Лирика Есенина: основные мотивы, связь с фольклором. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лирика Есенина: основные мотивы, связь с фольклором.



Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря1925, Ленинград) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — и имажинизма.

Сергей Есенин сочиняет много стихотворений, которые объединял в сборники. Самый первый сборник стихов С.А.Есенина – “Радуница», опубликован в 1916 году и в него вошли такие стихотворения, как “Запели тесаные дроги”, “Не бродить, не мять в кустах багряных” и др. С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.

В 1919-1923 годах входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925)

В 1923 году в Берлине (столица Германии) вышел сборник С.А.Есенина “Стихи скандалиста”. Правительство СССР запретило его ввозить в страну. В июле 1924 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) вышла “Москва кабацкая” (“Да! Теперь решено. Без возврата”, “Снова пьют здесь, дерутся и плачут”, “Сыпь, гармоника. Скука, Скука”, “Пой же, пой. На проклятой гитаре” и др). “Хулиган”, “Исповедь хулигана”, “Любовь хулигана” – сборники Сергея Есенина, из-за которых за ним утвердилась кличка “хулиган”.

В сборнике “Любовь хулигана” вышли такие стихотворения, как “Заметался пожар голубой”, “Ты такая ж простая как все”, “Пускай ты выпита другими”, “Дорогая сядем рядом”, “Мне грустно на тебя смотреть”, “Вечер чёрные брови насопил”, “Ты прохладой меня не мучай”.

Ещё один сборник стихотворений Сергея Александровича Есенина – “Персидские мотивы”, был написан во время трёх поездок в Грузию и Азербайджан, с осени 1924 по август 1925 года. В этот сборник вошли такие стихотворения как “Шаганэ ты моя, Шэганэ!”, “Ты сказала, что Саади”, “Свет вечерний шафранного края”.

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.). Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Берёза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поёт зима — аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.)

Тема Руси – основная в творчестве Есенина. Характерно, что Есенин создает образ не России, как геополитического пространства, а воспевает поэтический образ деревенской Руси, Руси изначальной (о чем ярко свидетельствует фольклорная традиция, широкое использование приема олицетворения природы, устойчивые эпитеты (любимый край, златая Русь), былинное обращение (Гой, ты Русь), соединение языческой и христианской образности). Он воспевает деревенскую Русь, ее природу, которая для ЛГ сакральна.

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная”. Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. (“Хаты — в ризах образа”, “Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас”.) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении “Запели тесаные дроги” (1916 г.):

И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем-Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика (“Я нарочно иду нечесаный...”), с другой — воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях “Письмо матери”, “Русь советская”, “Русь уходящая”, “Возвращение на Родину”. Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь “поют агитки Бедного Демьяна”:

Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. В книге «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов». Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей — это и есть Есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди». И дальше:

Не видать конца и края,
Только синь сосёт глаза…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.005 с.)