Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критика М.Бахтиным «биографического метода» и разработка оснвований «нового биографизма»
Фиксирую собственные методологические затруднения при изучении отношения М.Бахтина к жанру биографии и биографическому методу. Взгляд современного исследователя, уже «приученный» к феноменологическим, герменевтическим, экзистенциальным «вторжениям» в методологию биографического анализа (во многом, кстати, спровоцированным влиянием идей М.Бахтина, как в отечественной, российской, так и в западной гуманитаристике) вдруг «упирается» в достаточно критические и часто негативные оценки М.Бахтиным возможностей биографии и с ходу отторгает такие оценки. Однако следует помнить, что в современный ему период Бахтин имел дело с историческими биографиями (о возможном знакомстве с трудами П.Бицилли, А. Лаппо-Данилевского по исторической биографистике (См.: [50, с. 699])), а также с объективистско-позитивистскими и фрейдистскими образцами биографического жанра, те же «вторжения» в биографистику, о которых сказано выше, состоялись гораздо позже. Сам М.Бахтин считал биографию «органическим продуктом органических эпох» [13, с. 142], связывая жанр с определенным историческим периодом. Он ставил биографический подход в один ряд с вульгарно-социологическим и причинным объяснением в духе естественных наук. Более того, в указанной позитивистской установке биографический анализ оказывался и в одном ряду с «деперсонифицированной историчностью» («историей без имен», на что указано в работе, написанной в 30-40-е г.г. 20 века «К методологии гуманитарных наук» (См.: [18, с. 365]). В этом смысле не следует преувеличивать критического антибиографического пафоса М.Бахтина и распространять его на все возможные вариации жанра и метода. Более продуктивным, на наш взгляд, будет выявление в бахтинской концепции тех идей, которые способствовали становлению, «нового биографизма» (термин К.Брук-Роуз, введенный в статье «Растворение характера в романе» [81]), современной биографической парадигмы. При этом следует отметить, что сам М.Бахтин этих новых возможностей старого жанра, по-видимому, не увидел. В переработанном спустя полвека тексте «К методологии…» - последней написанной им работе (1974 год) – исследователь отношения к биографическому описанию не меняет. Что же подвергает критике М.Бахтин в биографическом подходе?
1. Многим историко-литературным исследованиям присуща тенденция «черпать биографический материал из произведений и, обратно, объяснять биографией данное произведение…» [13, с. 11], со ссылкой на совпадение фактов жизни героя и автора, тенденция смешения «автора-творца, момента произведения, и автора-человека, момента этического, социального события жизни» [13, с. 12]. Такая тенденция, заложенная еще основателем «биографического метода» в литературоведении Сент-Бёвом (1804-1869) в «Литературных портретах» [65], нашла свое выражение в трудах его последователей, особенно у французского литературоведа Г.Лансона (1857-1934) [43, 44, 45]. Исследовательский подход Лансона, вписывающийся в культурно-исторический метод, основан на объяснении литературного явления особенностями характера и биографии его создателя, а также весьма абстрактным «духом времени». (После Бахтина, почти в тех же выражениях такая установка была подвергнута критике Р.Бартом, который назвал ее «лансонизмом» (См. об этом, в частности, в исследовании М.Соколянского [68, с. 529])). При этом Р.Барт, как и ранее М.Бахтин, фактически отождествил «лансонизм» с биографическим методом как таковым. И, как и российский мыслитель, одновременно сам он внес серьезный вклад в трансформацию биографического подхода в гуманитаристике. Именно своим наиболее проницательным критикам - М.Бахтину, и Р.Барту - он во многом обязан своим современным обликом. Идеология «лансонизма», по Барту, вырастает из мировоззренческой позиции «аналогического детерминизма», согласно которому детали произведения должны быть подобны деталям чьей-то жизни, душа персонажа – душе автора. «Лансонизм» пронизан духом позитивизма и, следовательно, требует соблюдать объективные правила, принятые в любых научных исследованиях (См.: [9, с. 271]). Для М.Бахтина - наиболее существенный изъян такого подхода, названного им «беспринципным», в том, что здесь игнорируется «форма отношения к событию, форма… переживания …жизни», то есть «смысловые моменты», а также трудноуловимые – интонация и ритм. При этом М.Бахтин в области литературы не отрицает саму возможность научно продуктивного сопоставления биографии героя и автора и их мировоззрения, однако выступает против абсолютизации такого сопоставления.
В целом ситуацию М.Бахтина в его отношении к «биографическому методу» Сент-Бева и Лансона можно сравнить с ситуацией М.Пруста (1871-1922). Французский писатель выступил в 1909 году с резкой критикой метода в «Эссе против Сент-Бева» [62], впоследствии из этого эссе вырос многотомный роман «В поисках утраченного времени», который Пруст писал до конца жизни. В новом типе романа – романе «потока сознания», воплотился и «новый биографизм», подобный бахтинскому. По отношению к Прусту корректнее говорить о «новом автобиографизме». Для писателя принципиально несовпадение сюжетно-событийной линий своей жизни и своего героя Марселя. Одновременно в романе «В поисках утраченного времени» явлен предельно автобиографический «опыт памяти», опыт жизни и становления внутреннего Я. Более того, постулируется приоритет опыта памяти перед всеми другими жизненными опытами. Творчество Пруста и его «новый автобиографизм» существенно повлияли на гуманитарное знание, спровоцировав постановку новых проблем, иные способы видения объекта описания, коренным образом изменив роль и специфику биографического дискурса в структуре humanities. 2. М.Бахтин усматривал в современных ему образцах биографических описаний обедняющий «гносеологизм», в целом присущий философии и науке. В данном контексте он проявлялся в том, что сквозь призму господства «гносеологического сознания» «…этика или теория поступка подменяется теорией познания уже свершенных поступков», «единство свершения события подменяется единством сознания, понимания события», а «…субъект – участник события становится субъектом безучастного чисто теоретического познания события» (См.: [13, с. 79]). Этому подходу М.Бахтин попытался противопоставить иную архитектонику биографического описания. Не отказываясь от процедуры понимания как таковой, он отказывается от «наивно-реалистического» ее истолкования (вживание, в чувствование, удвоение переживаний другого во мне), а предлагает «со чувственное понимание» [13, с. 91], использующее бытийное положение «понимающего автора» вне внутренней жизни другого. В установке сочувствующего и сопереживающего понимания автору дано обнаружить в жизни героя события «индивидуального преломления и уплотнения смысла, облечение его во внутреннюю смертную плоть…», так и «идеализировать, героизировать, ритмизировать» их [13, с. 91]. В пределе герой у М.Бахтина отождествляется с «внутренней плотью смысла» - рождаемой и умирающей в мире внутренней определенностью, сплошь в мире данной, собранной в конечный предмет и имеющей сюжет [13, с. 98]. Проблема «плоти смысла», «о-плоть-нения смысла» проходит через многие современные концепции гуманитарного знания. И как перекличка с Бахтиным звучат, к примеру, слова Ж.Деррида (даем в украинском переводе Виктора Шовкуна): «між надто живою плоттю буквальної події та холодною шкірою поняття пробігає смисл. Саме так він потрапляє до книги” [37, с. 149]. Эта проблематика задает еще одну траекторию исследований в области биографического дискурса, поскольку «плоть смысла», пожалуй, нигде так «плотно» и насыщенно не явлена как биографии в различных ее модификациях. Более того, «новый биографизм» как теоретико-методологическое основание современных не-позитивитстких исследований в сфере биографистики, ориентирует на то, чтобы в личности, объекте биографического анализа, видеть именно «внутреннюю, смертную плоть смысла» (подобную «опыту памяти» Пруста) и рассматривать биографию и автобиографию преимущественно как смыслоконститурирование жизни. Мы представили основные основные проблемные зоны концепции М.Бахтина в рамках которых он рассматривал феномен биографии и возможности биографической стратегии в гуманитарном знании. Ряд проблем, связанных с биографическим дискурсом, проработан им подробно и основательно, в отношении других он лишь «набрасывает нить разговора» [2], оставляя открытым «смысловое зияние», где диалог о природе биографии только и может состояться.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.006 с.) |