Дефекты голоса делятся на центральные и периферические, каждый из них может быть органическим и функциональным. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дефекты голоса делятся на центральные и периферические, каждый из них может быть органическим и функциональным.



 

15..Фонационное дыхание – дыхание во время речи, энергетическая база речи, от его характеристик зависит длительность, сила, плавность и другие характеристики речи.
Фонационное дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста, очередной вдох осуществляется без паузы.
При производстве звука струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути сомкнутые и напряженные голосовые связки. Благодаря колебанию голосовых складок, у голосовой щели в струе выдыхаемого воздуха образуются волны сгущения и разрежения, происходят колебания воздуха, которые и образуют звук.

Речевой выдох происходит в основном через рот, небольшие порции воздуха выходят через носовые отверстия небольшими порциями только при фонации некоторых отдельных звуков.

Общепризнанным типом дыхания при фонации считается реберно-диафрагмальный, который осуществляется за счет сокращения диафрагмы и межреберных мышц.

Естественное в жизни газообменное реберно-диафрагмальное дыхание при пении и речи должно быть изменено так, чтобы добиться наиболее благоприятных условий для деятельности голосообразующего аппарата. Основные критерии правильного фонационного дыхания:

· не происходит перегрузки воздухом легких;

· голосовые связки не вынуждаются приспосабливаться к давлению на них воздуха;

· подсвязочное давление максимально смягчено;

· дыхательные движения грудной клетки сведены к минимуму;

· при изменениях голоса по высоте и силе затраты воздуха сведены к минимуму;

· голосовые связки в процессе речи не изменяют свой функциональный режим;

· в речевом процессе сохраняется участие всех дыхательных мышц;

· грудная клетка и вся верхняя часть голосового аппарата освобождены от напряжения;

· глоточная полость максимально расширения при необходимости.

Всем перечисленным требованиям отвечает так называемый «нижнебрюшной тип» дыхания, под которым подразумевается сокращение при фонации мышц нижнего отдела брюшной стенки для поддержания подсвязочного воздушного давления в состоянии равномерности и постоянства.

Под голосовым аппаратом следует понимать целый комплекс органов, принимающих участие в процессе голосообразования: Особое место в голосообразующей системе занимает диафрагма — вдыхательная мышца. Сокращение ее мышечных пучков ведет к уплощению и снижению купола диафрагмы, увеличению объема грудной полости, расширению легких и заполнению их вдыхаемым воздухом. Органы брюшной полости при этом смещаются книзу. Хотя диафрагма типично вдыхательная мышца, она не остается пассивной и при выдохе.

Особенность дыхания состоит в том, что в состоянии покоя оно происходит непроизвольно, автоматически. Примером чисто произвольного акта может служить дыхание во время специальных исследований по команде «дышать, не дышать, вдохнуть и задержать вдох» и т. п. В речи и пении мы также пользуемся произвольным дыханием, когда оно полностью подчинено задачам голосоведения. Например, недопустимо сделать вдох посередине слова, а иногда даже и фразы, т.е. на одном выдохе необходимо произносить единую синтагму.

Характер дыхания при фонации существенно меняется: вдох осуществляется быстрее, а продолжительность выдоха увеличивается в 20, 30 и более раз, особенно при пении. Своеобразие фонационного дыхания выражается еще и в том, что вдох происходит и через нос, и через рот, а выдох только через рот.

Различают три основных типа дыхания:

1) реберное (костальное), иногда его называют грудным;

2) брюшное (абдоминальное);

3) смешанное (костоабдоминальное).

В медицинской и педагогической литературе часто употребляется название «диафрагмальное дыхание» синонимически костоабдоминальному. Это не совсем оправдано, так как диафрагма всегда участвует в акте дыхания независимо от его типа.

 

16. Нарушение голоса у детей с нарушением слуха
Голос слабослышащего ребенка обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией.
Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка периода речевого развития; другие недостатки характеризуются неправильными навыками, обусловленными недостаточными и искаженными восприятиями, поступающими в слуховой анализатор. К последним относятся: глухой и слабо модулированный голос, упорные смешения звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных, трудность воспитания правильных свистящих согласных. К периферическим органическим нарушениям условно относят расстройства голоса, возникшие на почве нарушенного слуха. При врожденной или рано приобретенной глухоте высота, сила и тембр голоса изменяются вследствие отсутствия акустического контроля. Уже в младенческом возрасте голос глухого лишен естественного тембра и модуляций. Гуление не имеет правильного ритма, инстинкт лепетания понижен. По мере роста и развития ребенка нарушение голоса проявляется в большей степени. Объем голоса остается на уровне диапазона голоса грудного ребенка, т. е. состоит из 3—4 тонов. Голос обычно глухой, очень тихий, слабый, едва слышный, но может быть крикливым, «лающим», грубым, хриплым, назализованным, фальцетным или низким, сдавленным. Характер голоса при нарушении слуха зависит от состояния слуха и времени его потери. Дети, имеющие остатки слуха или сравнительно поздно потерявшие его, обладают голосом более звучным, естественным, модулированным. Дети, оглохшие на первом-втором году жизни, или врожденно глухие страдают различными недостатками голоса и нарушением ритмико-мелодико-интонационной стороны речи. Их речь невыразительна, монотонна, лишена естественных модуляций. Они не умеют повышать и понижать голос, изменять его силу и длительность звучания, правильно пользоваться носовым и ротовым резонатором, грудным, головным и смешанным (микстовым) регистром. Для этих детей недоступны основные интонемы — вопрос, утверждение, восклицание, а также различные интонации—эмоциональные, волевые, логические. Нарушение голоса при снижении слуха объясняется неточным и недостаточным функционированием артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата ребенка без анатомических изменений в его строении. При обследовании гортани обнаруживается несмыкание голосовых складок или их судорожное сжатие, носящее функциональный характер. Часть выдыхаемого воздуха у глухого проходит между голосовыми складками, вследствие чего появляется шум, придающий голосу хриплый оттенок. При значительном напряжении голосовых складок может возникнуть спастическая дисфония и узелки на голосовых складках. При уменьшении выдыхаемого давления воздуха и изменении силы смыкания голосовых складок наблюдается детонация голоса — он понижается или чаще повышается, т. е. преобладает фальцетное звучание. Во время фонации часть воздуха попадает в носовую полость, в результате чего появляется носовой оттенок голоса. Внеречевое дыхание у глухих детей почти не отличается от нормального, но речевое дыхание резко нарушено. Обычно глухие свободно выдыхают воздух из легких тотчас же после вдоха, как это бывает при обычном покойном дыхании, поэтому выдох отличается слабостью и непродолжительностью. При напряженной артикуляции между вдохом и выдохом возникают частые перерывы, поэтому амплитуда и ритм дыхательных движений становятся неравномерными, не возникает согласованности в работе грудных и брюшных мышц. Глухому ребенку трудно овладеть длительным и экономным выдохом не только потому, что он плохо управляет работой дыхательных мышц, но и потому, что при фонации голосовые складки смыкаются или неплотно, или, наоборот, слишком напряженно. Таким образом, нарушение голоса у глухого ребенка укладывается в картину дисфонии и обусловлено несовершенной работой его голосового, дыхательного и артикуляторного аппарата, неточной координацией всех органов, участвующих в процессе голосообразования.

 

17. Профессиональный голос. Требования к качеству звучания профессионального голоса. Обоснование требований.

Постоянные голосовые нагрузки вызывают избыточное напряжение всей голосообразующей системы и вследствие этого влияют на состояние эмоционально-волевой сферы человека.

Помимо людей голосоречевых профессий — педагогов, воспитателей, лекторов, переводчиков, гидов, актеров — существует множество различных специалистов, активно использующих голос в своей работе. Это огромная масса чиновников, политических деятелей, военнослужащих, которым приходится выступать перед большими аудиториями, вести длительные телефонные переговоры. Все это требует от людей звучного голоса достаточной его силы и интонационной выразительности для достижения большей убедительности. Ведь смысл высказывания определяется не только лексикой, но и интонацией, составляющими которой в значительной степени являются акустические характеристики голоса.

Таким образом, здоровому голосу и его коррекции в случаях нарушений придается огромное значение. Актуальным вопросом теории и практики фониатрии и логопедии (фонопедии) посвящаются ежегодные конгрессы Союза европейских фониатров (UEP). На одном из них была утверждена классификация профессий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству голоса.

А. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса:

а) певцы-солисты;

б) певцы-хористы;

в) актеры;

г) дикторы радио и телевидения.

Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса:

а) преподаватели;

б) профессиональные ораторы, переводчики, телефонисты и др.;

в) политические деятели;

г) воспитатели и учителя детских учреждений.

В. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде:

а) адвокаты;

б) судьи;

в) врачи;

г) войсковые командиры.

На том же конгрессе была принята количественная оценка (в баллах) степени нарушения голоса. В настоящем пособии она приведена в главе 4 — «Методы обследования и выявления патологии голоса».

Предложенная классификация не охватывает все профессии, требующие хорошего качества голоса. Сфера его использования значительно шире. Например, мы не откроем государственной тайны, если скажем, что при отборе кандидатов для космических полетов учитываются свойства голоса. Так, у претендента на работу в космическом корабле может быть нормальный голос, но при специальном обследовании обнаруживается, что поданный им речевой сигнал в условиях дальней связи не будет воспринят на земле.

Голос утрачивает необходимые акустические признаки — звучность, силу, изменяется его тембр и снижается выносливость.

В разные годы различные исследователи подходили с собственными оценками к определению причин возникновения профессиональных расстройств голоса. В первую очередь изучались нарушения певческого голоса.

Немалое значение имеет и такое качество речи, как дикция. Этот термин редко встречается в логопедии. Дикцию, как правило, отождествляют с нормальным звукопроизношением. Но это не равнозначные понятия. Человек может нормированно произносить все звуки, но в продолжительном и эмоциональном высказывании его речь оказывается не очень разборчивой, особенно в больших помещениях. (Нельзя путать со стертыми формами дизартрии.) Плохую дикцию довольно часто приходится слышать в театре у актеров с недостаточной техникой речи и голосоподачи.

Дикция — это совокупность нескольких сторон устной речи. Она определяется четкостью и правильностью звукопроизношения, хорошим владением голосаего звучностью, полетностью, сменой мелодического рисунка, достаточным динамическим диапазоном и полноценным фонационным дыханием.

При наличии этих свойств голос легко достигает слушателей, он летит в пространство, не рассеиваясь, не теряя силы, звучности и разборчивости слов. Ранее этому качеству уделялось большее внимание, и образцовой школой хорошей речи и поставленных актерских голосов всегда служил Малый театр, особенно актеры старшего поколения.

Мы позволили себе сделать это отступление, потому что голос хорошего педагога сродни актерскому. Если речь учителя монотонна, интонация бедна, то внимание учеников рассеивается, интерес к предмету угасает и продуктивность таких уроков падает. Встречается и другая крайность. Учителя неоправданно форсируют голос. (Это мы установили по результатам анонимного анкетирования и по собственным наблюдениям.) Даже в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где наполняемость классов гораздо ниже массовых, учителя говорят, форсируя голос без всякой необходимости. К сожалению, такая манера использования голоса сложилась давно. Учителям ошибочно кажется, что при громком голосе ученики лучше усваивают материал, а им самим легче владеть дисциплиной в классе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.012 с.)