Программа и методики эмпирического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа и методики эмпирического исследования



В соответствии с целями работы определены следующие задачи эмпирического исследования:

· подобрать валидные и надежные методики эмпирического исследования, соответствующие теоретическим положениям и отвечающие целям работы;

· определить состав выборочной совокупности эмпирического исследования;

· собрать и статистически обработать эмпирические данные;

· выявить взаимосвязи стрессоустойчивости, самоотношения, стратегий поведенческой активности и психологических защит будущих специалистов.

Гипотезы исследования:

1. Существует взаимосвязь между самоотношением и стрессоустойчивостью будущих специалистов.

2. Имеются половые различия проявления специфики самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов.

3. Существуют связанные с профилем обучения различия в проявлении взаимосвязи самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов.

Участниками исследования стали студенты экономического факультета (мужчины и женщины) и студенты психологического факультета (женщины) 1-5 курсов Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Академии Труда и Социальных Отношений, Ярославского Государственного Университета им. П.Г. Демидова. Выборка состояла из 99 студентов: 34 мужчин и 65 женщин в возрасте от 18 до 23 лет.

В качестве измерительных инструментовбыли выбраны методики диагностики типа поведенческой активности в стрессовых условиях (Л. И. Вассерман и Н. В. Гуменюк), многофакторного исследования личности 16 ФЛО-187-A (Р. Б. Кеттел), исследования самоотношения (С.Р. Пантилеев), типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.).

Рассмотрим более подробно данные методики эмпирического исследования. Методика диагностики типа поведенческой активности в стрессовых условиях (Л.И.Вассерман и Н.В. Гуменюк) содержит 61 вопрос и направлена на выявление типа поведенческой активности при стрессе (А, А1, АБ, Б, Б1). Респонденту предъявляется следующая инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов, касающихся особенностей жизни, активности в делах и общении или поведения в эмоционально-напряженных ситуациях. Внимательно прочтите каждый вопрос (утверждение) и выберите вариант ответа, который наиболее соответствует вашему поведению». Интерпретация результатов теста осуществляется на основе отнесения респондента к одному из вышеперечисленных типов. [66, с.452-461]

Методика многофакторного исследования личности 16 ФЛО-187-A (Р. Б. Кеттела) состоит из 187 вопросов и оценивает личность по 16 факторам (замкнутость - общительность, конкретное мышление - абстрактное мышление, эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность, подчиненность - доминантность, сдержанность - экспрессивность, низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения, робость - смелость, реализм - чувствительность, подозрительность - доверчивость, практичность - мечтательность, прямолинейность - проницательность, спокойствие - тревожность, консерватизм - радикализм, зависимость от группы - самостоятельность, низкий самоконтроль - высокий самоконтроль, расслабленность - эмоциональная напряженность). Адаптированный вариант опросника на русскоязычной выборке разработан В.И. Похилько, А.С. Соловейчиком, А.Г. Шмелевым. Предназначена для обследования лиц с образованием не ниже 8-9 классов.

Инструкция, предъявляемая респондентам выглядит следующим образом: «Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов – тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе.

Если Вам что-нибудь не ясно, спросите экспериментатора. Отвечая на вопросы, все время помните:

1. Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым придет Вам в голову. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае старайтесь представить себе «среднюю», наиболее частую ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно.

2. Старайтесь не прибегать к промежуточным, неопределенным ответам (типа «не знаю», «нечто среднее» и т. п.) слишком часто.

3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам не очень точно сформулированными, но и тогда постарайтесь найти наиболее точный ответ. Некоторые вопросы могут показаться Вам личными, но Вы можете быть уверены в том, что ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального «ключа», который находится у экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут рассматриваться. Нас интересуют только обобщенные показатели

4. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя и очень поможете нам в нашей работе. Заранее благодарим Вас за помощь в отработке методики.» [8, c. 215]

Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантилеев) нацелена на выявление структуры самоотношения личности и выраженности отдельных компонентов самоотношения (закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения). Допускается групповое и индивидуальное применение без ограничения времени. При проведении группового обследования необходимо, чтобы количество участников не превышало 15 человек. Опросник содержит 110 утверждений, ориентировочное время выполнения задания – 35-40 минут. Предъявляемая респондентам инструкция имеет следующий вид: «Вам предложен перечень суждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Внимательно прочитайте каждое суждение. Если Вы согласны с содержанием суждения, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения поставьте "+", если не согласны, то "-". Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного суждения. Возможно, что некоторые суждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь определить их соответствие себе как можно искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться». [50, с. 141-157]

Методика диагностики типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) содержит 97 утверждений и направлена на выявление основных типов эго-защит: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование. Респонденту предъявляется инструкция следующего вида: «Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек обычно испытывает. Если утверждение вам не соответствует, поставьте знак «х» в разделе, обозначенном «нет». Если утверждение вам соответствует, поставьте знак «х» в разделе «да», в месте, обозначенном круглыми скобками». [66, c.444-452]

В качестве инструмента статистической обработки данных использован пакет SPSS Statistics 17.0. Применены критерии: Спирмена – для выявления значимых корреляций; Манна-Уитни для выявления различий по полу и специальности; Крускала-Уоллиса для выявления различий по возрасту и курсам; методы описательной статистики.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.005 с.)