Тема: Структурно-функциональные особенности слухового анализатора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Структурно-функциональные особенности слухового анализатора



Задачи

1. Изучить отделы слуховой сенсорной системы.

2. Изучить механизм восприятия звука.

3. Сформулировать физиологические обоснования правил гигиены слуха.

Материалы и оборудование

1. Рулетка или метровая лента.

2. Ватные тампоны и подготовленный список слов.

3. Таблица «Строение органа слуха».

4. Рельефная таблица «Строение органа слуха».

5. Схема «Механизм восприятия звука».

Рекомендуемая литература

1. Сапин М.Р. Анатомия человека: учеб. пособие для студентов биол. фак. пед. ун-тов, пед. уч-щ, колледжей / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с.

2. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с.

3. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов педагогических институтов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – С. 87–96.

4. Гуминский А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии: учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов / А.А. Гуминский, Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринонова. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.

 

Теоретические вопросы к теме

1. Схема строения слухового анализатора.

2. Строение и функциональное значение наружного и среднего уха. Функциональное значение слухового канала (евстахиевой трубы).

3. Как происходит передача звуковых колебаний из окружающей среды к слуховым рецепторам? Раскройте механизм данного процесса.

4. Рассмотрите строение улитки и разберите механизм преобразования звуковых волн в импульсы улиткового нерва.

5. Закономерности развития слухового анализатора в онтогенезе.

6. Профилактика болезней уха. Обоснуйте названные профилактические меры.

Основные теоретические положения

Орган слуха занимает важное место в получении информации организмом. От его нормального функционирования в значительной степени зависят успехи учащихся в освоении учебного материала, а также развитие речи, оказывающее решающее влияние на психическое развитие ребенка в целом. Орган слуха связан с вестибулярной сенсорной системой, которая обеспечивает равновесие и играет ведущую роль в ориентации человека в пространстве.

Орган слуха – ухо – состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Орган слуха

 

Наружное и среднее ухо – это вспомогательные структуры, обеспечивающие улавливание и направленное проведение звука к слуховым рецепторам, находящимся во внутреннем ухе, там же находятся рецепторы вестибулярного аппарата, обеспечивающие человеку чувство равновесия.

 

Задания, предназначенные для выполнения

Задание 1. Изучите строение и функции слухового анализатора.

Порядок выполнения:

1. Используя основные теоретические положения, информационный материал (приложение 9) и учебное пособие А.Г. Хрипковой «Возрастная физиология и школьная гигиена» (стр.87–95), изучить строение и функции слухового анализатора.

Рекомендации к оформлению результатов работы: оформить схему строения слуховой сенсорной системы (рецепторный отдел, проводниковый отдел, корковый отдел). Укажите, где расположен каждый отдел слухового анализатора.

Заполнить таблицу 10.1 «Строение и функции слухового анализатора».

Таблица 10.1

Строение и функции слухового анализатора

 

Отделы анализатора Строение Функции Возрастные особенности
Периферический отдел      
Проводниковый отдел      
Корковый отдел      

Выводы и обсуждение результатов работы: объясните, какова роль слухового анализатора в становлении функции речи. Раскройте роль структур ствола мозга (среднего мозга, промежуточного мозга, ретикулярной формации) в организации слуховых реакций.

 

Задание 2. Изучить механизм восприятия звука.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.004 с.)