Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как стать такими, какими хотим себя увидеть
Вот мы выяснили, что такое хорошо и что такое плохо. Кто такие хорошие и плохие люди. И как это сказывается на их реальной успешности и успешности окружающих. Выяснили, что такое интеллект, и выявили его ведущую роль в образовании – формировании образа. А теперь нужен общий взгляд, взгляд «сверху» на то, как это сделать – поставить себе или другому человеку (если у тебя уже есть) интеллект. Мы уже говорили об интеллекте как совокупности психических механизмов, обеспечивающих адекватность восприятия мира и адаптационных реакций личности. Значит, для того, чтобы сформировать интеллект, необходимо сформировать эти механизмы. О каких же именно механизмах идет речь? На этот вопрос в уже упомянутой работе (1) отвечает М. А. Холодная: «...умен не тот, кто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний». Когда мы говорим «психические механизмы», то лишь в принципе и достаточно опосредованно представляем творящееся в головах людей. Проявляется же это в компетентностях, которые отражают наличие этих механизмов у конкретного человека. Помочь человеку можно только в формировании компетенций, то есть сообщить человеку необходимые компетенции и проверить их принятие. А вот компетентности может сформировать только сам человек, постоянно реализуя приобретенные в процессе образования компетенции. Сейчас модно рассуждать о компетенциях и компетентностях. Защищается множество диссертаций, пишется еще более великое множество статей на эту тему. Большинство из этих произведений пусты, потому что содержат, в основном, безыскусные перепевы достаточно четких и простых положений. Все говорят о том, что компетенции надо формировать. Более того, понятно, какие компетенции должны быть в конечном итоге сформированы (кроме узкопрофессиональных, конечно). Эти компетенции получили название ключевых, поскольку их наличие является ключом к человеческому успеху, к успешной реализации своей жизни и тем самым к возможности быть хорошим человеком и для себя и для других людей. Сюда относятся: - ценностно-смысловые компетенции, определяющие в целом программу жизнедеятельности человека; - общекультурные компетенции, состоящие в понимании картины мира на культурологическом и общечеловеческом понимании;
- учебно-познавательные компетенции, обеспечивающиедобывание человеком знаний непосредственно из окружающей действительности в любых ситуациях; - информационные компетенции, характеризующиеся наличием навыков работы с информацией в самых различных областях деятельности; Откуда вырастают эти компетенции? Для их формирования и поддержания должны быть уже сформированы общепредметные компетентности, то есть умения и навыки понимания если не всех, то большинства значимых для человека ситуаций – их сущности, причин и следствий. Но такое понимание, как мы уже отметили, возможно только на уровне и в результате научно-познавательной деятельности. Для этого, в свою очередь, нужна сформированность общепредметных компетенций, то есть человеку должен быть известен научно-познавательный подход к пониманию и решению любой проблемной ситуации вне зависимости от ее предметной направленности. Научно-познавательный подход никак не соответствует образу очкарика, зарывшегося в бумаги с непонятными значками и символами, забросившего семью и рыбалку и имеющего смешные или нелепые привычки. Это просто здравосмысленный подход здорового и умного человека к любой значимой для него ситуации с учетом всех интеллектуальных достижений человечества, обеспечивающих адекватность и успешность решений. Но для начала такая компетенция на основе научного понимания должна быть сформирована хотя бы для одного предмета интереса – учебного предмета, профессиональной деятельности, семейной жизни и вообще чего угодно, предметно определенного и значимого для человека. Это означает, что надо научиться думать – осознанно сопоставлять информацию в научно-познавательном режиме – в процессе любой деятельности. При этом необходимо помнить и понимать, что любая деятельность, в сущности, является учебной. Любая деятельность не только успешна, но и просто возможна только в том случае, если она инструментально обеспечена – то есть, если можно в нужный момент воспользоваться необходимыми инструментами для преобразования проблемной ситуации в своих интересах.
Вот здесь и всплывает необходимость преобразования психических механизмов, обеспечивающих адекватность взгляда и действий, в устойчивые инструменты интеллектуальной деятельности. Для этого просто надо на основе понимания психологических особенностей продуктивного мышления сформировать нужные инструментальные компетенции. Они должны быть неотъемлемыми частями научно-познавательной компетенции и позволять любому человеку в любой ситуации спокойно и последовательно решить появившуюся задачу, оставаясь именно хорошим человеком. Все это возможно, описано и опробовано (3). Однако здесь для нас важно другое. (3) Фролов А. А. Технология интеллектуального образования [Текст] монография / А. А. Фролов. – Екатеринбург, Издательство «Раритет», 2014. – 180 с.
Только что было показано, как, исходя из необходимости конечного результата, мы «обратным счетом» пришли к тому, с чего надо начинать. Для нас интересны сформировавшиеся хорошие люди, с которыми можно и нужно работать, жить, сажать деревья и выращивать детей. И при этом дружелюбно и заинтересованно смотреть на мир широко открытыми глазами, видя этот мир таким, каков он есть, принимая его и, если надо, внося в него разумные изменения. Чтобы получить в общении таких людей, надо последовательно рассмотреть, какие условия их формирования и на каком этапе развития личности должны быть выполнены. Продвигаясь от взрослого состояния все глубже к истокам сложившейся личности, мы постараемся понять, каким должно быть образование от самого его начала для достижения желанного успеха и желанной успешности. А конца у образования нет. Совершенно очевидно, что все интересующие нас образовательные и воспитательные задачи сводятся к формированию интеллекта. Если говорить о существующем образовании, то построение интеллекта, если оно и происходит, есть построение искусственного интеллекта у человека, который пришел в образование с минимумом примитивных компетенций и уж, во всяком случае, без любых проявлений научно-познавательной компетенции. Искусственный интеллект неустойчив. Это хорошо описано, в частности, в научно-фантастической повести Д. Киза «Цветы для Элджернона». Наша же задача – сформировать устойчивый интеллект в его научно познавательной форме (модели). Для этого он должен быть «естественным», то есть развиваться с самого рождения ребенка а, впрочем, даже с еще более ранних моментов его существования. Вот мы и рассмотрим далее сначала путь от желанной для нас взрослой личности до того, с чего она, эта личность начиналась или могла начинаться. А потом – в нормальном порядке, порядке развития личности посмотрим, что надо делать, как образовывать человека, чтобы он стал именно Хорошим Человеком. Для себя и для других людей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.005 с.) |