Вопрос 6. Поведение в отношении цены и выпуска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Поведение в отношении цены и выпуска



Последствия всеобщей взаимосвязи олигополистов:

♦ нельзя точно оценить спрос;

♦ нельзя точно определить MR;

♦ нельзя определить Р* (равновесная цена) и Q* (равновесный
объем продаж).

Такая неопределенность рыночного поведения порождает мно­жественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперативного (монопольное поведение) и некооперативного по­ведения (конкурентное поведение).

Вслучае некооперативного поведения каждый продавец са­мостоятельно решает проблему определения цены и объема вы­пуска. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы.

Q2 Ql Q0 Рис 27. Модель Курно

Согласно модели Курно, на рынке — две фирмы (дуополия) X и Y, которые конкурируют между собой, производят однородную продукцию и самостоятель­но принимают решения от­носительно цены и объема выпуска (некооперативное поведение). При этом учи­тываются не только издер­жки производства и спрос, но и предложение конку­рента (рис. 27).

 

Если фирма Y начнет расширять продажи, то фирма X ли­шится части спроса, что вызовет смещение графика Dx влево. В результате изменяется объем производства (от Q0→ Q1→ Q2), мак­симизирующий прибыль фирмы X, и соответствующая ему цена. График объема производства фирмы X, в зависимости от объе­ма производства фирмы Y, называется кривой реагирования фир­мы X. Такой график можно построить и для фирмы Y.

Равновесие Курно — в точке А, где предполо­жения фирм совпадают с их реальными действия­ми, a Qx и Qy — оптималь­ны (рис.).

Дуополия Курно — это модель, анализирую­щая поведение двух кон­курирующих фирм при условии, что одна фирма, расширяя выпуск, частично вытесняет с рынка другую.

Qy Qy Рис. 28. Равновесие Курно

Однако, если фирма X займет активную позицию и не допус­тит фирму Y на свой рынок, может начаться ценовая война. Ценовая война — цикл последовательных уменьшений цены с

целью вытеснения конкурен­та с олигопольного рынка. Она продолжается до тех пор, пока цена не снизится до минималь­ного уровня (Р = АС = МС).

Модель «Ломаной кри­вой спроса» (рис.29).

Рис. 29. Ломаная кривая спроса при олигополии

Модель объясняет негиб­кость цен. Форма кривой спроса олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет элас­тичным, если она повысит цену, так как конкуренты не будут повышать свои цены в ответ (D2). Если же фирма понизит свои цены, то спрос станет неэластич­ным, так как конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены (D1).

Результат — ломаная кривая спроса у фирмы (D2PD1).

Р — установленная цена. Если фирма повысит цену, то спрос уйдет к D2. Если фирма понизит цену, то спрос не изменится.

Кривая MR имеет вертикальный разрыв А-В. Из-за разрыва в величинах MR объем выпуска не будет оказывать воздействия на цену товара при изменении предельных издержек (МС).

Ценообразование на рынке олигополии.

А) Картельное соглашение.

Тайный сговор — форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей.

Картель — группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой моно­полией.

Установление единой цены увеличивает выручку всех участ­ников картеля, но рост цены сопровождается обязательным сни­жением объема продаж.

При данном соглашении каждая фирма, стремясь максими­зировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены втайне от других. Это разрушает картель.

Препятствия для тайного сговора:

♦ Различия в спросе и издержках.

♦ Число фирм в отрасли.

♦ Внезапный спад деловой активности.

♦ Возможное вступление в отрасль других фирм.

♦ Мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по
принципу ценовой дискриминации.

Б) Лидерство в ценах.

Лидерство в ценах (молчаливый сговор) — это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установлен­ные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лиде­ра выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли.

Тактика лидера при корректировке цен:

Корректировка цен редка и проводится в случае значитель­ных изменений в издержках.

О надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ.

Ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.

В) Практика сдерживания цен.

Это практика назначения самой низкой цены, которая пре­пятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы вре­менно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.

Механизм такой практики — фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.

Г) Ценообразование по принципу «издержки плюс» (рис.30).

Рис.30. Ценообразование «издержки плюс»

Такое ценообразование означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки (AVC) при некотором плановом уровне производства, а затем добав­ляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли.

Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощ­ностей (на уровне 75-80%), чтобы иметь возможность амортизи­ровать перепады конъюнктуры.

Наибольший удельный вес имеют, как правило, переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нор­мальную прибыль (рис.).

Р = AVC(1+ k) = AVC + k х AVC,

где k — принятый процент надбавки.

Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спро­са на товар: чем выше эластичность, тем обычно ниже процент надбавки.

Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть AFC и обес­печить нормальную прибыль.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.008 с.)