, что «деревенская» проза выпала из актуальных литературных деяний. Еще раньше наметился отход от тематики и с частичной заменой обстоятельственного компонента в прозе ряда авторов («Пожар» В. Распутина, «Печальный детектив» В. Астафьева, «Все впереди» В. Белова). Более того, в 1990-е гг. ряд литературоведов, в том числе и Постоянным феноменом современной русской литературы почвенническое направление стало после выхода в свет повести «Привычное дело» (1966 г.) В. Белова. Параллельно развивавшееся творчество В. Распутина, Термин «почвенничество» применительно к русской литературе сформировался на рубеже 50-60-х гг. XIX в. К почвенникам обычно относят Ф. М. Достоевского, А. Григорьева, Н. Страхова и др., оставляя, однако, без должного внимания то обстоятельство, что многие русские писатели, не причислявшие себя к этому направлению, также отстаивали идею национальной самобытности (речь идет не об одних славянофилах) и таким образом значительно расширяли реальную базу почвенничества. Расцвет деревенской прозы пришелся на 70-е гг. XX в. «Деревенская» проза В. Белова, В. Распутина стала школой онтологического реализма для группы сегодняшних молодых писателей. Философско-эстетическую суть онтологического реализма можно свести к следующему: в человеческой жизни существует высокий, но потаенный смысл, который нужно постигать, а не искать и обустраивать собственное место под солнцем. Русский человек может постигнуть этот смысл только через единение, соборность, тогда как всякий индивидуальный путь – неистинен. Весь мир, окружающий человека, одушевлен, в связи с чем реалистическая поэтика в «деревенской» прозе соседствует с символистской.
В. Распутин констатирует, что современной почвеннической литературы нет, она кончилась еще в 80-е гг. ХХ в. Хотя некоторые представители ее еще живы – Белов, Лихоносов, Потанин. Иногда появляются книжки о деревне, хотя сейчас в сущности и деревни-то нет. Новые сегодняшние онтологические реалисты также ищут не очевидные причинно-следственные связи жизненных явлений, а мистический и сакральный христианский смысл жизни. В качестве примера в литературе двух последних лет можно привести прозу Л. Сычевой, Ю. Самарина, Д. Ермакова, О. Шевченко, Ю. Горюхина, В. Бондаря, где общий знаменатель - их религиозность, их христианский взгляд на мир. Все это в целом позволяет говорить о неопочвенничестве в современной прозе. Другим предтечей современного состояния русской литературы считается «городская» проза.
Слайд 6
В связи с переходностью (от «деревенской» к «городской» прозе) творчество В. Астафьева («Печальный детектив») особый интерес представляют такие его произведения, как «Людочка», «Веселый солдат» и др. Рассказ «Людочка» - одно из вершинный творений Астафьева. На небольшом художественном пространстве автор не только рассказывает о несчастной судьбе своей заглавной героини, но и в наиболее концентрированной, почти символической форме излагает свою концепцию жизни, свое отношение к неразрешеным вопросам ХХ в. В центре рассказа - любимый герой Астафьева - чистое, наивное существо, деревенская девушка Людочка, оказавшаяся в совершенно иной, губительной для нее среде - советском городе 1960–70-х гг. Средоточие этого ненавистного для Астафьева советского города - парк вагонно-паровозного депо. Здесь происходят главные события рассказа: насилие над Людочкой, ее самоубийство, расправа с обидчиком. В контексте произведения этот образ приобретает почти символическое значение как знак несбывшейся и не могущей сбыться советской цивилизации: железная дорога как один из главных символов революционно-утопического проекта («наш паровоз вперед лети, - в коммуне остановка...»), основные этапы советской истории (парк засадили в 1930-е гг. - во время сталинского режима, пика утопических преобразований и ожиданий, погубили в 1950-е - во время хрущевской «оттепели», а действие рассказа происходит в конце 1960-х - начале 1970-х гг. - во время уже начавшегося брежневского «застоя»). Одним из центральных произведений В. Астафьева является «повествование в рассказах» «Царь–рыба» (1976). Своеобразием художественной манеры автора является не только широкое использование сказа как приема, помогающего передать достоверность, подлинность изображаемого, но и возведение в ранг равного другим героям произведения образа повествователя, чьи лирические монологи передают авторское отношение к жизни, к описываемым событиям. Еще одна художественная особенность «Царь–рыбы»: жанровая разнородность произведения – оно состоит из новелл, былей, воспоминаний, слабо связанных сюжетно.
Художественный мир В. Астафьева часто страшен, невыносим: в отличие от В. Белова, В. Распутина, этот писатель изображает и сферы преступной жизни, передает «блатной» жаргон, эпизоды разложения человеческих душ, их «порчи». Не случайно характерной чертой романа В.Астафьева «Печальный детектив» (1986) исследователи называют «жестокий реализм», присущий этому произведению. Писатель беспощаден в изображении ужасов повседневной жизни. В романе сконцентрированы криминальные эпизоды из жизни провинциального городка Вейска, причем в таком количестве, что кажется неправдоподобным, чтобы на столь малом географическом пространстве было сосредоточено столько негативного, столько грязи, крови. Здесь собраны чудовищные проявления распада и деградации общества. Чрезвычайная насыщенность произведения В. Астафьева криминальными событиями объясняется и профессией главного героя Леонида Сошнина. Он оперуполномоченный, милиционер, ежедневно сталкивающийся с нравственным падением человека. Он еще и начинающий писатель. Все, что видит Сошнин вокруг, становится материалом для его записок. Как в калейдоскопе, мелькают один за другим эпизоды драк, изнасилований, убийств. Астафьев резко ставит вопрос о народе. Тот идеализированный образ народа-правдолюбца, который создавался в предшествующие десятилетия «деревенской» прозой, не устраивает писателя. В истории русской литературы роман занимает особое место, это произведение между «деревенской» прозой и «городской». Слайд 7
Наибольший интерес по нашему мнению представляет собой реализм в классической ее форме в творчестве А. И. Приставкина.
Наибольший интерес, по нашему мнению, представляет реализм в его классической форме в творчестве А. И. Приставкина. На сегодняшний день концепция хронотопа повестей Приставкина практически не изучена. Она не вызвала к себе такого пристального внимания, как например, концепция хронотопа рассказов А. П. Чехова, романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, в силу довольно серьезных причин. Литературное творчество А. И. Приставкина долгое время находилось под идеологическим запретом. Реалистические представления автора о времени и пространстве, отражающие глобальные сдвиги и перемены в человеческом мышлении ХХ столетия, во многом определяют содержание и принципы создания произведений писателя, а его принципиальная позиция относительно качеств художественного произведения широко известна из интервью А. И. Приставкина. Избранный нами сравнительно-сопоставительный план рассмотрения двух произведений одного автора требует внимательного отношения к стилевым доминантам, особенностям сюжето- и характеропостроения и т. д. Для того, чтобы проанализировать приемы воссоздания художественного пространства в произведениях «Ночевала тучка золотая» и «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», выделим составляющие – место действия, система образов, отношения между ними. Одна из главных особенностей данных повестей – указание географического пространства. В первом случае – реального места действия («грязненькое Подмосковье»), во втором – вымышленного (поселок Голятвино Московской области): «Станция наша зовется Голятвино. Кратко так – Голяки. Ну и мы, естественно, Голяки. А прямо за линией напротив вокзала стоят рядком шесть домов – бараков, к станции они повернуты торцом. Вот на этих торцах, раньше наверное белых, а сейчас серых от копоти, с каких-то довоенных пор намалеваны зеленой несмываемой краской слова известной песни: «МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ!» [3] [с. 347]. Использование автором реально существующих географических названий (Подмосковье, Московская область) объясняется его приверженностью писателя к реалистическому методу. Читатель, воссоздавая в своем воображении топографическую подробность, осмысливает дальнейшие события, воспроизводимые в повестях, как имевшие место в истории нашей страны. Типичность происходящего подчеркивается введением известных фактов из жизни эпохи. Базовыми в таких случаях являются понимание соотношения общечеловеческих норм, мотивов поведения индивидумов и их адаптация в процессе изображения эпохальных отношений к воспроизводимому автором историческому времени. Общее представление совершаемого в пределах художественного произведения весьма конкретно. Так, все основные сюжетные линии выбранных нами для анализа художественных текстов сконцентрированы вокруг одного образа – Детского дома: «Километрах в трех от станицы встали. Прямо у начала зеленых гор за деревьями были видны строения: один дом белый, двухэтажный, два других – по одному этажу, но длинные, похожие на бараки. На столбике у входа за зеленую колючую ограду висела надпись: СИЛЬКОЗТЕКНЮКОМ. Слово это было зачеркнуто мелом крест-накрест, а внизу торопливой рукой дописано: «Для переселенцев из Мос. обл. 500 ч. Беспризорные» [с. 27]. Детский дом у Приставкина – это символ всеобщего неблагополучия, неустроенности и обветшалости коренных основ русской жизни. Это по-детски чувствуют и понимают его герои – братья Кузьменыши и Кукушата: «А мы, и правда, сами напоминали зверят, брошенных для какого-то невероятного эксперимента в пустыню: «500 ч. Беспризорные». Так была обозначена наша порода. Только что означало «ч»? Чечмеков, чумаков, чудиков? А может быть, чужаков?» [с. 28]. Именно поэтому они стараются вырваться из неуютного пристанища в бесплодных поисках лучшей жизни. Отсюда так отчетливо в текстах звучит мотив дороги, связанный не только со значительными пространственными перемещениями героев, но и с предполагаемыми ими другими жизненными статусами. При этом автор точно обозначает перенос события из одной нравственно-эмоциональной точки в другую. Так, например, повесть «Ночевала тучка золотая» начинается с размышлений о Кавказе, которые во многом проясняют ситуацию и называют начальное место действия – Подмосковье – и конечное – Кавказ: «Это слово возникло само по себе, как рождается в поле ветер. Возникло, прошелестело, пронеслось по ближним и дальним закоулкам детдома: «Кавказ! Кавказ!» Что за Кавказ? Откуда он взялся? Право, никто не мог бы толком объяснить. Да и что за странная фантазия в грязненьком Подмосковье говорить о каком-то Кавказе, о котором лишь по школьным чтениям вслух (учебников-то не было!) известно детдомовской шантрапе, что он существует, верней, существовал в какие-то отдаленные непонятные времена, когда палил во врагов чернобородый, взбалмошный горец Хаджи Мурат, когда предводитель мюридов имам Шамиль оборонялся в осажденной крепости, а русские солдаты Жилин и Костылин томились в глубокой яме» [с. 7]. Такое точное воспроизведение эмоционально значимого плана взглядов героев, аллюзорное обращение к читателю позволяют создать ассоциативный контекст изображаемого. Для этого писателю-реалисту достаточно часто приходится использовать прием умолчания. Не исключение и повесть «Кукушата», в которой место действия первоначально не указано. Это связано с особым построением произведения. А. И. Приставкин использует рамочную композицию, при которой основное повествование обрамлено описанием одних и тех же событий, объясняющих характер, место и время действия. Однако в анализируемых нами повестях констатация перемещений героев дана весьма обстоятельно. Например, включается подробный рассказ о неожиданных происшествиях на станциях («Ночевала тучка золотая») или воспроизводится содержание диалога, происходящего между детьми и проводницей («Кукушата»). В представленных произведениях А. И. Приставкина характер изображения пространственного мира прямо пропорционально связан с развитием сюжета. При этом повествованию присущи субъективность описания, узнаваемость исторического времени и обстоятельств, топографическая конкретность. Писатель использует и ряд конкретных приемов, характеризующих авторское своеобразие в изображении мира. Так, в повести «Ночевала тучка золотая» пространственные изображения даны через две пересекающиеся призмы: ощущения, чувства, оценки героя и позицию автора. В анализируемом произведении А. И. Приставкина рассказчик совмещает повествователя и героя в одном лице. Эта сопричастность выражается через подмену местоимений «они – мы». Такой прием встречается в сцене, которая описывает долгожданную встречу Кузьменышей с горами: «За рекой Кубанью, которую мы переезжали в великий разлив тихим шажком по хлипкому, по вздрагивающему временному мосту, наведенному в недавние времена саперами, открылись нам затопленные сады, а потом на горизонте засветились и далекие горы. Мы ликовали, будто сделали в своей жизни великое открытие: «Горы! Смотрите, это же горы! Настоящие горы!» Они синели, как редкие тучки на краю неба, и ехать до них, как оказалось, предстояло еще не одни сутки! Дух захватывало от сверкающих вершин, в это время нам и правда казалось, что все наши шакальи мечты об изобилии, о сытой и замечательно радостной невоенной жизни непременно сбудутся» [с. 51] (здесь и далее выделено нами Е. Ж.). В повести «Кукушата» повествование ведется от первого лица. При этом откровенность, высокая эмоциональная насыщенность произведения достигаются путем описания всех событий с точки зрения главного героя – Сергея Кукушкина: «Долго шли, когда уже и не думали, что близко, за угол какого-то дома завернули и обомлели! Перед нами, как на той конфетной коробке, стоял самый что ни на есть настоящий Кремль, и башня, и стена, а перед стеной красный Мавзолей Ленина. А рядом со всем этим, прямо по площади, люди ходили, будто для них нормально все это, вот так жить и ходить мимо. – Смотри? Кремль! Кремль! – закричал Хвостик, а я поскорей зажал ему ладонью рот. Я уже понял, что в Москве нельзя кричать. Как крикнешь, так менты уже глазами шарят: кто кричит? Почему кричит? И вообще, откуда такой приехал, что не кричать, как все тутошние прохожие, он не может?! Но если честно, я и сам, как Хвостик, ошалел при виде Кремля оттого, что он настоящий, а мы, хоть голяки из «спеца», а тут рядом с ним! Мы сразу дальше не пошли, чтобы опомниться, чтобы привыкнуть, что мы тут» [с. 365]. Предложенная объемная цитата отражает эмоционально-значимое пространственное представление героев и позволяет, на наш взгляд, судить о мере откровенности автора в воспроизведении чувственного мира персонажей. Между тем, в текстах А. И. Приставкина можно выделить оппозицию пространственных единиц («грязненькое Подмосковье» - Кавказ, Голяки - Москва), которая несет в себе сложные содержательные начала. Кузьменыши и Кукушата с Кавказом и Москвой соответственно связывали мечты о другой, лучшей жизни: «Он вдруг на уроке представил себе Кавказ, где все не так, как в их протухшем Томилине. Горы, размером с их детдом, а между ними повсюду хлеборезки натыканы. И ни одна не заперта. И копать не надо, зашел, сам себе свешал, сам себе и поел. Вышел, а тут другая хлеборезка, и опять без замка. А люди все в черкесках, усатые, веселые такие. Смотрят они, как Сашка наслаждается едой, улыбаются…» [с. 20]. Или надежду на встречу со Сталиным в Кремле, который откроет им правду: «Так мы представили и к воротам пошли, чтобы товарища Сталина скорей утешить. Мы ему скажем: мы с тобой, товарищ Сталин, хоть куда, пусть и без Ленина, но по ленинскому пути. А потом уж мы спросим, как нам дальше, Кукушкиным, жить, если отцов у нас нет, а где их искать, неизвестно. А он вызовет к себе кого-нибудь из подчиненных и прикажет всех наших, кто кому отец или мать, срочно найти» [с. 367]. Однако такое яркое контрастное представление о двух противоположных мирах отвергается и автором, и его героями. Психологически оправданным считает А. И. Приставкин надежды ребят на лучшую жизнь вне привычных рутинных границ, но вместе с тем автор, следуя исторической правде, лишает своих героев благополучного существования. Особыми свойствами пространственного мира произведений писателя становятся враждебность, жестокость, безнравственность и несправедливость, и на фоне этого братская любовь, верность и преданность – это та основа, которая позволяет героям выстоять. Любое время, изображаемое в художественных текстах, формирует в сознании читателя художественное пространство как осмысленное и измеримое. Таким образом, время внутри произведения – это форма моделирования художественного мира данного автора, выраженного на языке его временных представлений, отражающего собственное видение истории и выявляющего особенности развития человеческого мышления на определенных этапах. В повестях «Кукушата» и «Ночевала тучка золотая», как и в любом другом образце литературного жанра, концепция времени детерминирована творческим замыслом художника. Так, по воле автора происходит нарушение хронологической последовательности событий и смещение временной перспективы. В первом случае время действия начинается с финальных сцен рассказываемой истории. А. И. Приставкин описывает, как в темном сарае семеро измученных, уставших от мира жестокости и несправедливости ребят, вооруженных одной берданкой, провожают последнюю в своей короткой жизни ночь: «Я слушаю, как Сандра утешает Кукушат своим мычанием, думаю о Бесике и о Моте, и еще о Шахтере, и вот что мне приходит в голову: что с ночью у нас покончено. Больше таких ночей у нас не будет. Никогда не будет. Я точно знаю» [с. 270]. Писатель выстраивает сюжет данной повести следующим образом: сначала даются последствия происшедшего (Кукушата в сарае отстреливаются от милиции), а затем - описание событий, предшествовавших данной развязке («Да, да. Все началось с появления этой женщины. Мы из-за кустов ее сразу засекли. Да и как в нашем глухом поселочке, задрипанных Голяках, не заметить нового человека, да еще если этот человек баба, забредшая по своей дурости в наш спецрежимный детдом?» Есть и опосредованное указание на сталинские времена. Например, эпизод встречи Сергея с матерью: «Я с твоим отцом и не жила, когда его забрали. А потом я написала, что я ни его, ни тебя не видела и ничего про вас обоих не знаю. Я от тебя сразу отказалась. Так что ты уходи... Сергей... Мне и без тебя тяжко. Они ведь ничего не прощают. Они и дядьку твоего Андрея до сих пор тягают. Могут и посадить. Особенно если узнают, что ты нашелся» [с. 401]. Автор подчеркивает, что его герои подвержены страху и боязни за свою жизнь. В этом и кроются причины нравственного падения и предательства матери по отношению к ребенку, дяди – к племяннику. В повести «Кукушата» Приставкиным сделана попытка психологического анализа природы и структуры страха (когда опасения героев, что может прерваться карьера или нарушиться привычный образ жизни, выше человеческих ценностей, а отсюда и социальная деградация личности). В отличие от «Кукушат», в произведении «Ночевала тучка золотая» происходит смещение временной перспективы. Это подтверждается значительным количеством ретроспекций в повествовании. Градационная сетка в произведениях А. И. Приставкина, позволяющая в качестве частей выделять время объективное (конкретно историческое), субъективное (переживаемое главным героем) и авторское, на наш взгляд, дает возможность говорить о составляющих авторской модели времени. Действие повести разворачивается в течение года – с зимы 1944 г. до января 1945-го, т. е. изображается реальное историческое время – это последний военный год. Точная датировка событий – авторская апелляция к читательскому пониманию того, что эти годы были самыми тяжелыми для всей страны и каждого отдельного человека. Война породила в людях жестокость, ненависть, нравственную пустоту. Именно с этим пришлось столкнуться детдомовцам из Подмосковья (в том числе и Кузьменышам), которых вывозили на Северный Кавказ. Повествование приобретает субъективность, когда взгляд героя-ребенка, непосредственного участника событий, становится художественной призмой описываемого. И это свойство времени, выражающееся в субъективном переживании героев, неоднократно продекларировано автором на страницах произведения: «За свою немалую жизнь, его и Сашкину, много повидали они всяких поездов, проходящих через Томилино: санитарных с красными крестами на боках, военных с танками под брезентом, с беженцами, с трудармейцами, даже с зеками... Однажды они видели, как везли пленных фашистов, тоже в теплушках, а ихних генералов так в отдельном шикарном вагоне... Их потом по Москве колонной водили. Но этот эшелон, Колька мог поклясться, не был ни фашистским, ни беженским. Он скорей был похож на их беспризорный поезд: тоже, видать, не кормили. Так ведь шакалы и сами могли добыть себе пропитание – привычное с детства дело! А взаперти-то как добудешь?» [с. 50]. Субъектно-объектное восприятие исторического момента и непосредственная правда (арест, депортация и т. п.) искусно сталкиваются между собой, что и позволяет «ощутить» время. А. И. Приставкин не просто изобразил судьбу двух братьев в безумном, жестоком мире, он показал мир глазами этих детей. Это предопределило особый характер повествования в целом и пространственно-временных его параметров в частности. Для Кузьменышей все происходит в настоящем времени, поэтому их временной отрезок – это «здесь и сейчас». Прошлого у них нет, потому что довоенной жизни они не помнят и не знают, а будущего может и не быть. Авторское время определяется в произведении вполне отчетливо. Извне, с расстояния сорока отделяющих от тех осенних событий лет, из недр «удобной московской квартиры» Приставкину открывается ясная историческая картина, которая ввергла в ужас бытия и обрекла на гибель сотни детей. Ему, в отличие от героев, видны причины и следствия прошлого и известно то трагическое будущее, в котором даже время не смогло заглушить боль и горечь воспоминаний: «Эта повесть, наверное, последний мой крик в пустоту: откликнитесь же! Нас же полтыщи в том составе было! Ну хоть еще кто-то, хоть один, может, услышит из выживших, потому что многие потом, это и на моих глазах частью было, начали пропадать, гибнуть на той, на новой земле, куда нас привезли…» [с. 29]. Соединяя в своем повествовании прошедшее и будущее, художественный текст приобретает глубочайшее психологическое содержание, подчеркнутое сложностью и многогранностью изображения психических, душевных переживаний героев и автора. Временная структура повестей сложна и многопланова, писатель Приставкин расширяет ее до такой степени, которая позволяет вместить в структуру произведений такие универсальные философские категории, как добро и зло, смерть, жизнь, милосердие и т. д. Например, «стая» Кукушкиных стоит особняком в жизни «спеца»: у них одни интересы, они поддерживают друг друга, они по-настоящему дружны. Эти дети далеко не ангелы - у них своя шкала ценностей. Они живут одним днем, не задумываясь ни о прошлом, ни о будущем. Но все меняется с появлением в «спеце» женщины, которая оказывается знакомой отца Сергея [с. 20]. Именно она вносит в душу мальчика смятение чувств, доселе ему неизвестных. Кукушата начинают задумываться, сопоставлять, анализировать, а главное, задают странные вопросы «воспитателям»: «Надо было не поверить и уйти. Надо было сбежать, если я хотел еще жить. Но я ждал. Чего я ждал? И зачем мне нужна была какая-то правда, если эта правда все равно опоздала? Лучше бы ее не было совсем. Но вот она, тетка, приехала, тридцать Кукушат счастливо миновала, чтобы именно меня выбрать из тридцати, и выстрелить этой правдой, и убить наповал. А я, дурачок, еще доверчиво ожидал, когда она все это проделает…» [с. 285]. Все это нарушает привычный ход жизни и приводит к бунту, вследствие которого ребята погибают. В изображении детских страданий автор не скрывает собственной боли, своей жажды счастья для тех, кто был раздавлен несправедливыми жизненными условиями. А. И. Приставкин благоговейно относился к человеку, провозглашал ценность личности, стремясь раскрыть движение души детей, поведав их мысли и чувства. Поэтому во всех его произведениях тема поруганного детства была главенствующей. Не случайно в последние годы своей жизни он занимал пост советника президента по вопросам помилования, тем самым воплощая в жизнь идею милосердия. В этом и есть подлинный гуманизм А. И. Приставкина как человека и как писателя. Страницы его произведений полны глубинного философского содержания, познать который возможно только с помощью глубокого анализа творческого и жизненного пути автора. На наш взгляд, смысл таков: человечество только тогда станет полноценным, когда оно избавится от позора детдомовщины, когда каждый человек протянет руку помощи ребенку, попавшему в беду. Лишь из счастливого ребенка вырастет счастливый человек, а следовательно, будет счастливым человечество.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.037 с.) |