Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аполлоническое» и «дионисийское» начало в культуре
Огромное значение для культурфилософии имело ницшеанское различение аполлонической и дионисийской культур. Разные полюсы космического бытия запечатлены в обликах Аполлона и Диониса. Работа Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» посвящена доказательству дихотомии античной культуры. Эту дихотомию олицетворяют в языческом пантеоне два сводных брата – Аполлон и Дионис, сыновья Зевса. Антиномия аполлонического и дионисийского полюсов раскрывается Ницше, прежде всего по отношению к принципу формы и индивидуальности как формы духа. Противопоставление аполлонического и дионисийского культур применимо не только к античности. Оно захватывает все европейское сознание. Названия «аполлонический» и «дионисийский» философ заимствовал у греков, разъяснявших глубокомысленные эзотерические учения в области воззрений на искусство не с помощью понятий, а в резко отчетливых образах мира богов. Ницше утверждал, что поступательное развитие культуры зависит от этих двух начал. При этом аполлоническое начало он связывал с искусством пластических образов, а искусство Диониса – с музыкой. Для того, чтобы разъяснить природу этого разграничения, Ницше предлагал нарисовать в своем воображении художественные миры сновидения и опьянения. Известно, что Аполлон представлял собой две стихии – разрушительную и созидательную. Ницше акцентирует вторую. Бог Аполлон – это отображение радостной необходимости сонных видений у греков. Он – полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов. Про Аполлона можно было бы сказать, что в нем воплощено доверие к принципу индивидуальности. Аполлон представлен гением величавой гармонии. Он развертывает формы бытия и наполняет их жаждой прекрасного. В аполлноническом начале есть только свет, яркий, блистающий, непрерывно ткущий красоту, не знающий пределов своей фантазии. Но мир этого гения чужд трепету жизни, он гнетет человека отсутствием тепла и сострадания, своим бездушным спокойствием, безразлично взирающим на скорби и восторги всякого существа. Аполлон ограничивает отдельные существа друг от друга, напоминает об этих границах как о священных законах своими требованиями самопознания и меры, и тем самым он хочет привести их к покою.
В отличие от Аполлона, Дионис есть сердце мира, его упоение и тоска. Он объемлет собой всю внутреннюю жизнь: скорбь и тоску сердец, грезы и чаяния, порывы души. Все то, что в безмолвии внешнего мира рождается в скорби бытия и составляет невыразимый, но влекущий к себе мир Диониса. Сущность дионисийского начала легче всего понять по аналогии с опьянением. Еще в немецком средневековье, разъясняет Ницше, охваченные той же дионисийской силой, носились все возраставшие толпы с пением и пляской. Под чарами Диониса человек вновь сливается с природой. Опьянение, не знающее преград, пробуждает душу от сна и влечет к жизни, не знающей преград и подчинений. Природа этого мира – экстаз. Это полное погружение в поток мировой жизни, раскрытие глубинных истоков жизни Проблема соотношения аполлонического и дионисийского начал, их противоположность, раскрывается в глазах Ницше прежде и важнее всего к принципу формы и индивидуальности как формы духа. Аполлоническое и дионисийское начала должны были восстановить некогда растерянное единство. Аполлоническая культура не существует в изолированном мире как закрытое пространство. То же относится и к дионисийству. В любом процессе можно отыскать близость этих контрастных принципов. Будучи взаимно противоположными, они органически дополняют друг друга.
Культура представляет собой борьбу двух начал, с ними связано поступательное развитие в культуре. Ницше утверждал, что в европейской культуре аполлоническое подавило дионисийское, и ее дальнейшее развитие пошло по аполлоническому направлению. Но с таким выводом можно согласиться только частично, так как дионисийское начало не было полностью утрачено. Анализ европейской культуры это подтверждает. Дионис дает о себе знать, казалось бы, во время, когда это противоречило господствующему миропредставлению. В частности, это карнавальная смеховая культура средневековья. Прямым продолжением дионисийского является вакхические модели культуры итальянского и северного Возрождения, фландрийского барокко (Рубенс, Йорданс), европейского сентиментализма и романтизма. Дионисийские тенденции четко просматриваются и в современной культуре. Появление в XX веке различных субкультур, основанных на философии социального протеста (хиппи, панки), также является проявлением дионисийского, и наиболее яркой в этом плане стала рок-культура XX века.
Таким образом, можно констатировать, что в культуре на протяжении всей ее истории наличествуют две тенденции. Одна – рациональная, строго определенная по форме и содержанию, упорядоченная, логически верная и мотивированная, восходящая к высокой классике античности, т.е. аполлоническая. И вторая – иррациональная, самостийная, демоническая, непредсказуемая, динамическая, другими словами – дионисийская.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.005 с.) |