II. Повторение темы «Синтаксис» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Повторение темы «Синтаксис»



1. Беседа по вопросам (с. 5 учебника).

(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений.

Предложение выражает законченную мысль.

Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.

Главные члены предложения — его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.

По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.)

 

2. Конструирование словосочетаний.

— К каждому из данных слов подберите такое, чтобы получилось словосочетание. Охарактеризуйте словосочетания и сделайте их схемы.

(Класс работает устно. Выбираем лучшие примеры и записываем на доске и в тетрадях.)

Год (новый, учебный, памятный...) — прилагательное + существительное.

Год (тигра) — существительное + существительное.

Слушать (музыку) — глагол + существительное.

Слушать (внимательно) — глагол + наречие.

 

3. Конструирование предложений.

— Используя эти словосочетания, составьте два предложения: простое и сложное. Обозначьте основы, охарактеризуйте предложения по цели высказывания.

Обсуждение, лучшие примеры записываются. Например:

А теперь, друзья, слушайте музыку из кинофильмов.

Основа: слушайте (один главный член — сказуемое).

Комментируем пунктограммы: слово друзья не является членом предложения. Это обращение, выделяется с обеих сторон запятыми. Отмечаем, что предложение побудительное.

В старину первого сентября праздновали Новый год, а сейчас в этот день начинается учебный год.

Основы: праздновали (один главный член — сказуемое); год начинается.

Важно обратить внимание на слово «день», которое стоит в форме винительного падежа, совпадающей с формой именительного. В предложении это слово является дополнением. Комментируем орфограммы: старину, праздновали, начинается — и пунктограмму. Отмечаем, что предложение повествовательное.

 

4. Выполнение упражнения 7 с последующей проверкой. Отмечаем основы в простых и сложных предложениях, выделяем словосочетания.

 

5. Объяснительный диктант.

Повторение знаков препинания при однородных членах и в сложносочиненных предложениях с союзом «и»: Комментируем орфограммы и пунктограммы, отмечаем основы в простых и сложных предложениях.

1) Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней.

(Предложение простое, однородные сказуемые соединены союзом «и», запятая не ставится. Проникалпроник, разж и гал — чередование гласной в корне (после корня стоит суффикс «а», значит, пишем «и», но разж е чь)

2) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.

(Предложение сложное, запятая ставится. Солнце — непроизносимая согласная «л», висели — виснет.)

3) Снаружи доносились обычные заоконные звуки: дальний шум улицы, шелест листвы, курлыканье голубей. (Б. Акунин.)

(Предложение простое, с однородными подлежащими при обобщающем слове. Орфограммы: снаруж и, дон о сились, обы чн ые, за о ко нн ые, шел е ст, курлыкан ь е, г о лубей.)

4) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (А. С. Пушкин.)

(Предложение простое, с однородными дополнениями. Перед повторяющимся союзом «и» ставится запятая. Орфограммы: уед и нен ь е, т и ш и ну, ноч ь.)

5) Старый компьютер работает медленно, но надежно.

(Предложение простое, с однородными обстоятельствами, перед союзом «но» ставится запятая. Орфограммы: к о мп ь ютер, работа е т, медле нн о.)

6) Машины, автобусы, троллейбусы, трамваи — весь транспорт стоял в пробке.

(Предложение простое, с однородными обстоятельствами при обобщающем слове. Орфограммы: маш и ны, тро лл ейбусы, тра м ваи, трансп о рт, ст о ял, про б ке.)

 

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы с. 6.

2. Упражнения 8: письменно, 9: устно.

 

Урок 3. Синтаксический разбор.

Пунктуационный разбор

 

Цель: закрепить навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложения, пунктуационные навыки.

Методические приемы: повторение пройденного материала, выразительное чтение, пересказ текста, беседа по вопросам, графическое оформление орфограмм, подготовленный диктант.

 

Ход урока

I. Орфографическая разминка

— Приведите примеры орфограмм (лучшие примеры записываем):

1) проверяемые безударные гласные в корне слова (ц е почка — цепь, оч а ровательный — чары, ч е столюбие — честь);

2) непроверяемые гласные и согласные (пр и вет, во к зал, ве я ть);

3) проверяемые согласные в корне слова (про с ьба — просить, варе ж ка — варежек, бу д ка — будочка);

4) непроизносимые согласные в корне слова (чу в ство, поз д но — опоздать, лес т но — лесть; но уча ст вовать — часть).

 

II. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение стихотворения (упражнение 8).

 

2. Пересказ текста своими словами.

 

3. Разбор орфограмм.

 

4. Синтаксический разбор предложения (на доске).

Меж редеющих верхушек показалась синева.

Устный разбор: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное. Грамматическая основа — показалась синева. Второстепенные члены: обстоятельство меж верхушек, определение редеющих.

 

5. Подготовленный диктант (упражнение 9).

Дополнительное задание: подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.127 (0.29 с.)