Глава 1. Психологическая готовность женщины к материнству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Психологическая готовность женщины к материнству



Содержание

Введение

Глава 1. Психологическая готовность к материнству

1.1. Основные понятия

1.2. Основные компоненты материнств, влияющие на готовность женщины к материнству

1.3. Основные аспекты, влияющие на психологическую готовность женщины к материнству

1.4. Показатели психологической готовности к материнству

1.5. Факторы, позволяющие определить психологическую готовность к материнству

1.6. Виды готовности к материнству

1.7. Основные мотивы материнства

1.8. Четыре основных типа ценности материнства

1.9. Три уровня готовности к материнству

Глава 2. Экспериментальное исследование

2.1. Методы и организация исследования

2.2. Анализ полученных в исследовании данных

Выводы к главе 2

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

Введение

Проблема психологической готовности к материнству очень актуальна в наше время. Демографическая ситуация в мире весьма неоднозначна. В некоторых странах наблюдается явное перенаселение, в других – наоборот – кризис рождаемости, как, например, в нашей стране. К тому же, данные социологических исследований все чаще отмечают отсутствие должной готовности у женщин, ждущих первого ребенка.

Психологическая готовность к материнству определяется учеными, как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку. Это отношение проецируется после рождения ребенка в реальное материнское поведение и определяет его эффективность. (С.Ю. Мещерякова).

Целью нашей курсовой работы является выявление и раскрытие факторов, влияющих на психологическую готовность женщины к первому материнству, а также сравнение степени влияния того или иного фактора на психологическую готовность к материнству группы женщин, незамужних, не имеющих детей.

Гипотеза: на психологическую готовность женщины к материнству влияют следующие факторы: личностный фактор(совокупность целей, мотивов, установок на стратегию воспитания в будущем, убеждений, ценностей и интересов женщины, готовящейся стать матерью), «материнская грамотность» (осведомленность о кормлении, безопасности и уходе за малышом), а также положительный опыт общения с матерью в детстве.

Предмет исследования: факторы, влияющие на психологическую готовность женщины к материнству.

Объект исследования: личность женщин.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, приложение и список использованной литературы.

Данное исследование проводилось на основе зарубежных и отечественных научных трудов, статей и исследований в области изучаемой проблемы.

Глава 1. Психологическая готовность женщины к материнству

Основные понятия

Существует множество определений термина «Материнство». Проблема материнства изучается различными науками, такими как история, культурология, медицина, философия, физиология, биология поведения, социология и психология. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет. Материнство рассматривается в различных аспектах. Феномен материнства можно рассматривать по-разному. С точки зрения биологии, материнство – это физическая способность к зачатию, беременности и родам. С точки зрения социологии, материнство – это статус женщины, родившей ребенка, статус матери, продолжательницы рода. И, наконец, также необходимо упомянуть о гендерной природе материнства, так как матерью может стать исключительно женщина в виду своей физиологии. Так, одновременно мы можем сказать, что материнство – это статус женщины, часть ее самосознания, родственная кровная связь с ребенком.

Чтобы иметь более полное представление о факторах, которые влияют на психологическую готовность к первой беременности и рождению первенца, необходимо дать определение таким понятия, как «материнство», «родительство» и «психологическая готовность».

В словаре русского языка «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми». (Ожегов С.И.,1984)

В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.

Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.

Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.

Материнство - одна из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности. (Брутман В.И.,1994)

«Материнство- в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли». (Менегетти А.,1992)

Материнство - личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта. (Хорват Ф.,1984)

Материнство - особый тип деятельности женщины. (Матвеева Е.В.,2004) В.В.Давыдов выделял типы деятельности, которые сложились и возникли в процессе онтогенеза. Последние обозначены как воспроизводящие. Матвеева Е.В. считает, что к этому типу деятельности и относится материнство.

Все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект - носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка.(Минюрова С.А., Тетерлева Е.А., 2002)

Таким образом, нет единого, однозначного понятия «материнство».

Материнство — это способность женщины выносить, родить и выкормить грудью ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. (http://detstvovmeste.ru).

Материнство - это сложный феномен, имеющий физиологические и психологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. Все женщины становится матерями по-разному. (http://detstvovmeste.ru)

Материнство -состояние женщины-матери.

Материнство – это основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка (Биологический словарь).

Материнство – это особое психологическое состояние женщины

2) Г. С. Абрамова рассматривает родительство как социальные роли отца и матери, причем она считает, что освоение социальных ролей Матери и Отца – это главная жизненная задача развития человека в период взросления.

Родительство - система взаимосвязанных явлений:

а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям;

б) специфические социальные роли и нормативные предписания культуры;

в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания. (Кон И.С.,1998)

В англоязычной литературе используются два термина, обозначающие «родительство». Первый из них – parenthood – чаще используют специалисты, анализирующие институциональные характеристики родительства. Второй – parenting – употребляется для раскрытия собственно родительских ролей, включая отклонения от одобряемых в конкретной культуре моделей обращения с детьми.(Гурко Т.А., 2000)

Родительство - социально–психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно–окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства». С ее точки зрения, феномен родительства одновременно предстает в нескольких планах: прежде всего, это план индивидуально–личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство, во–вторых, родительство по отношению к семейной системе, в–третьих, взаимосвязь родительства с родительскими семьями, в–четвертых, родительство по отношению к системе общества. (Овчарова Р.В.,2003).

Родительство рассматривается, как интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. (Овчарова Р.В.,2006).

3) Психологическая готовность – это комплекс, или необходимый и минимальный набор психических качеств, позволяющий человеку совершать определенное действие.

4)Психологическая готовность к материнству - это специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку. Это отношение проецируется после рождения ребенка в реальное материнское поведение и определяет его эффективность. (Мещерякова С.Ю.,2000)

5)Психологическая готовность к материнству – это специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-объектная ориентация на отношение к будущему ребенку.

 

Основные мотивы материнства

Психологическая готовность к материнству характеризуется осознанным желанием женщины иметь детей. У женщины, которая хочет родить ребенка осознанно, всегда есть мотив, то есть она отвечает для себя на вопрос: «Для чего мне это нужно: беременность, роды, сам ребенок?». Мотивы материнства неразрывно связаны с мотивами сохранения беременности. Если женщина приняла решение сохранить беременность, это значит, что она обладает одним из мотивов материнства.

Ниже изложены основные мотивы материнства (Филиппова Г.Г., 1996).

· достичь желаемого социального и возрастного статуса (я – взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определённое положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе);

· удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь не полная, не такая как у других);

· стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, - рожать детей, моих внуков, правнуков);

· реализация своих возможностей (воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт);

· компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);

· решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости);

· любовь к детям (самый сложный мотив, в котором сочетается удовольствие от общения с ребёнком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребёнок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других и т.п.);

· достижение критического для деторождения возраста.

Для более глубокого и всестороннего понимания ниже предложен список возможных причин неготовности женщин к первому материнству:

Можно сделать вывод о том, что если у женщины отсутствует мотив материнства, то она психологически не готова к рождению ребенка.

Причины неготовности к материнству могут мыть разными:

· отсутствие перестройки иерархии мотивов личности (из-за неразрешенного мотивационного конфликта или недостаточной значимости мотива, связанного с материнством);

· жесткая структурированность образа ребенка;

· невключенность образа ребенка в структуру самосознания;

· негативный личностный смысл сохранения беременности для самоактуализации женщин;

· эмоциональная «выхолощенность» образов материнства и реальной домашней ситуации;

· несформированность образа реальной домашней ситуации;

· тревожность по поводу своей некомпетентности как матери;

· отсутствие сензитивности в отношении поведения плода.

Выводы к главе 1

1)Психологическая готовность к материнству – это специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-объектная ориентация на отношение к будущему ребенку.

2) На психологическую готовность к материнству влияют следующие факторы:

§ Особенность коммуникативного опыта, полученного в детстве.

§ Мотивационная готовность женщины к родам и появлению ребенка.

§ Переживание беременности и предстоящих родов.

§ Ориентация на стратегию воспитания ребенка.

3) Структура изучаемого понятия может быть выражена через следующие аспекты:

§ Когнитивный (знание, «материнская грамотность»)

§ Эмоциональный (доминирующий эмоциональный фон относительно реализации материнских ожиданий и установок).

§ Поведенческий (направленность на реализацию ценностных ориентаций).

§ Личностный (совокупность целей, мотивов, убеждений, ценностей и интересов женщины, готовящейся стать матерью).

 

 

Методический инструментарий

1) Для изучения данной проблемы нами была разработана анкета.

Данная анкета включает в себя три блока:

· Вопросы об опыте общения девушки с ее матерью в детстве.

· Вопросы, выявляющие уровень материнской грамотности – об уходе, физиологии, кормлении, безопасности ребенка.

· Вопросы о личном отношении девушки к беременности, материнстве, детям.

Соответственно, данная анкета состоит из вопросов различных типов.

В большинстве случаев испытуемые могли не только выбрать ответ, но и предложить свой, если они хотели каким-либо образом дополнить предложенные варианты ответов. Некоторые вопросы предполагали открытый ответ (в основном, вопросы, касающиеся «материнской грамотности»).

Вопросы анкеты выявляют следующее:

I Личностный фактор:

• Желание иметь детей: вопрос № 1, 3, 5, 6

• Личностные ценности: вопросы № 9,11, 14, 21

• Отношение к беременности: вопросы № 2, 26

• Мотив материнства: вопрос № 8

• Положительно отношение к предстоящим трудностям: вопрос № 19

• Способность к самопожертвованию: вопрос № 28

• Установка на стратегию воспитания: вопрос № 23

II Положительный опыт общения с матерью в детстве: вопросы №10, 16, 17, 20, 24, 29, 30, 31

III «Материнская грамотность», представления о:

• уходе: вопрос № 15

• обеспечении безопасности: вопросы № 12, 22

• кормлении: вопросы № 7, 27

• физиологическом развитии ребенка: вопросы № 4, 18

Ответы респондентов на предложенные вопросы были подвергнуты качественному анализу: систематизировались, интерпретировались под углом зрения изучаемой проблемы. Текст анкеты представлен в Приложении №1.

2)Методика неоконченных предложений. Данная методика предполагает быстрое завершение небольших начатых высказываний. Предложенные высказывания представлены в Приложении №2.

Методика выявляет следующее:

• Личностные ценности: вопросы №1, 2, 3, 6, 7, 8, 11

• Мотив: вопрос № 4

• Отношение к беременности: вопросы № 9, 5

• Отношение с матерью на данный момент: вопросы № 10, 12, 13

 

3) Для диагностики психологической готовности испытуемых к материнству был использован метод рисуночной диагностики Г.Г. Филипповой «Я и мой ребенок». (Рисунки, полученные после проведения диагностики - приложение №3)

По рисуночному тесту учитывалось:

• Наличие матери и ребенка

• Содержание возраста ребенка и его возраст

• Наличие совместной деятельности матери с ребенком

• Психологическая дистанция

• Характеристика общего состояния по формальным признакам рисунка: качество линии, расположение рисунка на листе, детали рисунка.

По этому показателю выделены типы рисунков, характеризующие отношение к будущей беременности: благоприятная ситуация –1; незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности –2; тревога и неуверенность в себе — 3; нежелание иметь детей, рожать — 4.

Благоприятная ситуация

Формальные признаки

Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе; при наличии развернутого сюжета (с дополнительными кроме фигур матери и ребенка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть листа; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования.

Содержательные признаки

Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; соразмерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта (мать держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан (в кроватке, коляске, пеленках или животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках — нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младенческому.

Выводы к главе 2

1) Экспериментальные исследования доказали, что на психологическую готовность женщины к материнству влияют следующие факторы:

· личностный фактор,

· «материнская грамотность»,

· положительный опыт общения женщины с матерью в детстве.

2) Проведенные методы диагностики показали, что 65% участвовавших в исследовании женщин обладают высоким уровнем психологической готовности к материнству.

3) Проведенное нами экспериментальное исследование доказывает корректность и валидность использования метода рисуночной диагностики Г.Г. Филипповой «Я и мой ребенок» по отношению к небеременным женщинам.

 

 

Заключение

Итак, во все времена считалось, что главное предназначение женщины – это материнство. Известно, что появление в семье ребенка – это событие, которое навсегда изменит жизнь его родителей. Поэтому, женщине очень важно быть психологически готовой к таким серьезным переменам.

Подготовленное нами исследование напрямую связано с одной из актуальных проблем современности, с проблемой психологической готовности женщины к материнству.

В нашем исследовании мы предприняли попытку выявить факторы, влияющие на психологическую готовность к материнству. Для получения эмпирических данных были использованы как уже известная методика рисуночной Г.Г. Филипповой «Я и мой ребенок», так и специально разработанные для данного исследования анкета и методика неоконченных предложений.

Цель, поставленная в начале нашей работы, достигнута. Были выявлены факторы, влияющие на психологическую готовность женщин к материнству.

Для подтверждения или опровержения гипотезы было проведено исследование женщин по вопросу их психологической готовности к материнству. Гипотеза подтвердилась: психологическая готовность к материнству зависит от личностного фактора, который включает в себя совокупность целей, мотивов, установок на стратегию воспитания в будущем, убеждений, ценностей и интересов женщины, готовящейся стать матерью, «материнской грамотности» (осведомленности о кормлении, безопасности и уходе за малышом), а также положительного опыта общения с матерью в детстве.

Нами было установлено, что около 65% женщин, принимавших участие в исследовании, обладают весьма высоким уровнем психологической готовности к материнству. Однако, большая часть опрошенных (около 80%) не обладают достаточной осведомленностью о том, как осуществлять уход за малышом, а также знаниями о физиологических процессах, происходящих в организме ребенка в первые несколько лет жизни. Так, например, на вопрос о том, в каком возрасте малыш может самостоятельно сидеть, был получен ответ: «в два года шесть месяцев», что свидетельствует об отсутствии должных знаний о физиологии ребенка.

Также, в ходе данного исследования была доказана корректность и валидность использования метода рисуночной диагностики «Я и мой ребенок», изначально разработанного для беременных женщин, по отношению к небеременным женщинам

Практическое значение полученных в исследовании данных мы видим в возможности дальнейшего использования их при изучении психологической готовности к материнству.

 

Список литературы

1. Бойко В.В. Если ты жена и мать. М.:1985.

2. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые результаты социологического обследжования женщин, отказавшихся от своих новорождённых детей.//Вопросы психологии.-1994.-№5.-с.24-27.

3. Брутман В.И., Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью.//Психология сегодня.-вып.4.-1996.-с.150-151.

4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС.2002.

5. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социологические исследования. – 2000. -.№ 11.

6. Кон, И.С. Ребёнок и общество Текст./ И.С. Кон. М.: 1998.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика. 1986.

8. Матвеева Е.В. Проект исследования на тему «Способы воспитания готовности к материнству и качество материнской позиции в российской и американской культурах современного общества».-Москва-Нью-Йорк.:2004.

9. Менегетти А. Психология жизни. 10 лекций по онтопсихологии. СПб.: ИПЦ "Паллада", ФМБ "Пирал" и ИКА "Тайм-аут".1992.

10. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии.-2002.-№5.-с.18-27.

11. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству Текст. / C.B. Мещерякова // Вопросы психологии. — 2002. № 5.

12. Минюрова С.А. Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства//Психологический журнал.-2002.-№5.-с.63-75.

13. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд–во Института психотерапии, 2003.

14. Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: Академия. 2005.

15. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М.: 2006.

16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: 1984.

17. Перну Л. Я жду ребенка. М.: Медицина. 1986.

18. Семья в психологической консультации: Опыт и С 30 проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: 1989.

19. Спиваковская A.C. Как быть родителями? Текст. / A.C. Спиваковская. -М.:1991.

20. Филиппова Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь//Семья и школа,.-2001.-№3.-с.14-17.

21. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе//Психология сегодня.-вып.3.-1996.-с..36-38.

22. Фромм Э. Искусство любви Текст. / Э. Фромм. Минск. 1990.

23. Хорват, Ф. Любовь, материнство, будущее./ Ф. Хорват. – М.: Прогресс. 1982.

24. Суррогатное материнство. http://www.estetmedicina.ru/

25. Что нужно приготовить к рождению малыша? http://detstvovmeste.ru

26. Как начинается жизнь? http://babiesboom.narod2.ru/

 

Приложение №1

Анкета.

Милые девушки!!! Каждая из нас когда-нибудь станет мамой. И перед таким ответственным и волнительным этапом в жизни каждой женщины, как рождение ребенка, важно узнать, чем же для Вас лично является материнство. Вам предлагается заполнить небольшую анкету, которая поможет ответить на этот вопрос.

1)Как вы думаете, все ли люди хотят иметь детей?

Оцените, пожалуйста, свой ответ по шкале от 1 до 5(1-никто не хочет иметь детей, 5-все хотят быть родителями)

1 2 3 4 5

2)Представьте, что вы видите незнакомую беременную женщину. Ваша реакция:

А)Я радуюсь за нее.

Б) Я сочувствую ей

В) Я понимаю ее

Г) я мысленно пытаюсь просчитать срок ее беременности.

Д)

3)Вы хотите иметь детей?

А) да

Б) нет, не хочу

В) я еще не поняла, хочу ли я родить ребенка

Г)

4)В каком возрасте у малышей как правило начинают резаться первые молочные зубы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5)В каком возрасте вы хотите родить ребенка?

А) Сразу после окончания института – в 22-23 года

Б) После того, как найду и устроюсь на работу, сделаю успешную карьеру

В) Через несколько лет после свадьбы: в …

Г) Я не планирую рождение малыша: «когда родится, тогда и родится»

Д)

6)Представляете ли вы себе, каким будет ваш будущий ребенок?

А) представляю

Б) редко думаю об этом

В)Даже не представляю, какого пола будет мой ребенок

Г)

7)Какими соками можно начинать поить малыша, после начала прикорма?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8)По какой причине вы хотите иметь детей?

А) Я люблю детей

Б) я хочу родить ребенка для своего любимого человека

В) я хочу родить ребенка, чтобы в старости не остаться одной

Г)…чтобы чувствовать себя полноценной женщиной

Д)я хочу дать жизнь новому человеку

9)Есть мнение, что говорить с малышом во время беременности полезно. Что Вы думаете об этом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10)Можете ли вы сказать, что в детстве вы были с вашей мамой подругами?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11)Как вы думаете, чувствует ли малыш до родов ваше настроение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12)Зачем нужно поддерживать малышу голову, когда его держат на руках?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13)Играли ли вы в детстве в куклы, дочки-матери?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14)Как вы относитесь к суррогатному материнству?

А) я резко против, Как можно отдать своего малыша чужой женщине, ведь связь, полученная за 9 мес. Беременности неразрывна.

Б) Я не против, но вряд ли сама поступила так же

В)Я «ЗА», ведь мать не та, которая родила, а та, которая воспитала

15)Знаете ли вы, как обрабатывать пуповину малыша?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

16)Часто ли в детстве вы чувствовали себя одинокой?

17)Как вы думаете, доставляло ли вашей маме удовольствие играть с вами, когда вы были маленькой? Оцените, пожалуйста, свой ответ по шкале от 1 до 5(1-нет, не доставляло, 5-ей очень нравилось)

1 2 3 4 5

18)С какого возраста малыши начинают сидеть?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

19)Скорее всего, после родов вы столкнетесь с различными проблемами. Как вы думаете, что это будут за проблемы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

20)Можете ли Вы сказать, что у Вас было счастливое детство?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

21)Как вы думаете, что изменится в вашей жизни с рождением малыша?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

22)Как вы думаете, почему новорожденных малышей нужно одевать в распашонки с закрытыми рукавами?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

23)Как вы будете воспитывать своего малыша?

А) как пишут в энциклопедиях для родителей

Б) так, как воспитывала меня моя мама

В) как воспитывает ребенка, моя подруга

Г) я попытаюсь избежать ошибок моей мамы в воспитании

Д)

24)Хотелось ли Вам в детстве быть мамой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

25)Как Вы думаете, чего больше всего боятся беременные женщины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

26)С какими словами у Вас ассоциируется слово «беременность»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

27)Знаете ли вы, зачем нужно держать маленького ребенка в вертикальном положении после приема пищи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

28)Будете ли Вы готовы родить ребенка, если узнаете, что будете растить его в одиночестве?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

29)Как Вы думаете, было ли Вашей маме трудно с вами в детстве?

Оцените, пожалуйста, свой ответ по шкале от 1 до 5(1-было трудно, 5-было легко).

1 2 3 4 5

30)Существует мнение, что бабушки – это такие же мамы, только добрее. Как вы относитесь к этому? Оцените, пожалуйста, свой ответ по шкале от 1 до 5(1-абсолютно не согласна, 5-абсолбтно согласна).

1 2 3 4 5

31)Часто ли Вы думаете о своей маме?? Оцените, пожалуйста, свой ответ по шкале от 1 до 5(1- нет, очень редко, 5-очень часто, практически постоянно).

1 2 3 4 5

 

Приложение №2

Метод неоконченных предложений

Продолжите, пожалуйста, следующие предложения:

1. Быть матерью …

2. Женщина рождена для того, чтобы…

3. С рождением малыша в моей жизни…

4. Я хочу/не хочу иметь детей, так как…

5. Больше всего во время беременности я буду бояться …

6. Главное в жизни любой женщины…

7. Главное качество матери –…

8. Ребенок для женщины – это…

9. Беременность – это…

10. Моя мать для меня – …

11. О детях я …

12. С мамой я …

13. Маму я ….

 

Приложение №3

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Психологическая готовность к материнству

1.1. Основные понятия

1.2. Основные компоненты материнств, влияющие на готовность женщины к материнству

1.3. Основные аспекты, влияющие на психологическую готовность женщины к материнству

1.4. Показатели психологической готовности к материнству

1.5. Факторы, позволяющие определить психологическую готовность к материнству

1.6. Виды готовности к материнству

1.7. Основные мотивы материнства

1.8. Четыре основных типа ценности материнства

1.9. Три уровня готовности к материнству

Глава 2. Экспериментальное исследование

2.1. Методы и организация исследования

2.2. Анализ полученных в исследовании данных

Выводы к главе 2

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

Введение

Проблема психологической готовности к материнству очень актуальна в наше время. Демографическая ситуация в мире весьма неоднозначна. В некоторых странах наблюдается явное перенаселение, в других – наоборот – кризис рождаемости, как, например, в нашей стране. К тому же, данные социологических исследований все чаще отмечают отсутствие должной готовности у женщин, ждущих первого ребенка.

Психологическая готовность к материнству определяется учеными, как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку. Это отношение проецируется после рождения ребенка в реальное материнское поведение и определяет его эффективность. (С.Ю. Мещерякова).

Целью нашей курсовой работы является выявление и раскрытие факторов, влияющих на психологическую готовность женщины к первому материнству, а также сравнение степени влияния того или иного фактора на психологическую готовность к материнству группы женщин, незамужних, не имеющих детей.

Гипотеза: на психологическую готовность женщины к материнству влияют следующие факторы: личностный фактор(совокупность целей, мотивов, установок на стратегию воспитания в будущем, убеждений, ценностей и интересов женщины, готовящейся стать матерью), «материнская грамотность» (осведомленность о кормлении, безопасности и уходе за малышом), а также положительный опыт общения с матерью в детстве.

Предмет исследования: факторы, влияющие на психологическую готовность женщины к материнству.

Объект исследования: личность женщин.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, приложение и список использованной литературы.

Данное исследование проводилось на основе зарубежных и отечественных научных трудов, статей и исследований в области изучаемой проблемы.

Глава 1. Психологическая готовность женщины к материнству

Основные понятия

Существует множество определений термина «Материнство». Проблема материнства изучается различными науками, такими как история, культурология, медицина, философия, физиология, биология поведения, социология и психология. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет. Материнство рассматривается в различных аспектах. Феномен материнства можно рассматривать по-разному. С точки зрения биологии, материнство – это физическая способность к зачатию, беременности и родам. С точки зрения социологии, материнство – это статус женщины, родившей ребенка, статус матери, продолжательницы рода. И, наконец, также необходимо упомянуть о гендерной природе материнства, так как матерью может стать исключительно женщина в виду своей физиологии. Так, одновременно мы можем сказать, что материнство – это статус женщины, часть ее самосознания, родственная кровная связь с ребенком.

Чтобы иметь более полное представление о факторах, которые влияют на психологическую готовность к первой беременности и рождению первенца, необходимо дать определение таким понятия, как «материнство», «родительство» и «психологическая готовность».

В словаре русского языка «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми». (Ожегов С.И.,1984)

В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.

Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.

Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.

Материнство - одна из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности. (Брутман В.И.,1994)

«Материнство- в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли». (Менегетти А.,1992)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.150.112 (0.294 с.)