Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия «текст культуры», «знак», «символ».
Культура выполняет функцию хранения и передачи информации. Но эта информация должна быть выражена в тексте культуры. Всякое явление культуры есть сочиненный людьми с помощью знаковых систем текст. Текст культуры – это последовательность символов, образующих сообщение. В современной философской традиции текстом выступает все, что создано искусственно: книги, картины, здания. Текст не сводим к речевому акту. Его функции сведены к следующим: · Быть обобщением · Коллективной памятью · Общение читателя с самим собой · Быть собеседником · Выявление подтекста Но любой текст – в виде вещи, ритуала, художественного произведения, речи и т.д. – представляет собою нечто такое, что подлежит прочтению и пониманию. Каждый раз, сталкиваясь с каким-либо культурным явлением, приходится решать две задачи: как его понять и как проверить правильность его понимания. Надо сказать, что однозначного решения эти задачи не имеют. Читательская интерпретация текста не может совпадать с авторской в принципе. Во-первых, читатель и автор – разные и неповторимые личности. Во-вторых, различны культурные контексты, в которых воспроизводится данный текст. Когда читатель знакомится с текстом, у него возникает «избыточное видение»: ведь он знает то, что создатель этого произведения знать не мог. Поэтому он способен к какой-то иной интерпретации того, что автором сказано. Как пишет М.М. Бахтин, древние греки не знали о себе самого главного – что они древние. Та дистанция во времени, которая превратила их в древних греков, наполнена постепенным раскрытием в произведениях античной культуры все новых и новых смысловых регистров, о которых сами творцы этих произведений ничего не знали. Например, Пушкин не мог осмыслить свои творения в контексте последующего развития русской культуры. Не могли этого сделать и его современники, а потому они не имели возможности оценить содержание и значение своих собственных произведений так, как это делаем мы. Текст, попадая в новый историко-культурный контекст, наполняется новым смыслом, отличным от того, какой он имел во время его создания. «Каждый век, приобретая новые факты, приобретает и новые глаза» (Гейне). А новыми глазами многое видится иначе.
Таким образом, понимание произведений культуры меняется от эпохи к эпохе. Не существует окончательной, «единственно правильной» их интерпретации. Они живут в истории, и в диалоге с ними новые поколения осмысливают их содержание заново. Культурные ценности не умирают, потому что они все время обогащаются новым смыслом. Даже научные произведения, где свобода интерпретации гораздо меньше, чем в художественных текстах, понимаются читателями неодинаково. Одно дело, когда научный текст читается в рамках тех знаний, на фоне которых он был создан, и совсем другое – когда он видится в свете иного уровня знаний, достигнутого позже. В искусстве же свобода интерпретации несравненно больше, чем в науке. Художественный текст обращен к чувствам, а не только к разуму. В нем обязательно должен быть «подтекст», не выраженный в явной форме смысл. В конкретном материале, в описании единичного случая художник воплощает замысел, имеющий более общее значение. Поэтому в произведении искусства всегда остается что-то «за кадром», что-то недосказанное. Можно сказать, что возможность различных интерпретаций текста является необходимым и важным признаком художественности. И чем богаче, чем совершеннее произведение, тем больше различных смыслов может быть увидено в нем. Говорить о семиотике культуры– значит говорить о культуре как о знаковой системе. Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, уметь устанавливать значение используемых в ней знаков. Каждому человеку более или менее понятна семиотика его родной культуры, но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Знаком является материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 4 основных типа знаков: · Естественные; · Функциональные; · Иконические; · Конвенциональные (условные).
Естественные знаки – это знаки-признаки. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Под естественными знаками понимаются вещи и явления природы. Не все предметы выступают как знаки, а только те, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный язык является частью какого-то целого и поэтому дает информацию о последнем. Простейший пример: дым как знак огня. Функциональные знаки – какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Например, обстановка квартиры – комплекс функциональных знаков, несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а набор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. Очки – знак слабости зрения; лопата на плече указывает, что человек занимался или собирается заняться земляными работами. Функциональные знаки – это тоже знаки-признаки, но в отличие от естественных знаков связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Они могут выступать в качестве знаков только по тому, что включены в человеческую деятельность и несут в себе информацию о ней. Всякий школьник знает: когда учитель водит пальцем по классному журналу – это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать. Совершая непроизвольные телодвижения, человек, как правило, не подозревает, что подает знаки, сигнализирующие о его чувствах, эмоциях, намерениях, мыслях. Иконические знаки – это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Иконические знаки – это знаки в полном смысле слова. Знаковая функция является для них главной и основной. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей. Образы различаются по степени своей похожести на оригинал. Одни имеют схематичный, упрощенный характер, например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы и др.; другие настолько похожи на изображаемую натуру, что дают полную иллюзию ее действительного присутствия. Особое место среди иконических знаков занимают символы. Знаки-символы – это знаки, которые в силу заключенного в них наглядного образа используются для выражения некоторого, часто весьма значительного и отвлеченного содержания (например, изображения актерской маски древнегреческого театра как символ современного театра и театрального искусства; слово «символ» употребляется и просто в смысле «знак»). Круг, крест, свастика, пентаграмма, египетский крест и христианский, символ в культурном контексте. Конвенциональные знаки служат обозначением предмета «по условию» - по тому, что люди условились считать их знаком этого предмета. Они имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения является лишь результатом соглашения, договора. Конвенционные знаки создаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны. Например:школьный звонок, красный крест на машине «скорой помощи», «зебра» на пешеходном переходе, звезды и полосы на погонах.
Существует два основных вида конвенционных знаков – сигналы и индексы. Знаки-сигналы – это знаки извещения или предупреждения (например, значение цветов светофора). Значение специальных сигналов становится известным только в результате обучения (флажковая сигнализация на флоте, навигационная система). Знаки-индексы – это условные обозначения каких-то предметов или ситуаций, имеющие компактный, легкообозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Например: показания приборов, картографические знаки, условные значки в схемах, школьные оценки и т.д. Наряду с отдельными конвенциональными знаками в ходе развития культуры возникают разнообразные системы конвенциональных знаков. Например: система знаков дорожного движения, церемониальные знаковые системы, связанные с обрядами. Символическая концепция происхождения культуры – культурологическая теория, рассматривающая культуру как синтез разнообразных символов (язык, письменность, искусство, наука и т.д.). Немецкий философ Эрнст Кассирер (1874-1945), автор труда «Философия символических форм», в основу своей концепции культуры закладывает человеческую способность к систематической и постоянной символизации. Истоки культуры Кассирер ищет в возможности человека создавать некий искусственный мир. Реальность при этом обозначается определенными символами. Специфика человеческой жизни – человек живет в созданной им самим символической системе. Цивилизованный человек взаимодействует с вещами с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов. На основе этого Кассирер предложил называть человека «символическим животным», а не «мыслящим животным», как это уже стало традиционным.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.009 с.) |