Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искажения эмпирических знаний ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Ученые могут искажать эмпирические знания и снижать тем самым их объективность. Чаще всего искажения происходят непреднамеренно, но суть дела от этого не меняется. Искажения допускают те, кто проводит исследование, а также при регистрации данных; угроза объективности эмпирических знаний сохраняется на этапе интерпретации и объяснения эмпирических данных. В течение многих лет ученые–мужчины изучали поведение приматов, делая акцент на соревновательности социального поведения приматов-самцов. Когда поведение приматов стали изучать ученые-женщины, они стали придавать значение поведению приматов-самок, кооперации и условиям, стабилизирующим сообщества приматов (“ The nature of science ”, 1998–1999). Как ни парадоксально, пол ученых может быть фактором, обусловливающим их односторонние взгляды и подходы при выборе тем исследований и внимание к различным научным проблемам. Хотя множество факторов может искажать (и снижать) объективность эмпирических знаний, ученые хотят знать, по меньшей мере, источники искажений и как они влияют на результаты исследований. Специально разработанные процедуры эмпирических исследований позволяют определять степень искажений или вообще избегать их. Ученые обращают внимание на эти факторы и условия как в собственных исследованиях, так и в исследованиях своих коллег по профессии. 3.5. Эмпирическая психология дает ответы на все вопросы? Существует много вопросов и проблем, которые выходят за рамки компетенции эмпирической психологии. Есть Бог или нет? Первична материя или сознание? Человек по своей природе ангел или дьявол? Нужно ли у мальчиков усиливать мускулинные черты или, наоборот, уменьшать их выраженность? Эмпирическая психология не решает такого рода и масштаба проблемы не потому, что не хочет, а потому, что не может их решить. Эмпирическая психология может изучить вопрос о том, насколько распространена вера в Бога у людей пожилого возраста и у молодежи, среди женщин и мужчин. Однако в ее арсенале нет средств, которые позволяли бы определить, есть Бог или нет. Эмпирическая психология научилась измерять отдельные черты личности, но не владеет средствами измерения, глубинной сущности человека, может определить выраженность мускулинности у юношей и девушек, но не может эмпирически установить ценность этой черты.
Разные люди по разному оценивают мускулинность. Кроме того, разные виды профессиональной деятельности или социальной активности могут предъявлять разные требования к выраженности мускулинности. Военные эксперты могли бы утверждать, что юноши — защитники родины, поэтому у них должна быть выраженной мускулинность. Возможно, работники правоохранительных органов заметили бы, что выраженная мускулинность является фактором риска роста правонарушений среди молодых людей. Практические психологи могли бы добавить, что выраженная мускулинность создает проблемы общения и взаимопонимания между юношами и девушками. Многие девушки хотели бы чувствовать себя в безопасности, но тогда у их парней должна быть повышенной мускулинность. Многие девушки хотели бы, чтобы их парни были более чуткими и внимательными к ним. Но тогда у их парней маскулинность должна быть пониженной. Психологические исследования показывают, что введение курса «Домашнее хозяйство» в школах приводит к снижению уровня мускулинности у подростков. Но эти результаты не свидетельствуют ни о том, что курс «Домашнее хозяйство» социально полезен, ни о том, что он социально вреден (см. также: Майерс, 1996). Ключевые термины и понятия
Ресурсы интернета
Дзуки Э. Психология и наука < http://psy.samara.ru/content.asp?theory&rid=44&id=65> Мигдал А. Отличима ли истина от лжи? // Наука и жизнь, 1982. — N 1. <http://dr-gng.dp.ua/library/migdal.htm> “ The nature of science” (1998-1999) <http://www.project2061.org/tools/sfaaol/chap1.htm> “ Twenty Science Attitudes ” <http://psg.com/~ted/bcskeptics/ratenq/Re3.3-Attitude.html> Рекомендуемая литература Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, доп. — СПб.: Питер, 2000. — С. 8—29. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — С. 3—57. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1996. — С. 46—61. Проверьте ваши знания: вопросы по главе 3 1. На какие базовые посылки опирается эмпирическая психология? 2. Каковы базовые признаки эмпирической психологии? 3. Назовите критерии производства истинных знаний и приведите соответствующие примеры. 4. Каковы главные источники искажения истины со стороны ученых? 5. Дает ли наука ответы на все вопросы? Приведите аргументы и примеры.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.130.136 (0.007 с.) |