Б1.В.ДВ.7.1 «Деловые коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б1.В.ДВ.7.1 «Деловые коммуникации



(Ч.1. Деловые коммуникации в сфере ГМУ)»

 

по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Квалификация выпускника: бакалавр

Очная, очно-заочная и заочная формы обучения

 

 

Екатеринбург, 2015 г.

Автор–составитель:

К.с.н., ст.преподаватель кафедры управления персоналом С.А. Ваторопин

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой управления персоналом

Протокол 19 мая 2015 г. № 5

 

 

Заведующий кафедрой управления персоналом, д.с.н., профессор Н.Г. Чевтаева


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Актуальность, цель и задачи дисциплины (модуля)………..………………………….3
2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО……………………..........................3
3. Требования к результатам освоения дисциплины……………………………………...4
4. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)………………………..5
5. Объем дисциплины (модуля)…………………………………………………………...7
6. Содержание и структура дисциплины (модуля)………………………………………8
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)………….…………………………………………………….29
8. Система оценки…………………………………………………………………..……...34
9. Примерные вопросы для подготовки к экзамену или зачету………………………...34
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)……35
11. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)…....38

АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Выполнение государственными и муниципальными служащими своих профессиональных обязанностей в большинстве случаев требует кооперации с коллегами, руководителями, подчиненными. От того, насколько грамотно налажены коммуникационные процессы внутри органов власти и местного самоуправления и между ними, зачастую зависит не только морально-психологический климат в коллективе, но и эффективность решения задач местного, регионального, общегосударственного значения. Кроме этого, исходя из специфики государственного и муниципального управления, служащим приходится постоянно взаимодействовать с населением, коммерческими и некоммерческими организациями, СМИ и т.д. Грамотное владение устной и письменной речью, знание и соблюдение норм и правил этикета, умение урегулировать конфликтные ситуации в деловом общении и другие слагаемые коммуникативной компетентности специалистов способствуют более эффективному решению стоящих перед ними вопросов, повышению доверия к органам власти и укреплению их авторитета в глазах общественности. Данные факторы обуславливают актуальность изучения студентами – нынешними и будущими государственными и муниципальными служащими – дисциплины «Деловые коммуникации в сфере ГМУ».

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – на основе изучения теоретических основ делового общения и коммуникативной компетентности сформировать у студентов практические навыки и умения в области деловых коммуникаций в сфере ГМУ.

Задачи дисциплины:

- изучить содержание теоретических подходов к деловым коммуникациям;

- раскрыть сущность коммуникативной компетентности специалиста в сфере ГМУ;

- рассмотреть этические и этикетные основы делового общения на государственной и муниципальной службе;

- сформировать умения организации и проведения различных форм деловых коммуникаций;

- овладеть навыками взаимодействия специалиста в сфере ГМУ с представителями СМИ, коммерческих организаций, населением.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОП ВО

 

Дисциплина относится к профессиональному циклу ООП. Дисциплина «Деловые коммуникации в сфере ГМУ» основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных в ходе изучения следующих учебных дисциплин:

1. Риторика.

2. Психология.

3. Теория организации.

4. Основы управления персоналом.

5. Этика государственной и муниципальной службы.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

- способность осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);

- способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10);

- владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-17).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- теоретические основы деловых коммуникаций;

- специфику коммуникаций в сфере в сфере ГМУ;

- основные виды и формы деловых коммуникаций;

- этические основы деловых коммуникаций;

- психологические характеристики личности и их влияние на коммуникативный процесс;

уметь:

- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

- подбирать необходимые методы и средства для осуществления делового общения;

- разрабатывать структуру деловой беседы, презентации, переговоров, публичного выступления как коммуникативного процесса;

- устанавливать контакт и удерживать внимание целевой аудитории в процессе коммуникации;

- грамотно выбирать стратегию поведения в конфликтной ситуации;

владеть:

- культурой диалога, письма в процессе осуществления деловых коммуникаций;

- приемами установления, поддержания деловых контактов;

- подходами к определению оптимальной стратегии поведения в различных коммуникативных ситуациях для достижения поставленных целей;

- основными инструментами эффективной деловой коммуникации.

4. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
ОПК-4 способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации Знать: З1 - теоретические основы деловых коммуникаций; З2 - специфику коммуникаций в сфере в сфере ГМУ; З3 - основные виды и формы деловых коммуникаций; З5 - психологические характеристики личности и их влияние на коммуникативный процесс; Уметь: У1 - логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; У2 - подбирать необходимые методы и средства для осуществления делового общения; У3 - разрабатывать структуру деловой беседы, презентации, переговоров, публичного выступления как коммуникативного процесса; У4 - устанавливать контакт и удерживать внимание целевой аудитории в процессе коммуникации; Владеть: В1 - культурой диалога, письма в процессе осуществления деловых коммуникаций; В2 - приемами установления, поддержания деловых контактов; В3 - подходами к определению оптимальной стратегии поведения в различных коммуникативных ситуациях для достижения поставленных целей; В4 - основными инструментами эффективной деловой коммуникации.
ПК-9 способность осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации Знать: З1 - теоретические основы деловых коммуникаций; З2 - специфику коммуникаций в сфере в сфере ГМУ; З3 - основные виды и формы деловых коммуникаций; З5 - психологические характеристики личности и их влияние на коммуникативный процесс; Уметь: У2 - подбирать необходимые методы и средства для осуществления делового общения; У4 - устанавливать контакт и удерживать внимание целевой аудитории в процессе коммуникации; У5 - грамотно выбирать стратегию поведения в конфликтной ситуации; Владеть: В1 - культурой диалога, письма в процессе осуществления деловых коммуникаций; В2 - приемами установления, поддержания деловых контактов; В3 - подходами к определению оптимальной стратегии поведения в различных коммуникативных ситуациях для достижения поставленных целей; В4 - основными инструментами эффективной деловой коммуникации.
ПК-10 способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению Знать: З4 - этические основы деловых коммуникаций; З5 - психологические характеристики личности и их влияние на коммуникативный процесс; Уметь: У2 - подбирать необходимые методы и средства для осуществления делового общения; У5 - грамотно выбирать стратегию поведения в конфликтной ситуации; Владеть: В1 - культурой диалога, письма в процессе осуществления деловых коммуникаций; В3 - подходами к определению оптимальной стратегии поведения в различных коммуникативных ситуациях для достижения поставленных целей.  
ПК-17 владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействовать с другими исполнителями Знать: З1 - теоретические основы деловых коммуникаций; З2 - специфику коммуникаций в сфере в сфере ГМУ; З3 - основные виды и формы деловых коммуникаций; З5 - психологические характеристики личности и их влияние на коммуникативный процесс; Уметь: У2 - подбирать необходимые методы и средства для осуществления делового общения; У4 - устанавливать контакт и удерживать внимание целевой аудитории в процессе коммуникации; У5 - грамотно выбирать стратегию поведения в конфликтной ситуации; Владеть: В1 - культурой диалога, письма в процессе осуществления деловых коммуникаций; В2 - приемами установления, поддержания деловых контактов; В3 - подходами к определению оптимальной стратегии поведения в различных коммуникативных ситуациях для достижения поставленных целей; В4 - основными инструментами эффективной деловой коммуникации.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов

Вид учебных занятий Объем дисциплины (модуля), час.
и самостоятельная работа Всего Семестр
             
Очная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:                
лекционного типа (Л)                
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                
практического (семинарского) типа (ПЗ)                
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                
Самостоятельная работа обучающихся (СР)                
Промежуточная аттестация форма зачет   зачет          
час.                
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 108/3   108/3          
Заочная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:                
лекционного типа (Л)                
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                
практического (семинарского) типа (ПЗ)                
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                
Самостоятельная работа обучающихся (СР)                
Промежуточная аттестация форма зачет     зачет        
час.                
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 108/3     108/3        

Форма итогового контроля: зачет (письменная контрольная работа), включающая тестовые и/или открытые вопросы.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

6.1.1. Содержание дисциплины (модуля)

N п/п Наименование тем (разделов) Содержание тем (разделов) Коды компетенций Коды ЗУН (в соответствии с табл.1)
Тема 1 Теоретические основы деловой коммуникации     1. Понятие коммуникации. 2. Коммуникативный процесс: его содержание и структура. 3. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. 4. Стратегии и тактики поведения при взаимодействии. 5. Специфика деловых коммуникаций и условия их осуществления. ОПК-4 ПК-9 ПК-17   З1, З2, З5, У1, В1
Тема 2 Специфика вербального и невербального общения 1. Понятие вербального общения. Речь как средство коммуникации. 2. Невербальное общение и его элементы. 3. Кинесика, просодика, такесика и проксемика. 4. Специфика восприятия вербальных и невербальных сигналов. ОПК-4 ПК-9 ПК-17 З1, З3, З5, У2, У4, В1
Тема 3 Эффективная коммуникация и коммуникативная компетентность 1. Понятие эффективной коммуникации. 2. Слагаемые эффективной коммуникации. 3. Принципы эффективного слушания. 4. Понятие коммуникативной компетентности. 5. Владение разнообразными стилями общения. 6. Интерактивные навыки. 7. Психологические методы убеждающего воздействия. 8. Барьеры коммуникации и способы их преодоления. 9. Коммуникации в конфликтных ситуациях. ПК-9 ПК-17 З1, З2, З3, З5, У1, У2, У4, В1, В2, В3, В4
Тема 4 Этика и этикет в деловом общении государственных и муниципальных служащих 1. Этика государственного и муниципального служащего: основные принципы. 2. Деловой этикет. Соблюдение делового этикета как фактор повышения имиджа служащего. 3. Этикетные правила общения начальника и подчиненного. 4. Речевой этикет государственного и муниципального служащего. 5. Национальные особенности делового общения. ПК-10   З4, З5, У2, У5, В1, В3
Тема 5 Внутриорганизационные коммуникации на государственной и муниципальной службе 1. Коммуникация как функция управления организацией. 2. Средства внутриорганизационных коммуникаций. 3. Основные формы внутренней коммуникации в ОГВ и ОМС. 4. Деловая беседа. 5. Приемы убеждения в споре. Уловки в споре. 6. Деловые переговоры. Типы переговоров. Стратегии и тактики ведения переговоров. 7. Деловые совещания. 8. Особенности телефонного разговора. ОПК-4 ПК-9 ПК-17 З2, З3, З5, У1, У2, У3, У4, В1, В2, В3, В4
Тема 6 Взаимодействие государственных и муниципальных служащих с населением, СМИ, бизнес-структурами 1. Взаимодействие специалистов ОГВ и ОМС с населением. 2. Клиентоориентированный подход в работе государственных и муниципальных служащих с населением. 3. Порядок работы с обращениями граждан. Виды обращения граждан. 4. Особенности взаимодействия с коммерческими организациями. 5. Работа со СМИ. Пресс-службы в ОГВ И ОМС и их задачи. 6. Анализ материалов СМИ. Политический маркетинг и имидж органов государственного и муниципального управления в СМИ. ОПК-4 ПК-9 З2, З3, З5, У1, У2, У3, У4, В1, В2, В3, В4
Тема 7 Правила успешного публичного выступления 1. Понятие публичного выступления. Виды публичных выступлений. 2. Подготовительный этап выступления. 3. Коммуникативная фаза и ее этапы. 4. Средства активизации внимания аудитории. 5. Стратегии публичного выступления при разных реакциях аудитории. 6. Правила ведения дискуссии. 7. Анализ выступления: работа над ошибками. ОПК-4     З3, З5, У1, У2, У3, У4, В1, В3, В4
Тема 8 Манипуляции в деловом общении 1. Манипуляция как «скрытое управление». 2. Предпосылки и причины манипуляции. 3. Общая схема манипулирования. 4. Признаки манипулятивного воздействия. 5. Техника трансактного анализа манипуляций. 6. Психологическая защита от манипуляций. ОПК-4 ПК-9 ПК-10 ПК-17 З5, У1, У2, В1, В3, В4

6.1.2. Структура дисциплины (модуля)

N п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины (модуля) в час. Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения
Тема 1 Теоретические основы деловой коммуникации                 Опрос
Тема 2 Специфика вербального и невербального общения       4 i     Опрос
Тема 3 Эффективная коммуникация и коммуникативная компетентность   4 i   4 i     Работа в малых группах
Тема 4 Этика и этикет в деловом общении государственных и муниципальных служащих             Эссе
Тема 5 Внутриорганизационные коммуникации на государственной и муниципальной службе       4 i     Кейс-задача
Тема 6 Взаимодействие государственных и муниципальных служащих с населением, СМИ, бизнес-структурами       4 i     Подготовка проектов
Тема 7 Правила успешного публичного выступления   2 i   4 i     Кейс-задача
Тема 8 Манипуляции в деловом общении       4 i     Дискуссия
Промежуточные аттестации             Контрольные работы
Всего:              
Заочная форма обучения
Тема 1 Теоретические основы деловой коммуникации                 Опрос
Тема 3 Эффективная коммуникация и коммуникативная компетентность   1 i   2 i     Работа в малых группах
Тема 4 Этика и этикет в деловом общении государственных и муниципальных служащих             Эссе
Тема 5 Внутриорганизационные коммуникации на государственной и муниципальной службе       2 i     Кейс-задача
Тема 6 Взаимодействие государственных и муниципальных служащих с населением, СМИ, бизнес-структурами       2 i     Подготовка проектов
Тема 7 Правила успешного публичного выступления   1 i   2 i     Кейс-задача
Промежуточные аттестации             Контрольные работы
Всего:              
                           

Примечание: i – интерактивные формы обучения.

6.2. Содержание дисциплины

Содержание лекционного курса (для очной формы обучения)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.027 с.)