IV. Занимательная лингвистика. Из истории слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Занимательная лингвистика. Из истории слов



Альбом

Это слово существует во многих европейских языках. Его источник — форма среднего рода от прилагательного albus — «белый». Словом album в Древнем Риме называли покрытые гипсом белые доски, на которых жрецы вели летопись.

В русский язык слово проникло из французского. Это случилось в ХVIII веке, когда преобразования Петра Первого открыли России «окно в Европу», а вместе с этим хлынули в нашу страну новые явления, новые предметы, новые понятия, новые слова.

В первой половине ХIХ века альбомы, куда собирали новые стихи, автографы, рисунки, стали важным элементом русской культуры, своеобразным рукописным альманахом. Альбомы были в каждой образованной семье. Были даже так называемые «альбомные стихи», кочевавшие из одного альбома в другой. Были и настоящие шедевры: более десяти стихотворений Пушкина имеют в заголовке указания: «В альбом...».

Альбомные традиции сохранялись долгое время. Знаменит альбом Корнея Ивановича Чуковского, который носит интересное название — «Чукоккала». Если мы знаем, что дачное место под Петербургом, где жил писатель, называлось Куоккала, нам понятно, как образовалось шутливое слово «Чукоккала» — сложением частей фамилии и топонима (названия места).

Сейчас альбомом называют переплетенные листы для рисования, для размещения открыток, разных коллекций, фотоальбомы. Альбомами называют также иллюстрированные издания, содержащие репродукции картин, рисунков, фотографий.

 

Домашнее задание

1. Упражнение 26.

2. Найти и прочитать стихотворения Пушкина (и других авторов), в которых указано «В альбом...».

 

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов: мореход, подорожник.

(Два человека выполняют задание на доске, остальные в тетрадях.)

Мореход ← море, ходить (производящие слова). Производящие основы — мор-, ходи -. Словообразовательные средства — соединительная гласная - е -, отсечение гласной основы. Способ словообразования сложение основ.

Подорожник ← дорога. Производящая основа — дорог -. Словообразовательные средства — приставка по -, суффикс - ник -. Способ словообразования — приставочно-суффиксальный.

 

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 26: синтаксический разбор 4-го предложения выполняет ученик у доски; в это время по цепочке называем условия выбора орфограмм, отвечаем на вопрос

 

III. Закрепление темы «Словообразование и орфография»

1. Упражнение 25: выразительное чтение стихотворения; устный ответ на вопрос; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

 

2. Задание: придумать и записать примеры слов, образованных разными способами:

1-й вариант — приставочным

2-й вариант — суффиксальным;

3-й вариант — приставочно-суффиксальным;

4-й вариант — сложением.

 

3. Объяснительный диктант.

Выделить морфемы-орфограммы, объясняющие правописание слов:

Сшить, собирать, знаешь, приморский, черно-белый, исходить, разрушить, Греция, надпись, парчовый, запереть, премудрый, объяснить, небольшой, расчёска, бессовестный, опасный, ложка, ярко-синий, вуз, свинцовый, подрасти, прилагательное, поздний, скворцы, стараться, борется, разыскать, замочек, кто-нибудь.

 

4. Словообразовательный разбор слов.

Ключик, подыграть, скворечник.

 

Домашнее задание

1. Вопросы с. 14.

2. Упражнение 27.

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и деятельности М. В. Ломоносова (см. задание к упр. 28 на с. 15).

 

Уроки 9-10. Морфология и орфография.

Морфологический разбор слова

 

Цель: закрепить знания о морфологии, навыки анализа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, выразительное чтение, предупредительный диктант; объяснительный диктант; взаимопроверка; самостоятельная работа.

 

Ход урока 1

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения:

Потребительское отношение к природе недопустимо.

Выделим и объясним орфограммы, отметим, что сказуемое выражено кратким прилагательным.

 

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 27: по цепочке объясняем выбор слитного и дефисного написания слов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.009 с.)