Как стать такими, какими хотим себя увидеть 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как стать такими, какими хотим себя увидеть



Вот мы выяснили, что такое хорошо и что такое плохо. Кто такие хорошие и плохие люди. И как это сказывается на их реальной успешности и успешности окружающих. Выяснили, что такое интеллект, и выявили его ведущую роль в образовании – формировании образа. А теперь нужен общий взгляд, взгляд «сверху» на то, как это сделать – поставить себе или другому человеку (если у тебя уже есть) интеллект.

Мы уже говорили об интеллекте как совокупности психических механизмов, обеспечивающих адекватность восприятия мира и адаптационных реакций личности. Значит, для того, чтобы сформировать интеллект, необходимо сформировать эти механизмы. О каких же именно механизмах идет речь? На этот вопрос в уже упомянутой работе (1) отвечает М. А. Холодная: «...умен не тот, кто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний». Когда мы говорим «психические механизмы», то лишь в принципе и достаточно опосредованно представляем творящееся в головах людей. Проявляется же это в компетентностях, которые отражают наличие этих механизмов у конкретного человека. Помочь человеку можно только в формировании компетенций, то есть сообщить человеку необходимые компетенции и проверить их принятие. А вот компетентности может сформировать только сам человек, постоянно реализуя приобретенные в процессе образования компетенции.

Сейчас модно рассуждать о компетенциях и компетентностях. Защищается множество диссертаций, пишется еще более великое множество статей на эту тему. Большинство из этих произведений пусты, потому что содержат, в основном, безыскусные перепевы достаточно четких и простых положений. Все говорят о том, что компетенции надо формировать. Более того, понятно, какие компетенции должны быть в конечном итоге сформированы (кроме узкопрофессиональных, конечно). Эти компетенции получили название ключевых, поскольку их наличие является ключом к человеческому успеху, к успешной реализации своей жизни и тем самым к возможности быть хорошим человеком и для себя и для других людей. Сюда относятся:

- ценностно-смысловые компетенции, определяющие в целом программу жизнедеятельности человека;

- общекультурные компетенции, состоящие в понимании картины мира на культурологическом и общечеловеческом понимании;

- учебно-познавательные компетенции, обеспечивающиедобывание человеком знаний непосредственно из окружающей действительности в любых ситуациях;

- информационные компетенции, характеризующиеся наличием навыков работы с информацией в самых различных областях деятельности;
- коммуникативные компетенции, обеспечивающие взаимодействие с окружающими и удаленными событиями и людьми;
- социально-трудовые компетенции, обеспечивающие реализацию конкретных социальных ролей, профессионального самоопределения, а также осознания себя в экономическом и правовом пространстве;
- компетенции личностного самосовершенствования, направленные на реализацию физического и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Откуда вырастают эти компетенции? Для их формирования и поддержания должны быть уже сформированы общепредметные компетентности, то есть умения и навыки понимания если не всех, то большинства значимых для человека ситуаций – их сущности, причин и следствий. Но такое понимание, как мы уже отметили, возможно только на уровне и в результате научно-познавательной деятельности. Для этого, в свою очередь, нужна сформированность общепредметных компетенций, то есть человеку должен быть известен научно-познавательный подход к пониманию и решению любой проблемной ситуации вне зависимости от ее предметной направленности. Научно-познавательный подход никак не соответствует образу очкарика, зарывшегося в бумаги с непонятными значками и символами, забросившего семью и рыбалку и имеющего смешные или нелепые привычки. Это просто здравосмысленный подход здорового и умного человека к любой значимой для него ситуации с учетом всех интеллектуальных достижений человечества, обеспечивающих адекватность и успешность решений. Но для начала такая компетенция на основе научного понимания должна быть сформирована хотя бы для одного предмета интереса – учебного предмета, профессиональной деятельности, семейной жизни и вообще чего угодно, предметно определенного и значимого для человека. Это означает, что надо научиться думать – осознанно сопоставлять информацию в научно-познавательном режиме – в процессе любой деятельности. При этом необходимо помнить и понимать, что любая деятельность, в сущности, является учебной. Любая деятельность не только успешна, но и просто возможна только в том случае, если она инструментально обеспечена – то есть, если можно в нужный момент воспользоваться необходимыми инструментами для преобразования проблемной ситуации в своих интересах.

Вот здесь и всплывает необходимость преобразования психических механизмов, обеспечивающих адекватность взгляда и действий, в устойчивые инструменты интеллектуальной деятельности. Для этого просто надо на основе понимания психологических особенностей продуктивного мышления сформировать нужные инструментальные компетенции. Они должны быть неотъемлемыми частями научно-познавательной компетенции и позволять любому человеку в любой ситуации спокойно и последовательно решить появившуюся задачу, оставаясь именно хорошим человеком. Все это возможно, описано и опробовано (3). Однако здесь для нас важно другое.

(3) Фролов А. А. Технология интеллектуального образования [Текст] монография / А. А. Фролов. – Екатеринбург, Издательство «Раритет», 2014. – 180 с.

 

Только что было показано, как, исходя из необходимости конечного результата, мы «обратным счетом» пришли к тому, с чего надо начинать. Для нас интересны сформировавшиеся хорошие люди, с которыми можно и нужно работать, жить, сажать деревья и выращивать детей. И при этом дружелюбно и заинтересованно смотреть на мир широко открытыми глазами, видя этот мир таким, каков он есть, принимая его и, если надо, внося в него разумные изменения. Чтобы получить в общении таких людей, надо последовательно рассмотреть, какие условия их формирования и на каком этапе развития личности должны быть выполнены. Продвигаясь от взрослого состояния все глубже к истокам сложившейся личности, мы постараемся понять, каким должно быть образование от самого его начала для достижения желанного успеха и желанной успешности. А конца у образования нет.

Совершенно очевидно, что все интересующие нас образовательные и воспитательные задачи сводятся к формированию интеллекта. Если говорить о существующем образовании, то построение интеллекта, если оно и происходит, есть построение искусственного интеллекта у человека, который пришел в образование с минимумом примитивных компетенций и уж, во всяком случае, без любых проявлений научно-познавательной компетенции. Искусственный интеллект неустойчив. Это хорошо описано, в частности, в научно-фантастической повести Д. Киза «Цветы для Элджернона». Наша же задача – сформировать устойчивый интеллект в его научно познавательной форме (модели). Для этого он должен быть «естественным», то есть развиваться с самого рождения ребенка а, впрочем, даже с еще более ранних моментов его существования.

Вот мы и рассмотрим далее сначала путь от желанной для нас взрослой личности до того, с чего она, эта личность начиналась или могла начинаться. А потом – в нормальном порядке, порядке развития личности посмотрим, что надо делать, как образовывать человека, чтобы он стал именно Хорошим Человеком. Для себя и для других людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.005 с.)