Эмоциональная сфера личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональная сфера личности



Все психические проявления носят личностный характер. Эмоциональность человека. Эмоциональный мозг. Чтобы личность могла самостоятельно, творчески и независимо функционировать, все системы должны находиться в гармоничном соответствии (гомеостаз). Именно в гармоничном, поскольку от каждой психической функции, ее состояния, зависит гармонизация личности.

Гармонизация процессов формирования и развития целостной личности во многом обусловлена характером становления эмоциональной сферы (Б. Перэ, В. Штерн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, В.К. Вилюнас, Г.М. Бреслав), поскольку изначально личность проявляется в субъективности психического отражения, обусловленной особенностями эмоциональной жизни, выявляющими специфику эмоционального формирования личности, определяя её уникальность, направленность, ценность и неповторимость. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, чувства, мысли, образы и способы поведения становятся реальными мотивами деятельности личности.

Теории эмоций. Теории эмоций предлагают различные ответы на вопросы, связанные с природой и качеством эмоций.

Теория Джеймса – Ланге (1884 – 1885).

В 1880-х гг. американский психолог-функционалист Уильям Джеймс и датский психолог Карл Ланге предположили, что здравый смысл имеет свою оборотную сторону. По мнению Джеймса и Ланге, телесное возбуждение (например, увеличение частоты сердечных сокращений) не обязательно сопутствует такой эмоции как страх. Напротив, они пришли к заключению, что эмоции возникают после телесного возбуждения. Т.о., мы видим медведя, убегаем и возбуждаемся, и только затем чувствуем, что испугались, осознав телесную реакцию.

В поддержку этой точки зрения Джеймс указал, что мы часто испытываем эмоцию лишь после реакции: вы едете на автомобиле и внезапно вам пересекает дорогу другая машина. Вы поворачиваете в сторону и тормозите на обочине дороги. Только после этого вы замечаете, что у вас интенсивно бьется сердце, вы быстро дышите и у вас напряжены мышцы и понимаете – вы испугались.

Теория Кеннона – Барда (1927).

Американские физиологи Уолтер Кеннон и Филипп Бард не согласились с теорией Джеймса и Ланге. Кеннон и Бард предположили, что эмоция и телесное возбуждение происходят одновременно (Cannon, 1932). И то и другое возникает в ГМ, когда вид медведя активизирует таламус. Таламус в свою очередь дает сигнал коре и гипоталамусу. Кора порождает наши эмоции и эмоциональное поведение. Гипоталамус отвечает за возбуждение тела. Т.О., вы видите медведя, телесное возбуждение, бегство и чувство страха – все это будет порождено одновременно вследствие активности мозга.

Когнитивная теория эмоций Шехтера (1971).

Стенли Шехтер предположил, что когнитивные (психические) факторы также составляют эмоции. По Шехтеру, эмоции возникают тогда, когда общее физическое возбуждение можно охарактеризовать каким-то образом. Шехтер полагал, что когда мы возбуждаемся, то нам необходимо интерпретировать свои чувства. Эта интерпретация зависит от имеющегося опыта: окликнули, если незнакомы человек – напряжение или страх, если знакомый – удивление и радость. Когнитивная теория подтверждается экспериментально. Испытуемые смотрели фильм (Schachter & Wheeler, 1962), до просмотра фильма треть испытуемых получила инъекцию адреналина, одной трети ввели плацебо (нейтральное вещество в форме лекарственного средства), а остальным дали транквилизатор. Испытуемым, которым ввели адреналин, показалось, что фильм очень смешной, и они получили большое удовольствие, когда смотрели его. Те, кому дали транквилизатор, веселились меньше остальных. Группа, которой ввели плацебо, показала среднюю реакцию.

В соответствии с когнитивной теорией люди, получившие дозу адреналина, возбудились, но не могли объяснить свое состояние. Впоследствии они почувствовали себя счастливыми, когда поняли, что причина хорошего настроения – фильм. Этот и другие аналогичные эксперименты показывают, что эмоция – не просто телесное возбуждение. Восприятие, переживание, установки, мнение и другие важные факторы сознания также воздействуют на эмоцию.

Гипотеза обратной связи с выражением лица.

Еще по Дарвину, лицо играет важную роль в выражении эмоций.

Психолог Кэрролл Изард (Izard, 1977б, 1990) одним из первых предположил, что лицо действительно влияет на эмоции. По мнению Изарда и других, эмоциональная активность вызывает врожденно запрограммированные изменения в выражении лица. Ощущения дают сигналы мозгу, который помогает нам определить, какую эмоцию мы испытываем. Эта идея известна как гипотеза обратной связи с лицом (Adelmann & Zajonc, 1989): выражение лица и его осознание ведет к эмоциональному переживанию.

Психолог Пол Экман развил эту теорию дальше. Экман считает, что «гримасничание» действительно вызывает эмоции (Ekman, 1993). В другом исследовании участникам эксперимента помогли выстроить на лице, мышца за мышцей, выражение удивления, отвращения, печали, гнева, страха и счастья. Одновременно контролировали их телесные реакции. Вопреки ожидаемому, «гримасничание» воздействовало на вегетативную НС, увеличилась частота сердечных сокращений и изменилась температура тела. Кроме того, каждое выражение порождало различные паттерны активности. Например, сердитое лицо увеличивало частоту сердечных сокращений и температуру, отвращение понижало частоту сердечных сокращений температуру (Ekmanetal., 1983).

Оказывается, не только наши эмоции влияют на их выражение, но и выражение может влиять на эмоции (McIntosh, 1996). Это может объяснить интересный эффект: улыбка в подавленном состоянии способна улучшить настроение (Kleinke, Peterson & Rutledge, 1998).

Сегодня считают, что каждая из теорий верна лишь отчасти. Джеймс и Ланге были правы в том, что обратная связь с возбуждением и поведением – составляющая эмоциональных переживаний. Кеннон и Бард отметили порядок следования событий. Шехтер показал важное значение познания. Сегодня осознают, что, как ситуация оценивается, в значительной степени воздействует на возникновение эмоций.

У нас – в связи с потребностями и мотивами. Информационная теория Симонова.

Эмоциональная сфера представляет собой сложную и постоянно изменяющуюся систему субъективных реакций личности на предметы и явления окружающей действительности и их воздействия. Эта система реагирования формируется и развивается в ходе роста человека, его приспособления к изменяющимся условиям жизни, дифференциации в обществе. Развитие этой системы обусловлено изменением чувств и эмоциональных состояний, зависящих от выполняемой человеком деятельности, воздействий на него среды. Структура эмоциональной сферы достаточно сложная. Как правило, единицы эмоциональной сферы имеют самостоятельное содержание, хотя и образуют отношение соподчинения. В структуру эмоциональной сферы входят эмоции, эмоциональные состояния (процессы) и чувства. Эмоции преломляют восприятие предметов и явлений окружающего мира, обеспечивают человеку своеобразное переживание. Удовольствие, радость, гнев, страх, горе, любовь – все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам, именуемые чувствами и эмоциями. Чувства и эмоции – разные явления. Чувства – сложные, постоянные, устоявшиеся отношения человека. Эмоции – более простые – непосредственные переживания в данный момент. Их общее значение -- гармонизация, целостность, адекватность личности. Их общий смысл: биологическая целостность человека, социальная жизнь личности, интеллектуальная и художественная деятельность.

Эмоция – это глубоко индивидуальная сущность отражаемого жизненного содержания. Она имеет предметную отнесенность и адресную направленность к некоторой стороне познаваемого объекта, становясь важной единицей всей психической жизни человека.

С эмоциями, эмоциональными процессами связаны все психические действия личности. По С.Л. Рубинштейну, они проникают в каждый психический процесс. «Речь идет не только о том, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом или мышление с эмоцией, а о том, что само мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единством эмоционального и интеллектуального» (Рубинштейн. Бытие и сознание. М., 1957. С. 205).

Природе и сущности эмоций посвящены труды В.К. Вилюнаса, П.М. Якобсона, А.Н. Леонтьева, П.К. Анохина, П.В. Симонова, Б.И. Додонова, Г.Х. Шингарова и др., раскрывающие структуру, классификацию, функциональную обусловленность эмоциональной сферы.

Несколько трактовок понятия «собственно эмоция».

П.М. Якобсон говорит об эмоциях, прежде всего, как о реакциях, вызванных эпизодическим внешним воздействием или определяемых внутренним состоянием организма. Собственно эмоции по П.М. Якобсону – это эпизодические переживания, вызванные случайными обстоятельствами, не достигающие большой силы и глубины, а потому быстро проходящие и не меняющие обычного самочувствия (Якобсон. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. С. 31).

Несколько иначе трактует эмоции А.Н. Леонтьев, представляя их как субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха и т.д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971).

Эмоции не беспричинны, их источник – актуальная потребность. То, что связно с прямым или косвенным удовлетворением потребности, вызывает положительные эмоции, что препятствует – отрицательные. В теоретическом анализе проблемы эмоций часто подчеркивается связь эмоциональных явлений с потребностями, выражающими предмет потребности в определенном состоянии организма. С.Л. Рубинштейом эмоции рассматриваются в качестве посредника, выявляющего объективную потребность организма на уровне психики. Эмоции и чувства – это переживания соответствия или несоответствия предметов или явлений действительным потребностям людей. Информационная теория:

Симонов. Эмоция не просто указывает на то, что полезно, а что вредно (Дарвин), что нужно, а что не нужно. Она еще и предуведомляет, прогностически информирует. Еще нет плохого, а эмоция уже подсказывает его появление. Эмоции помогают организовать поведение. В этом их назначение и функция.

Согласно информационной теории П.В. Симонова, эмоцию можно выразить так:

Э = – П (И1 – И2).

Эмоция есть отклик на изменение прогноза удовлетворения какой-либо потребности. Здесь Э – эмоция, П с минусом -- актуальная потребность (как недостача, нужда в чем-либо), И1 -- имеющаяся информация (прогноз) о возможности удовлетворения потребности (прединформированность), И2 – вновь поступившая информация.

Если поступившая информация превышает имеющийся прогноз, то возникает положительная эмоция (И2≥И1), если она понижает вероятность достижения цели (И1≥И2), эмоция становится отрицательной. Таким образом, И1 и И2 говорят о том, как обстоит дело с прогнозом удовлетворения потребности. Чем больше (сильнее) потребность и чем больше эта разность – возрастание или уменьшение вероятности ее удовлетворения, тем сильнее эмоция, положительная в одном случае и отрицательная в другом. Эмоция зависит от потребности и служит ее удовлетворению В каждом конкретном случае она обнаруживает и выражает потребность, от которой произошла. А потребности человека говорят о том, что он собой представляет.

Физиология. Всем воздействиям социальной и биологической среды, событиям, происходящим вокруг нас, внутри организма, мы даем эмоциональную оценку, причем самая первая оценка (еще до включения мышления) всегда полярная: «либо – либо». Но не все может осознаваться. При полном благополучии в организме человек испытывает комфорт, а сбои в работе сопровождаются беспокойством и тревогой.

Эти полярные состояния имеют соответствующее биохимическое обеспечение в виде изменения чувствительности нейронов головного мозга к биологическим регуляторам его работы – медиаторам или нейропептидам – и названы они емким словом «эмоции». О внешнем выражении эмоций судят по мимике, выражающей удовлетворения или страдания. Внутренним их проявлением могут стать боли и неприятные ощущения. Они тесно связаны с биологическим знаком эмоции. Если положительные эмоции вызывают кратковременные реакции (повышается АД, увеличивается частота пульса), то страх, тревога, тоска (все отрицательные эмоции), вовлекая в реакцию сосуды сердца, головного мозга, гладкомышечные органы (желудок, кишечник), ведут к нежелательным последствиям. Произвольным усилием воли мы можем не допустить внешнего всплеска эмоций, но возникшая отрицательная эмоция остается в ЦНС и распространяется на внутренние органы. Подобные «задержанные» эмоции имеют две особенности: 1) проявляют себя в виде болей и неприятных ощущений; 2) обрастают бесчисленными причинами для самораскачивания (обостренная средовая чувствительность) и могут стать постоянными. Пусть отрицательная эмоция или цепь их прошла, они могла даже забыться, но след остался.

Сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений: изменяется ритм дыхания, деятельность сердечно-сосудистой системы – в КГМ (больших полушариях) процесс возбуждения при определенных условиях распространяется на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что обусловливает соответствующие изменения в организме. Положительное эмоциональное состояние повышает работоспособность, снимает усталость. Даже утомленный человек, испытывающий положительные эмоции, приобретает способность энергично и продуктивно действовать. Положительные эмоциональные состояния связаны со значительным подъемом жизненного тонуса организма в целом. Отрицательные связаны с такими изменениями в организме, которые снижают психическую активность, ведут к значительному ухудшению деятельности и падению трудоспособности. К настоящему моменту физиологами открыты в различных подкорковых отделах мозга своеобразные эмоциональные центры – «центр радости», «центр страдания» и т.д.

Кун. Физиология. В значительной степени физические аспекты эмоций являются врожденными. Реакции африканца-бушмена, который испугался дикого животного, и городского жителя, испугавшегося на улице хулигана, примерно одинаковы. Реакции примерно одинаковы. Сердце начинает биться быстрее, усиливается раздражение, возникает сухость во рту, усиливается потоотделение, возникает дрожь в животе и во всем теле., возникает беспокойство, чувствительность к громким звукам и сильные внутренние изменения.

Эти реакции обусловлены вегетативной нервной системой (соединяющей мозг с внутренними органами и железами). Активность Вегетативной нервной системы является автоматической и, как правило, не поддается контролю. Вегетативная – симпатическая и парасимпатическая. Эти две системы постоянно активны. Расслаблены вы или возбуждены, зависит от сочетания активности обеих систем.

Симпатическая НС активизирует организм в период стресса, готовит к немедленным действиям (драиться или убегать). Это происходит за счет возбуждения одних систем в организме и сдерживания других. Эти изменения имеют определенную цель. Сахар выбрасывается в кровь и быстро сообщает организму энергию, сердце бьется чаще и быстрее поставляет кровь мышцам, пищеварение на время сдерживается, ток крови в кожных покровах ограничивается и т.д. По большей части симпатические реакции увеличивают вероятность выживания человека в чрезвычайных ситуациях.

Парасимпатическая система, как правило, сдерживает эмоциональное возбуждение, успокаивает и расслабляет тело. После периода сильной эмоциональности сердцебиение замедляется, зрачки глаз приходят в норму, давление крови падает и т.д. Помимо восстановления баланса парасимпатическая система помогает восстановить и сохранить энергию тела.

Парасимпатическая система реагирует намного медленнее, чем симпатическая. Поэтому усиленное сердцебиение, мышечное напряжение и другие признаки возбуждения не ослабевают через 20-30 минут после переживания стресса или яркой эмоции. Более того, после сильного эмоционального шока парасимпатическая система может чересчур сильно отреагировать и излишне понизить АД. Поэтому иногда кружится голова или возникает обморок. (Kleiknecht, 1986).

На этом основании эмоции рассматривают с точки зрения вызываемого ими состояния – активного или пассивного, повышают они или угнетают жизнедеятельность организма. Их делят на две группы: Стенические (от греч. «стенос» -- сила) и астенические (от греч «астенос» -- слабость, бессилие). Стенические повышают активность личности, астенические – снижают. Стенические и астенические эмоции напрямую влияют на личностное и физическое благополучие человека. Радость тонизирует, усиливает иннервацию мышц, приток крови к тканям. Отрицательные иссушают («высох от горя»), вызывают неблагоприятные соматические явления (сжатие сосудов, ухудшение питания тканей и т.д.). Наиболее сильный вариант эмоционального дискомфорта – стресс – может привести к соматическим и психическим заболеваниям (язве, инфаркту, неврозам и т.д.).

Выражение эмоций. Кун. М.б., выражение эмоций – наследие более примитивных стадий человеческой эволюции? Так считал Ч. Дарвин. Дарвин (Выражение эмоций,1872) полагал, что тигры, обезьяны, собаки и люди совершенно одинаково приходят в ярость – скалят зубы. По его мнению, выражение эмоций в ходе эволюции сохранилось, т.к. передача чувств помогла выжить. Сегодня эмоции – ценная информация о том, что чувствуют другие люди. Без таких сигналов было бы трудно взаимодействовать.

Представляется, что базовые эмоции более или менее универсальны. Слепые от рождения люди не умеют усваивать выражение эмоций других. Но даже в этом случае используют те же мимические признаки. Фактически жесты таких людей могут служить примером «чистой» эмоциональной экспрессии.

Несмотря на культурные различия, выражения основных эмоций (гнева, страха, отвращения, печали, счастья/наслаждения) легко узнаются во всем мире. Презрение, удивление и заинтересованность также могут быть универсальными, но исследователи с меньшей уверенностью характеризуют выражение этих эмоций. Улыбка – самое узнаваемое и универсальное выражение. Плач во всем мире – признак горя, сильных негативных переживаний (отличать слезы радости – в сочетании с улыбкой).

Выражение гнева на лице часто действует как предупреждение б угрозе или готовящейся атаке. Как показывает исследование масок из 18 культур, пугающие и угрожающие маски удивительно похожи. Одинаковые черты – угловатые, раскосые или треугольные глаза, брови, нос, щеки и подбородок в сочетании с открытым изогнутым вниз ртом. Способность «читать» эмоциональные сообщения предполагает наличие биологических корней в базовых эмоциональных выражениях.

Женщины плачут чаще, дольше и интенсивнее, чем мужчины. Мужчины начинают с детства учиться подавлять плач, нанося при этом вред своему эмоциональному здоровью. Здесь влияние опыта: в период взросления мальчики учатся подавлять эмоции (формирование мусклинности), а девочки, наоборот, активно их выражают (феминность). Остальные признаки – в главе «Общение».

Итак, эмоции – это психические явления, существующие в форме непосредственного субъективного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного потребностями личности. Согласно В.К. Вилюнасу, эмоциональное переживание – это специфическая окраска, с которой некоторое содержание отражается субъектом. Эмоциональное переживание входит в целостное эмоциональное явление, представляющее единство двух компонентов: отражаеого содержание и собственно эмоционального переживани. (стенические и астенические).

Основные эмоции. Морозов и эмоциональный слух: радость гнев, страх, печаль, ровное состояние.

Кун. Роберт Плучик (Plutchik, 1980, 1990) утверждает, что у человека присутствует восемь основных эмоций: страх, удивление, печаль, отвращение, гнев, предвкушение, радость и одобрение (восприимчивость). Список невелик, но интенсивность эмоций дает вариации. Например, гнев может переходить из ярости в простое раздражение. Одна из интересных идей Плучика касается смешения основных эмоций (рис…) Любую пару смежных эмоций можно объединить и получить комплексное переживание. Например, ребенок одновременно испытывает радость и страх, от того, что съел конфету (радость) и от того, что взял ее, не получив разрешение (страх наказания). Ревность – смесь любви, гнева и страха.

В модели Роберта Плучика Описаны восемь основных эмоций (внутренние области рисунка). Примыкающие эмоции могут сочетаться с ними и образовывать эмоции, указанные по периметру. Возможны также смеси, включающие отдаленные друг от друга эмоции. Например, страх и предвкушение рождают тревогу. (Plutchik, 1980). Кун. С. 475.

 

Особой формой эмоционального переживания является эмоциональное состояние – значительно более продолжительный по времени процесс субъективного отражения жизненно важного содержания, нежели эпизодические переживания (собственно эмоции), и причины появления эмоционального состояния обусловлены также более значительными для человека факторами. Эмоциональные состояния могут быть устойчивыми и долговременными, конструктивным или дезорганизующим, поддающимся и не поддающимся воле.

Эмоциональное состояние носит более обширный характер, чем просто эмоция. Оно не действует избирательно по отношению к объекту, а охватывает все психические процессы и поведение субъекта. Эмоциональное состояние как сложный эмоциональный процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих переживаний, может быть разделен на «единицы», каждая из которых характеризует несколько эмоциональных явлений, коррелирующих между собой. В.К. Вилюнас утверждает, что существенные изменения в протекании эмоционального процесса способно внести познание причинной обусловленности непосредственно эмоциогенного воздействия. Данная причина воздействия всегда является предметом вторичного переживания. «Акт эмоционального ″переключения″ с некоторого эмоциогенного воздействия на причину – одна из главных единиц эмоционального процесса» (Вилюнас В.К. Психологи эмоциональных явлений. М., 1976. С. 41). Еще Спиноза указывал на определенное значение механизма «переключения на причину» в связи с двумя центральными аффектами – любовью и ненавистью, которые, в свою очередь, также являются основой для возникновения других аффектов и сопровождаются идеей внешней причины.

В.К. Вилюнас рассматривает эмоциональное состояние как сложный эмоциональный процесс и определяет следующие единицы эмоциональных процессов:

*переключение на действительную причину;

*«ответные» эмоциональные переживания (вторичные переживания, отражающие смысловое содержание и раскрывающие цельное эмоциональное отношение);

*эмоциональное сопереживание, возникающее по образцу и в связи с предметом эмоционального переживания другого (Вилюнас. Там же. С. 72, 75).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.034 с.)