Оценка уравновешенности – неуравновешенности нервной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка уравновешенности – неуравновешенности нервной системы



1. Всегда ли Вы проявляете сдержанность с невоспитанным человеком?

2. Часто ли у Вас бывают поводы для раздражения?

3. Можно ли Вас назвать хладнокровным человеком?

4. Часто ли Вы теряете сон из-за чувства тревоги?

5. Свойственно ли Вам терпение и постоянство?

6. Легко ли Вы отвлекаетесь от интересной работы?

7. Трудно ли Вас вывести из душевного равновесия?

8. Верно ли, что Вас легко обидеть и задеть?

9. Свойственно ли Вам мужество в условиях вынужденного ожидания?

10. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

11. Хорошо ли Вы владеете своими чувствами, умеете не показывать свои переживания?

12. Держитесь ли Вы обычно смело на вечеринках?

13. Способны ли Вы быстро прощать людям грубость?

14. Часто ли Вы чувствуете себя неловко в незнакомом обществе?

15. Говорят ли окружающие, что у Вас «олимпийское» спокойствие?

16. Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда несчастным без определенной причины?

17. Способны ли Вы в работу вложить «всю душу», не замечая никого?

18. Правда ли, что Вы очень самолюбивы и честолюбивы?

19. Обладаете ли Вы большой усидчивостью?

20. Нравится ли Вам юмор?

21. Можно ли Вас назвать солидным человеком?

22. Бывают ли у Вас приступы страха и неуверенности в себе?

23. Всегда ли Вы уверены в своих силах?

24. Нуждаетесь ли Вы в постоянной поддержке?

25. Относитесь ли к своим недостаткам равнодушно?

 

Обработка результатов тестирования осуществляется с помощью формулы:

Тх = (Сун + Соч) – (Сон + Суч),

где Тх – соответствующее свойство нервной системы, определяемое по тестам Т-1, Т-2, Т-3;

Сун – сумма утверждений на вопросы нечетной нумерации теста;

Соч – сумма отрицаний на вопросы четной нумерации теста;

Сон – сумма отрицаний на вопросы нечетной нумерации теста;

Суч – сумма утверждений на вопросы четной нумерации теста.

Анализ результатов:

1. Если Тх – положительная величина, то в первом тесте это означает, что у испытуемого преобладает сила нервных процессов, во втором – подвижность, в третьем – уравновешенность нервной системы.

2. Если Тх – отрицательная величина, то в первом тесте это указывает на слабость нервной системы, во втором – на инертность, в третьем – на неуравновешенность нервной системы.

3. Чем больше абсолютное значение Тх, тем выраженнее данное свойство. При значении тестов в пределах 1-3 по абсолютной величине тип темперамента – неопределенный и требуется дополнительная проверка.

Рекомендации к оформлению результатов работы: занесите в протокол числовые значения, полученные при исследовании типологических свойств личности.

На основе материалов табл. 13.1 «Критерии оценки» соотнесите типологические особенности по И.П. Павлову с классификацией типов по Гиппократу.

Таблица 13.1

Критерии оценки (примерные)

Тх (тест Т-1) Тх (тест Т-2) Тх (тест Т-3) Тип темперамента по Гиппократу
>12 >6 >6 Сангвиник
>6 >12 <(–6) Холерик
>6 >6 <(–12) Флегматик
<(–6) >6 <(–12) Неуравновешенный меланхолик
<(–12) <(–6) <(–6) Слабый меланхолик
<(–6) <(–12) >6 Инертный меланхолик

Выводы и обсуждение результатов работы: сделайте заключение о типе ВНД испытуемого.

 

Задание 2. Определить силу нервных процессов по психомоторным показателям (при помощи теппинг-теста).

Оборудование: стандартные бланки – листы бумаги (203–283),разделенные на 6 (по 3 в ряд) равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Порядок выполнения: по сигналу экспериментатора Вы должны в прямоугольниках бланка проставить точки с максимальной скоростью в течение 5 сек в каждом. Общая продолжительность работы 30 сек. Переход с одного прямоугольника на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по часовой стрелке. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Перед началом работы карандаш необходимо ставить не в первом прямоугольнике, а перед ним.

Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек. дает команду: «Перейти на другой квадрат». В конце работы звучит команда: «Стоп».

Обработка результатов:

1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате.

2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов: сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на 5 типов:

- выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10–15 с работы; в последующем, к 25–30 с, он может снизиться ниже исходного уровня. Этот тип кривой свидетельствует о сильной нервной системе;

- ровный тип: максимальный тип удерживается на одном уровне в течение всех 30 с, что соответствует нервной системе средней силы;

- нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-сеундного отрезка и остается на сниженном уровне. Этот тип свидетельствует о слабой нервной системе;

- промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10–15 с. Средне-слабая нервная система;

- вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Средне-слабая нервная система.

Рекомендации к оформлению результатов работы: полученные данные в соответствии с указаниями записать в тетрадь. Провести их анализ.

Выводы и обсуждение результатов работы: сделайте соответствующие выводы об индивидуальных особенностях ВНД испытуемого.

 

Задание 3. Определить индивидуальные особенности ВНД по соотношению 1-й и 2-й сигнальных систем, богатство временных связей, работоспособность и характер тормозных раздражителей на основе изучения системы временных связей между словами (ассоциативный эксперимент).

Ассоциативный эксперимент применяется для обнаружения условных рефлексов на словесные раздражители. Этот способ изучения высшей нервной деятельности человека не предполагает формирования новых условных рефлексов, но позволяет выявить характер и многообразие сложившихся в течение индивидуальной жизни условных связей, отражающих различные формы соотношения сигнальных систем.

Оборудование: карточки с записанными в столбик 20 словами – существительными (исследуемый не должен быть с ними знаком), секундомер.

Порядок выполнения:

1. Составьте карточки из 20 слов – существительных.

2. Экспериментатор произносит каждое из них, а исследуемый должен быстро ответить на каждый словесный раздражитель первым пришедшим в голову словом – ассоциацией.

3. Зарегистрируйте ответы исследуемого и время, необходимое для возникновения ассоциации (латентный период).

4. Результаты эксперимента заносятся в таблицу 13.2 «Результаты ассоциативного эксперимента».

Анализ результатов можно провести по нескольким позициям:

1. Богатство временных связей. Если слова-ассоциации по всем предложенным исследуемому раздражителям ни разу не повторились, можно говорить о большом разнообразии временных связей, их богатстве. Если 1–2 слова повторялись – разнообразие временных связей среднее. Если несколько слов-ассоциаций повторяются многократно – разнообразие временных связей невелико.

2. Типы ВНД. Характер ответного слова является показателем какой-то степени преобладания у данного человека одной или другой сигнальной системы. Так, если на конкретные слова-раздражители даются обобщенные абстрактные ответы, можно говорить об относительном преобладании второй сигнальной системы и о мыслительном типе ВНД исследуемого. Конкретные образные ответы свидетельствуют о большом удельном весе первой сигнальной системы и о художественном типе ВНД. Для среднего типа ВНД характерны в равной мере образные и абстрактные ассоциации.

3. Работоспособность. Если латентный период колеблется в пределах 1–3 с, можно считать, что работоспособность исследуемого хорошая. Если же латентный период составляет более 3-х с и постепенно возрастает от первых слов до последних, то работоспособность может оцениваться как низкая.

4. Проявление торможения. Слова, на которые ассоциации возникают через 8–10 с и более, являются для исследуемого условным тормозом.

Рекомендации к оформлению результатов работы: полученные результаты занести в таблицу 13.2 «Результаты ассоциативного эксперимента».

Таблица 13.2

Результаты ассоциативного эксперимента

Слова, предложенные исследуемому (20 слов) Слова-ассоциации Латентный период, с
Зима Время года  
Цветок Ромашка  
Кукла Игрушка  
И т.д. И т.д. И т.д.

Произвести анализ полученных данных в соответствии с указаниями.

Выводы и обсуждение результатов работы: сделать выводы об индивидуальных особенностях ВНД исследуемого: богатстве временных связей, типе ВНД, работоспособности и проявлении торможения.

 

Задание 4. Выяснить, как проявляются связанные со свойствами нервных процессов особенности ВНД в поведении человека. Научиться определять тип ВНД по оценке характерных черт поведения.

Оборудование: анкета с описанием особенностей поведения детей с различным типом ВНД.

Порядок выполнения:

1. Ознакомиться с характеристикой каждого типа.

2. На основе наблюдения за поведением испытуемого отметить знаком «+» качества, присущие ему.

АНКЕТА

I. Сильный, уравновешенный, подвижный тип, оптимально возбудимый (сангвиник):

Характеристика ребенка:

- весел и жизнерадостен;

- энергичен и деловит;

- склонен переоценивать себя;

- способен быстро схватывать новое;

- неустойчив в интересах;

- легко переживает неудачи и неприятности;

- легко приспосабливается к новым обстоятельствам;

- с увлечением берется за новое дело;

- быстро остывает, если дело перестает интересовать;

- быстро включается в работу и переключается с одного дела на другое;

- тяготится однообразием, будничной кропотливой работой;

- общителен и отзывчив, не чувствует скованности с незнакомыми людьми;

- всегда бодр;

- вынослив и работоспособен;

- обладает громкой, быстрой, отчетливой речью;

- сохраняет самообладание в неожиданной сложной обстановке;

- быстро засыпает и пробуждается;

- порой несобран, проявляет поспешность в решении;

- иногда склонен отвлекаться от дела.

II. Сильный, уравновешенный, инертный тип, оптимально возбудимый (флегматик):

- спокоен и хладнокровен;

- последователен и обстоятелен в делах;

- осторожен и рассудителен;

- умеет ждать;

- молчалив и не любит болтать;

- обладает спокойной без жестикуляции речью;

- сдержан и терпелив;

- доводит начатое дело до конца;

- не растрачивает силы попусту;

- строго придерживается выработанного распорядка в жизни, системы в работе;

- легко сдерживает порыв;

- маловосприимчив к одобрению и порицанию;

- незлобив, проявляет снисходительность к колкостям в свой адрес;

- постоянен в своих отношениях и интересах;

- медленно включается в работу, с трудом переходит от одного дела к другому;

- ровен в отношениях с людьми;

- любит аккуратность и порядок во всем;

- с трудом приспосабливается к новым обстоятельствам;

- обладает выдержкой.

III. Сильный, неуравновешенный тип, повышенно возбудимый (холерик):

- неустойчив, суетлив;

- невыдержан, вспыльчив;

- нетерпелив;

- резок и прямолинеен в общении с людьми;

- инициативен;

- упрям;

- работает рывками;

- склонен к риску;

- незлопамятен;

- обладает быстрой, страстной речью, выразительной мимикой;

- неуравновешен, склонен к горячности;

- порой бывает агрессивен;

- нетерпим к чужим недостаткам;

- способен быстро действовать, немедленно принимать решения;

- обладает резкими, порывистыми движениями;

- непоследователен в достижении поставленной цели;

- склонен к резким сменам настроения.

IV. Слабый тип, пониженно возбудимый (меланхолик):

- стеснителен и застенчив;

- теряется в новой обстановке;

- не верит в свои силы;

- легко переносит одиночество;

- склонен уходить в себя;

- быстро утомляется;

- обладает тихой речью, иногда до шёпота;

- невольно приспосабливается к характеру собеседника;

- впечатлителен до слезливости;

- предъявляет высокие требования к себе и окружающим;

- склонен к подозрительности;

- болезненно чувствителен и легко раним;

- чрезвычайно обидчив;

- скрытен и необщителен;

- малоактивен и робок;

- безропотно покорен;

- стремится вызвать сочувствие у окружающих.

 

3. Подсчитать количество плюсов, представленных в характеристике каждого типа.

Рекомендации к оформлению результатов работы: занести данные в таблицу 13.3 «Результаты тестирования».

Таблица 13.3

Результаты тестирования

I (сангвиник) II (флегматик) III (холерик) IV (меланхолик)
       
       
       
       
       
       
       

 

Провести анализ полученных данных:

Если в характеристике определенного типа есть 16–20 «+», значит, у испытуемого ярко выражен этот тип, если 11–15, то данный тип присущ ему в значительной степени, если до 10, то черты данного типа выражены в малой степени.

Выводы и обсуждение результатов работы: сделать вывод о выявленном типе ВНД.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Найдите правильный ответ:

1. К условиям выработки условного рефлекса относят:

а) неоднократное сочетание сигнала и подкрепления;

б) наличие только сигнала;

в) однократное сочетание сигнала и подкрепления;

в) наличие только подкрепления.

 

2. Работая с ребёнком-флегматиком, учитель должен придерживаться тактики:

а) отсутствия внимания к особенностям темперамента;

б) индивидуального опроса (по карточкам, с возможностью предварительной подготовки);

в) привлечения ребёнка к быстрым ответам при фронтальном опросе;

г) торможения активности.

 

3. Дефицит сенсорной информации в раннем постнатальном онтогенезе приводит к нарушению:

а) становления иммунной системы;

б) обмена веществ;

в) гомеостаза;

г) становления коммуникативного поведения.

 

4. Динамический стереотип – это:

а) устойчивая последовательность поведенческих безусловнорефлекторных реакций;

б) отдельный условный рефлекс;

в) устойчивая последовательность поведенческих условнорефлекторных реакций;

г) отдельный безусловный рефлекс.

 

5. У людей с сангвиническим типом темперамента ____ нервные процессы:

а) сильные уравновешенные подвижные;

б) сильные неуравновешенные;

в) сильные уравновешенные инертные (малоподвижные);

г) слабые.

 

6. Повышать работоспособность нейронов необходимо у ребёнка с ___ нервными процессами:

а) слабыми;

б) сильными уравновешенными подвижными;

в) сильными неуравновешенными инертными;

г) сильными уравновешенными инертными.

 

7. При неподкреплении условного сигнала безусловным в коре больших полушарий развивается ____ торможение:

а) запредельное;

б) внешнее;

в) индукционное;

г) внутреннее.

 

8. Доминантный очаг возбуждения в нервной системе ребёнка прекращает своё существование:

а) только при удовлетворении потребности, связанной с доминантой;

б) только по команде родителя или воспитателя;

в) только при появлении более значимого раздражителя;

г) при появлении более значимого раздражителя или удовлетворении потребности, связанной с доминантой.

 

9. У ребёнка с флегматическим темпераментом необходимо:

а) тренировать быстроту реакции;

б) повышать работоспособность нейронов;

в) тренировать процессы торможения;

г) снижать уровень возбудимости.

 

10. Безусловные рефлексы:

а) осуществляются с обязательным участием коры больших полушарий;

б) являются врождёнными;

в) вырабатываются на определённые сигналы;

г) приобретаются в процессе жизни.

 

11. Без общения с людьми:

а) не развивается первая сигнальная система;

б) развиваются обе сигнальные системы;

в) не развивается вторая сигнальная система;

г) не развиваются обе сигнальные системы.

 

12. Работа первой сигнальной системы лежит в основе ____ мышления:

а) аналитического;

б) абстрактного;

в) словесно-логического;

г) конкретного.

 

13. К вегетативным проявлениям эмоций относят:

а) изменение артериального давления;

б) жесты;

в) мимику;

г) интонацию.

 

14. Процесс формирования познавательной деятельности детей называют:

а) физическим развитием;

б) функциональным развитием;

в) ростом;

г) психическим развитием.

 

15. Наименьшей подвижностью нервных процессов обладают дети с __ темпераментом:

а) холерическим;

б) сангвиническим;

в) меланхолическим;

г) флегматическим.

 

16. Первая сигнальная система:

а) использует в качестве сигнала смысл слова;

б) характерна только для животных;

в) характерна и для животных, и для человека;

г) использует в качестве сигналов конкретные раздражители (звуки, запахи и т.д.).

17. Наибольшее значение для процессов мышления имеют_____поля больших полушарий:

а) ассоциативные;

б) вторичные двигательные;

в) чувствительные;

г) первичные двигательные.

18. Свойством (-ами) нервной системы, обусловливающим (-и) тип высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову, является (-ются):

а) стереотипность;

б) инертность;

в) развитость нервных процессов;

г) сила, уравновешенность и подвижность.

 

19. В классификации типов высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову, отсутствует тип:

а) инертный;

б) сильный уравновешенный подвижный;

в) сильный неуравновешенный подвижный;

г) слабый.

 

20. Темперамент, при наличии которого нервные процессы характеризуются как сильные малоподвижные (инертные), а человек – как работоспособный, терпеливый, выдержанный, медлительный, называется:

а) холерический;

б) флегматический;

в) сангвинический;

г) меланхолический.

 

2. Ответьте письменно на вопросы:

1. Какова роль биологических и социальных факторов в развитии 1-й и 2-й сигнальной системы действительности?

2. В чем заключаются возрастные особенности нервных процессов?

3. Какие типы ВНД выделяют у детей и подростков?

3. Объясните понятия: «высшая нервная деятельность», «условный рефлекс», «ассоциация», «тип нервной системы», «сила», «уравновешенность», «подвижность нервных процессов», «первая сигнальная система», «вторая сигнальная система».

 

Вопросы для самоподготовки к теме

«Функциональная асимметрия мозга»

1. Понятие о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, возрастные особенности.

2. Методы исследования функциональной асимметрии мозга.

3. Специализация левого и правого полушарий.

4. Совместная деятельность полушарий мозга.

5. Роль знаний функциональной асимметрии мозга в учебно-воспитательном процессе.

 

Лабораторная работа № 15 (2часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.132 с.)